(«Сивиллины оракулы»), серия произведений античной ритуальной пророческой поэзии, к-рые составлялись гекзаметром на древнегреческом и латыни из изречений, приписанных оракулам cивилл. Несмотря на то что изначально С. к. были тесно связаны с языческим культом, они оказали значительное влияние на традицию предсказаний и эсхатологии у христиан древности и средневековья. Наиболее авторитетный, признанный офиц. «святыней» в Риме сборник С. к. хранился в храмах Юпитера Капитолийского и Аполлона Палатинского, но несколько раз погибал в пожарах и восстанавливался вновь, т. е. отчасти реконструировался, а отчасти по сути создавался заново. Помимо этого в античном мире были известны и др., «неофициальные», пророчества сивилл, которые могли быть в разное время внедрены в «официальные» С. к., а также могли влиять на религ. практики как язычников, так и иудеев, гностиков, христиан. Т. о., С. к. представляют собой несколько сборников поэтических предсказаний (пророчеств), к-рые существовали и погибали последовательно в разное время в античности. В совр. научной лит-ре принято различать ныне утраченные языческие С. к. и дошедший до нас сб. «Сивиллины оракулы», составленный в основном христианами под влиянием различных иудейских и языческих эсхатологических традиций. Тем не менее несомненно, что все варианты С. к. долгое время в позднеантичную эпоху существовали параллельно, были родственны друг другу по жанру и содержанию, а также не были четко разграничены. Нек-рые фрагменты С. к. попадали в состав «Сивиллиных оракулов», и наоборот. Необходимо также учитывать, что ни античная культура в целом, ни древние христиане не воспринимали все эти разнородные версии С. к. как отличные друг от друга, но, наоборот, видели в них некий единый текст, к-рый был тайной, известной лишь немногим, но якобы всегда существовал в неизменном виде.
1-й сборник С. к. известен по упоминаниям в рим. источниках с I в. до Р. Х. (Теренций Варрон, Тит Ливий, Дионисий Галикарнасский). Тем не менее римляне считали, что этот сборник возник в гораздо более древние времена. Согласно преданию, к-рое пересказал рим. писатель и антиквар Теренций Варрон, во времена царя Тарквиния Гордого (539-510 гг. до Р. Х.) в Риме появилась некая старуха, которая предложила царю купить у нее 9 С. к. за 300 золотых филиппиков. Тарквиний отказался, тогда старуха сожгла 3 из них и предложила царю купить оставшиеся 6 за ту же цену. В ответ на новый отказ сожгла еще 3 и повторила предложение. Тарквиний по совету авгуров все же купил оставшиеся 3 книги и назначил дуумвиров охранять их. Согласно историку Диону Кассию Кокцеяну, книг изначально было 3, но 2 из них были сожжены. Хранившиеся в храме на Капитолии книги были недоступны публике. Их читали только жрецы, и даже им для этого требовалось постановление сената. Эти книги сгорели 6 июля 83 г. до Р. Х. в большом пожаре на Капитолии.
2-й сборник С. к. появился в результате работы рим. жрецов и ученых по восстановлению утраченного 1-го сборника. В 76 г. до Р. Х. в Эритры в Ионии (близ совр. Ылдыр, Турция) были отправлены послы, к-рые собрали тексты С. к. приблизительно из 1000 строк. Много др. текстов С. к. было найдено римлянами в храмах на Самосе, в Илионе (Троя), на Сицилии, в италийских колониях в Африке. Воссозданный текст С. к. был утвержден коллегией из 15 чел. (квиндецемвиры). Степень аутентичности 2-го сборника по отношению к 1-му не может быть определена.
3-й сборник С. к. возник при имп. Августе Октавиане, к-рый в 18 г. до Р. Х. приказал квиндецемвирам пересмотреть и отредактировать тексты С. к. В 12 г. до Р. Х., заняв пост великого понтифика (главного жреца Юпитера), Август приказал использовать только пересмотренные С. к., помещенные им в 2 золотых ларцах под храмом Аполлона Палатинского. Все проч. пророческие книги (и редакции С. к.) было приказано сжечь, а частным лицам хранить подобные книги было запрещено. Тем не менее уже при имп. Тиберии в состав С. к. были вновь внесены изменения. В 19 г. по Р. Х. Тиберий объявил нек-рые стихи С. к. подложными и приказал провести исследование их подлинности. В 32 г., когда сенат обсуждал вопрос о приобщении к С. к. еще одного сборника, Тиберий заявил, что под видом С. к. распространяются вымыслы. Т. о., в это время изменения в С. к. продолжали вноситься. С. к. продолжали использоваться до IV в. Последним из императоров с ними консультировался Юлиан Отступник в 363 г. перед Персидским походом, причем получил неблагоприятный ответ. В 405 г. Стилихон, управлявший Италией от имени имп. Гонория, приказал сжечь С. к. Тексты этих С. к. известны по фрагментам у рим. авторов II-III вв. (Флегонт из Тралл, Аппиан Александрийский, Павсаний, Плутарх, Дион Кассий), а также у раннехрист. писателей. Среди них - Феофил, еп. Антиохийский (Theoph. Antioch. Ad Autol. II 3, 31, 36), Климент Александрийский (Clem. Alex. Protrept. II 27. 4; IV 50. 1-3; IV 62. 1; VIII 77. 2), Афинагор (Athenag. Legat. pro christian. 30), Тертуллиан (Tertull. Apol. adv. gent. II 12), Лактанций (Lact. Div. inst. I 6, 8, 11, 15; II 11; VII 19, 24).
