Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕВИР ИБН АЛЬ-МУКАФФА
62, С. 327-328 опубликовано: 25 ноября 2025г. 


СЕВИР ИБН АЛЬ-МУКАФФА

[араб.      ] († после 987), еп. Эль-Ашмунейна, 1-й из крупных богословов Коптской Церкви, писавший на арабском языке. В миру носил имя Абу Бишр и служил чиновником, впоследствии принял монашество и был избран на епископскую кафедру г. Эль-Ашмунейн (греч. Гермополь Великий) в Ср. Египте. Предположительно в 975 г. в Каире сопровождал копт. патриарха Авраама ибн Зару для участия в диспуте при дворе фатимидского халифа аль-Муизза. Известен как полемист с мусульманами, в частности мутазилитами, с иудеями и представителями др. христ. конфессий - несторианами и мелькитами (православными).

По упоминаниям в источниках, в т. ч. самим С. и. М., и на основании рукописных атрибуций известны ок. 30 названий его предполагаемых сочинений (некоторые могут относиться к одному и тому же тексту); из них сохранились и идентифицированы ок. половины, а изданы лишь несколько нижеперечисленных. «Книга Соборов» была составлена в ответ на обличение яковитов в «Хронике» младшего современника С. и. М., мелькита Саида ибн Битрика (впосл. Евтихий, патриарх Александрийский). В ней рассматриваются история Божественного откровения от Адама до апостолов, христологическое учение ранних отцов Церкви и история 4 первых Вселенских Соборов, особенно Халкидонского (см. Вселенский IV Собор), а также последовавшего за ним конфессионального разделения между яковитами и мелькитами с критикой последних; в приложении к трактату представлен экскурс в область вычислений основных дат земной жизни Иисуса Христа. Соч. «Толкование Символа веры», или «Вторая книга (Соборов)» (955), написано в опровержение сочинения Илии, несторианского митр. Дамасского (в миру Али ибн Убайд), и посвящено Вселенскому I Собору и разбору Никео-Константинопольского Символа веры. К произведениям апологетической антимусульм. направленности относятся компендиум «Светоч разума» и катехизис «Краткое изложение веры», составленный с опорой на одну из ранних арабо-христ. апологий - сиро-яковитского мон. Евстафия (IX в.?). «Драгоценная жемчужина» - самый ранний копто-араб. библейский и патристический флорилегий, преимущественно христологического содержания. В послании к вазиру-христианину Абу-ль-Юмну Кузману ибн Мине С. и. М. разбирает различия между основными христ. конфессиями средневек. Ближ. Востока. Трактат «Излечение от скорби и врачевание от печали», развивающий античную традицию лит-ры утешения (consolatio) через посредство труда мусульм. философа Абу Юсуфа Якуба аль-Кинди (ум. в 873), представляет собой попытку наполнить форму общетеоретического утешительного трактата христ. аргументацией.

К сочинениям, к-рые, по мнению большинства совр. исследователей, приписывались С. и. М. ошибочно, относятся: начальная часть араб. «Истории Александрийских патриархов», соч. «Порядок священнослужения», объясняющее устройство храма, функции богослужебных предметов и значение церковных чинов, и катехизис «Книга разъяснения» (с XV в. известен в эфиоп. переводе как «Книга Севира»), написанный с целью наставить коптов в основах догматики и религ. практики ввиду утраты ими знания коптского языка и угрозы их исламизации.

Соч.: Réfutation de Sa‘îd ibn-Batriq (Eutychius): Le livre des Conciles / Éd., trad. P. Chébli. P., 1905. (PO; T. 3. Fasc. 2); Histoire des Conciles: Second livre / Éd., trad. du texte arabe L. Leroy; étude de la version éthiopienne S. Grébaut. P., 1911. (PO; T. 6. Fasc. 4); Das Buch der kostbaren Perle / Einlt. u. arabischer Text (Kapitel 1-5) P. Maiberger. Wiesbaden, 1972; The Lamp of the Intellect / Ed., transl. R. Y. Ebied, M. J. L. Young. Louvain, 1975. 2 vol. (CSCO; 365-366. Arab.; 32-33); Affliction's Physic and the Cure of Sorrow / Ed., transl. R. Y. Ebied, M. J. L. Young. Louvain, 1978. 2 vol. (CSCO; 396-397. Arab.; 34-35); Kita b Misba h al-‘aql = The Lamp of Understanding / Ed. S. Kh. Samir. Cairo, 1978 (на араб. яз.); Samir S. Kh. Un traité nouveau de Sawrus Ibn al-Muqaffa‘: La lettre à Abu  al-Yumn Quzma n ibn Mna  // PdO. 2000. Vol. 25. P. 567-641.
Лит.: Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 300-318; Youssef Y. N. The Book «Order of the Priesthood» by Severus Ibn Al-Moqaffa‘, Bishop of El-Ashmunein, Revisited // BSAC. 2006. Vol. 45. P. 135-145; Swanson M. N. Sa wrus ibn al-Muqaffa‘ // Christian-Muslim Relations: A Bibliogr. History / Ed. D. Thomas et al. Leiden; Boston, 2010. Vol. 2. P. 491-509; idem. «Kita b al-da h» // Ibid. 2011. Vol. 3. P. 265-269; Моисеева С. А. Рецепция античной традиции consolatio в средневек. арабо-христ. лит-ре // Вестн. ПСТГУ. Сер. 3: Филология. 2017. Вып. 51. С. 66-79.
С. А. Меликян
Ключевые слова:
Епископы Коптской Церкви Севир ибн аль-Мукаффа ( после 987), епископ Эль-Ашмунейна
См.также:
ИОАНН (2-я пол. VI в.- 1-я пол. VII в.), еп. г. Парал (копт. Пархалос; араб. Эль-Бурлус), св. Коптской Церкви (пам. копт. 19 хойака (15 дек.))
ИОАНН [Йоханнэс Мадаббар] (Ɨ вскоре после 700), еп. Никиуский в юрисдикции Коптской Церкви
ИОАНН [Иоанн Затворник] (VI - нач. VII в.), еп. Шмуна (греч. Гермополь Великий; араб. Эль-Ашмунейн) в юрисдикции Коптской Церкви
МАКАРИЙ ТКОУСКИЙ († 451/2), еп. г. Ткоу (Антеополь, араб. Кау-эль-Кабир) в Египте почитаемый в Коптской Церкви как святой (пам. копт. 27 паопе (24 окт.))