[араб.
] († после 987), еп. Эль-Ашмунейна, 1-й из крупных богословов Коптской Церкви, писавший на арабском языке. В миру носил имя Абу Бишр и служил чиновником, впоследствии принял монашество и был избран на епископскую кафедру г. Эль-Ашмунейн (греч. Гермополь Великий) в Ср. Египте. Предположительно в 975 г. в Каире сопровождал копт. патриарха Авраама ибн Зару для участия в диспуте при дворе фатимидского халифа аль-Муизза. Известен как полемист с мусульманами, в частности мутазилитами, с иудеями и представителями др. христ. конфессий - несторианами и мелькитами (православными).
По упоминаниям в источниках, в т. ч. самим С. и. М., и на основании рукописных атрибуций известны ок. 30 названий его предполагаемых сочинений (некоторые могут относиться к одному и тому же тексту); из них сохранились и идентифицированы ок. половины, а изданы лишь несколько нижеперечисленных. «Книга Соборов» была составлена в ответ на обличение яковитов в «Хронике» младшего современника С. и. М., мелькита Саида ибн Битрика (впосл. Евтихий, патриарх Александрийский). В ней рассматриваются история Божественного откровения от Адама до апостолов, христологическое учение ранних отцов Церкви и история 4 первых Вселенских Соборов, особенно Халкидонского (см. Вселенский IV Собор), а также последовавшего за ним конфессионального разделения между яковитами и мелькитами с критикой последних; в приложении к трактату представлен экскурс в область вычислений основных дат земной жизни Иисуса Христа. Соч. «Толкование Символа веры», или «Вторая книга (Соборов)» (955), написано в опровержение сочинения Илии, несторианского митр. Дамасского (в миру Али ибн Убайд), и посвящено Вселенскому I Собору и разбору Никео-Константинопольского Символа веры. К произведениям апологетической антимусульм. направленности относятся компендиум «Светоч разума» и катехизис «Краткое изложение веры», составленный с опорой на одну из ранних арабо-христ. апологий - сиро-яковитского мон. Евстафия (IX в.?). «Драгоценная жемчужина» - самый ранний копто-араб. библейский и патристический флорилегий, преимущественно христологического содержания. В послании к вазиру-христианину Абу-ль-Юмну Кузману ибн Мине С. и. М. разбирает различия между основными христ. конфессиями средневек. Ближ. Востока. Трактат «Излечение от скорби и врачевание от печали», развивающий античную традицию лит-ры утешения (consolatio) через посредство труда мусульм. философа Абу Юсуфа Якуба аль-Кинди (ум. в 873), представляет собой попытку наполнить форму общетеоретического утешительного трактата христ. аргументацией.
К сочинениям, к-рые, по мнению большинства совр. исследователей, приписывались С. и. М. ошибочно, относятся: начальная часть араб. «Истории Александрийских патриархов», соч. «Порядок священнослужения», объясняющее устройство храма, функции богослужебных предметов и значение церковных чинов, и катехизис «Книга разъяснения» (с XV в. известен в эфиоп. переводе как «Книга Севира»), написанный с целью наставить коптов в основах догматики и религ. практики ввиду утраты ими знания коптского языка и угрозы их исламизации.
b Misba
h al-‘aql = The Lamp of Understanding / Ed. S. Kh. Samir. Cairo, 1978 (на араб. яз.); Samir S. Kh. Un traité nouveau de Sawrus Ibn al-Muqaffa‘: La lettre à Abu
al-Yumn Quzma
n ibn Mna
// PdO. 2000. Vol. 25. P. 567-641.
wrus ibn al-Muqaffa‘ // Christian-Muslim Relations: A Bibliogr. History / Ed. D. Thomas et al. Leiden; Boston, 2010. Vol. 2. P. 491-509; idem. «Kita
b al-da
h» // Ibid. 2011. Vol. 3. P. 265-269; Моисеева С. А. Рецепция античной традиции consolatio в средневек. арабо-христ. лит-ре // Вестн. ПСТГУ. Сер. 3: Филология. 2017. Вып. 51. С. 66-79.