
Мозаики подкупольного пространства баптистерия Сан-Джованни-ин-Фонте. 2-я пол.— 3-я четв. V в. Фото: И. А. Орецкая
Мозаики подкупольного пространства баптистерия Сан-Джованни-ин-Фонте. 2-я пол.— 3-я четв. V в. Фото: И. А. Орецкая [Итал. San Giovanni in Fonte, др. название - Неаполитанский баптистерий], баптистерий (IV-V вв.), часть архитектурного комплекса кафедрального собора г. Неаполя Сан-Дженнаро (cв. Ианнуария, XIV в.). Представляет собой небольшое, прямоугольное в плане сооружение с куполом, примыкающее к правому нефу базилики Санта-Реститута (св. Реституты, V в.).
В куполе баптистерия, в его подкупольных нишах, близких по форме к тромпам, на южной и западной стенах сохранились мозаики, предположительно относящиеся к первоначальной декорации здания. В медальоне в центре купола на фоне синего звездного неба помещен крест-монограмма с греческими буквами «Альфа» и «Омега»; над монограммой - божественная десница с лавровым венцом и прозрачная голубая сфера. Вокруг креста - массивная золотая рама с изображениями античных ваз и корзин с фруктами (гранатами, виноградом, смоквами), пшеничных колосьев, птиц (перепелов, павлинов, цесарок, попугаев), клюющих плоды. На раме, на одной оси с монограммой - птица Феникс на скале. Поверхность купола разделена на 8 сегментов декоративными лентами в виде растительных гирлянд. Ленты обрамляют сюжетные сцены. В общей сложности сохранилось 7 композиций: «Христос и самарянка», «Чудо в Кане», «Крещение» (предположительно), «Traditio Legis» (Передача закона), «Хождение по водам», «Чудесный улов» и «Явление ангела женам-мироносицам». Изображения на северном и западном склонах купола утрачены. Первоначальное количество и состав сюжетов неизвестны.

Беседа Христа с самарянкой, Добрый пастырь и символ евангелиста Луки. Мозаики подкупольного пространства. 2-я пол.— 3-я четв. V в. Фото: И. А. Орецкая
Беседа Христа с самарянкой, Добрый пастырь и символ евангелиста Луки. Мозаики подкупольного пространства. 2-я пол.— 3-я четв. V в. Фото: И. А. Орецкая В угловых нишах были представлены крылатые апокалиптические существа: лев, ангел, телец (мозаика сильно пострадала) и орел (изображение полностью утрачено). Над ними на узких участках стены - пасторальные сцены (юные пастыри с агнцами, пьющие из источников олени, пальмы и птицы) - символико-аллегорические мотивы, получившие широкое распространение в позднеантичном и раннехристианском искусстве. На южной и западной стенах по сторонам окон - парные изображения святых (апостолов или мучеников) в светлых одеждах, с венцами на покровенных руках. Первоначально их было 8, 4 фигуры на восточной и северной стенах не сохранились.
Время строительства баптистерия и украшения его мозаиками неизвестно. В исторических документах (Chronicon episcoporum Neapolitanorum, т. н. Liber Pontificalis Ecclesiae Neapolitanae (Vat. lat. 5007, VIII в.), Catalogus episcoporum Neapolitanorum (б-ка мон-ря Сан-Марко во Флоренции, X в.)) упоминаются 2 ранние по времени строительства крещальни в Неаполе: «fontis majoris» еп. Сотера (465-486/92) и «fontis minoris» eп. Винцентия (555-578). Существуют также косвенные данные, позволяющие предположить, что баптистерий при кафедральном соборе Неаполя существовал при еп. Севере (363-409). Ни одну из упомянутых в источниках крещален невозможно с уверенностью идентифицировать с С.-Д.-ин-Ф. Тем не менее часть исследователей считают этот баптистерий постройкой еп. Севера, относят его мозаики к рубежу IV и V вв. (данная атрибуция преобладает в публикациях, в т. ч. в последних статьях о мозаиках). Др. группа авторов рассматривает мозаики неаполитанского баптистерия в контексте искусства V в. и датирует их разными десятилетиями этого столетия. В изданиях XVIII-XIX вв. декорация С.-Д.-ин-Ф., как правило, считалась произведением времени еп. Винцентия. Также мозаики неаполитанского баптистерия датировались исследователями нач. IV, VIII-IX и XIII вв.
