Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАНН
23, С. 385-387 опубликовано: 10 марта 2015г.


ИОАНН

(Вендланд Константин Николаевич; 1.01.1909, С.-Петербург - 25.03.1989, Ярославль), митр. Ярославский и Ростовский, духовный писатель, богослов, ученый-геолог. Из дворянской семьи старинного аристократического рода. Отец был действительным тайным советником, служил в Адмиралтействе. В нач. 1917 г. из-за его тяжелой болезни семья переехала в Крым. После кончины отца в июне 1919 г. Константин Вендланд пережил душевный перелом; стал прислуживать в алтаре Вознесенского храма в Ливадии. Осенью 1921 г. вернулся с семьей в Петроград. В 1925 г. окончил школу 2-й ступени и поступил в Ленинградский горный ин-т. Еще будучи студентом, был принят в 1928 г. на должность научного сотрудника Геологического комитета. Одновременно посещал занятия в Богословско-пастырском уч-ще, находившемся тогда при русско-эст. церкви Ленинграда. Сблизился с зав. училищем архим. Гурием (Егоровым; впосл. митрополит). Присоединился к Александро-Невскому братству, стал внештатным псаломщиком Троицкой ц. киновии Александро-Невской лавры. Наместником лавры Лужским еп. Амвросием (Либиным) за труды в киновийном храме был посвящен во чтеца.

С 1930 г., по окончании горного ин-та, работал инженером-геологом на Ключевском хромитовом руднике на Урале. В 1932 г. вернулся в Ленинград, был принят научным сотрудником в Центральный научно-исследовательский геолого-разведочный ин-т. В авг. 1933 г., после встречи с освободившимся из заключения архим. Гурием (Егоровым), К. Вендланд переехал в г. Бийск - место его ссылки, где устроился работать в краеведческий музей. В дек. того же года стал ассистентом кафедры петрографии геолого-разведочного фак-та Среднеазиатского индустриального ин-та в Ташкенте. Переехал вместе с архим. Гурием, около к-рого в Ташкенте сложилась в традициях Александро-Невского братства община его духовных детей, в числе к-рых были 2 сестры К. Вендланда и А. Хархаров (см. Михей (Хархаров), архиеп.).

Иоанн (Вендланд), митр. Ярославский и Ростовский. Фотография. 80-е гг. ХХ в.
Иоанн (Вендланд), митр. Ярославский и Ростовский. Фотография. 80-е гг. ХХ в.

Иоанн (Вендланд), митр. Ярославский и Ростовский. Фотография. 80-е гг. ХХ в.

2 сент. 1934 г. пострижен архим. Гурием в монашество с именем Иоанн в честь свт. Иоанна Златоуста. С рекомендательным письмом архиеп. Гурия И. обратился с просьбой о принятии священства к еп. Старорусскому Иннокентию (Тихонову), которого посетил в Ст. Руссе во время служебной командировки. Был посвящен во иподиакона. 14 сент. 1936 г., во время поездки в Ст. Руссу, рукоположен еп. Иннокентием во диакона, на следующий день - во иерея. Тайно служил в домашнем храме в Ташкенте вместе с архим. Гурием, а после его отъезда в Фергану служил один, окормляя оставшуюся в Ташкенте часть общины.

Преподавал петрографию и геологию в Среднеазиатском индустриальном ин-те и в Ташкентском гос. ун-те, одновременно работал в Узбекском геологическом управлении, вел геологические исследования в Ср. Азии. Неоднократно печатал статьи по геологии в институтских научных сборниках. В 1937 г. участвовал в работе 17-го Международного геологического конгресса. Во время Великой Отечественной войны руководил поисками месторождений стратегически важных цветных металлов. В 1942 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук на тему «Петрология вулканогенных толщ Приташкентского района». Разработал на основе собственных наблюдений концепцию строения и происхождения массивов магматических пород Зап. Тянь-Шаня, что нашло отражение в академических коллективных монографиях. Подготовил докт. диссертацию, к-рую не успел защитить.

