Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОСИЯ
26, С. 124-128 опубликовано: 23 января 2016г.


ИОСИЯ

Царь Иосия. Гравюра. Ок. 1553 г. (G. Rouille. Promptuarii Iconum Insigniorum. Lyon, 1553)
Царь Иосия. Гравюра. Ок. 1553 г. (G. Rouille. Promptuarii Iconum Insigniorum. Lyon, 1553)

Царь Иосия. Гравюра. Ок. 1553 г. (G. Rouille. Promptuarii Iconum Insigniorum. Lyon, 1553)
[евр.  ,   греч. ᾿Ιωσίας], 16-й иудейский царь (ок. 640/639-609/608 гг. до Р. Х.) (4 Цар 22. 1; 2 Пар 34. 1). Его имя, вероятно, означает «даст (дарует) Господь» или «поддержит (укрепит) Господь». И. был возведен на трон в возрасте 8 лет т. н. народом земли, т. е. полноправными иудейскими землевладельцами, после того как его отец иудейский царь Амон был убит приближенными (4 Цар 21. 24; 2 Пар 33. 25). Имя матери И.- Иедида, дочь Адаии из Боцкафы (4 Цар 22. 1).

Внешняя политика

Правление И. совпало с резким ослаблением Ассирийского царства. В 627/626 г. против Ассирии, ослабленной гражданской войной, вспыхнуло восстание в Вавилоне во главе с халдейским кн. Набопаласаром; к 616 г. он овладел всей Вавилонией. Мидия и халдейский Вавилон атаковали центральные города Ассирии: в 614 г. мидийское войско царя Киаксара (625/624-585/584) захватило Ашшур, в 612 г. под ударами мидийцев и вавилонян пала столица Ассирии Ниневия, в 610 г. Набопаласар захватил Харран. Пользуясь политической обстановкой, И. значительно расширил границы Иудеи на север, овладев обширными территориями бывш. Израильского царства (захватил Вефиль и города Самарии (4 Цар 23. 15-20; Finkelstein, Silberman. 2001; Cogan. 2004), «города Манассии, и Ефрема, и Симеона и... до колена Неффалимова» (2 Пар 34. 6-7; ср.: Na'aman. 2005)). Под контроль Иудеи попали также значительные области Филистии, включая прибрежную зону (Naveh. 1960; Idem. 1962; Gophna. 1970). Археологические раскопки фиксируют поселения иудеев в оазисах Айн-Фешха и Эн-Геди (Mazar, Dunayewski. 1964; Mazar. 1967. P. 224) на берегу Мёртвого м., возникшие в этот период. При И. значительно расширился Иерусалим, особенно в западном направлении, где на склонах холмов возводилась новая стена (Weinfeld, Sperlimg. 2007. Р. 457), активно застраивались кварталы Мишне и Махтеш, появившиеся в городе, очевидно, при царе Езекии (Shiloh. 1993. P. 706-707; ср.: 4 Цар 22. 14; 2 Пар 34. 22; Соф 1. 10-11); в этих кварталах проживали преимущественно ремесленники и торговцы.

