Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИСААК
26, С. 678-679 опубликовано: 26 апреля 2016г.


ИСААК

[Исхак; сир.  ], католикос-патриарх Церкви Востока, занимавший кафедру Селевкии-Ктесифона (399-410/1). О жизни И. до избрания католикосом и о первых годах деятельности в этом сане известно мало. Он был уроженцем обл. Кашкар на левобережье Тигра; по одним сведениям, приходился родственником католикосу Томарсе, по другим - свт. Маруфе Майферкатскому (Мартиропольскому).

Согласно большинству сир. хронистов, предшественниками И. были католикосы Томарса (Томаза?; 384-392/3) и Каюма (394/5-399). По версии еп. Григория Бар Эвройо (XIII в.), спустя 5 лет после рукоположения Каюмы визант. имп. Аркадий и иран. шаханшах Йездигерд I заключили мирный договор, следствием к-рого стало прекращение гонений в Иране. Текст договора доставил в Иран свт. Маруфа Майферкатский. Католикос Каюма на Соборе иран. епископов в присутствии свт. Маруфы заявил о желании оставить пост по причине телесной немощи. После повторной просьбы отставка была принята. Вместо Каюмы католикосом был избран И.

Др. версия событий, которую исследователи (Ж. Лабур, А. Выыбус) считают более правдоподобной, была изложена Агапитом, еп. Бет-Лапата (Гундишапура), в приветственном слове участникам Собора Церкви Востока 424 г. (Chabot. Synod. orient. P. 48-49, 292-293). По словам Агапита, благодаря доверию Йездигерда И. возродил высшую церковную иерархию в Иране после 22 лет вынужденного перерыва, последовавшего за эпохой преследований христиан в 340-379 гг., при Шапуре II. Но затем епископы восстали против католикоса и оклеветали его перед иранской администрацией. И. был брошен в тюрьму и освобожден только благодаря вмешательству «западных отцов» и еп. Маруфы. Доверие шаханшаха к католикосу было восстановлено.

Наиболее важным событием в правление И. стало проведение в нач. февр. 410 г. в Селевкии Собора епископов из всех месопотамских провинций Иранского гос-ва - от Нисибина до Мешана, а также из соседних с Месопотамией Хузестана и Кашкара. Инициаторами созыва Собора выступили еп. Маруфа и шаханшах Йездигерд. В 1-й день заседаний было зачитано и одобрено послание «западных отцов», призывавших к проведению реформ с целью урегулирования церковной жизни после гонений: к закреплению за каждой епархией только 1 епископа, рукоположенного 3 другими и утвержденного епископом Селевкии-Ктесифона; к установлению единообразия в богослужебном календаре; к принятию Символа веры и правил Никейского Собора (см. Вселенский I Собор). В остальные дни участники занимались обсуждением и утверждением канонов, регулирующих внутреннюю жизнь Церкви: порядок избрания епископов, управление епархиями, правила поведения духовенства в различных ситуациях и проч.

