Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

САМАРИТЯНЕ
61, С. 200-204 опубликовано: 22 августа 2025г. 


САМАРИТЯНЕ

[Самаряне; евр.  ], этнорелиг. группа, имеющая ряд общих черт в мировоззрении и культе с иудаизмом: ее представители поклоняются единому Богу Яхве, но в отличие от иудеев признают легитимным святилищем не Иерусалимский храм, а гору Гаризим.

Название

Евр. слово для обозначения С.-   - происходит от названия г. Самарии ( ), к-рый являлся столицей Северного (Израильского) царства до его разрушения ассирийцами в 722 г. до Р. Х. Оно встречается лишь 1 раз в корпусе евр. Библии, в 4 Цар 17. 29, однако используется в этом тексте для обозначения допленных жителей Израильского царства. От названия города происходят соответствующие этнонимы и в других языках: греч. Σαμαρ(ε)ῖται, Σαμαρεῖς, арам.    араб.   и проч. Использование слова, производного от названия г. Самарии, для обозначения особой религ. группы засвидетельствовано довольно поздно - впервые в грекоязычных текстах I в. по Р. Х. (у Иосифа Флавия, см., напр., Ios. Flav. Antiq. IX 288-291, и в НЗ), затем в раввинистических еврейско- и арамеоязычных текстах.

В иудейских источниках также частым обозначением C. является евр.    и арам.    - кутийцы (см., напр.: Мишна. Нидда. 4. 1; 7. 3-4; неканонический трактат Кутим и проч.). Его греч. эквивалент Χουθαῖοι неоднократно встречается и у Иосифа Флавия (см., напр.: Ios. Flav. De bell. I 63; Idem. Antiq. IX 288-291; XI 19-20; XIII 255). Основанием для этого является представление, отраженное в 4 Цар 17. 24, 30, согласно которому на место депортированных израильтян ассирийцы в VIII в. до Р. Х. поселили жителей вавилонского г. Куты ( ).

С. предпочитают себя называть    - «сыны Израиля», а также   - «хранители, стражи (закона)»; переосмысленное название этнонима.

Религия

Объектом поклонения С. является единый Бог (самаритянский евр.  ) YHWH (Яхве). Подобно иудеям, С. не произносят Его имя. При чтении Писания оно заменяется арам. словом   - имя.

В канон Свящ. Писания С. входит только Пятикнижие в его особом изводе (т. н. Самаритянское Пятикнижие).

Единственным легитимным святилищем С. считают гору Гаризим (самаритянский евр.  ), известную ныне как Джабаль-эт-Тур, которая расположена рядом с палестинским г. Наблус и с развалинами древнеевр. г. Сихем (городище Телль-Балата). В состав Декалога в Самаритянском Пятикнижии входит особая 10-я заповедь о создании жертвенника на Гаризиме (ср.: Исх 20. 17 = Втор 5. 21). У С. существуют также синагоги, в которых они молятся, обратившись в сторону горы Гаризим. В качестве богослужебных языков используются самаритянские еврейский и арамейский.

Служителями культа у С. являются священники (самаритянский евр.  ), во главе к-рых стоит первосвященник (самаритянский евр.   ). Родословное древо священников возводится к патриарху Левию.

С. считают истинным пророком одного Моисея (самаритянский евр.  ), отвергая как ложных большинство библейских пророков и не почитая приписываемые им книги (cм.: Kartveit. 2009. P. 313-349). Однако во исполнение Втор 18. 15, 18 (а также Исх 20. 18 согласно Самаритянскому Пятикнижию) они ожидают пришествия эсхатологического пророка «подобного Моисею» (ср. с Ин 4. 25), к-рого называют именем Тахеб или Таэб (от арам. корня   - возвращаться - см.: Dexinger, 1986).

Согласно верованиям С., с приходом Тахеба наступит время благоволения (арам.  ) и «второго царства», а также восстановление скинии на горе Гаризим. Как и иудеи, С. верят в воскресение мертвых и эсхатологический день Суда (об эсхатологии самаритян см.: Idem. 1989).