Религиозная реформа

В Библии содержится 2 версии религиозных преобразований, проведенных И.: в 4 Цар 22. 1 - 23. 28 и в 2 Пар 34. 1 - 35. 19. Согласно 4-й Книге Царств, в 18-й год правления И. (ок. 622/1), во время ремонтных работ в Иерусалимском храме (ср. рассказ 4 Цар 12 об аналогичных работах, инициированных ранее иудейским царем Иоасом), была обнаружена «Книга закона» (букв.- «учения»), называемая также «Книга завета» (4 Цар 23. 2-3, 21; ср. также: 2 Пар 34. 30-31). Ее содержание побудило И. к проведению в том же году религ. преобразований в стране. Царь и «весь народ» обновили завет пред Господом, обязуясь следовать Его слову и соблюдать Его законы, засвидетельствованные в «Книге завета». По повелению И. Иерусалимский храм был очищен от предметов хананейской обрядности и астральных культов; по всей стране не только запрещались языческие служения жрецов-идолопоклонников и истреблялась соответствующая культовая атрибутика и символика, но и осквернялись жертвенные высоты, на к-рых совершали служения иудейские священники (это подтверждают и археологические раскопки; в частности, вероятно, именно тогда было разрушено святилище в Араде, существовавшее с X в.- Horn. 1988. P. 138-139; cp.: Herzog. 2001). Были разрушены жертвенник в Вефиле и капища высот в городах Самарии, т. е. крупнейшие культовые центры сев. колен; по приказу царя также были истреблены медиумы, вызывающие духов предков и ведунов. Реформа увенчалась публичным празднованием Пасхи в Иерусалиме в соответствии с предписаниями «Книги завета» (ср. рассказ 2 Пар 30 об общенародном праздновании Пасхи по указанию царя Езекии, на к-рое были приглашены и представители сев. колен). Такое централизованное празднование Пасхи согласуется с предписанием Втор 16. 2, 5-6 (однако ср. установления в Исх 12. 1-14, 21-23, согласно к-рым пасхальная жертва должна была совершаться дома).

Цари Иосия и Манассия. Статуи Двора царей в Эскориале, Испания. 1572–1582 гг. Скульп-тор Х. Б. Монегро
Цари Иосия и Манассия. Статуи Двора царей в Эскориале, Испания. 1572–1582 гг. Скульп-тор Х. Б. Монегро

Цари Иосия и Манассия. Статуи Двора царей в Эскориале, Испания. 1572–1582 гг. Скульп-тор Х. Б. Монегро
Рассказ о реформе И. во 2-й Книге Паралипоменон (34. 1 - 35. 19), который, по-видимому, зависит от 4 Цар 22. 1 - 23. 28, позволяет выделить 3 этапа осуществления религ. реформы И.: в 8-й год царствования (ок. 632/631) юный царь начал «прибегать к Богу Давида» (2 Пар 34. 3); в 12-й год (628/627) И. уничтожил идолопоклоннические жертвенники и объекты в Иерусалиме, Иудее и «по всей земле Израильской» (34. 4-7); в 18-й год правления (622/621), «по очищении земли и дома Божия», т. е. храма (2 Пар 34. 8; ср. рассказ 2 Пар 33. 15-16 об очищении храма дедом Иосии царем Манассией; в отличие от версии в 4 Цар 23 подробности очищения храма в 2 Пар не приводятся), И. ремонтировал Иерусалимский храм, в ходе работ первосвященник Хелкия обнаружил «книгу закона Господня, данную рукою Моисея» (2 Пар 34. 14). Ознакомившись с содержанием книги, царь заключил договор пред Господом, обязуясь соблюдать записанные в ней законы, и устроил в Иерусалиме празднование Пасхи и праздник опресноков в течение 7 дней. И. утвердил постоянное пребывание ковчега завета в храме (2 Пар 35. 3). По его указанию были учреждены священнические череды в соответствии с предписаниями Давида и Соломона (2 Пар 35. 3-5, 10). При И. деятельность пророков Софонии (Соф 1. 1) и Иеремии (Иер 1. 2) во многом способствовала осуществлению проводимых царем религ. реформ.

Об успехе религ. реформы И. убедительно свидетельствуют т. н. лахишские письма (остраконы), которые включают список личных имен, содержащих имя Господа (YHWH) в сокращенной форме, при этом отсутствует именование к.-л. языческого божества (Horn. 1988. P. 139-141). Но, как свидетельствуют пророки Иеремия и Иезекииль, отдельные группы в Иудее и егип. диаспоре какое-то время еще продолжали совершать языческие обряды (ср.: Иер 7. 18; 44. 15, 17-19, 25; Иез 8. 5-16), заявляя, что бедствия обрушились на них именно после того, как они прекратили поклоняться языческим божествам (Иер 44. 18; ср. упоминания об этом в т. н. элефантинских папирусах (V в.)).