В нояб. 1945 г., считая гражданский долг исполненным, И. публично заявил о своем духовном сане. В янв. 1946 г. Ташкентский еп. Кирилл (Поспелов) назначил И. сверхштатным священником Успенского кафедрального собора в Ташкенте, уволился из индустриального ин-та, чуть позже - из геологического управления. Летом того же года принят в братию новооткрывшейся Троице-Сергиевой лавры, наместником к-рой был архим. Гурий (Егоров). С сент. 1946 г. секретарь назначенного на Ташкентскую и Среднеазиатскую кафедру еп. Гурия (Егорова). В 1950 г. И. был возведен в сан архимандрита. В марте 1953 г. назначен настоятелем саратовского собора в честь Сошествия Св. Духа, одновременно исполнял должности инспектора и духовника Саратовской ДС. В 1956 г. окончил заочный сектор Ленинградской ДА. Был удостоен степени кандидата богословия за соч. «Раскрытие догмата искупления в творениях святого Иоанна Златоуста». В 1957 г. назначен ректором Киевской ДС. В нач. 1958 г. стал представителем Московского Патриархата при Патриархе Антиохийском в Дамаске.

28 дек. 1958 г. хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии, с сохранением прежнего послушания. Хиротонию, состоявшуюся в московском Богоявленском соборе в Елохове, возглавил Патриарх Алексий I. Продолжал служение в Дамаске. 30 июня 1960 г. назначен епископом Среднеевропейским и Берлинским, экзархом Московского Патриархата в Ср. Европе. Много ездил по городам своей епархии. Свободно владел нем., англ. и франц. языками, выступал с докладами и лекциями. Автор ряда статей в «Журнале Московской Патриархии» и в печатном органе Среднеевропейского Экзархата «Голос Православия» (на нем. яз.).

С 28 авг. 1960 г. член Комиссии РПЦ по межхрист. связям. В июне 1961 г. участвовал в организованном Христианской мирной конференцией (ХМК) 1-м Всемирном общехрист. конгрессе в защиту мира в Праге, вошел в числе др. правосл. архиереев РПЦ в совещательный комитет ХМК. Делал доклад о конгрессе на Архиерейском Соборе РПЦ 18 июля 1961 г. 22 авг. того же года возведен в сан архиепископа. В дек. 1961 г. был в составе делегации Московского Патриархата на 3-й Генеральной ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Дели. В связи с присоединением РПЦ к ВСЦ сказал, обращаясь к делегатам ассамблеи: «Мы не приносим вам иную, чуждую вам Веру; мы вносим во ВСЦ исконную Веру неразделенной Церкви, от которой вы частично отошли, но которая принадлежит вам по праву» (цит. по: Письмо митр. Сурожского Антония [Блума] Святейшему Патриарху Алексию и Архиерейскому Собору 1997 г. // ЖМП. 1997. № 5. С. 12).

16 июня 1962 г. назначен архиепископом Алеутским и Североамериканским, экзархом Сев. и Юж. Америки с местопребыванием в Нью-Йорке. С 22 февр. 1963 г. носил титул архиепископа Нью-Йоркского и Алеутского. 3 авг. того же года возведен в сан митрополита. Совершил много пастырских поездок по США и Канаде, посещал страны Юж. Америки. Участвовал в судебных процессах, отстаивая права Московского Патриархата на церковную собственность. Во многом благодаря усилиям И. удалось сохранить в юрисдикции Московского Патриархата кафедральный Николаевский собор в Нью-Йорке. За время пребывания в США освятил 7 новых храмов. Жил аскетично. Собирал материалы о деятельности на Алеутских о-вах митр. Московского свт. Иннокентия (Вениаминова), к-рого очень почитал. И. написал сценарий к документальному фильму «Митрополит Иннокентий - миссионер русской Америки». Труды И. способствовали канонизации свт. Иннокентия в 1977 г.

После прошения о переводе на родину назначен 7 окт. 1967 г. митрополитом Ярославским и Ростовским. Продолжал активно участвовать в международной и межконфессиональной деятельности, в мероприятиях по сохранению мира. 20 марта 1969 г. был включен в состав Комиссии Свящ. Синода по вопросам христ. единства. В том же году стал членом делегации Синода на конференции представителей всех религий в СССР «За сотрудничество и мир между народами».