Как и иудеи, С. еженедельно соблюдают субботу (самаритянский евр.   ), воздерживаясь от работы. Кроме того, они празднуют Пасху (самаритянский евр.  ) в 15-й день Нисана, отмечают праздник опресноков (   ) в 21-й день Нисана, Пятидесятницу на 50-й день после праздника опресноков, день дарования закона (в среду перед Пятидесятницей), праздник Седьмого месяца в 1-й день Тишри, день Искупления в 10-й день Тишри, праздник Кущей (  ) с 15-го по 21-й день Тишри, отдание праздника (8-й день кущей) в 22-й день Тишри. При этом праздники опресноков, Пятидесятницы и Кущей должны сопровождаться паломничеством на вершину горы Гаризим. На Пасху С. режут ягнят, запекают их полностью в огне и едят (согласно Исх 12) (см. MacDonald. 1964; Pummer. 1989; Schreiber. 2014).

История

Происхождение и ранняя история

С. считают себя потомками библейского патриарха Иосифа, сына Израиля (Иакова), а своих жрецов - потомками Левия (ранее в среде С. существовали также семейства, к-рые считались потомками младшего сына Иакова Вениамина). Согласно средневек. самаритянской хронике Абу-ль-Фатха (а также нек-рым др. более поздним источникам), храм на горе Гаризим был построен Иисусом Навином на 2-й год после завоевания израильтянами земли обетованной, в храм он поместил скинию (Stenhouse. 1985. P. 33). В этом храме служила легитимная жреческая династия потомков Елеазара и Финееса, однако при первосвященнике Озии между израильтянами начались разногласия, приведшие к войне, и в это время скиния чудесным образом исчезла. Жрец Эли (Илий), сын Офни, потомок Ифамара, решил сам стать первосвященником и построил альтернативное святилище в Силоме, после него там был священником Самуил. Избранником Самуила стал царь Саул, который преследовал С. (Ibid. P. 47-57). Через нек-рое время Соломоном был построен храм в Иерусалиме, хотя законное святилище продолжало находиться на Гаризиме.

Согласно традиционному иудейскому представлению, зафиксированному впервые в 4 Цар 17, С. являются потомками народов, переселенных ассирийцами на территорию Северного (Израильского) царства из Вавилонии, Куты, Емафа и др. далеких мест после депортации коренного израильского населения (кон. VIII в. до Р. Х.). Библейский автор отмечает, что они почитали тех же богов, к-рым поклонялись на их родине, одновременно «чтили и Яхве на высотах при помощи жрецов, которых себе поставили» (4 Цар 17. 32). При этом сообщается, что они были научены яхвистскому культу неким священником из Самарии, ассирийцы вернули его из плена именно для этой цели (4 Цар 17. 27-28). Это объяснение повторяется также у Иосифа Флавия (Ios. Flav. Antiq. IX 288-291). Флавий рассказывает и о происхождении храма на горе Гаризим. По его словам, храм был построен самаритянским правителем Санаваллатом в начале царствования Александра Македонского (намерение построить его возникло еще ранее, при персид. царе Дарии III) для своего зятя Манассии, к-рый был братом иерусалимского первосвященника Иаддуя (Ibid. 306-311).

Ученые пока не достигли консенсуса в вопросе происхождения C. Нек-рые (напр.: MacDonald. 1964) склонялись к тому, что С. представляют собой потомков древних израильтян, оставшихся на своей земле во время ассир. завоеваний. Другие предпочитали видеть в них изначально смешанное и синкретическое сообщество, позднее попавшее под влияние иудаизма (см. обзор различных теорий в: Hjelm. 2000; Kartveit. 2009; Idem. 2019).

Раскопки на горе Гаризим показали, что святилище на ней существовало начиная с V в. до Р. Х., тогда как город Сихем (нынешний Телль-Балата) был заселен после долгого перерыва в кон. IV в. до Р. Х. Это дало повод мн. ученым связать построение храма с конфликтом между иерусалимскими вождями и самаритянским наместником Санаваллатом, описанным в Книге Неемии (Неем 2, 4, 6, 13), и прийти к выводу о том, что рассказ Иосифа Флавия основан на библейском тексте, хотя и дает более позднюю датировку построения храма (см., напр.: Dušek. 2020). Тексты самаритянского происхождения на арам. языке (IV в. до Р. Х.), найденные в Вади-эд-Далия, показывают, что большинство людей, упоминаемых в текстах, имели яхвистские имена (Ibidem). О том, что С. и в эллинистическую эпоху поклонялись, как правило, Яхве, свидетельствуют и надписи, обнаруженные на горе Гаризим (см.: Idem. 2012), а также на о-ве Делос в Эгейском м. (Noy et al. 2004. Р. 228-234).

