[Итал. San Sebastiano fuori le mura], одна из древнейших христ. церквей Рима. Расположена за стеной Аврелиана, между 2-й и 3-й милями Аппиевой дороги, в местности, где в позднеантичное время существовал большой надземный и подземный некрополь, включавший как языческие, так и христ. погребения (Spera. 2003; Taccalite. 2010). Ядром раннехрист. комплекса стало место совместного почитания апостолов Петра и Павла, т. н. Апостольская мемория (лат. memoria apostolorum) - сооружение посреди некрополя для поминальных собраний и трапез, состоявшее из огороженного трапециевидного двора c крытым портиком в вост. части (т. н. триклием), стены к-рого покрыты сотнями граффити с молитвенными обращениями к апостолам Петру и Павлу (подробнее об Апостольской мемории и о почитании апостолов на этом месте в раннехрист. период см. в ст. Петра и Павла апостолов почитание, разд. «Memoria apostolorum на Аппиевой дороге»). Поминальный комплекс был основан, вероятно, в сер. III в. и использовался до эпохи имп. равноап. Константина I Великого, когда поверх существовавших сооружений была возведена базилика во имя апостолов Петра и Павла (basilica apostolorum). Нек-рые исследователи относят начало ее строительства к правлению имп. Марка Аврелия Максенция (306-312) (Jastrzébowska. 2002; Eadem. 2016). Кладка базилики (opus listatum), с чередующимися рядами кирпича и туфа, аналогична технологии, примененной в загородной резиденции имп. Максенция (вилла, цирк и мавзолей Ромула), расположенной по другую сторону Аппиевой дороги. Др. аргументом, подтверждающим эту датировку, служит тот факт, что среди обширного корпуса надписей в триклии нет хризмонов,- т. о., доступ к нему мог быть утрачен уже в доконстантиновскую эпоху. Отсутствие к.-л. сведений о базилике в Liber Pontificalis применительно к той эпохе может объясняться политикой забвения (damnatio memoriae), использованной имп. Константином по отношению к достижениям Максенция (по др. версии, строительство не упом. в Liber Pontificalis, т. к. было инициировано не императором или Римским епископом, а местной христ. общиной - Logan. 2007). Однако наиболее обоснованной является датировка базилики ранними годами правления Константина (ок. 313), вскоре после победы над Максенцием у Мульвийского моста и прибытия в Рим. Согласно последним археологическим данным, строительство резиденции Максенция было прервано и не завершено (Conlin et all. 2006). Возможно, непосредственно от имп. Константина исходило решение прекратить работы в этом месте и начать возведение базилики по соседству, заменив строительный проект предшественника своим (Nieddu. 2009. P. 142-145). Вместе с тем исследователи сходятся в том, что базилика была завершена при Константине или его сыновьях - на аркосолии сев. входа сохранилась монограмма, к-рую интерпретируют как «Константин», «Констант» или «Констанций». Базилика на Аппиевой дороге упомянута Сократом Схоластиком (V в.) в гл. «Церковной истории», посвященной егип. монахам: некто Аммоний, побывавший вместе с Афанасием в Риме (вероятно, ок. 340), был настолько лишен любопытства, что из всех святынь пожелал увидеть «только мартирий Петра и Павла» (Socr. Schol. Hist. eccl. IV 23).
Первоначальное здание представляло собой 3-нефную базилику, в которой боковые нефы переходили в круговой обход вокруг апсиды (деамбулаторий),- архитектурная форма, типичная для погребальных базилик константиновской эпохи, возведенных над гробницами мучеников за рим. стенами. Среди известных построек такого типа («большая базилика» в комплексе Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура, Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, Санти-Марчеллино-э-Пьетро, базилики на Виа-Адреатина и Виа-Пренестина) базилика на Аппиевой дороге, возможно, была самой ранней и послужила прототипом для других (Brandenburg. 2005; Leipziger. 2006). Постройка была ориентирована с северо-запада на юго-восток, вход располагался со стороны Аппиевой дороги и предварялся 4-угольным атриумом. Общая ширина здания - 30,5 м, длина - ок. 65 м, ширина боковых нефов - 7,5 м, деамбулатория - 5,5 м. Сохраняя погребальную функцию, базилика являлась по сути крытым кладбищем (coemeterium subteglatum). Множество эпитафий на плитах гробниц, найденных в различных местах здания, датируются 40-ми гг. IV-V в. Усопших хоронили как под полом, так и в пристроенных снаружи мавзолеях (всего зафиксировано 25). Одним из самых примечательных подобных сооружений является примыкавший к апсиде левее центральной оси здания, украшенный богатой росписью и лепниной мавзолей (т. н. Платония) мч. Квирина, еп. Сисции, пострадавшего в 303/4 или 308 г., чьи мощи были перенесены в Рим до 404 г. (Nieddu. 2009. P. 246).