Религ. реформа И. сыграла значительную роль в истории евр. народа. Она в целом утвердила в иудейском обществе монотеизм и установила единое централизованное почитание Господа в Иерусалимском храме, очищенное от языческих элементов (ранее аналогичных результатов пытался достичь в ходе реформаторской деятельности иудейский царь Езекия - 4 Цар 18. 4-7; 2 Пар 29-31). Это консолидировало народ в изгнании и способствовало возвращению его на родину. Переселенные в нач. VI в. до Р. Х. в Вавилонию жители Иудеи, а также присоединившиеся к ним представители северных колен в подавляющем большинстве уже не представляли, что богослужение может совершаться вне Иерусалимского храма. Офиц. опубликование в ходе религ. реформы И. «Книги закона», в к-рой засвидетельствовано Слово Божие, явилось основополагающим моментом в процессе формирования Свящ. Писания. Она получила статус священной, и религ. жизнь каждого иудея и всей страны должна была сообразовываться с тем, что записано в этой книге. Дабы корректно соблюдать закон Моисея (4 Цар 23. 25), его следует должным образом знать - изучение закона становится составной частью его исполнения. В эпоху вавилонского плена и Второго храма к закону, опубликованному и освященному при И., присоединили др. документы, т. о. шел процесс составления, обработки и канонизации библейских книг (ср.: Weinfeld, Sperlimg. 2007. P. 458).

«Книга закона»

Большинство исследователей, сторонников т. н. документальной гипотезы происхождения источников Пятикнижия, отождествляют «Книгу закона» с кн. Второзаконие, призывающей к централизации поклонения Единому Богу «на том только месте, которое изберет Господь», т. е. в Иерусалиме (Втор 12. 13-14; ср., однако, текст Втор 27. 4-8, содержащий повеление возвести жертвенник на горе Гевал), и к очищению Его почитания от языческой обрядности. Впервые эта идея была предложена В. М. Л. Де Ветте (De Wette W. M. L. Beiträge zur Einleitung in das AT. Halle, 1806-1807. 2 Bde) гл. обр. на основании того, что реформа И. была осуществлением предписаний Второзакония, а предыдущие исторические книги не знают централизации культа. Эта идея была также воспринята Ю. Велльгаузеном и его школой и остается актуальной для совр. библеистики (см., напр.: McCarter P. K. The Religious Reforms of Hezekiah and Josiah // Aspects of Monotheism: How God is One / Ed. H. Shanks, J. Meinhardt. Wash., 1997. P. 57-58). Другие исследователи отождествляли найденный свиток с Девтерономическим кодексом (Втор 12-26) либо с текстом Втор 5-26 или 5-28 (Браулик. 2008; см. далее в ст. Пятикнижие). Однако, искореняя широко распространенный в обществе культ духов предков и истребляя (  букв.- «он сжег») медиумов и ведунов (4 Цар 23. 24), И. скорее руководствовался законами, засвидетельствованными в священническом кодексе и требующими их истребления (Лев 20. 6; ср. также: 1 Цар 28. 9), побития камнями (Лев 20. 27), а не указанием Втор 18. 11-12, предполагающим изгнание таковых. Существует т. зр., согласно к-рой под «Книгой закона» может подразумеваться все Пятикнижие (ср.: 4 Цар 23. 25, где говорится, что И. обратился «к Господу… по всему закону Моисееву»). В результате проведения И. религ. преобразований на территории сев. колен все Пятикнижие было воспринято и предками самаритян (см.: Шифман. 2006).