Сопоставление текста Самаритянского Пятикнижия с т. н. предсамаритянскими текстами, обнаруженными в Кумране (4QpaleoExodm, 4QNumb и др.), показало, что С. стали использовать в качестве текста Писания один из его типов, возникших в Палестине во II-I вв. до Р. Х., который не имел сугубо самаритянской направленности (см.: Anderson, Giles. 2012). По этой и др. причинам многие исследователи предположили, что окончательное размежевание между С. и иудеями произошло лишь в хасмонейскую эпоху (II-I вв. до Р. Х.) и могло быть связано с разрушением гаризимского храма иудейским царем Иоанном I Гирканом в кон. II в. до Р. Х. (см.: Kartveit. 2019).

Существуют свидетельства того, что в эллинистическую эпоху помимо Палестины С. жили также в диаспоре, в Египте (Ios. Flav. Antiq. XII 7-10; XIII 74-79) и на о-ве Делос (эпиграфические тексты III-II вв. до Р. Х.).

С. в хасмонейскую эпоху

Накануне Маккавейского восстания (лето 168 г. до Р. Х.) селевкидский царь Антиох IV Епифан назначил чиновников для управления населением Палестины: Филиппа - руководить Иерусалимом и Андроника - горой Гаризим (2 Макк 5. 22-23). В 167 г. он приказал осквернить и Иерусалимский, и Гаризимский храмы. Согласно сообщениям 2 Макк 6. 2 и Иосифа Флавия (Ios. Flav. Antiq. XII 258-261), храм на горе Гаризим в отличие от Иерусалимского был посвящен Зевсу по воле жителей. Об участии C. в Маккавейских войнах источники не сообщают.

Ок. 145 г. до Р. Х. селевкидский царь Деметрий II Никатор в знак благоволения к маккавейскому правителю Ионафану передал под его власть 3 самаритянские территории: Аферему, Лидду и Рамафем (1 Макк 11. 34-36; Ios. Flav. Antiq. XIII 127).

Руководствуясь либо экспансионистскими, либо религ. соображениями, хасмонейский царь Иоанн I Гиркан опустошил в кон. II в. до Р. Х. (ок. 111-110 гг. до Р. Х.) Сихем и разрушил стоящий на горе Гаризим храм (Ios. Flav. De bell. I 62; Idem. Antiq. XIII 255; Мелиллат Таанит). См.: Bourgel. 2019.

С. в римский период

После прихода римлян в Палестину в 63 г. до Р. Х. Самария перешла под контроль Ирода Великого, после его смерти - под власть Ирода Архелая, а затем (6 г. по Р. Х.) - под прямое управление римлян. Источники (НЗ, Иосиф Флавий, раввинистические тексты) сообщают о взаимной вражде между С. и иудеями в I в. по Р. Х. В частности, по сообщению Флавия, при префекте Копонии (6 г.- 9 г. по Р. Х., см.: Ios. Flav. Antiq. XVIII 29-30) С. во время праздника Пасхи осквернили Иерусалимский храм, разбросав на галереях человеческие кости, а при наместнике Кумане (52 г. по Р. Х., см.: Ibid. XX 118-124) напали на галилейских паломников, направлявшихся в Иерусалим, и убили их (ср.: Лк 9. 52-56).

С. не принимали, судя по всему, широкого участия в 1-й (66-73/74) и во 2-й (132-135) иудейских войнах и не были выселены римлянами со своих территорий. С. пытались поднять восстание одновременно с иудеями при Веспасиане, но оно было подавлено командиром 5-го легиона Секстием Цереалом, к-рый захватил гору Гаризим и убил 12 тыс. чел. (Idem. De bell. III 307-315).

В 72 г. рядом с горой Гаризим имп. Веспасиан построил новый город под названием Neapolis Flavia (ныне Наблус), к-рый стал центром общественной жизни C.

