Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

САМОГЛАСЕН
61, С. 267-268 опубликовано: 7 августа 2025г. 


САМОГЛАСЕН

Певч. термин, обозначающий гимнографическое произведение с текстом оригинальной метрики, который положен на оригинальный мелос. Встречается в слав. рукописных и печатных богослужебных книгах - от древнейших образцов до изданий настоящего времени и является слав. аналогом 2 греч. терминов - ἰδιόμελον и αὐτόμελον. Употребляется по отношению к гимнографическим текстам разных жанров (стихиры, тропари, кондаки и икосы, седальны, ексапостиларии (светильны)). Песнопения, к-рые определены как С., могут быть записаны и с нотацией, и без нее.

Как правило, С. упоминается в лемме (надписании) песнопения наряду с указанием гласа, празднуемого события, места в службе. Напр., в сентябрьском разделе Благовещенского Кондакаря кон. XII - нач. XIII в. (РНБ. Q.п.I.32. Л. 3) указано: /\\       /\\   /\\.  /\\   /\\     (Месяца того [же] в 8-й [день]. Рождество Богородицы. Кондак, глас 4, самогласно: Иоаким и Анна). Полные написания -   или   - довольно редко встречаются в рукописях (напр., на рубеже XI и XII вв.- в Ильиной книге (РГАДА. Ф. 381. № 31. Л. 141):  /\\.  /\\.  .      и в Типографском уставе с Кондакарем (ГТГ. К-5349): /\\         /\\.       (Л. 24 об.);  /\\  /\\     (Л. 46)); как правило, используются усеченные варианты:  /\\,  /\\,  /\\ /\\,  /\\,  /\\ и др. В старопечатных (с 90-х гг. XVII в.) и совр. богослужебных книгах используется полная форма:  

В визант. традиции в качестве общего термина по отношению к песнопениям оригинальной мелодики и метрики употребляется наименование ἰδιόμελα (в отличие от προσόμοια - песнопений, написанных по образцу уже существующих). Термин αὐτόμελον применяется по отношению к тем С., которые использованы как модели для сочинения и распевания новых текстов.

Ремарка «самогласен» более или менее регулярно встречается в слав. литургических рукописях и печатных книгах (Стихирарях, Минеях, Триодях, Уставах (Типиконах) и др.), но не все тексты, к-рые являются С., снабжены соответствующим указанием. Наиболее последовательно этот термин употребляется по отношению к кондакам, седальнам и светильнам (ексапостилариям). Стихиры отмечаются как С. гораздо реже. Напр., в достаточно полном и хорошо сохранившемся древнерус. минейном Стихираре XII в. (БАН. 34.7.6) ремарка   используется лишь 1 раз (Л. 115 об.) - по отношению к 1-й стихире-образцу в группе из 3 текстов на Сретение Господне - и является переводом термина αὐτόμελον:  ()   ( )  ()  ( )      В визант. Стихираре, к-рый сформировался как собрание ἰδιόμελα, нет соответствующих ремарок (см., напр., изд. ркп. Vindob. Theol. gr. 136: Sticherarium. 1987). В более поздних древнерус. минейных Стихирарях исследователи отмечают сравнительно небольшое (по отношению к общему количеству текстов) число пометок «самогласен» (см.: Гусейнова. 2018).

Ремарка «самогласен» может относиться не только к отдельно взятому тексту, но и к циклам песнопений. Уже к X в. были созданы воскресные евангельские стихиры (ἐωθινά; ἰδιόμελα ἀναστάσιμα) имп. Льва VI Мудрого (886-912) и ексапостиларии его сына имп. Константина VII Багрянородного (913-959) (см.: Galadza. 2017. P. 311-312). В визант. Параклитиках и Стихирарях до XV в. евангельские стихиры назывались «утренними самогласнами». Напр., в Параклитике 1470/71-1476 гг. (РГБ. Ф. 270/Iа. № 20 (Греч. № 60; Инв. № 489). Л. 309) раздел с произведениями императоров Льва и Константина надписан как «Воскресные ексапостиларии 11 утренних Евангелий с их богородичнами и самогласнами» (᾿Εξαποστειλάρια ἀναστάσιμα τῶν ια´ ἐωθινῶν εὐαγγελίων ἤτοι μετὰ τῶν θεοτοκίων κα ἰδιομέλων; см.: Щеголева. 2018. С. 310), а в Стихираре XIII в. (Athen. Bibl. Nat. 2758. Fol. 105) произведения имп. Льва - как «Стихиры самогласны, утренние...» (Στιχηρὰ ἰδιόμελα, ἐωθινά...; см.: Touliatos-Miles. 2010. P. 504). В более поздних греческих рукописях и печатных изданиях определение ἰδιόμελα в отношении евангельских стихир не встречается.