За первые годы служения на Ярославской кафедре посетил все приходы епархии. Был талантливым проповедником, его проповеди собирали и записывали духовные чада. Неск. раз проповеди И., как образцовые, печатались в «Журнале Московской Патриархии». В условиях, когда светские власти проводили мероприятия по стеснению Церкви, И. старался сохранить все действующие храмы. Заботился о том, чтобы дальние приходы не оставались без священников. Всего за время архипастырского служения в Ярославской епархии рукоположил 82 иерея; принимал в епархию священников, удаленных под давлением властей из других мест. Допускал негласные рукоположения священников. Тайно рукоположил во диакона и во иерея редактора «Журнала Московской Патриархии» Николая Иванова, а также д-ра геологических наук Глеба Каледу. Трудами И. в Ярославле было построено новое здание епархиального управления с крестовой ц. во имя новопрославленного свт. Иннокентия, митр. Московского. За благоустроение храмов епархии удостоен в 1977 г. права ношения 2 панагий.

Награждался орденами св. кн. Владимира 2-й степени, прп. Сергия Радонежского 2-й и 1-й степени РПЦ, орденом св. апостолов Петра и Павла Антиохийского Патриархата, орденом св. ап. Марка Александрийского Патриархата, орденом святых Кирилла и Мефодия Православной Церкви Чехии и Словакии; медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», бронзовой и серебряной медалями Советского Фонда мира.

Совмещал служение с научной работой, автор очерка о блгв. кн. Феодоре Чёрном и книги о святых Крыма, к-рую считал долгом памяти своему духовному учителю митр. Гурию (Егорову). В исследованиях «Библия и эволюция», «Время и его проблема в Библии: (Размышления православного архиерея)» И. рассматривал взаимоотношения науки и религии, считал, что принципы эволюции мира не противоречат христ. мировоззрению. В 1984 г. стал делегатом 27-го Международного геологического конгресса в Москве. Активно работал в секциях «Геохимия и космохимия» и «Палеонтология», где рассматривались вопросы ранней истории развития Земли и эволюции жизни. Увлекался акварельной живописью. 26 дек. 1984 г. уволен на покой. Жил в Ярославле. Отличался простотой и доступностью в общении, искренней добротой и подлинной интеллигентностью, был бескорыстен. Пользовался искренней любовью клира и прихожан, уважением местных советских властей. Имел на склоне лет благодатные дары старца - дар рассуждения и любви, дар утешения. Пока позволяло здоровье, в воскресные и праздничные дни совершал Божественную литургию в кафедральном соборе. Переводил богословские книги и занимался научными исследованиями. Перевел с английского монографию П. Гарретта «Святой Иннокентий, апостол Америки», а также работы И. К. Смолича - изданные в ФРГ к 1000-летию Крещения Руси соч. «Жизнь и учение старцев» и кн. «Русское монашество: Возникновение, развитие и сущность». В последний год жизни работал над соч. «О совершенстве человеческой природы Господа нашего Иисуса Христа». Писал воспоминания о митр. Гурии, о членах своей семьи.

В день кончины причастился Св. Таин; пребывал в ясном сознании, беседовал с близкими, благословляя их. Отпевание И. возглавил Ярославский архиеп. Платон (Удовенко). Погребение И. состоялось 27 марта 1989 г. в соответствии с его завещанием по монашескому чину. Похоронен в церковной ограде близ стены Феодоровского кафедрального собора Ярославля.