Христ. источники (Деяния, сочинения мч. Иустина Философа, сщмч. Иринея, еп. Лионского, свт. Епифания Кипрского и др.) свидетельствуют о распространении среди С. христианства в I в., а также о появлении среди них сект и религ. течений (учение Симона Волхва, досифейство и проч.) (см.: Fossum. 1989).

В нач. II в. при имп. Адриане на горе Гаризим римляне построили храм Зевса (Юпитера).

Самаритянское население Палестины в кон. II - нач. III в. составляло, по разным подсчетам, от 90 до 200 тыс. чел. (Schreiber. 2014. P. 44). Кроме того, существовали самаритянские диаспоры в Риме, Греции, Персии.

В IV в. (по мнению нек-рых ученых, в III в.) под влиянием учителя и общественного деятеля, выступавшего под именем Баба Рабба, в среде С. произошла религ. реформа, появились тексты экзегетических и литургических сочинений (Тиват Марке, Дефтер). См.: Mor. 1989; Hall. 1989; Crown. 1989; Schreiber. 2014. P. 43-45.

С. в византийский период

После того как в Римской империи христианство было принято в качестве гос. религии (IV в.), положение С. постепенно стало ухудшаться, что привело к серии восстаний. В 415 г. произошло столкновение между С. и византийцами, к-рые по приказу имп. Феодосия II пытались эксгумировать в Сихеме кости библейского патриарха Иосифа. За то, что неск. византийцев были убиты С., византийцы казнили самаритянского первосвященника и нек-рых др. важных лиц. В 439 г. вступил в силу указ имп. Феодосия II (см. в ст. Кодекс Феодосия), по к-рому иудеям и С. было запрещено занимать гос. должности, строить синагоги и обращать христиан в свою религию. В 450/1 г. еще одно восстание было вызвано попытками христиан раскопать кости священников Елеазара, Ифамара и Финееса в Аварте, к востоку от Гаризима. Восстания также вспыхивали в 454, 484-486, 528-529, 556 гг. После восстания 484-486 гг. С. было запрещено подниматься на гору Гаризим, на ее вершине была построена христ. церковь, посвященная Деве Марии. Ряд строгих законов, направленных против С., был принят имп. св. Юстинианом I в 527 г. и Юстином II (Младшим) в 572 г. Подавление восстаний и обращение С. в христианство привели к резкому сокращению численности С. к концу визант. периода. См. Crown.1989; Рыбинскiй. 1913. C. 268-288.

С. в эпоху мусульманского правления в Палестине

Хотя во время араб. вторжения в Палестину в 633 г. неск. тысяч С. погибли при осаде Кесарии, вскоре они заключили договор с мусульманами и были освобождены от всех налогов, кроме уплаты подушной подати (джизьи). С. рассматривались мусульманами как представители одной из иудейских сект, их причисляли к «людям Писания» (  ). В свою очередь С. стали говорить по-арабски и, вероятно начиная с X в., использовали иудейский перевод текста Пятикнижия на араб. язык (Саадии Гаона).

Вторжение крестоносцев, их правление на Св. земле (1099-1291), видимо, не принесли С. значительных бедствий. Евр. путешественник из Испании, раввин Вениамин Тудельский, посетив ок. 1170 г. Иерусалимское королевство, писал о том, что нашел ок. 1 тыс. С. в Наблусе, 200 - в Кесарии и 300 - в Аскалоне (Ашкелоне) (Adler. 1907. P. 21-22, 29-31).

В период мамлюкского правления в Палестине (1291-1516) С. активно занимались лит. деятельностью: были написаны хроника Абу-ль-Фатха, нек-рые др. произведения, переписаны мн. свитки Пятикнижия. Помимо Наблуса С. жили в др. городах Палестины, а также в Дамаске и Египте, где у них были синагоги. Отличительной чертой С. в эту эпоху становится ношение красных тюрбанов. Есть сведения о своеобразной кооперации С. и иудеев в кон. XV в.: С. Каира признали авторитет местного раввина, а иудеи, живущие в окрестностях Наблуса,- самаритянского первосвященника.

Во время османского правления в Палестине (1516-1918) численность С. была низкой. Во всей Палестине в XVI в. насчитывалось от 132 до 211 С. (Schur. 1989. P. 115), а в 1918 г.- всего 146 С. в Наблусе и менее 60 - в др. частях Палестины (Ibid. P. 126). С. Наблуса сталкивались с гонениями со стороны мусульм. окружения, нек-рые были обращены в ислам. В XVIII в. исчезали самаритянские диаспоры и синагоги в Египте, Дамаске и Халебе (Алеппо).