В русских рукописных источниках в названии евангельских стихир нет указания «самогласны». Это определение появляется в старопечатных Октоихах. Напр., типовой заголовок в старопечатных Октоихах 1692, 1712, 1715 гг.- «Начало воскресных ексапостиларий и утренних самогласных, сиречь евангельских стихир» (Октоих. М., 1692. Ч. 1. Л. 442 об.). Этот же заголовок сохраняется в совр. изданиях (Октоих, сиречь Осмогласник. М., 1981. 3 ч.).

В русских певч. рукописях (как правило, нотированных) с XVI в. встречается цикл, который называется «Самогласники на восемь гласов» (напр.: ГИМ. Епарх. № 182. Л. 121 об.- 123, 40-е гг. XVI в.; см.: КЦДР. 1991. [Вып.:] Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. С. 256; вариант названия - «Стихиры самогласны»). Самогласники (С.) на 8 гласов представляют собой первые воскресные стихиры на «Господи, воззвах» из Октоиха каждого гласа: 1-го - «Вечерняя наша молитвы», 2-го - «Первовечному ото Отца», 3-го - «Твоим крестом Христе», 4-го - «Животворящему Твоему кресту», 5-го - «Честным Твоим крестом», 6-го - «Победу имея Христе», 7-го - «Придете возрадуемся», 8-го - «Вечернюю песнь». Часто самогласники соседствуют с циклом подобнов на 8 гласов, иногда эти 2 цикла составляют единую подборку (РНБ. Соф. № 498, 2-я пол. XVII в.; РНБ. Кир.-Бел. № 577/834, 40-е гг. XVII в.). В мелодике самогласников превалирует речитатив, они служат гласовыми моделями (что сближает их с подобнами).

Лит.: Sticherarium antiquum Vindobonense / Ed. G. Wolfram. W., 1987. (MMB. Ser. princip.; 10); Ильина книга: Ркп. РГАДА. Тип. 131 / Изд.: В. Б. Крысько. М., 2005. С. 825; Ильина книга: Древнейший слав. богослужебный сб. / Подгот.: Е. М. Верещагин. М., 2006. С. 277; Типографский Устав: Устав с Кондакарем кон. XI - нач. XII вв. / Под ред. Б. А. Успенского. М., 2006. Т. 2. С. 412-413; Touliatos-Miles D. H. A Descriptive Catalogue of the Musical Manuscript Collection of the Nat. Library of Greece. N. Y., 2010; Galadza D. Liturgy and Byzantinization in Jerusalem. Oxf., 2017; Гусейнова З. М. Самогласны Стихираря минейного 2-й пол. XVI в. // Вестн. ПСТГУ. Сер. 5: Вопр. истории и теории христ. искусства. 2018. Вып. 31. С. 70-82; Щеголева Л. И. Греч. рукописи в фондах РГБ. Ч. 7: Собр. П. И. Севастьянова (Ф. 270/Iа) // ВЦИ. 2018. № 1/2(49/50). С. 307-354; Благовещенский Кондакарь // expositions.nlr.ru/ex_manus/kondakar/_Project/ShowIzo.php [Электр. ресурс].
Ю. В. Артамонова
Ключевые слова:
Церковное пение Гимнография. Основные понятия Самогласен, певческий термин, обозначающий гимнографическое произведение с текстом оригинальной метрики, который положен на оригинальный мелос
См.также:
АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств
АЛЛЕМАНОВ Дмитрий Васильевич (1867-1928), свящ., композитор, исследователь церк. пения, педагог
АЛЛИЛУИАРИЙ изменяемая часть Божественной литургии, песнопение, предваряющее чтение Евангелия
АЛЬТ название певческого голоса и исполняемой им партии
АНИКСАНДАРИИ в визант. церк. пении назв. распев. части предначинательн. псалма на вечерне
АНТИФОН богослужебн. песнопения