4-й сборник С. к. дошел до нас (с лакунами); в научной традиции его принято называть «Сивиллины оракулы». Он представляет собой компиляцию греческих поэтических текстов разного времени и происхождения (между II в. до Р. Х. и VII в. по Р. Х.). В существующем виде сборник был скомпонован христианами в Византии в VI в.; к нему написан прозаический пролог. Тем не менее, вероятно, нек-рые правки и дополнения в «Сивиллины оракулы» вносились и позднее, они могут содержать намеки на араб. завоевание Египта в 40-х гг. VII в. Этот сборник, по-видимому, имеет мало общего с предыдущими тремя. Тексты «Сивиллиных оракулов» сохранились в неск. поздневизант. рукописях XIV-XVI вв., в 2 вариантах. Часть рукописей содержит книги 1-8; другие - 11-14. Ни одна рукопись не содержит сборника целиком.
«Сивиллины оракулы» состоят из 14 книг (песен). 1-я (400 строк) - одна из наиболее поздних; представляет собой изложение истории от Сотворения мира до Всемирного потопа по ВЗ, отчасти с учетом греч. мифологии. 2-я (347 строк) - нравоучительные изречения и обработка стихов Псевдо-Фокилида. 3-я (829 строк) - продолжение переработки Псевдо-Фокилида. Стихи 97-829 считаются наиболее ранними в сборнике. В них излагается всемирная история и содержатся нек-рые параллели с «Книгой Даниила». Вероятно, эти тексты были составлены в кругу сторонников или при дворе егип. царя Птолемея VI Филометора в сер. II в. до Р. Х. 4-я книга (192 строки) посвящена истории мировых царств (ассирийцы, мидийцы, персы, македонцы) и судьбам разных городов и стран. 5-я (531 строка) - история Египта и перечень рим. императоров от Цезаря до Луция Вера. 6-я (28 строк) - краткий гимн Христу. 7-я (162 строки) - пророчества о судьбах городов и областей. 8-я (500 строк) - пророчества о Римской империи, в к-рых угадывается ряд ее правителей и исторических обстоятельств II-V вв. Строки 217-250 содержат акростих «Иисус Христос Сын Божий Спаситель Крест». 9-я и 10-я книги не сохранились. 11-я (324 строки) - всемирная история от вавилонского столпотворения до имп. Августа. 12-я (299 строк) - перечень рим. императоров от Августа до Александра Севера. 13-я (173 строки) - рим. императоры сер. III в. 14-я (361 строка) - рассказ о рим. истории, с трудом поддающийся истолкованию.
Пророчества различных сивилл, как связанные со сб. «Сивиллиных оракулов», так и существовавшие отдельно, имели широкое хождение в позднеантичном и средневековом христианском мире. Имп. равноап. Константин Великий в своей речи «К собранию святых» привел большую цитату из 8-й книги «Сивиллиных оракулов», связывая этот текст с пророчеством Эритрейской сивиллы (из г. Эритры) (Const. Magn. Or. sanct. 18 // PL. 8. Col. 449-454). Почти тот же фрагмент С. к. процитировал блж. Августин Аврелий (Aug. De civ. Dei. 18. 23), а его авторитет в средние века создал для этого текста сивиллы репутацию подлинного пророчества. В Византии С. к. продолжали использоваться и временами приобретали политическое значение. Есть несколько сообщений о популярности тех или иных пророчеств сивилл. Так, имп. Лев V Армянин (813-820), по сообщению Продолжателя Феофана, боялся пророчества, в котором якобы была предсказана смерть в день Рождества Христова. В средневековой Зап. Европе большим вниманием пользовалось пророчество Кумской сивиллы (из г. Кумы близ Неаполя, Италия). Вергилий в 4-й эклоге, к-рая часто интерпретировалась как предсказание Рождества Христова, ссылался на пророчество этой сивиллы, и его текст неоднократно использовали разные авторы. Вероятно, в X-XI вв. в Ломбардии на латыни стало известно пророчество Тибуртинской сивиллы (из г. Тибур, ныне Тиволи, Италия), якобы данное ею Августу, о последнем рим. императоре, приходе антихриста и его гибели. В XIII в. это предание было пересказано в «Золотой легенде» Иакова из Варацце (гл. 6). Согласно этому рассказу, придворные имп. Августа хотели поклоняться ему как богу. Он этого не желал и пригласил сивиллу из Тибура, к-рая в день Рождества Иисуса Христа показала видение на небесах: прекрасную женщину с ребенком, к-рая сидела на алтаре. Сивилла сказала императору, что этот ребенок больше его, и император пал на колени.
Почитание сивилл и С. к. сохранялось в Зап. Европе в эпоху Ренессанса и барокко. В XV-XVII вв. появились многочисленные изображения сивилл и сюжетов, упомянутых в С. к. (в т. ч. напольная мозаика в Сиенском соборе, фрески А. дель Кастаньо на вилле Кардуччи-Пандольфини в Леньяе, «Миттельбургский алтарь» Р. ван дер Вейдена, «Бордесхольмский алтарь» Х. Брюггемана, фрески Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане, картина А. Карона «Август и сивилла», фрески в ц. Сантиссима-Тринита-деи-Монти в Риме, статуи в ц. Санта-Мария-дельи-Скальци в Венеции и др.). По мере развития научно-критических методов исследования античной и древнехрист. культуры интерес к С. к. постепенно исчез.