[Болг. Сава] (IX в.), равноап. (пам. 27 июля), один из ближайших учеников равноапостольных Кирилла (Константина Философа) и Мефодия, входит в группу т. н. равноапостольных Седмочисленников. О С. известно лишь из упоминаний его имени в списках учеников святых Кирилла и Мефодия, к.-л. сведений о нем и его жизни в отличие от его соучеников при этом не приводится. В Пространном Житии равноап. Климента Охридского, составленном архиеп. Охридским Феофилактом Болгарским, С. упомянут среди самых «способных» и «лучших» учеников Кирилла и Мефодия, которые были «корифеями этого хора» вместе с равноапостольными Гораздом, Климентом Охридским, Наумом Охридским и Ангеларием Охридским (Флоря Б. Н., Турилов А. А., Иванов С. А. Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб., 2000. С. 167, 216-218). Указание Лаврентия вместо С. при описании заключения тех же учеников в темницу в данном Житии П. Й. Шафарик считал ошибочным (Šafarik P. J. Rozkvĕt slovanske literatury v Bulharsku // Idem. Sebrané spisy. Praha, 1865. T. 3. S. 179). Парфений (Стаматов), еп. Левкийский, предположил, что имя Савва бывший целибатный священник Лаврентий принял при постриге в монашество или схиму (Партений (Стаматов), еп. Богослужебная последования. София, 1958. С. 9); но эта и иные попытки отождествления С. с Лаврентием в научных кругах не получили поддержки (Trapp Е. Die Sieben Slavenapostel in der liturgischen Dichtung // AnBoll. 1982. Vol. 100. P. 475). Имя С. приводится в списках учеников моравских просветителей еще в неск. произведениях кирилло-мефодиевского цикла: в кратком Житии равноап. Кирилла (т. н. Успении Кирилла, при описании предсмертной беседы слав. первоучителя с учениками - см.: Иванов Й. Български старини из Македония. София, 1970. С. 283-288); в славословии в Борила царя синодике (нач. XIII в.; Дуйчев И. Из старата бълг. книжнина. София, 1944. Т. 2. С. 167-168); в канонах, составленных архиеп. Охридским Димитрием II Хоматианом для греч. службы Клименту Охридскому (при описании пребывания равноапостольных Кирилла и Мефодия с учениками в Риме - см.: Нихоритис К. Г. Атонската книжовна традиция в разпространението на Кирило-Методиевските извори. София, 1990. С. 232. (КМС; 7)); в Почаевском списке XVI в. соч. «О буквах» Храбра Черноризца (Куев К. Черноризец Храбр. София, 1967. С. 217, 218, 221; Черноризец Храбър. О писменехъ / Изд.: А. Джамбелука-Коссова. София, 1980. С. 143); в греч. службах Седмочисленникам, изданных ок. 1700-1720 гг. в Берате и в 1742 г. в Мосхополе (ныне Воскопоя, Албания), и в греч. службе равноап. Клименту (Ath. Vatop. 1134 - Škoviera. 2010. S. 127). Известно Проложное Житие С., помещенное после 6-й песни канона в службе св. Седмочисленникам в бератском издании, но в действительности оно является переработкой краткого Жития Климента Охридского, составленного архиеп. Димитрием Хоматианом, в к-ром имя Климент было заменено именем Савва (Cyrillomethodianum. Thessal., 1986. Vol. 10. S. 341-344; Škoviera. 2010. S. 127).
На основании упоминания имени Савва в акростихе 8-й и 9-й песней канона в службе равноап. Кириллу Д. Костич высказал предположение, что именно С. мог являться автором этого произведения (Костић Д. Бугарски еп. Константин: Писац службе св. Методиjу // Bsl. 1937/1938. T. 7. S. 199-201), однако Г. Попов отметил непоследовательность в восстановлении словоформ и включение Богородичного тропаря при реконструкции данного акростиха (Станчев К., Попов Г. Климент Охридски: Живот и творчество. София, 1988. С. 113-114). Т. Крыстанов выдвинул версию, что составление службы было коллективным делом, при этом С. мог написать канон из 8 песней по 3 тропаря, который впосл. был дополнен Климентом Охридским (Кръстанов. 2002).Также ранее нек-рые исследователи приписывали С. составление «Сказания о Псалтири» (Ангелов Б. С. Из старата бълг., рус. и сръб. лит-ра. София, 1978. Кн. 3. С. 38-60; Кръстанов. 2002).
Исходя из столь кратких упоминаний, сложилась традиция почитать С. как одного из равноапостольных Седмочисленников (в общий их день памяти), славянина по происхождению, прибывшего в Вел. Моравию в составе визант. миссии во главе с равноапостольными Кириллом и Мефодием.