В XVI в. возникли контакты С. с европ. учеными: в 1589 г. началась переписка Ж. Ж. Скалигера с С. Наблуса и Каира, в XVII в. с С. Наблуса переписывался востоковед Х. Лудольф. См.: Crown.1989; Kedar. 1989; Anderson. 1989; Schur. 1989; Schreiber. 2014. P. 46-51.

С. в XX-XXI вв.

Время с 1920 по 1948 г. (брит. мандат управления Палестиной) оказалось вполне благоприятным для С. Они пользовались поддержкой брит. властей, а также нек-рых сионистов, в т. ч. буд. Президента Израиля Ицхака Бен-Цви. К 1948 г. число С. выросло до 250 чел. В 1927 г. землетрясением был разрушен самаритянский квартал в Наблусе и С. переселились на его окраину.

После образования гос-ва Израиль (1948) С. жили в Иордании (Наблус) и Израиле. С. в Израиле пользовались широкой поддержкой гос-ва. В 1951 г. было основано компактное самаритянское поселение в Холоне рядом с Тель-Авивом. После Шестидневной войны 1967 г. С. Наблуса оказались на территории Палестины. В последние десятилетия большинство С. Наблуса переселилось в сел. Кирьят-Луза, находящееся на склоне горы Гаризим.

В наст. время С. проживают рядом с Наблусом в Кирьят-Луза и в Холоне. По состоянию на 2019 г. общее число С. составляет 810 чел. В качестве разговорного они используют палестинский диалект араб. языка (в основном в Наблусе) и совр. иврит (чаще в Холоне). Литургическим языком С. является самаритянский вариант еврейского. Функционируют 3 самаритянские синагоги: одна - в селении Кирьят-Луза, 2 - в Холоне. Кроме того, существует синагога в Наблусе, которая, однако, не используется по назначению. См.: Schur. 1989; Schreiber. 2014.

С. в НЗ

С. (греч. Σαμαρῖται) упоминаются в нескольких новозаветных текстах, в к-рых фиксируются их обособленность от иудеев и существующая между ними взаимная неприязнь. При этом, однако, во мн. текстах С. изображаются с нек-рой долей симпатии. Согласно Мф 10. 5, Иисус, посылая апостолов, запретил им заходить «на путь к язычникам» и в «город самарянский» (κα εἰς πόλιν Σαμαριτῶν). В Лк 9. 52-56 рассказывается о том, как Иисуса не приняли в самарянском селении (κώμη Σαμαριτῶν), поскольку он направлялся в Иерусалим, однако Иисус упрекнул учеников за их желание низвести огонь с неба на жителей селения. В Лк 10. 29-37 приводится притча Иисуса о самарянине, в к-рой тот изображен более человеколюбивым, чем священник и левит (притча о милосердном самарянине). В Лк 17. 11-19 рассказывается об исцелении Иисусом 10 прокаженных, из к-рых лишь один, оказавшийся С., вернулся для того, чтобы принести Ему благодарение. При этом С. назван «иноплеменником» (ὁ ἀλλογενὴς). В Ин 4. 5-28 приводится рассказ о встрече Иисуса с Самарянкой в городе, называемом Сихарь (Συχὰρ - видимо, искаженное название г. Сихем, ныне Наблус), у колодца, выкопанного Иаковом (Ин 4. 12), в результате к-рой мн. С. уверовали в Иисуса. При этом упоминается гора, являющаяся местом поклонения С. (Ин 4. 20-21). В Ин 8. 48 сообщается о том, что иудеи называли Иисуса С. В Деян 8 рассказывается о проповеди апостолов Филиппа, Петра и Иоанна среди С., об обращении многих из них в христианство, приводятся история Симона Волхва и рассказ о его попытке за деньги приобрести дар Св. Духа (др. указания на обращения С. см. также в Деян 1. 8; 9. 31; 15. 3) (см. Böhm. 2020).

Литература С.

