Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АРИСТОН ИЗ ПЕЛЛЫ
3, С. 242 опубликовано: 24 декабря 2008г.


АРИСТОН ИЗ ПЕЛЛЫ

[греч. ̓Αρίστων ὁ Πελλαῖος] (II в.), апологет, предполагаемый автор «Диспута между Ясоном и Паписком о Христе», первого известного произведения, посвященного полемике христианства с иудаизмом (это сочинение сохранилось лишь во фрагментах, так же как и исторический труд А. из П. о восстании Бар Кохбы, упоминаемый Евсевием Кесарийским - Hist. eccl. IV 6). Упоминание о «Диспуте» впервые встречается в несохранившемся антихрист. трактате Цельса «Истинное слово» (ок. 178), где труд А. из П. характеризуется «заслуживающим даже не смеха, а скорее - сожаления и презрения» (Origen. Contra Cels. IV 52). Ориген, приводящий это суждение Цельса, кратко характеризует «Диспут» как «спор, к-рый христианин [Ясон] ведет с иудеем [Паписком] на основании иудейских писаний с целью показать, что пророчества о Христе относятся к Иисусу». Блж. Иероним дважды упоминает «Диспут»: в «Комментарии на послание к Галатам» он цитирует Втор 21. 23 в переводе Акилы, ссылаясь на «Диспут», в к-ром приводится указанная цитата (Comment. in Gal. ad 3. 14 // PL. 26. Col. 361); в «Вопросах к еврейскому тексту кн. Бытия» Иероним цитирует содержащееся в «Диспуте» толкование на Быт 1. 1 (Quaest. hebr. in Gen. ad 1. 1 // PL. 23. Col. 937). Ранние источники упоминают «Диспут между Ясоном и Паписком» без указания авторства. Имя А. из П. как предполагаемого автора этого произведения впервые называется в приписываемых прп. Максиму Исповеднику (VII в.) «Схолиях на Дионисия Ареопагита», к-рый также сообщает, что в книге А. из П. содержится толкование «семи небес» и что Климент Александрийский в 6-й кн. «Ипотипосов» приписывает это сочинение Луке (PG. 4. Col. 421).

Ист.: Reliquiae sacrae. Oxf., 1846. T. 1. P. 93-109; FHG. T. 4. P. 328; Corpus Apologetarum Christianorum saeculi secundi / Ed. J. Ch. Th. v. Otto. Wiesbaden, 1969r. T. 9. P. 349-363.
Лит.: Остроумов С. [И.] Разбор сведений Евсевия Кесарийского и блж. Иеронима Стридонского о греч. апологетах христианства II в. М., 1886. С. 31-48; Bardenhewer. Geschichte. T. 1. P. 202-206; Сагарда А. И. «Ипотипосы» Климента Александрийского // ХЧ. 1913. [№ 8]. С. 1105-1127; Schürer E. Geschichte des jüdischen Volkes in Zeitalter Jesu Christi. Lpz., 1914. T. 1. P. 63-65; Juster J. Les jufs dans l'Empire romain. P., 1914. T. 1. P. 54-55; Labriolle P. de. Ariston (8) // DHGE. T. 4. Col. 201-202; Goodspeed E. J. A History of Early Christian Literature. Chicago, 1942. Р. 138-142; P. 318-320; Quasten. Patrology. T. 1. P. 180; Сидоров А. И. Курс патрологии. С. 151-152.
В. В. Василик
Ключевые слова:
Богословы греческие Апологеты раннехристианские (II - III вв.) Аристон из Пеллы (II в), апологет
См.также:
АРИСТИД (II в.), один из первых христианских апологетов, св. (пам. зап. 31 авг.)
АФИНАГОР (II в.), греч. раннехрист. апологет
АЛЕКСАНДР Ликургос (1825 – 1875), архиеп. Сироса, Тиноса и Милоса, богослов и церковный деятель
АЛИВИЗАТОС Гамилькар Спиридон (1887-1969), греч. проф. канонического права и пастырского богословия
АММОНИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (III в.), христианский писатель
АНАСТАСИЙ АЛЛЕГОРИСТ греч. писатель и богослов 2-й пол. IX в.