Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СИЛЛАБИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
63, С. 308-309 опубликовано: 28 января 2026г. 


СИЛЛАБИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

[от древнегреч. συλλαβή; лат. syllaba - слог], тип распева церковных песнопений, подразумевающий исполнение одного муз. звука (ноты) на один слог текста. Наряду с невматическим стилем и мелизматическим стилем представляет собой один из 3 основных способов распевания текстов. Указанные термины для обозначения степени распетости словесного текста первоначально употреблялись в григорианском пении по отношению к латинским песнопениям (Ferretti. 1934). Песнопения с использованием исключительно силлабических формул встречаются редко (спорадически в мелодию могут включаться небольшие внутрислоговые распевы в 2-3 звука); в основном это неизменяемые песнопения, бытовавшие долгое время в устной форме. Определение распетости текста связано с толкованием знаков нотации, поэтому возможны различные определения стиля в зависимости от применяемой методики транскрипции невменной симиографии. Напр., силлабико-невматический характер ряда формул, записанных знаками больших ипостасей в рукописях со средневизант. нотацией (см. Византийская нотация), вызывает сомнения у тех исследователей, к-рые сопоставляют их с интерпретацией тех же элементов нотации в период распространения аналитической нотации Нового метода и считают необходимым транскрибировать их в соответствующем мелизматическом стиле (см. об этом также: Αλεξάνδρου. 2010).

В византийской традиции

систематизация стилей согласно распетости текста была описана в 1-й трети XIX в. архим. Хрисанфом из Мадита (впосл. митрополит) в контексте объяснения теории Нового метода (Χρύσανθος. 1832. Σ. 178-181). В главе «Как распевается псалмодия?» архим. Хрисанф называет среди прочего ирмологический стиль, который «обнаруживается в Ирмологии Петра Византийского» (Ibid. Σ. 179. § 405). Этот стиль близок к С. с., однако более достоверно отнести песнопения в указанной книге к силлабико-невматическим по способу распевания текста. В совр. греч. практике к С. с. преимущественно относятся нек-рые неизменяемые (антифоны литургии) и простые изменяемые (тропари, кондаки) песнопения, которые помещаются в соответствующих сборниках (серии «Сокровищница Анфологии» (Ταμείον Ανθολογίας) и «Музыкальное собрание» (Μουσική Πανδέκτη)). Также песнопениями С. с. можно условно назвать мелодическую редакцию ирмосов канонов в редакции протопсалта Петра Византийского (Ειρμολόγιον σύντομον Πέτρου πρωτοψάλτου του Βυζαντίου. Κωνσταντινούπολις, 1825).

В древнерусской монодийной традиции

песнопения С. с. также представлены неизменяемыми песнопениями всенощного бдения и литургии, к-рые появляются в невмированном виде в связи с формированием певч. книги Обиход (с 1-й пол. XVI в.).

В древнерус. певч. традиции окончательное графическое оформление попевок столпового знаменного распева сложилось только к 1-й пол. XV в.; соответственно облик попевок песнопений Ирмология и отдельных песнопений Стихираря и Триоди в списках XII-XIII вв. представляет собой последовательность простых знаков, указывающих нередко на силлабический характер основного содержания мелодических формул. Остается открытым вопрос о роли устной традиции, которая могла предполагать орнаментацию простых знаков знаменной нотации, зафиксированную в письменном виде только к XV в.

Отдельные формулы или мотивы, предваряющие невматичскую формулу, могут быть силлабическими, напр. в моделях самогласнов и подобнов (Пособие. 2001. С. 167 и далее).

В старообрядческой устной практике С. с. может появляться при распевании письменного невмированного текста по «напевке» (см.: Денисов. 2005. С. 395. Прил. № 2).

Лит.: Χρύσανθος εκ Μαδύτων. Θεωρητικόν μέγα της μουσικής. Τεργέστη, 1832; Ferretti P. Estetica gregoriana: Trattato della forme musicali del Canto Gregoriano. R., 1934. Vol. 1; Harrán D. Word-Tone Relations in Musical Thought: From Antiquity to the 17th Cent. Neuhausen; Stuttg., 1986; Пособие по изучению церковного пения и чтения / Сост.: Е. Григорьев. Рига, 2001; Денисов Н. Г. Стрельниковский хор Костромской земли: Традиции старообрядческого церк. пения. М., 2005; Αλεξάνδρου Μ. Εξήγησεις και μεταγραφές της βυζαντινής μουσικής. Θεσ., 2010.
И. В. Старикова

На Западе

в григорианском пении и др. певч. традициях С. с. может применяться как при речитации псалмов (см. в ст. Псалмодия) и библейских песен на определенные мелодические формулы (т. н. псалмовые тоны), так и в мелодиях собственно христ. песнопений - гимнографии. В псалмовых тонах присутствует скорее мелодекламация, а не мелодии в собственном смысле слова (см. образцы: Кюрегян, Москва, Холопов. 2008. С. 25-26, 71, 106-109). Еще более простой вид литургического речитатива используется в молитвах и чтениях, чередующихся с песнопениями мессы и оффиция. Для них также предусмотрены простейшие формулы (т. н. тоны чтений и молитв; подробнее см.: Там же. С. 25, 70, нотные образцы - С. 112-114).

