Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИРИНА
Т. 26, С. 385-386 опубликовано: 29 февраля 2016г.


ИРИНА

[лат. Irene; португ. Iria] (VII в. (?)), св. (пам. зап. 20 окт.). Подробные сведения об И. содержатся в позднем Житии (BHL, N 4469), к-рое включено в печатные бревиарии Браги (1494) и Эворы (1548).

Мученичество св. Ирины. Худож. К. Ф. Нуволоне. 1625–1650 гг. (Лувр, Париж)
Мученичество св. Ирины. Худож. К. Ф. Нуволоне. 1625–1650 гг. (Лувр, Париж)

Мученичество св. Ирины. Худож. К. Ф. Нуволоне. 1625–1650 гг. (Лувр, Париж)

Согласно Житию, в 653 г., когда бывш. рим. пров. Лузитания (на территории совр. Испании и Португалии) управлял Кастинальд, в мон-ре Богоматери (близ совр. г. Томар) жила благочестивая мон. И., дочь знатных жителей Эрмигия и Евгении. Недалеко от мон-ря находился дворец Кастинальда. Раз в год И. вместе с сестрами отца Кастой и Иустой приходила из обители во дворцовую ц. св. Петра, где находились реликвии мн. святых. Однажды Бритальд, юный сын правителя, услышав о красоте И., воспользовался случаем и пришел в храм. Увидев И., он воспылал к ней страстью. Мучимый совестью, Бритальд тяжело заболел, однако никому не сказал о причине недуга. Это было чудесным образом открыто И., к-рая пришла к Бритальду и обещала исцеление, если юноша откажется от своих чувств. Бритальд согласился с условием, что И. никогда не вступит в связь с др. мужчиной. Узнав о том, что святая исцелила юношу, Кастинальд щедро одарил мон-рь. Через 2 года духовник И. мон. Ремигий, одержимый диаволом, также воспылал страстью к святой и стал ее домогаться. Получив отказ, монах напоил ее волшебным зельем, к-рое вызывало внешние признаки беременности. Бритальд решил, что святая нарушила данное ему обещание. Собрав воинов, он подстерег ее за стенами монастыря, заткнул деве рот и, сорвав с нее одежды, перерезал ей горло. Впосл. Бритальд и Ремигий раскаялись и отправились в Рим, где до самой смерти несли епитимию.

Тело И., брошенное убийцами в реку, приплыло к г. Скалабис (ныне Сантарен). Местонахождение останков святой было открыто аббату Селию, к-рый собрал людей и отправился на их поиски. Воды р. Тежу отступили, и взору собравшихся открылся прекрасный саркофаг, в к-ром почивало тело святой. Поскольку саркофаг было невозможно сдвинуть с места, решили оставить гробницу в реке, взяв лишь частицы волос и одежды св. девы в качестве святыни. Затем река вернулась в прежнее русло, скрыв саркофаг, а от реликвий И. совершилось множество чудес.

Предание об И. легло в основу сюжета народной «Песни о св. Ирии» (Romance de Santa Iria), впервые записанной в 1842 г. в Сантарене. Исследователи отмечали, что «эта романтическая легенда лишена исторического основания» (Jesus da Costa. 1995. Col. 1469) и, вероятно, оформилась в позднейшую эпоху. Самое раннее свидетельство существования легенды о мученичестве И.- заметка в календаре кафедрального собора г. Коимбра (1-я пол. XIV в.) (Liber anniversariorum ecclesiae cathedralis Colimbriensis: Livro das Kalendas / Ed. P. David, T. de Sousa Soares. Barcelos, 1947. T. 1. P. 209). Упоминание об И. в календаре мосарабского антифонария из Леона под 20 окт. (sce erene urg in scallabi castro) является древнейшим свидетельством ее почитания, однако датировка записи остается спорной. Антифонарий (León. Archivio Catedralicio. 8) является копией, выполненной в 1069 г. мон. Тотмундом с рукописи, к-рую переписчик датировал 672 г. По мнению Х. Переса де Урбеля, образцом служил не вестготский, а мосарабский антифонарий нач. IX в., происходивший из г. Бежа (совр. Португалия) и доставленный в 913 г. в Леон кор. Ордоньо II (Pérez de Urbel J. Antifonario de León: El escritor y la época // Archivos Leoneses. 1954. N 15/16. P. 115-144). Исследователь полагал, что память И. содержалась в первоначальной рукописи. Это является доказательством почитания святой в мосарабскую эпоху (Idem. El antifonario de León y su modelo de Beja // Bracara Augusta. Braga, 1968. Vol. 22. P. 212-217). Однако Х. Вивес Гатель и А. Фабрега Грау полагали, что мосарабская рукопись (датированная ими 1-й пол. X в.) во время копирования была интерполирована Тотмундом, поэтому память И. скорее всего была вставлена лишь в XI в. (Vivès Gatell J., Fábrega Grau A. Calendarios hispánicos anteriores al siglo XIII // Hispania Sacra. Madrid, 1949. Vol. 2. P. 344-346, 372).