В разные периоды истории С. создавали письменные тексты на самаритянском варианте евр. языка, арамейском, греческом и арабском языках. Свящ. Писанием С. является т. н. Самаритянское Пятикнижие. Кроме того, был осуществлен перевод текста Пятикнижия на арам. язык (Таргум), подвергнут редакции араб. перевод Пятикнижия. Сохранились также фрагменты перевода Пятикнижия на греч. язык (об этом см. Самаритянское Пятикнижие).

Тибат Марке (tibåt mårqe - «Ковчег Марке»), или Мемар Марке («Слово Марке»),- авторитетное в самаритянской среде экзегетическое сочинение, напоминающее антологию мидрашей. Написано на арам. языке, хотя отдельные фрагменты изложены на позднем самаритянском евр. языке, а также на смеси 2 языков. Состоит из 6 книг, первые 5 представляют собой гомилии на тексты Исх 15; Втор 27. 9-26; 32 и др. Традиция приписывает ее создание ученому и поэту по имени Марке, жившему в IV в., однако полагают, что в действительности им написана лишь 1-я книга («Книга чудес»), остальные книги были созданы позднее (изд.: MacDonald. 1963; Tal. 2019).

Еще одним экзегетическим сочинением является т. н. Асатир (араб.   - истории). Оно написано на арам. языке и имеет вид хроники, повествующей о событиях библейской истории от Адама до Моисея. Датируется X-XII вв., но предлагались и более ранние датировки (изд.: Ben Hayyim. 1943-1944).

Старейшие галахические сочинения были созданы на араб. языке в XI в.: Kita b al·Ka f, написанное в 1042 г. Юсуфом бен Салама аль Аскари и Kita b a-Tabbah, созданное между 1030 и 1040 гг. Абу-ль-Хасаном ас-Сури (о них см.: Wedel. 1989).

Сохранилось большое количество самаритянских рукописей с литургическими текстами на арам. языке. Наиболее древнее ядро составляет т. н. Дефтер (араб.   - книга), в состав которого вошли поэтические произведения IV в., написанные Марке, его отцом Амрамом Даре и его сыном по имени Нана (изд. литургических текстов: Сowley. 1909).

В средние века и в Новое время С. были созданы разнообразные хроники. Важнейшими из них являются: Толида (Родословие), или Хроника А. Нейбауэра (написана на евр. языке в XIV в. на основании текста XI в., дополнения делали до XIX в., содержит списки родословий; изд.: Neubauer. 1869), Хроника Абу-ль-Фатха (написана на араб. языке в XIV в., рассказывает о событиях от Адама до Мухаммада; изд.: Stenhouse. 1985; рус. пер.: Жамкочян. 1995), Книга Иисуса, сына Навина (написана на араб. языке в XIII в., рассказывает о событиях от Иисуса Навина до IV в.; изд.: Gaster. 1908), Книга дней, или Хроника II (сохр. текст на еврейском и арамейском языках, написана, вероятно, не позднее XII в., рассказывает о событиях, о к-рых повествуют также библейские книги от Иисуса Навина до 2 Пар; изд. (частично): MacDonald. 1969; Cohen. 1981; Niessen. 2000), Шалшала («Цепь») (написана на евр. языке, представляет собой родословный список первосвященников от Адама до нач. XX в.; изд.: Gaster. 1925-1928). Обзор рукописного наследия хроник см. в: Жамкочян. 2003.