Гибель И. и оценка его деятельности

Фараон 26-й династии Нехао II (ок. 609-594), вероятно стремясь предотвратить полное уничтожение Ассирийского государства, чтобы противопоставить его все более усиливавшейся Вавилонии, двинулся с войском «путем моря» на помощь ассирийцам, пытавшимся в это время отбить у вавилонян г. Харран в верховьях Евфрата (в Сев. Сирии). Очевидно, И., имея какие-то договоренности с Вавилонией, выступил с войском наперерез егип. армии и подошел к Мегиддону (Мегиддо). В битве с Нехао И. был смертельно ранен и скончался. Погребен был в Иерусалиме, «в гробницах отцов своих» (см.: 4 Цар 23. 29-30; 2 Пар 35. 20-24). Впрочем, в 4-й Книге Царств битва не упомянута, а сказано лишь, что И. «вышел... навстречу» фараону, а «тот умертвил его в Мегиддоне, когда увидел его» (4 Цар 23. 29). В этой связи высказывается предположение, что И. вышел из контролируемого им хорошо укрепленного Мегиддона навстречу Нехао как союзнику, чтобы поприветствовать его и открыть проход егип. войску. Однако фараон решил завладеть этой имеющей стратегическое значение крепостью, расположенной на пути из Египта в Месопотамию, и предательски убил И., поместив затем в Мегиддоне свой гарнизон (см.: Nelson. 1981. P. 188).

Согласно 2-й Книге Паралипоменон (2 Пар 35. 24-25), любовь народа к И. выразилась в обилии «плачевых песней», сочиненных в воспоминание о нем в Иерусалиме и по всей Иудее; среди них была и песнь прор. Иеремии (Иер 22. 10; Плач 4. 20). Эти сочинения были включены в несохранившуюся книгу «плачевых песней» (2 Пар 35. 25). Книга прор. Иеремии свидетельствует о том, что И. «производил суд и правду», «разбирал дело бедного и нищего» (Иер 22. 15-16), в 4-й Книге Царств говорится, что «подобного ему не было царя прежде его… и после него не восстал подобный ему» (4 Цар 23. 25; ср.: 4 Цар 18. 5). Также высоко оценивалась деятельность И. и в последующей традиции (ср.: Сир 49. 1-3).

И. Р. Тантлевский

Реформа И. в свете данных археологии

В археологической терминологии время правления И. соответствует концу периода железного века II (с подразделениями В и С в Иерусалиме, слой 10 в городе царя Давида). В результате раскопок в евр. квартале Иерусалима и в целом на территории Иудеи было найдено большое количество глиняных фигурок жен. божества, по всей вероятности Ашеры или Астарты, к-рые использовались в качестве магических амулетов, сопровождающих рождение детей (Shiloh. 1993. P. 705). Также в домах и захоронениях было найдено много культовых сосудов (в т. ч. с изображением человека, поклоняющегося древу,- символу Астарты), курильниц, рогатых жертвенников, зооморфных статуэток (т. н. солнечных коней - фигурок лошадей с дисками на лбу - Keel, Uehlinger. 1998. P. 343). Эти находки отражают духовное состояние иудейского общества этого времени (Ibid. P. 326-328, 360) и соотносятся с повествованием Свящ. Писания о распространенности финик. культа Астарты и ассир. астролатрических культов (см.: 4 Цар 23. 1-15; также: Иер 44. 17-19 и др.).

Особый интерес представляют археологические свидетельства борьбы И. против языческих культов. Фигурки «солнечных коней» встречаются неповрежденными только в захоронениях, в проч. случаях они, как правило, расколоты (Barkay. 1992. P. 362). В иудейской крепости железного века в Араде обнаружен существовавший там с X в. до Р. Х. небольшой храм, к-рый включал двор, святое и т. н. Святое Святых с аналогичной Иерусалимскому храму вост.-зап. ориентацией. Здесь найдены 3 небольших (ок. 0,5 м) жертвенника, стела ( ), жертвенник для всесожжения во дворе (Aharoni. 1993. P. 83). Жертвоприношения в храме прекращаются приблизительно во время реформ И. (Herzog. 2001). В задней комнате храма были найдены остраконы с известными из ВЗ именами священников Меремофа (1 Езд 8. 33 и др.) и Пасхора (Иер 20. 1 и др.). Остраконы, вероятно, использовались в качестве жребия для определения очередности служения (Aharoni. 1981; ср. описание в 4 Цар 23. 8-9 служения левитских родов в неканонических святилищах).

