Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАНН
23, С. 257-258 опубликовано: 19 февраля 2015г.


ИОАНН

[Иоанн Новый; греч. ᾿Ιωάννης, ᾿Ιωάννης ὁ Νέος] (2-я пол. X - нач. XI в.), прп. Фракийский (без дня памяти). Единственным источником сведений об И. является Житие, написанное Феодором Метохитом (BHG, N 2192). Оно сохранилось в последней части рукописи, содержащей небольшие риторические сочинения этого автора (Vindob. Phil. gr. 95. Fol. 364r - 373r). В тексте Жития имеется обширная лакуна (между Fol. 369v и 370r), к-рая была частично восстановлена И. Шевченко уже после публикации Жития И. Делеэ (текст глав 8a - 8c за счет неверного соединения листов приводится в рукописи на Fol. 355r-v). Из вступления следует, что Метохит приступил к работе над Житием в г. Дидимотихе во Фракии по просьбе насельников некоего неназванного мон-ря, основанного И. Это произошло во время ссылки Метохита после свержения его покровителя имп. Андроника II Палеолога (24 мая 1328). На основании косвенных данных можно заключить, что работа над Житием была завершена уже после возвращения Феодора Метохита в К-поль в 1330 г. (Ševčencko. 1961. P. 295, N 1). Поскольку Житие было написано спустя 3 столетия после кончины святого (известно, что И. жил во времена имп. Василия II Болгаробойцы (976-1025)), оно содержит мало биографических и исторических деталей.

И. род. в крестьянской семье в селении близ Дидимотиха. С юных лет И. внимал словам Свящ. Писания, а затем решил оставить родителей и стать отшельником. Он принял иноческий постриг, удалился в пустынное место и выкопал небольшую пещеру, где стал подвизаться, подражая прор. Илии и св. Иоанну Предтече. В течение мн. лет он питался кореньями и травами, пил только воду, одеждой ему служил власяной хитон. Однажды некий сановник случайно обнаружил пещеру И. Узнав о жизни подвижника, сановник стал уговаривать его основать монастырь. И., не желая оставить уединение, скрылся. В поисках нового жилища он встретил некоего монаха, к-рый велел И. выполнить просьбу сановника. И. возвратился на прежнее место и основал мон-рь, в к-рый сразу стало стекаться множество подвижников. Он возложил обязанности по управлению монастырем на благочестивого иеромонаха, имевшего большой жизненный опыт, а сам вновь удалился в уединенное место. Однако после смерти 1-го игумена братия уговорила И. возглавить мон-рь. Но и в эти годы И. имел обыкновение уходить в пустынное место, оставляя обитель на попечение своих учеников. Нек-рых из них И. в старости стал брать с собой. Мон-рь разросся, и церковь не могла вмещать насельников, но у И. не было средств для постройки нового, большого храма, к тому же он боялся, что не успеет завершить строительство до своей кончины. В это время по Промыслу Божию в мон-рь прибыл некий чиновник из К-поля и пожертвовал деньги на постройку. Вскоре после завершения строительства церкви И. скончался. На могиле святого стали совершаться чудеса (изгнание нечистых духов и исцеление от тяжких недугов).

Ист.: BHG, N 2192; ActaSS. Nov. T. 4. Р. 679-684.
Лит.: D[elehaye] H. De S. Iohanne Iuniore monacho in Thracia commentarius praevius // ActaSS. Nov. T. 4. Col. 678-679; Ševčencko I. On a Lacuna in the Life of Saint John the Younger (BHG, N 2192) // AnBoll. 1961. Vol. 79. P. 294-302; Janin R. Giovanni il Giovane, monaco in Tracia // BiblSS. Vol. 6. Col. 813.
Т. А. Артюхова, Л. В. Луховицкий
Ключевые слова:
Святые Греческих Православных Церквей Иоанн [Иоанн Новый] (2-я пол. X - нач. XI в.), прп. Фракийский (без дня памяти)
См.также:
ААРОН мч. Иерусалимский (пам. греч. 21 окт.) - см. Иерусалимские мученики, 60
АВВАКУМ ( † 1628), нмч. Солунский (пам. греч. 6 авг.)
АВДА И АВДИЕС (IV в.), епископы, мученики Персидские (пам. греч. 14, 16 или 17 мая, 28 окт.)
АВДА И САВА мученики Кесарие-Палестинские (пам. греч. 8 июля)