Соч.: Речь при наречении во епископа Подольского // ЖМП. 1959. № 2. С. 32; Высокое служение: [К 15-летию патриаршего служения Свят. Патриарха Алексия I] // Там же. 1960. № 11. С. 52-62; Христианский взгляд на разоружение // Там же. 1961. № 5. С. 48-52; Christliche Einheit, Zeugnis und Dienst im Bewusstsein und Leben der Russischen Orthodoxen Kirche // StdO. 1961. N 6. S. 27-44; Die Erweckung der Kirchen zu neuem Dienst: Vortrag // Ibid. 1962. N 11/12. S. 76-83; Памяти друга и учителя: [О митр. Гурии Егорове] // ЖМП. 1965. № 9. С. 20-21; Евсевий Кесарийский и его «Церковная история» // Там же. № 11. С. 61-67; Слово, сказанное в Великий пяток в 1965 г. в Св.-Николаевском патриаршем соборе в г. Нью-Йорке // Там же. 1966. № 4. С. 25-27; Слово в неделю Антипасхи // Там же. № 5. С. 30-31; Благовестие о мире у св. пророка Исаии // Там же. 1968. № 10. С. 27-32; Князь Федор Черный // БТ. 1973. Сб. 11. С. 55-77; О молитве священников // ЖМП. 1977. № 1. С. 67-70; В Пасхальные дни // Там же. 1978. № 5. С. 32; В день Рождества Христова // Там же. 1979. № 1. С. 32; На начало Великого поста // Там же. 1980. № 2. С. 33-34; «Господь воцарися, в лепоту облечеся» // Там же. 1982. № 8. С. 30-31; «Живем или умираем - всегда Господни» // Там же. 1983. № 3. С. 35-37; Слово на Рождество Христово // Там же. 1985. № 1. С. 37; На Воздвижение Креста Господня // Там же. 1985. № 9. С. 29; В день памяти свт. Иоанна Златоуста // Там же. 1986. № 11. С. 38-40; Святые древнего Крыма // Там же. 1988. № 4. С. 65-68; № 5. С. 64-68; № 9. С. 77-80; Два Богоявления // Там же. 1989. № 12. С. 35; Библия о мироздании // Там же. 1990. № 6. С. 74; № 7. С. 74-75; № 8. С. 73-74; Небесная награда // Там же. 1993. № 6. С. 55; Проповеди. Ярославль, 1995; Библия и эволюция. Ярославль, 1998; Святые древнего Крыма. Ярославль, 1998; Князь Федор (Черный). Митр. Гурий (Егоров): Ист. очерки. Ярославль, 1999; О пастырской молитве. Ярославль, 1999.
Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 285-288; Платон (Удовенко), архиеп. Высокопреосв. митр. Иоанн: [Некролог] // ЖМП. 1989. № 12. С. 22-25; Каледа Г., прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995. С. 28; Поспеловский Д. В. РПЦ в ХХ в. М., 1995. С. 322; Данилушкин М. Б. и др. История РПЦ: От восстановления Патриаршества до наших дней. СПб., 1997. Т. 1. С. 506, 563-564; Цыпин. История РЦ. С. 376, 395, 431, 458, 601; Ардов М. В., прот. Мелочи архи..., прото... и просто иерейской жизни. Гл. 18: Младенец в митре. М., 19982; Пашкова О. Выбор митр. Иоанна // Сегодня: Газ. 2000. 9 сент.; Шкаровский М. В. РПЦ при Сталине и Хрущеве. М., 2000. С. 388; Буфеев К., свящ. Православное вероучение и теория эволюции: В защиту святоотеческого учения о сотворении мiра, жизни и человека. СПб., 2003. С. 220-232; Зегжда С. А. Митрополит Иоанн (Вендланд): Биогр. очерк, 1909-1989. Ярославль, 2009.
М. В. Шкаровский
Ключевые слова:
Митрополиты Русской Православной Церкви Духовные писатели русские Богословы русские Иоанн (Вендланд Константин Николаевич; 1909-1989), митрополит Ярославский и Ростовский, духовный писатель, богослов, ученый-геолог
См.также:
АЛЕКСЕЕВ Петр Алексеевич (1727–1801), прот., писатель, публицист, лексикограф, богослов
АНАТОЛИЙ (Мартыновский Августин Васильевич; 1793-1872), архиеп. Могилевский и Мстиславский
АНДРЕЕВ Иван Михайлович (наст. фам. Андреевский; 1894-1976), духовный писатель, богослов, филолог
АНТОНИЙ (Храповицкий; 1863-1936), митр. Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ
ВАСИЛИЙ (Богдашевский Дмитрий Иванович; 1861-1933), архиеп. Каневский, вик. Киевской епархии
ВАСИЛИЙ (Родзянко Владимир Михайлович; 1915-1999), еп. Сан-Францисский и Запада
ВИНОГРАДОВ Николай Иванович (1856 - 1916), преподаватель Вифанской ДС, магистр богословия, духовный писатель
ГЕОРГИЙ (Тертышников Николай Иванович; 1941–1998), архим., доцент МДА, духовный писатель, богослов