Серебряные пластины, найденные в погребальной пещере в Енномовой долине. Кон. VII в. до Р. Х.
Серебряные пластины, найденные в погребальной пещере в Енномовой долине. Кон. VII в. до Р. Х.

Серебряные пластины, найденные в погребальной пещере в Енномовой долине. Кон. VII в. до Р. Х.
Жертвенник в Вефиле перестает существовать в конце ассир. периода (Albright, Kelso. 1968). Однако после завоевания вавилонянами Иудеи святилище в Бет-Эле было восстановлено и существовало в течение всего персид. периода, что, возможно, свидетельствует о сопротивлении жителей реформам И. Сохранились др. следы такого сопротивления. На вост. склоне Иерусалима, за городскими стенами, была обнаружена небольшая пещера, огражденная массивной стеной и идентифицируемая как культовое место. Выше пещеры располагалось небольшое помещение с 2 вертикально поставленными камнями ( ). Этот культовый комплекс был интерпретирован К. М. Кеньон как «святилище религиозных диссидентов», не принявших реформы И. Пещера, видимо, была хранилищем приношений, а малое помещение - местом совершения жертвоприношений (Kenyon. 1979). Возможно, в комплекс святилища входила и большая пещера, расположенная в 10 м южнее. Среди культовых находок в пещере - сосуды, кадильницы, фигурки богини-матери, фигурки «солнечных коней» (свидетельство ассирийского влияния). Однако ненадежность датировки комплекса (Кеньон датировала его сер. VIII в.) позволяет предположить, что он мог возникнуть и столетием ранее, при реформе царя Езекии. Четыре алтаря (без рогов), найденные в городе царя Давида и интерпретируемые как домашние культовые подставки для каждения, надежно датируются нач. VI в. и свидетельствуют о возвращении части израильтян к языческой культовой практике вскоре после гибели И. (Barkay. 1992. P. 362).

Тем не менее археологический материал дает достаточно свидетельств позитивных результатов реформ И. В найденной в Лахише военной переписке (т. н. лахишских письмах), надежно датируемой 589/588 г. до Р. Х., часто встречается призывание имени Божия  : «Может Яхве…» (использовано в качестве вводной формулы; остраконы II-VI, VIII-IX). 14 раз употребляются теофорные имена, оканчивающиеся на   или начинающиеся с  , но нет элементов имен языческих богов (ANET. P. 321-322).

Также интерес представляет найденная в городе царя Давида в Иерусалиме булла с изображением фигур иудейского царя и градоначальника, датируемая кон. VII в. до Р. Х. Фигура, интерпретируемая как царская, не имеет характерных языческих символов в отличие от царских булл предшествующего периода, что косвенно может свидетельствовать об очищении представлений об источниках царской власти (Keel, Uehlinger. 1998. P. 356).

В 1979 г., при раскопках погребальной пещеры, в месте, известном как Енномова долина (рядом с ц. св. Андрея в Иерусалиме), были найдены 2 небольшие свернутые серебряные пластины, датируемые кон. VII в. до Р. Х., с текстом, написанным палеоевр. письмом (Barkay. 1986. P. 34-35). Одна из пластин содержит текст (строки 7-13), близкий к тексту Ааронова благословения из кн. Числа: ««Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!» «Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя!» «Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир!»» (Числ 6. 24-26). Другая - текст (строки 1-6), практически совпадающий с текстом Второзакония: «Итак, знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов» (Втор 7. 9) (ср. также: Исх 20. 6; Втор 5. 10). Судя по всему, эти тексты использовались в погребальном обряде, что позволяет говорить об успехе реформ И. и о принятии чистого монотеизма частью иудейского общества.