В иконографии мозаик отмечают параллели с позднеантичными произведениями монументального искусства. В частности, общая композиционная схема встречается в античных памятниках (напольные мозаики рим. терм близ Отриколи, Музей Пио-Клементино, Ватикан, III в.; синагог в Хаммат-Тиверии, IV в., в Нааране, V-VI вв., в Бейт-Альфе (Бет-Альфе), VI в.). Эта композиционная модель была адаптирована христ. художниками для декорации куполов. Кроме баптистерия в Неаполе она применена в мавзолее Санта-Костанца в Риме (ок. сер. IV в.), капелле Сант-Акуилино в Милане (ок. 400), Баптистерии православных в Равенне (ок. 450). Отдельные изобразительные мотивы (монограмма, образы святых с венцами, символы евангелистов в виде крылатых существ, пасторальные мотивы, декоративные растительные гирлянды) имеют аналогии в христ. памятниках IV-V вв. (мозаичные ансамбли Рима, Равенны, Милана, Фессалоники). Стиль, к-рый обладает неоднородностью и неустойчивостью, присущей в целом произведениям монументальной живописи V в., одновременно содержит элементы античной и христ. художественной системы и т. о. позволяет датировать мозаики неаполитанского баптистерия 2-й пол.- 3-й четв. V в.
Лит.:
Müntz E. Notes sur les mosaïques chrétiennes de l'Italie. 7: Les mosaïques de Naples // RA. Ser. 3. 1883. Vol. 1. P. 16-30;
Айналов Д. В. Мозаики IV и V вв. СПб., 1895. С. 137-149, 182-183;
Abatino G. I mosaici del battistero di S. Giovanni in Fonte del Duomo di Napoli // Napoli Nobilissima. Napoli, 1900. Vol. 9. P. 101-104;
Galante G. A. I musaici del Battistero del Duomo di Napoli // NBAC. 1900. Vol. 6. P. 99-106;
Stornajolo C. I musaici del battistero di S. Giovanni in Fonte nel Duomo di Napoli // Atti del II congr. intern. di archeoloiga cristiana, tenuto in Roma nell'aprile 1900. R., 1902. P. 269-276;
Muñoz A. I musaici del battistero di San Giovanni in Fonte a Napoli // L'Arte. Mil. etc., 1908. Vol. 11. P. 433-442;
Stuhlfauth G. Das Baptisterium S. Giovanni in Fonte zu Neapel und seine Mosaiken // Reinhold-Seeberg-Festschrift / Hsrg. W. Koepp. Lpz., 1929. Bd. 2. S. 181-212;
Bijvanck A. W. Het Mozaïeck in de Doopkerk bij de Kathedraal te Napels // Mededelingen van het Nederlands Historisch Instituut te Rome. R. 2. s'Gravenhage, 1931. T. 1. S. 45-64;
Bovini G. I mosaici del Battistero di S. Giovanni in Fonte a Napoli // Corsi di cultura sull'arte ravennate e bizantina. Ravenna, 1959. Vol. 6. Fasc. 1. P. 5-26;
Maier J.-L. Le baptistère de Naples et ses mosaïques: Étude historique et iconographique. Freiburg, 1964;
Pariset P. I mosaici del Battistero di S. Giovanni in Fonte nello sviluppo della pittura paleocristiana a Napoli // Cah. Arch. 1970. Vol. 20. P. 1-13;
Strazzullo F. Il battistero di Napoli // Arte cristiana. Mil., 1974. Vol. 62. N 611. P. 145-176;
Lello C., Caputo V. Figure zoomorfe nel battistero di S. Giovanni in Fonte a Napoli // Napoli Nobilissima. 1992. Vol. 31. P. 23-30;
Fatica L. Il battistero di S. Giovanni in Fonte a Napoli: Teologia simbolica biblico-patristica // Ianuarius: Rivista diocesana a Napoli. 1994. An. 75. N 11/12. P. 559-582;
Gandolfi K. Les mosaïques du baptistère de Naples: Programme iconographique et liturgie // Il Duomo di Napoli: dal paleocristiano all'età angioina: Atti della I Giornata di studi su Napoli, Losanna (23 nov. 2000) / A cura di S. Romano, N. Bock. Napoli, 2002. P. 21-34;
Hernández J.-P. Nel Grembo della Trinità: L'immagine come teologia nel battistero più antico di Occidente (Napoli IV sec.). Cinisello Balsamo, 2004;
Заиграйкина С. П. Мозаики баптистерия Сан-Джованни ин Фонте в Неаполе (V в.): Стиль и атрибуция // Искусствознание. 2013. № 3/4. С. 262-275.
М. П. Заиграйкина