От имени И. по одной из существующих версий происходит название г. Сантарен. Последовательным сторонником этой гипотезы является португ. исследователь А. ди Жезуш да Коста, к-рый указал на то, что в XI-XII вв. бытовали такие формы названия, как Santarene и Sactarena, а также лат. Sancta Herena. П. Давид связывал это название с почитанием вост. мц. Ирины (см. ст. Агапия, Хиония и Ирина), к-рой, по его мнению, была посвящена городская церковь (David P. Études historiques sur la Galice et le Portugal du VIe au XIe siècle. Lisboa; P., 1947. P. 207). М. ди Оливейра отрицал историческое основание легенды об И., полагая, что автор рукописи леонского антифонария ошибся. Он прочитал упоминание о мц. Ирине под 1 апр. в Силосском календаре 1052 г. как название города Sanctarene. Эта ошибка привела к возникновению легенды об испан. мц. Ирине, по имени которой был назван город. Болландист Б. де Геффье счел гипотезы Давида и Оливейры необоснованными и предположил, что И., почитавшаяся в Сантарене, была древней местной святой. Перес де Урбель, указав на позднюю датировку предания об И. и на его «жонглерский» характер, тем не менее отстаивал наличие в нем достоверной основы (Pérez de Urbel J. Los monjes españoles en la Edad Media. Madrid, 19452. T. 1. P. 257). С мнением Переса де Урбеля соглашался и Жезуш да Коста, к-рый считал позицию Оливейры гиперкритической и поддерживал версию об исторической основе легенды об И. Однако совр. исследователь Л. Мата на основании данных араб. источников отрицает происхождение названия Сантарен от имени И. и указывает на то, что почитание святой возникло сравнительно поздно и первоначально носило народный характер. Составление лат. Жития И. Мата связывает со стремлением позднесредневек. португ. агиографов «воссоздать» вымышленную историю христ. Португалии в рим. и вестгот. эпоху (Mata. 2007).

Достоверные сведения о почитании И. в Португалии относятся к периоду после завоевания Сантарена кор. Афонсу I Энрикишем (1147). Святая считалась покровительницей г. Сантарен и мон-ря Христа в Томаре (центра Португальской пров. ордена тамплиеров, с 1319 - ордена Христа). В 1336 г. в Томаре было основано братство св. И. В 1403 г. Лиссабонский архиеп. Жуан Эстевиш ди Азамбужа постановил, что память И. 20 окт. должна праздноваться во всех храмах города и в архидиаконии Сантарен. В 1586 г. память И. была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог.

В 1162 г. впервые упоминается ц. во имя св. Ирины в совр. фрегезии Санта-Ирия-да-Рибейра-ди-Сантарен, при которой в XIV в. существовал капитул каноников (упразднен в 1851). По местному преданию, храм был основан в вестгот. эпоху, однако сведения об этом отсутствуют. Наиболее ранние части существующего здания, выдержанного в формах провинциального португ. барокко кон. XVII-XVIII в., относятся к XV в.

Ист.: ActaSS. Oct. T. 8. P. 909-912; Antiphonarium mozarabicum de la catedral de León. León, 1928. P. XXXVII; Breviarium Bracarense: Pars Autumnalis. R., 1922. P. XXXVI, 815-819.
Лит.: Flórez H. España Sagrada. Madrid, 1758. T. 14. P. 193-196, 389-391; A[rmando] da S[ilva]. O romance de Santa Iria // Revista do Minho. Barcellos etc., 1912. Vol. 20. P. 79-83; MartRom. Comment. P. 464, 466; Gaiffier B., de. Le Bréviaire d'Évora de 1548 et l'hagiographie ibérique // AnBoll. 1942. T. 60. P. 131-139; idem. Hagiographie hispanique // Ibid. 1948. T. 66. P. 299-318; Pérez Vidal J. Sta Irene: Contribución al estudio de un romance tradicional // Revista de dialectologia y tradiciones populares. Madrid, 1948. Vol. 4. P. 518-569; Oliveira M., de. Santa Iria e Santarém // Idem. Lenda e história: Estudios hagiográficos. Lisboa, 1964. P. 5-55; Fernández Alonso J. Irene di Portogallo // BiblSS. Vol. 7. Col. 889-890; Jesus da Costa A., de. Santa Iria e Santarém: Revisão de um problema hagiográfico e toponímico // Revista Portuguesa de História. Lisboa, 1972. Vol. 14. P. 9-63, 521-530; idem. Irène (Iria) de Santarem // DHGE. T. 25. Col. 1468-1472; Fernandes de Almeida A. Considerações acerca de Santa Iria: Identificação, lendas e toponímia // Caminiana. Caminha, 1985. Vol. 7. P. 159-225; Mata L. O «cais» de Santa Iria: Uma reflexão sobre uma velha questão // Revista Lusófona de Ciência das Religões. Lisboa, 2007. N 11. P. 271-293.
А. К.
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Ирина (VII в. (?)), святая (пам. зап. 20 окт.)
См.также:
ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)
АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)