Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИРАКЛ
26, С. 268 опубликовано: 11 февраля 2016г.


ИРАКЛ

[Иракла; греч. ῾Ηρακλᾶς; лат. Heraclas], свт. (пам. зап. 14 июля; пам. копт. 8 хойака/кихака (4 дек.)), архиеп. Александрии (230/1-246 или 248). Основные сведения об И. содержатся в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского. Он происходил из языческой среды и принял христианство под влиянием ученых занятий у Оригена вместе со своим братом Плутархом, к-рый мученически скончался во время гонений имп. Септимия Севера (202/3; Euseb. Hist. eccl. VI 4. 1). Согласно Евсевию, Ориген считал И. 2-м по способностям своим учеником после его брата Плутарха (Ibid. VI 3. 2); Евсевий отмечал, что И. знал богословие, Свящ. Писание, античную философию (Ibid. VI 15). После расширения огласительной школы, к-рую посещало все большее число слушателей, Ориген поручил И. вести курс начального образования. Переселившись в Палестину ок. 231 г., после конфликта с еп. Димитрием Александрийским, Ориген передал огласительную школу в ведение И. К этому времени И., вероятно, был уже пресвитером и пользовался большим уважением в Александрийской Церкви. После смерти еп. Димитрия И. был избран его преемником (Ibid. VI 26).

Согласно «Церковной истории» Евсевия, И. занимал кафедру 16 лет и скончался в 3-й год правления имп. Филиппа Араба (246). Однако в «Хронике» тот же автор указывает, что И. скончался в 2265 г. от Авраама (248); согласно арм. переводу «Хроники», он был епископом с 11-го года правления имп. Александра Севера (2250 г. от Авраама), согласно лат. версии блж. Иеронима - с 9-го года (2247 г. от Авраама), т. е. с 230 г., а год его кончины совпадает не с 3-м, а с 5-м годом правления Филиппа Араба. Разночтения объясняются небрежностью хронистов в учете неполных лет, в к-рые И. находился на кафедре.

Заняв архиепископский престол, И., видимо, сохранил приверженность научным занятиям. О периоде его архиепископства Евсевий сообщает лишь, что в это время христ. хронист Секст Юлий Африкан, узнав об учености И., направился в Александрию, чтобы встретиться с ним (Ibid. VI 31). Преемник И. на Александрийском престоле свт. Дионисий Великий ссылался на авторитет И. в вопросе перекрещивания еретиков, указывая, что людей, ушедших к еретикам, а потом решивших вернуться в Церковь, И. не перекрещивал, но ограничивался требованием покаяния (Ibid. VII 7. 4).

Почитание И. неизвестно в визант. синаксарной традиции. Однако в средние века оно утвердилось в Коптской Церкви. В «Истории Александрийских патриархов», связываемой с именем Севира ибн аль-Мукаффы, еп. Ашмунейна (X в.), И. не назван святым. В соответствующем разделе «Истории...» дается сжатый конспект «Церковной истории» Евсевия с ошибочным указанием срока пребывания И. на кафедре (13 лет), и приводится дата его смерти - 8-й день месяца кихака (4 дек.). Эта дата как день смерти и памяти И. отмечена в копто-арабском Александрийском синаксаре (XIII-XIV вв.) и в его эфиоп. версии (под 8 тахсаса). Напротив, в копто-араб. календарях, сохранившихся в рукописях при Евангелиях XIII-XIV вв., память И. отмечена 18-го паопе/бабеха (т. е. 15 окт.). В др. копт. календарях под этим числом указывается память патриарха Феофила Александрийского (Ɨ 412) либо И. и Феофила одновременно (календарь Абу-ль-Бараката (XIV в.)). В совр. Синаксаре Коптской Церкви эти памяти разделены: под 18 бабеха осталась только память Феофила, а память И. в соответствии с Александрийским синаксарем отнесена на 8 кихака.

На Западе память И. появляется только в Мартирологе Узуарда (IX в.), к-рый внес ее (с заметкой о посещении И. Африканом) под произвольной датой 14 июля. Эта память перешла в Римский Мартиролог кард. Цезаря Барония.

Ист.: Euseb. Hist. еccl. VI 15, 26, 32, 35; VII 7; idem. Chron. P. 178-181; ActaSS. Iul. T. 3. P. 245-247; MartUsuard. Col. 257-258; MartRom. P. 286-287; SynAlex. Vol. 2. P. 402-403; History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria / Ed., transl. B. Evetts. P., 1904. Vol. 1. P. 174-177. (PO; T. 1. Fasc. 2); Les Ménologes des évangéliaires coptes-arabes / Éd., trad. F. Nau. P., 1915. P. 191. (PO; T. 10. Fasc. 2); Ibn Kabar, Abu  al-Baraka t. Le Calendrier d'Abou'l Barakât / Éd., trad. E. Tisserant. P., 1915. P. 256. (PO; T. 10. Fasc. 3); Сoptic Synaxarium. Chicago, [1995]. P. 124.
Лит.: Sollerius J.-B. Patriarcharum Alexandrinorum Historia chronologica // ActaSS. Iun. T. 5. P. 23 sqq.; Le Quien. OC. T. 2. Col. 392; Burchi P. Eracla // BiblSS. Vol. 4. Col. 1279-1280; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 582; Crouzel H. Héraclas // DHGE. T. 23. Col. 1302-1303; Atiya A. S. Heraclas, Saint // CoptE. Vol. 4. P. 1219.
Д. В. Зайцев
Ключевые слова:
Святые Коптской Церкви Святые Римско-католической Церкви Архиепископы Александрийской Православной Церкви Архиепископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Иракл [Иракла], архиепископ Александрии (230/1-246 или 248), святитель (пам. зап. 14 июля; пам. копт. 8 хойака/кихака (4 дек.))
См.также:
АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.),
АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)
АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
АГАФОН мч. Александрийский (пам. зап. 7 дек.; копт. 17 дек.)
АГРИППАН (VII в.), еп. Пюи, мч. (пам. зап. 1 февр.)
АДАЛЬГАР КОРВЕЙСКИЙ († 909), архиеп. Бременский и Гамбургский , свт. (пам. зап. 9 мая)
АДОН (ок. 819 - 874 или 875), архиеп. Вьеннский, свт. (пам. зап. 16 дек.)
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ († 376), прп. (пам. 3 марта, копт. 15 апр., зап. 2 окт., сир. 1 февр.)
АМВРОСИЙ († ок. 455), архиеп., свт. (пам. зап. 3 сент.)
АММОНАРИЯ († 250), мц. Александрийская (пам. зап. 12 дек., копт. 15 дек.)