Присутствие в церкви останков мч. Севастиана (Себастьяна) впервые упоминается в посвятительной надписи времени папы Римского свт. Иннокентия I (401-417), оставленной священниками Проклином и Урсом на мраморной плите (Ferrua. 1964; ныне в Латеранском музее). В итинерарии Ecclesiae Quae Intus Romae Habentur (Itinerarium Salisburgense) (ок. 635-645) гробница св. Севастиана указана как главная святыня базилики, что повлияло на представление о церкви как о мартирии этого святого. Видимо, уже в раннехрист. период развитие почитания апостолов на местах их погребений в Ватикане и на Остийской дороге, оформленных строительством крупнейших рим. храмов и превратившихся в главные паломнические центры христ. мира, привело к тому, что их совместное почитание «в катакомбах» уступило первенство мартирию воина-мученика св. Севастиана. Вместе с тем, по предположению Р. Краутхаймера, главным назначением рим. погребальных базилик было проведение поминальных трапез; с выходом из употребления этой традиции большинство таких зданий было заброшено и утрачено в средневек. период (Krautheimer. 1969. P. 49). Исключение составила лишь базилика на Аппиевой дороге, получившая новое посвящение - во имя мч. Севастиана. Т. о., на протяжении истории сооружение последовательно меняло форму и функцию (от Апостольской мемории через погребальную базилику к храму-мартирию мч. Севастиана), сохраняя статус одного из самых почитаемых мест в Риме.
Крипта св. Севастиана представляла собой одно из помещений катакомб, позднее расширенное, но сохранившее связь с др. подземными коридорами. Вероятно, крипта уже существовала в момент закладки базилики, она могла служить (как и в наст. время) входом в катакомбы (Krautheimer, Corbett, Frazer. 1970. P. 142-143).
Папа Римский католический св. Сикст III (432-440) основал «в катакомбах» мон-рь (LP. T. 1. P. 234), один из самых ранних в Риме. Базилика была восстановлена при папе Адриане I (772-795) (Ibid. P. 508). В 826 г., перед арабским нашествием, мощи св. Севастиана перенесли в базилику ап. Петра в Ватикане; во время нашествия церковь была разрушена, восстановлена при папе Римском Николае I (858-867). В 1218 г. папа Гонорий III освятил алтарь св. Севастиана в крипте и главный алтарь базилики. В 1431 г., при папе Римском Евгении IV, храм был отремонтирован и передан вместе с мон-рем цистерцианцам.
Во 2-й пол. XVI в. базилика была включена в паломнический маршрут по 7 рим. церквам, составленный католич. св. Филиппо Нери, что закрепилось в совр. топонимике - улица, ведущая от храма к базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, сохранила название Виа-делле-Сетте-Кьезе («Улица семи церквей»).
В 1609-1612 гг. по заказу кард. Шипионе Боргезе храм был полностью перестроен. Проект выполнил архит. Ф. Понцио, реконструкция завершена под рук. архит. Дж. Вазанцио (Я. ван Сантен). Новый 2-этажный фасад оформлен в виде лоджии; сдвоенные колонны 1-го этажа несут 3 полуциркульные арки, на 2-м этаже аркам и колоннам вторят 3 окна, разделенные сдвоенными пилястрами; фасад завершен треугольным фронтоном. Самостоятельный фасад при реставрации базилики (также по проекту Понцио) получил мавзолей Квирина, который в то время ошибочно считался Апостольской меморией.
Новое здание базилики заняло центральный неф древнего храма, а пространство боковых нефов стало использоваться для строительства капелл и подсобных помещений. Базилика получила резной деревянный расписанный и позолоченный потолок с изображением мч. Севастиана и гербов кард. Ш. Боргезе и папы Римского Григория XVI. Главный алтарь спроектирован Понцио (алтарная картина «Распятие» исполнена И. Таккони, по бокам помещены бюсты апостолов Петра и Павла работы Н. Кордье).
К 1712 г. на месте зап. части сев. нефа старой базилики была возведена капелла семьи Альбани, выполненная архит. К. Фонтана (при участии К. Марата, А. Спекки и Ф. Барджиони). Фонтана спроектировал также новую сакристию базилики, примыкающую к капелле. На левой стороне нефа, недалеко от входа, расположена капелла св. Севастиана (1672, проект Чиро Ферри) со скульптурой пронзенного стрелами мч. Севастиана (Дж. Джорджетти по модели А. Джорджетти). Напротив нее, на правой стороне нефа,- часовня для хранения храмовых святынь (стрела и колонна - реликвии мученичества св. Севастиана). С 2001 г. в базилике хранится скульптурный бюст Спасителя («Salvator Mundi»), который считается последней работой Дж. Л. Бернини, выполненной мастером в 1679 г.
Базилика с кон. XIX в. стала объектом археологического изучения, не в последнюю очередь благодаря доступности боковых нефов и деамбулатория старой базилики, оставшихся за границами нового здания. Раскопки базилики и некрополя проводились в 1892-1894 гг. (мавзолей Квирина), затем в 1908 г. (с юж. стороны деамбулатория открыт т. н. мавзолей Domus Petri, названный по надписи, в к-рой упом. ап. Петр), в 1915-1921 гг. (изучены погребения под полом базилики), в 1935-1936 гг. (Апостольская мемория), в 1952-1961 гг. (исследованы остальные мавзолеи). В деамбулатории старой базилики с 30-х гг. XX в. устроен музей эпиграфики (лапидарий), в ее правом нефе ныне находится археологический музей.
С 1826 г. папа Римский Лев XII передал базилику ордену францисканцев, под управлением к-рого она находится в наст. время. Храм сохранял статус одной из 7 паломнических базилик Рима до 2000 г., когда был заменен в списке церковью Мадонна-дель-Дивино-Аморе.