Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АРКА
3, С. 259-260 опубликовано: 11 ноября 2008г.


АРКА

[лат. arcus - дуга], архитектурная форма (проем или обрамление), в основу к-рой заложен сегмент (или неск. сегментов) круга; конструктивный или чисто декоративный элемент сооружения. Арочная система - одна из основных древнейших конструктивных и архитектурно-художественных систем в архитектурно-строительной деятельности наряду со стоечно-балочной архитравной системой. Формы очертаний А. разнообразны, от полуциркульных до сложных многоцентровых (звездчатых, подковообразных и стрельчатых в исламских и готических сооружениях).

Распространенность А. в архитектуре объясняется ее высокой технологичностью и способностью эффективно перераспределять вес конструкций так, чтобы все элементы работали на сжатие, что позволяет перекрывать значительные пролеты и создавать содержательно богатые и образно выразительные криволинейные очертания. Хотя в чистом виде А. применяют сравнительно редко (аркады акведуков и виадуков, арочные мосты, аркады и аркатуры обходных галерей монастырских и крепостных стен), на технологии ее возведения основано создание ведущего класса конструкций церковной архитектуры. Существенную роль, по-видимому, играет древняя символика арочных форм: А. устанавливалась как знак победы (см. Арка триумфальная), служила элементом, обозначающим небесное устроение (радуга, небесный свод), традиционно оформляла вход в потусторонний мир. Соответственно выработалась и христ. символика А., форма ее стала ключевым элементом оформления наиболее важных архитектурно-литургических частей храма (см. статьи «Апсида», «Конха», «Сень», «Киворий», «Царские врата»). Широко использовалась в архитектурном декоре (напр., в аркатурно-колончатых поясах), в завершениях прясел стен закомарами, в перспективных порталах, окнах, арочных фронтонах и др., а также в оформлении погребальных сооружений (аркосолиев, часовен, крипт).

В восточнохрист. архитектуре А. применялась как универсальный конструктивный (несущий) элемент при соединении однородных и разнородных объемов, напр. при переходе от четверика к восьмерику, цилиндру барабана и куполу. В храмовом зодчестве А. обычно имели полуциркульные очертания, редко - овальные (мон-рь Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321), как исключение - подковообразные (Анатолия), с повышенным (Каср-Ибн-Вардан (Сирия), VI в.; ц. св. Ирины в К-поле, VIII в.) или пониженным (мон-рь Неа-Мони на о-ве Хиос, сер. XI в.) центром.

В раннехрист. церковной архитектуре Средиземноморья и позже в Зап. Европе А. широко использовалась во внутренних, часто многоярусных, аркадах базилик (прежде всего как несущий элемент клерестория), в аркадах внешних и внутренних обходных галерей (особенно апсид) романского и готического периодов, в монастырских комплексах (см. Клуатр). Здесь арочные конструкции сочетались с ордерным оформлением: колонны и столбы полностью сохраняли ордерный декор, а фасадные поверхности А. получали декоративную обработку в виде архивольта, выполняющего роль ордерного антаблемента. Такие художественные решения надолго стали ведущими приемами в европ. и мировой архитектуре.

А. А. В.
Ключевые слова:
Архитектура. Основные понятия Арка, архитектурная форма
См.также:
АПСИДА архитектурная форма
АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ архитектурная форма, представляющая собой торжественное обрамление проема или входа (прохода или проезда)
АРКОСОЛИЙ погребальное сооружение
АРХИТЕКТУРА зодчество, иск-во строит-ва и организации пространства