Ист.: Neubauer A. Chronique samaritaine // Journal asiatique. Ser. 6. P., 1869. Vol. 14. P. 385-470; Adler M. The Itinerary of Benjamin of Tudela. L., 1907; Gaster M. Das Buch Josua in hebräische-samaritanischer Rezension // ZDMG. 1908. Bd. 62. S 209-279; idem. Studies and Texts in Folklore, Magic, Mediaeval Romance, Hebrew Apocrypha and Samaritan Archaeology. L., 1925-1928. Vol. 1. P. 482-502; Vol. 3. P. 129-138; Cowley A. E., ed. The Samaritan Liturgy. Oxf., 1909. 2 vol.; Ben Hayyim Z. The Book of Asatir, with Transl. and Comment. // Tarbiz. Jerus., 1943. Vol. 14. P. 104-125, 128, 174-190; 1944. Vol. 15. P. 71-87 (на иврите); MacDonald J. D., ed. Memar Marqah: The Teaching of Marqah. B., 1963. 2 Vol.; idem. The Samaritan Chronicle N 2 from Joshua to Nebuchadnezzar. B., 1969; Cohen J. A. A Samaritan Chronicle: A Source-Critical Analysis of the Life and Times of the Great Samaritan Reformer Baba Rabbah. Leiden, 1981; Stenhouse P. The Kita b al-tarkh of Abu l-Fath Sydney, 1985; Niessen F. Eine samaritanische Version des Buches Yehosua u. die Sobak-Erzählung: Die Samaritanische Chronik N 2, Handschr. 2: JR(G) 1168=Ryl. Sam. MS 259, Folio 8b-53a. Hildesheim, 2000; Noy O. et al. Inscriptiones Judaicae Orientis. Tüb., 2004. Vol. 1; Dušek J. Aramaic and Hebrew Inscriptions from Mt. Gerizim and Samaria between Antiochus III and Antiochus IV Epiphanes. Leiden, 2012; Tal A., ed. Tibåt Mårqe: The Ark of Marqe: Ed., Transl., Comment. B.; Boston, 2019.
Лит.:Рыбинский В. П. Самаряне. К., 1913; MacDonald J. D. The Theology of the Samaritans. L., 1964; Dexinger F. Der Taheb: Ein «messianischer» Heilsbringer der Samaritaner. Salzburg, 1986; idem. Samaritan Eschatology // The Samaritans / Ed. A. D. Crown. Tüb., 1989. P. 266–292; Anderson R. T. Samaritan History during the Renaissance // Ibid. P. 95–112; Crown A. D. The Byzantine and Moslem Period // Ibid. P. 55–81; Fossum J. Samaritan Sects and Movements // Ibid. P. 293–389; Hall B. From John Hyrcanus to Baba Rabba // Ibid. P. 32–54; Kedar B. Z. The Frankish Period // Ibid. P. 82–94; Mor M. The Samaritans and the Bar Kokhbah Revolt // Ibid. P. 19–31; Pummer R. Samaritan Rituals and Customs // Ibid. P. 650–690; Schur N. The Modern Period (from 1516 A. D.) // Ibid. P. 113–134; Wedel G. Halachic Literature: The Kitāb aṭ--Ṭabbaḫ of Abū´ l-Hasan aṣ-Ṣūrï // Ibid. P. 468–480; Жамкочян А. С. Самаритянская хроника Абу л-Фатха из собр. РНБ: Введ., пер., коммент. М., 1995; он же. Древнейшие фрагменты арабо-самаритянских хроник из собр. РНБ. М., 2003; Hjelm I. The Samaritans and Early Judaism: A Literary Analysis. Sheffield, 2000; Kartveit M. The Origin of the Samaritans. Leiden; Boston, 2009; idem. Theories of the Origin of the Samaritans — Then and Now // Religions. Basel, 2019. Vol. 10. N 12. P. 661; Anderson R. T., Giles T. The Samaritan Pentateuch: An Introd. to Its Origin, History, and Significance for Biblical Studies. Atlanta, 2012; Schreiber M. The Comfort of Kin: Samaritan Community, Kinship, and Marriage. Leiden; Boston, 2014; Bourgel J. The Samaritans during the Hasmonean Period: The Affirrmation of a Discrete Identity? // Religions. 2019. Vol. 10. N 11. P. 628; Böhm M. Samaritans in the New Testament // Ibid. 2020. Vol. 11. N 3. P. 147–165; Dušek J. The Importance of the Wadi Dalieh Manuscripts for the History of Samaria and Samaritans // Ibid. Vol. 11. N 2. P. 63–75.
К. А. Битнер
Ключевые слова:
Религиеведение Самаритяне [самаряне], этнорелигиозная группа, имеющая ряд общих черт в мировоззрении и культе с иудаизмом
См.также:
БАТАКОВ РЕЛИГИЯ домонотеистические верования народа о-ва Суматра
БАХАИ РЕЛИГИЯ религ. движение, основ. Бахауллой в Иране в сер. XIX в.
БИБЛЕИСТИКА историко-филологическая наука, изучающая Библию как лит. произведение посредством текстологического и лит. анализа
БИЧУЮЩИЕСЯ - см. Флагелланты