Совр. археологические исследования на горе Гевал дали материал, к-рый может быть использован в дискуссии о датировке кн. Второзаконие, происхождение к-рой в библейской критике связывалось с реформой И. (подробнее см. в ст. Второзаконие). В 1982-1987 гг. под рук. А. Зерталя на горе Гевал был исследован жертвенник, датируемый не позднее сер. XIII в. до Р. Х., т. е. началом железного века (Zertal. 1986/1987). Повеление поставить жертвенник на горе Гевал встречается именно во Второзаконии (27. 1-9), а в Книге Иисуса Навина, традиционно относимой к девтерономической (отражающей основные идеи богословия кн. Второзаконие) традиции, сказано об исполнении повеления (Нав 8. 30-33). Несмотря на отсутствие аналогичных построек этого времени (высказывалось предложение отождествить его с «башней Сихемской» - Суд 9. 49; Kempinski. 1986; Finkelstein. 1988. P. 77-80; Dever. 1992), ряд археологов считают этот объект жертвенником раннего железного века (Mazar A. Archaeology of the Land of the Bible. 1992. P. 348-350; Idem. The Iron Age I. 1992). В засыпке алтаря найдено большое количество костей с т. зр. предписаний ВЗ чистых жертвенных животных муж. пола годовалого возраста (ср.: Лев 1. 1-3). Учитывая, что в филистимских и хананейских жертвенниках железного века находят большое количество свиных костей, это жертвенник, судя по всему, израильский. Т. к. следов позднейшего использования алтаря в течение всего железного века не найдено, трудно допустить возникновение этой традиции в Иерусалиме в конце периода разделенных царств. Кроме того, сомнительно также, чтобы поздний писатель периода И. создал историю о столь важном событии, как возобновление завета, вне Иерусалима, на территории колена Манассии, если бы он продвигал идею централизации культа в Иерусалиме. На проведение реформ И. мог быть вдохновлен постановлениями Второзакония, однако некоторые ученые считают невозможным уверенно отождествить найденную при И. «Книгу закона» с Второзаконием или с его частью (Pitkänen. 2003. P. 184-185; Бейли. 2007. P. 129-137).

