Патриарх Александрийский (ок. 1100 - ок. 1122). Принадлежал к влиятельному роду мелькитов Ибн аль-Лейс, мн. представители к-рого занимали высокие посты в адм. аппарате Фатимидского халифата. Брат С. Абу-ль-Баракат Юханна ибн аль-Лейс в 1107/08 г. был поставлен во главе финансовой инспекции, а с 1131 г. до своей казни в 1133/34 г. возглавлял центральный управленческий орган - диван аль-маджлис. Абу-ль-Баракат, др. его брат Абу-ль-Фадаиль ибн аль-Лейс и еще один их неназванный родственник выступали ктиторами правосл. храмов и мон-рей Египта, профинансировали обновление ц. св. Саввы в мон-ре Эль-Кусайр, строительство ц. св. Георгия неподалеку от этой обители, украшение мон-ря св. Иоанна Крестителя в Фустате и др. Документы Каирской генизы сохранили сведения о конфликтах клана Ибн аль-Лейс с группировкой евр. чиновников фатимидской администрации. Евр. сановники обвиняли Абу-ль-Бараката в связях с крестоносцами и др. проступках, что, по словам коптского автора нач. XIII в. свящ. Абу-ль-Макарима, закончилось его арестом и многолетним заключением в Александрии. Возможно, история о пребывании Абу-ль-Бараката в узилище и связанных с этим чудесах носит легендарный характер, однако она показывает авторитет этого человека в глазах егип. мелькитов.
В списке Александрийских патриархов, составленном по неизвестным источникам александрийским архидиак. Дионисием в 1845 г., указывается, что С. вступил на престол в 1100 г. и правил 22 года (Порфирий (Успенский). Алекс. патриархия. С. 7). Свящ. П. Планк предложил отождествить С. с одноименным митрополитом из Иерусалимского Патриархата, к-рый занимал кафедру Кесарии Филипповой до захвата города крестоносцами 17 мая 1101 г.; после этого в Кесарии утвердился лат. епископ, а митр. Савва предположительно ушел в Египет, где вскоре был избран на Патриаршество. Однако большинство исследователей склонны отождествлять Кесарийского митр. Савву с Иерусалимским патриархом Саввой.
По сообщению Абу-ль-Макарима, Саба (Савва) ибн аль-Лейс, искусный врач, занимавший высокий пост в церковной иерархии (именуется «анба»), посетил К-поль и исцелил от болезни визант. императора, который в награду оказал ему высокие почести и пожаловал церковные облачения, литургическую утварь, драгоценные иконы на общую сумму 10 тыс. динаров,- все эти сокровища можно было видеть в мелькитских церквах Александрии в нач. XIII в. Акты К-польского Патриархата подтверждают участие С. в церковном Соборе, созванном в К-поле в апр. 1117 г. (см. в ст. Константинопольские Соборы). Совокупность этих данных позволяет уверенно отождествить врача из рассказа Абу-ль-Макарима с братом Абу-ль-Бараката Юханны ибн аль-Лейса и участником Собора 1117 г.