В деяниях Собора приводится 21 правило, однако, согласно «Хронике Сеерта», было принято 28, а по сведениям Лабура и Н. В. Пигулевской (без указания источника),- 22 постановления. Как показал в комментариях издатель Ж. Б. Шабо, часть правил близка по содержанию к постановлениям Никейского Собора. 1-е правило определяет порядок избрания и рукоположения епископов (ср.: I Всел. 4). 2-е правило запрещает избрание духовными пастырями добровольных скопцов (ср.: I Всел. 1). В 3-м правиле со ссылкой на I Всел. 3 подтверждается запрет на совместное проживание духовных лиц с женщинами. В 4-м правиле провозглашается отлучение от Церкви лиц духовного звания, уличенных в занятиях ростовщичеством (ср.: I Всел. 17). 5-е правило запрещает верующим обращаться к заклинателям, прорицателям и т. п. 6-е правило регулирует периодичность созыва Поместных Соборов (ср.: I Всел. 5). Согласно 7-му правилу, при всех церквах должны быть созданы странноприимные дома. В 8-м правиле духовным лицам запрещается просить или принимать долю трапезы на поминках, обедать в корчмах и участвовать в коллективных застольях. 9-е правило предписывает посвящать воскресные дни чтению церковных книг, богослужению и проповеди. 10-е правило обязывает епископов и митрополитов иметь у себя по экземпляру соборных постановлений, чтобы размышлять над их содержанием и руководствоваться их предписаниями. 11-е правило уточняет порядок рукоположения епископов, изложенный в 1-м правиле. В 12-м правиле участники Собора от имени всех сущих и буд. епископов Церкви Востока обязались беспрекословно повиноваться епископу, к-рый займет престол католикоса в Селевкии. 13-е правило вводит единообразие в литургическую практику по образцу «западной» (т. е. византийской) Церкви и запрещает совершение литургии по домам. В 14-м и 15-м правилах идет речь об исполнении должностных обязанностей духовенством под эгидой епископа. В 16-м правиле запрещается практика рукоположения во священники лиц, к-рые не изучили Свящ. Писание и не достигли 30 лет. 17-е правило закрепляет единодушное согласие епископов соблюдать принятые постановления и анафематствует их нарушителей. 18-20-е правила регулируют отношения митрополита и подчиненных ему епископов. 21-е правило определяет иерархию церковных провинций в зависимости от их удаленности от резиденции католикоса-патриарха в Селевкии и от их влияния на дела Церкви Востока.

В актах Собора упоминается также свод правил, предложенных и записанных еп. Маруфой, одобренных и подписанных участниками Собора. Возможно, он идентичен своду, сохранившемуся под именем Маруфы, однако вопрос о происхождении последнего окончательно не решен (издание свода и связанных с ним текстов, в т. ч. ряда посланий еп. Маруфы к И.: The Canons Ascribed to Ma ru ta  of Maipherqat and Related Sources / Ed., transl. A. Vööbus. Lovanii, 1982. 2 vol. (CSCO; 439-440. Syr.; 191-192)).

Ист.: Chabot. Synod. orient. P. 17-36 [текст], 253-275 [франц. пер.], 616-620 [примеч.]; Hist. Nestor. Pt. 1(2). P. 317-319; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 3. Col. 45-52; Maris, Amri et Slibae De patriarchis Nestorianorum commentaria / Ed. H. Gismondi. R., 1899. T. 1/1. P. 30-31; 1896. T. 2/1. P. 23-25.
Лит.: Labourt. Christianisme dans l'empire perse. P. 85-97; Duval. Littératures. P. 122-123, 159; Morony M. G. Continuity and Change in the Administrative Geography of Late Sasanian and Early Islamic al-‘Irâq // Iran. L., 1982. Vol. 20. P. 1-49; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в Средние века. М., 1979. С. 196-199; Brock S. The Church of the East in the Sasanian Empire up to the Sixth Cent. and its Absence from the Councils in the Roman Empire // Syriac Dialog: First Non-official Consultation on Dialogue within the Syriac Tradition. Vienna, 1994. P. 73-74; Fiey J.-M. Isaac (26) // DHGE. T. 26. Col. 90-92.
А. И. Колесников
Ключевые слова:
Католикосы-Патриархи Церкви Востока Исаак, католикос-патриарх Церкви Востока, занимавший кафедру Селевкии-Ктесифона (399-410/1)
См.также:
ГЕВАРГЕЗЕ I (1870 - 1928), Католикос Востока, предстоятель Сиро-Маланкарской Церкви
ГЕВАРГЕЗЕ II (1874 - 1964), Католикос Востока, предстоятель Сиро-Маланкарской Церкви
ГЕОРГИЙ КАФРСКИЙ Католикос-Патриарх Церкви Востока (660/61-680/81), церковный писатель
ГРИГОРИЙ I (VI в.- между окт. 608 и апр. 609), 32-й патриарх Церкви Востока