Свящ. Александр Тимофеев
Лит.: Cross F. M., Freedman D. N. Josiah's Revolt against Assyria // JNES. 1953. Vol. 12. N 1. P. 56-58; Naveh J. A Hebrew Letter from the VIIth Cent. // IEJ. 1960. Vol. 10. P. 129-139; idem. The Excavations at Mesad Hashavyahu:
Prelim. Report // Ibid. 1962. Vol. 12. P. 89-113; Mazar B., Dunayewski M. The «En-Gedi»: Third Season of Excavations: Prelim. Report // Ibid. 1964. Vol. 14. P. 121-130; Mazar B. En-Gedi // Archaeology and Old Testament Study / Ed. D. W. Thomas. Oxf., 1967. P. 223-230; Albright W. F., Kelso J. L. The Excavations of Bethel (1934-1960). Camb. (Mass.), 1968. (AASOR; 39); Gophna R. Some Iron Age II Sites in Southern Philistia // Atiqot: Hebrew Ser.
1970. Vol. 6. P. 25-30 (на иврите); Claburn W. E. The Fiscal Basis of Josiah's Reforms // JBL. 1973. Vol. 92. N 1. P. 11-22; Malamat A. Josiah's Bid for Armageddon: The Background of the Judean-Egyptian Encounter in 609 B. C. // JANES. 1973. Vol. 5. P. 267-279; McKay J. W. Religion in Judah under the Assyrians 732-609 B. C. L., 1973; Aharoni Y. Arad // EAEHL. 1975. Vol. 1. P. 84-86; idem. Arad Inscriptions. Jerusalem, 1981; idem. Arad // NEAEHL. 1993. Vol. 1. P. 83; Lundbom J. R. The Lawbook of the Josianic Reform // CBQ. 1976. Vol. 38. P. 293-302; Würthwein E. Die josianische Reform und das Deuteronomium // ZTK. 1976. Bd. 73. S. 395-423; Dietrich W. Josia und das Gesetzbuch (2 Reg. XXII) // VT. 1977. Vol. 27. N 1. P. 13-35; Hollenstein H. Literarkritische Erwägungen zum Bericht über die Reformmassnahmen Josias 2 Kön. XXIII 4ff. // Ibid. N 3. P. 321-336; Rose M. Bemerkungen zum historischen Fundament des Josia-Bildes in II Reg. 22f. // ZAW. 1977. Bd. 89. N 1. S. 50-63; Mayes A. D. H. King and Covenant: A Study of 2 Kings Chs 22-23 // Hermathena. Dublin, 1978. Vol. 125. P. 34-47; Kenyon K. M. Archaeology in the Holy Land. L., 1979 4; Nelson R. D. Josiah in the Book of Joshua // JBL. 1981. Vol. 100. N 4. P. 531-540; idem. Realpolitik in Judah (687-609 B. C. E.) // Scripture in Context II / Ed. W. W. Hallo, J. C. Moyer, L. C. Perdue. Winona Lake (Ind.) 1983. P. 177-189; Scharbert J. Jeremia und die Reform des Joschija // Le Livre de Jérémie / Ed. P.-M. Bogaert. Louvain. 1981. P. 40-57; Williamson H. G. M. The Death of Josiah and the Continuing Development of the Deuteronomic History // VT. 1982. Vol. 32. N 2. P. 242-248; Christensen D. L. Zephaniah 2: 4-15: A Theol. Basis for Josiah's Program of Political Expansion // CBQ. 1984. Vol. 46. P. 669-682; Diebner B. J., Nauerth C. Die Inventio des sefaer hattôrah in 2 Kön 22 // Dielheimer Blätttes zum AT. 1984. Bd. 18. S. 95-118; Levin C. Joschija im deuteronomistischen Geschichtswerk // ZAW. 1984. Bd. 96. N 3. S. 351-371; Barkay G. Ketef Hinnom: A Treasure Facing Jerusalem's Walls. Jerusalem, 1986; idem. The Iron Age II-III // The Archaeology of Ancient Israel / Ed. A. Ben-Tor. New Haven, 1992. P. 362; Kempinski A. Joshua's Altar - an Iron Age I Watchtower // BAR. 1986. Vol. 12. N 1. P. 44-49; Zertal A. Ann Early Iren Age Cultic Site on Mount Ebal: Excavation Seasons 1982-1987: Prelim. Report. Tel Aviv, 1986/1987. Vol. 13/14. N 2. P. 105-165; Begg C. T. The Death of Josiah in Chronicles: Another View // VT. 1987. Vol. 37. P. 1-8; Cogan M., Tadmor H. II Kings: A New Transl. and Comment. Garden City, 1988. P. 277-302. (The Anchor Bible; 11); Finkelstein I. The Archaeology of the Israelite Settlement. Jerusalem, 1988; Horn S. H. The Divided Monarchy: The Kingdoms of Judah and Israel // Ancient Israel: A Short History from Abraham to the Roman Destruction of the Tempel / Ed. H. Shanks. Wash., 1988. P. 137-143; Weinfeld M. Deuteronomy 1-11: A New Transl. and