Известие об имп. указе достигло Эдессы во вторник 8 нисана (т. е. 8 апр., поскольку авторы Актов, по всей видимости, имели в виду солнечный календарь), когда горожане, возглавляемые царем Авгарем, совершали под рук. С. празднование в честь Набу (Меркурия), Бела и других богов. Во время торжественной церемонии сщмч. Варсимей (Барсамья), еп. Эдессы, вместе с 2 клириками приступил к С. и обратился к нему с пространной речью. Ее основная тема - тщетность служения идолам, созданным человеческими руками, а также необходимость обращения к единому Богу, Творцу всего, и Его Сыну, Который облекся в тело (
- одно из наиболее распространенных в сир. традиции обозначений Воплощения) и стал человеком ради спасения людей. В уста Варсимея вложено краткое исповедание веры, содержащее изложение правосл. триадологии и, вероятно, направленное против сторонников арианства, что было весьма актуально в момент составления Актов: Принявший плоть есть вечный Сын Божий, Который единосущен Своему Отцу (
), обладает одной природой со Своим Родителем (
) и есть «поклоняемое сияние (
) Его божества» (ср.: Евр 1. 3) (Ancient Syriac Documents. 1864. P.
(сир. текст), 43 (англ. перевод); Bedjan. Acta. T. 1. P. 97).
Речь, обращенная к С., содержит указание на 1-го легендарного епископа Эдессы Палута, традиционно считающегося учеником ап. Аддая. По словам Варсимея, царь Эдессы Авгарь, «который старше нынешнего Авгаря», т. е. Авгарь V бар Ману Уккама (4 г. до Р. Х.- 7 г. по Р. Х., 13-50 гг.), уверовал во Христа (Ibidem). В данном случае составители Актов С. явно опирались на предание об обращении Авгаря V в христианство благодаря проповеди апостола, отраженное также в ряде апокрифов, в т. ч. в «Учении Аддая» (кон. IV - нач. V в.). Последнее содержит утверждение, согласно к-рому после кончины Аддая Серапион, еп. Антиохийский, рукоположил Палута во епископа Эдессы. Предполагаемые даты пребывания Серапиона на кафедре (190/1-210/1 или 202-218), равно как и данные др. источников, свидетельствуют о том, что христианство в Эдессе получило покровительство со стороны властей в правление Авгаря VIII бар Ману (177-212), т. е. существенно позже описываемых в Актах событий (подробнее: Заболотный Е. А. Сир. христианство между Византией и Ираном. СПб., 2020. С. 85-94). Т. о., историческая ценность Актов незначительна (см.: Duval. 1889). При этом в правление имп. Траяна сирийское эллинистическое гос-во Осроена, столицей которого была Эдесса, действительно находилось под контролем Римской империи, как и утверждается в Актах.
Благодаря проповеди Варсимея С. раскаялся в своем следовании язычеству и исповедал веру во Христа, сказав при этом епископу, что по причине праздника, в к-ром участвовало население города, он придет в церковь не в тот же день, а ночью следующего дня. Явившись туда вместе со своей сестрой Ф., имя которой в сирийском тексте - Баввая, С. стал христианином. Когда о крещении главного жреца Эдессы стало известно, «весь город» пришел к С. Последний публично принес покаяние за то, что в течение долгого времени вводил народ в заблуждение, якобы передавая ему волю богов, и призвал всех отвергнуть идолов и уверовать в Единого Бога. Узнав об обращении в христианство многих, в т. ч. и знатных горожан, имп. наместник Лисаний приказал арестовать С. после чего убеждал его подчиниться имп. указу и принести жертвы языческим богам, однако тот оставался непреклонным (Акты содержат обширные диалоги между С. и Лисанием). Сведения, приведенные в этой части Актов, включая имя наместника, возможно, были взяты из Актов мучеников Гурия, Самона(ы) и Авива (BHO, N 363), пострадавших в Эдессе в правление императоров Диоклетиана и Лициния.
С. был подвергнут пыткам и брошен в темницу. Через 5 месяцев, во вторник 2 элула (2 сент.), ночью, Лисаний начал новый допрос, во время к-рого неоднократно жестоко пытал святого и угрожал казнить его, как казнят убийц, однако С. по-прежнему отказывался отречься от Христа. В результате наместник публично провозгласил приговор С.: его следовало перепилить пилой, а перед наступлением смерти отрубить голову. На месте казни С. отказался пить вино, предложенное палачами, и попросил лишь о возможности помолиться. Святой просил Бога помиловать его, как Он помиловал благоразумного разбойника, спасти от справедливого осуждения как «вошедшего в виноградник в одиннадцатый час» (ср.: Мф 20. 1-16) и вокресить его тело в день Второго пришествия.
После того как С. был усечен мечом, Ф. собрала одеждой кровь брата. За это Лисаний приказал казнить ее на том же месте, где умертвили С. Ф. была арестована, подвергнута пыткам и казнена. В пятницу 5 элула (5 сент.) местные христиане тайно перенесли тела мучеников и захоронили их в могиле Абшеламы, еп. Эдессы (упом. в «Учении Аддая», пам. сир. 19 окт.; см.: Fiey. 2004. Р. 28. N 26; Saint-Laurent J.-N. M. et al. Abshelama // Qadishe: A Guide to the Syriac Saints. Nashville, [2016.] Vol. 1 [Электр. ресурс: syriaca.org/person/1114]).
В сир. Мартирологе (кон. IV - нач. V в.) С. и Ф. не упоминаются; в более поздних Мартирологах, составленных на сир. языке, память дана под разными датами: 27 февр., 5 или 9 сент., 14 окт. Указанные дни закрепились в западносир. традиции; в Маронитской католической Церкви память С. и Ф. совершается 10 окт. В некоторых рукописях Иеронимова Мартиролога мученики упомянуты под 5 сент. (MartHieron. Comment. P. 489). Эта последняя дата была известна и авторам визант. Синаксарей, в к-рых 5 сент. (а также 4 сент., 10 и 11 дек.) обозначено как день памяти 2 мучеников, родных брата и сестры, имена к-рых переданы на греческом как Фуфаил (Фафуил) и Вевея (SynCP. Col. 16, 18, 298, 300). Вероятно, на определенном этапе развития визант. агиографической традиции, в т. ч. в силу искажения сир. имен, произошло удвоение пар мучеников и под 29 янв., а также под 15 окт. появилась память С. и Вевеи (SynCP. Col. 141, 432). В некоторых визант. стишных синаксарях (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.) отдельное сказание о С. содержится под 4 марта (SynCP. Col. 505-508). В Римском Мартирологе кард. Ц. Бароний указал в качестве дня памяти мучеников Сарбелия и Барбейи 29 янв. (MartRom. Comment. Р. 40). Под этим же числом имена мучеников обозначены и в современной редакции Римского Мартиролога (MartRom (Vat.). P. 115).