Силлабический принцип распева как более простой и более древний изначально был применен к псалмам как к основе богослужения. Но даже в псалмовых формулах начальная и еще в большей степени конечная интонация (т. н. терминация, или дифференция) отклоняется от тона речитации, составляя простейшие мелодические обороты. Силлабический распев текста псалма обеспечивает ясное восприятие словесного текста, к-рый в невматическом и тем более в мелизматическом стиле уходит на 2-й план, уступая место вокализации. Дифференции отделяют псалмовые стихи один от другого или от антифонной (мелодической) части, выполняя т. о. функцию цезуры (каданса). Мелодии собственно псалмовых антифонов оффиция также обычно выдержаны в С. с. или в силлабико-невматическом стиле.

Мелодии в С. с. также весьма характерны для гимнов оффиция и секвенций мессы, в к-рых рифмованные стихи оформлены в примерно равные по продолжительности муз. строки, с клаузулами в конце каждой строки и с возможностью интерпретации в модальной ритмике, которая определяется размером стиха. Здесь также возможны вкрапления небольших невматических распевов (2-3 ноты на один слог) в конце, начале, реже - в середине строки (см. примеры секвенций и гимнов: Там же. С. 190-200). Точное размещение смежных нот над конкретным слогом текста зачастую неясно по причине специфики невменной нотации (см. Невмы) и поэтому может носить приблизительный характер в совр. транскрипциях. Иногда первый слог в важном по значению слове может быть распет в более высокой тесситуре.

Также силлабический принцип исторически связан с делением песнопений по степени праздничности. В обычные дни и особенно в дни строгого поста более уместен простой и строгий тип пения, по большим праздникам тот же текст может быть более распетым (напр., гимн «Te Deum», для которого предусмотрены tonus simplex (простой тон) и tonus solemnis (торжественный тон)).

В целом мелодические стили могут смешиваться или чередоваться в одном песнопении, напр., в обычном антифоне оффиция, в котором псалмовые части (стихи) озвучиваются силлабически по формулам псалмовых тонов, а мелодические разделы - собственно песнопения - обычно в умеренно-невматическом стиле (см. образцы: Там же. С. 110).

Способ озвучивания псалмовых стихов зависит от жанра песнопения. Напр., в градуалах и аллилуия даже псалмовые части распеты в мелизматическом стиле (см.: Там же. С. 171-174, 178-179).

В то же время такие части ординария мессы, как «Gloria in excelsis Deo» и «Credo», обычно озвучиваются в силлабическом или умеренно-невматическом стиле, что связывают либо с большим объемом текстов, либо с тем, что данные разделы первоначально могли исполняться общиной. В дальнейшем мелодии силлабического склада могли обрастать мелизмами в процессе тропирования (см. в ст. Троп). «Через силлабический стиль проходило развитие практически всех видов григорианских напевов, многие из которых позднее обогащались мелизматикой» (Евдокимова. 1983. С. 14). Были и обратные процессы, когда мелизматические напевы путем слоговой подтекстовки становились силлабическими (как в случае с секвенцией). В раннем многоголосии на основе григорианского напева основным принципом также была силлабика (параллельный и свободный органум), которая позволяла четко прослушивать интервальные сочетания звуков.

В протестант. хорале используется только С. с. озвучивания текста.

В нек-рых религ. песенных жанрах эпох средневековья и Возрождения, одноголосных и многоголосных (кантиги, лауды, кондукты и др.), также широко используется С. с., к-рый, как и в случае лютеран. хорала, тесно связан с принципом простого контрапункта (нота против ноты).

Силлабический способ озвучивания текста начиная с эпохи барокко широко применяется в речитативах кантат и «Страстей» для повествования, когда большой объем словесного текста (напр., в партии Евангелиста) нужно уместить в ограниченный по времени формат муз. высказывания.

С. с. в элементарном виде - речитатив (как в церковной, так и в оперной и вокальной музыке) - промежуточное явление между речью и музыкой.

Лит.: Apel W. Gregorian Chant. L., 1958; Евдокимова Ю. К. Многоголосие средневековья, X-XIV вв. М., 1983. С. 13-15. (История полифонии; Т. 1); Hiley D. Western Plainchant: A Handbook. Oxf., 1993; Кюрегян Т. С., Москва Ю. В., Холопов Ю. Н. Григорианский хорал: Учеб. пособие. М., 2008.
Р. Л. Поспелова
Ключевые слова:
Музыка. Основные понятия Силлабический стиль, тип распева церковных песнопений, подразумевающий исполнение одного музыкального звука (ноты) на один слог текста
См.также:
АЛЬТ название певческого голоса и исполняемой им партии
БАС самый низкий муж. певч. голос
ДИСКАНТ муз. термин
КАНТ восточнославянский песенный жанр духовного и светского содержания в ХVII-ХIХ вв.