Comment. N. Y. etc., 1991. P. 65-84. (The Anchor Bible; 5); Althann R. Josiah (person) // ABD. 1992. Vol. 3. P. 1015-1018; Dever W. G. How to Tell a Canaanite from an Israelite // The Rise of Israel / Ed. H. Shanks. Wash., 1992. P. 27-60; Laato A. Josiah and David Redivivus: The Historical Josiah and the Messianic Expectations of Exilic and Postexilic Times. Stockholm, 1992; Mazar A. Archaeology of the Land of the Bible. N. Y.; L., 1992; idem. The Iron Age I // The Archaeology of Ancient Israel / Ed. A. Ben-Tor. New Haven, 1992. P. 258-301; Ahlström G. W. The History of Ancient Palestine from the Palaeolithic Period to Alexander's Conquest / Ed. D. Edelman. Sheffield, 1993. P. 754-781; Japhet S. I and II Chronicles: A Comment. Louisville, 1993. P. 1015-1059; Shiloh Y. Jerusalem: Excavations Results // The Archaeology of Ancient Israel. 1993. Vol. 2. P. 705; Handy L. K. The Role of Huldah in Josiah's Cult Reform // ZAW. 1994. Bd. 106. N 1. P. 40-53; Knoppers G. N. Two Nations Under God: The Deuteronomistic History of Solomon and the Dual Monarchies. Atlanta, 1994. Vol. 2: The Reign of Jeroboam, the Fall of Israel, and the Reign of Josiah; Eynikel E. The Reform of King Josiah and the Composition of the Deuteronomistic History. Leiden; N. Y., 1996; Keel O., Uehlinger Ch. Gods, Goddesses, and Images of God in Ancient Israel. Edinb., 1998; Smyth F. When Josiah has done His Work or the King is Properly Buried: A Synchronic Reading of 2 Kings 22. 1-23. 28 // Israel Constructs Its History: Deuteronomistic Historiography in Recent Research / Ed. A de Pury et al. Sheffield, 2000. P. 343-358; Finkelstein I., Silberman N. A. The Bible Unearthed: Archaeology's New Vision of Ancient Israel and the Origin of its Sacred Texts. N. Y., 2001. P. 345-353; Herzog Z. The Date of the Temple at Arad: Reassessment of the Stratigraphy and the Implications for the History of Religion in Judah // Studies in the Archaeology of the Iron Age / Ed. A. Mazar. Sheffield, 2001. P. 156-178. (JSOT; 331); Sweeney M. A. King Josiah of Judah: The Lost Messiah of Israel. Oxf.; N. Y., 2001; Zevit Z. The Religions of Ancient Israel: A Synthesis of Parallactic Approaches. L.; N. Y., 2001. P. 473-479; Jonker L. C. Reflections of King Josiah in Chronicles: Late Stages of the Josiah Reception in 2 Chr 34f. Gütersloh, 2003; Pitkänen P. Central Sanctuary and Centralization of Worship in Ancient Israel. Piscataway (N. J.), 2003; Cogan M. A Slip of the Pen?: On Josiah's Actions in Samaria (2 Kings 23. 15-20) // Sefer Moshe: The M. Weinfeld Jubilee Volume: Studies in the Bible and Ancient Near East, Qumran, and Post-Biblical Judaism. Winona Lake (Ind.), 2004. P. 3-8; Davies P. R. Josiah and the Law Book // Good Kings and Bad Kings / Ed. L. L. Grabbe. L.; N. Y., 2005. P. 65-77; Na'aman N. Josiah and the Kingdom of Judah // Ibid. P. 189-247; Шифман И. Ш. ВЗ и его мир. М., 2006 2. С. 86-92; Бейли Р. Второзаконие // Введение в ВЗ / Ред.: М. Мангано. М., 2007. C. 129-137; Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб., 20072. C. 314-324; Weinfeld M., Sperlimg S. D. Josiah // EncJud. 2007. Vol. 11. P. 457-459; Браулик Г. Книга Второзакония // Введение в ВЗ / Ред.: Э. Ценгер. М., 2008. С. 188-189; Ben-Dov J. Writing as Oracle and as Law: New Contexts for the Book-Find of King Josiah // JBL. 2008. Vol. 127. N 2. P. 223-239.
Ключевые слова:
Ветхозаветные персоналии Иосия, 16-й иудейский царь (ок. 640/639-609/608 гг. до Р. Х.)
См.также:
ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
АВДЕНАГО - см. Вавилонские отроки
АВЕЛЬ (пам. в Недели св. праотец и отец), второй сын Адама и Евы
АВЕНИР сын Нира, двоюродный брат и военачальник царя Саула