Николаевич Лавров (3.04.1872, с. Б. Кулики Моршанского у. Тамбовской губ.- 18.01.1934, Тамбов), сщмч. (пам. 5 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Род. в семье свящ. Николая Сергеевича Лаврова и его супруги Марии Ивановны. По окончании в 1893 г. Тамбовской ДС был назначен учителем в церковноприходскую школу в с. Покровское-Кашма (Васильевщино) Моршанского у. (ныне с. Покрово-Васильево Пичаевского р-на Тамбовской обл.). В 1896 г. Моршанское уездное отд-ние епархиального училищного совета отметило отличные успехи С. в законоучительстве. В этом же году он обвенчался с дочерью священника из соседнего с. Спасское-Кашма (Волхонщино) Моршанского у. Людмилой Ивановной Востоковой, племянницей (дочь сестры) С.-Петербургского митр. Антония (Вадковского). Впосл. С. неоднократно бывал в С.-Петербурге и беседовал с митр. Антонием, в частности о положении Церкви и созыве Поместного Собора. 14 мая 1896 г. С. был рукоположен во иерея к Михаило-Архангельской ц. в с. Вязовая Вершина Лебедянского у. на место вышедшего за штат отца, в 1897 г. переведен в Спасскую ц. в с. Спасское-Кашма на место тестя. В семье С. родилось пятеро детей, была взята на воспитание девочка-сирота. К Пасхе 1905 г. он был награжден скуфьей, в 1909 г.- камилавкой. В 1903-1911 гг. С. занимался строительством нового, каменного храма взамен обветшавшего деревянного в с. Спасское-Кашма, в 1913 г. за его построение был награжден орденом св. Анны 3-й степени.
С 1901 г. духовенство Моршанского окр. избирало С. депутатом епархиальных и окружных съездов. В 1910 г. С. на епархиальном съезде предложил создать в епархии институт запасного духовенства для замены заболевших священников. Съезд поддержал предложение, но Тамбовский еп. сщмч. Кирилл (Смирнов; впосл. митрополит) отклонил его, т. к. каноны воспрещают рукоположение без назначения к конкретной церкви (6-е прав. VI Вселенского Собора), и объявил С. выговор за постановку вопроса, относящегося к компетенции епископа. В 1912 г. С. был избран членом совета епархиального жен. уч-ща, в 1913 г.- членом ревизионного комитета епархиального свечного завода. Свои размышления о проблемах церковной и общественной жизни С. публиковал в «Тамбовских епархиальных ведомостях». Зная сострадательность и высокий нравственный авторитет С., епархиальный съезд в янв. 1914 г. избрал его председателем комиссии по назначению казенного пособия беднейшим приходам епархии, в 1917 г.- председателем комиссии, распределявшей казенное пособие между самыми нуждающимися членами причтов. В 1916 г. С. был награжден наперсным крестом. В янв. 1917 г. епархиальный съезд духовенства и церковных старост избрал С. председателем комитета тамбовского епархиального свечного завода. 3 февр. Тамбовский архиеп. Кирилл (Смирнов) утвердил избрание и перевел С. служить в Спасо-Преображенский кафедральный собор в Тамбове без права участия в доходах. 23 авг. 1917 г. указом Синода С. был утвержден членом консистории по избранию епархиального съезда духовенства и мирян. На епархиальном собрании 1918 г. он был избран на 3-летний срок членом епархиального совета (создавался в епархиях вместо упраздненных консисторий). В 1920 г. С. был назначен служить в Петропавловскую ц. в Тамбове. Сразу же после обновленческого (см. Обновленчество) лжесобора, прошедшего в Москве в мае 1923 г., тамбовские обновленцы созвали в кафедральном соборе общегородское собрание духовенства и мирян. Присутствовавшие на собрании сторонники патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) не дали принять резолюцию, одобряющую его «низложение» лжесобором. На следующий день, 16 мая 1923 г., С. был арестован по надуманному обвинению в краже церковных сосудов из храма. Обвинение не подтвердилось, и через 2 недели он был освобожден.
В 1925 г. обновленцы предприняли ряд попыток захватить Петропавловскую ц., но С. вместе с прихожанами отстоял храм. На праздник Преображения Господня, 19 авг. 1925 г., священник был арестован и заключен в тюрьму в Тамбове, где пробыл 3,5 месяца. 30 янв. 1926 г., когда С. вышел после всенощной из церкви, на него было совершено нападение - неизвестный нанес ему удары ножом, ок. 2 месяцев состояние священника было критическим. После того как здоровье его несколько поправилось, он вернулся к служению в храме и был возведен в сан протоиерея.
В окт. 1927 г. Козловский еп. священноисп. Вассиан (Пятницкий) получил от заместителя местоблюстителя Патриаршего престола митр. Сергия (Страгородского) распоряжение о поминовении его имени за богослужением, а также о поминовении властей. Еп. Вассиан скрыл это распоряжение, т. к. был хорошо осведомлен о настроениях епархиального духовенства, которое неодобрительно относилось к распоряжениям митр. Сергия кон. 20-х гг. XX в.; еп. Вассиан объявил о существовании указа через год. Церковный староста и мн. прихожане Петропавловской ц. просили С. высказать свое суждение по этому поводу, на что он сказал: «Раз такое поминовение внесло смуту и раскол в и без того мятежную жизнь, то мы, священники Петропавловской церкви, будем воздерживаться от его введения». Дальнейшее служение С. при таких воззрениях стало затруднительно, и он ушел за штат. С этого времени он совершал богослужения у себя дома и в домах своих духовных детей, а также в храмах, где служили единомысленные с ним священники; позиция митр. Сергия им казалась приспособленчеством и угодничеством перед безбожной властью, ронявшими авторитет Церкви и ее служителей в глазах паствы и вносившими смуту в души верующих. В апр. 1931 г. у С. конфисковали имущество. Семья переехала к дочери, работавшей в Москве. С. остался в Тамбове и по приглашению церковных старост служил в сельских храмах, в к-рых не было священников: в кон. 1930 г. С. служил 2 недели в с. Саюкине, в мае 1931 г.- в с. Горелом, в 1932 г., на Рождество Христово и Крещение Господне,- в с. Солдатская Духовка, в Великий пост - в с. Татанове, на Пасху - в с. Мацневе.
20 июня 1932 г. С. был арестован и заключены в тюрьму в Тамбове. В составленном 22 нояб. 1932 г. обвинительном заключении говорилось, что С. «обвиняется в том, что вел систематическую антисоветскую агитацию, считая советскую власть незаконной властью... В своей агитации использовал религиозные предрассудки масс». 1 янв. 1933 г. Особая тройка при Полномочном представительстве ОГПУ по ЦентральноЧерноземной обл. приговорила С. к 5 годам ссылки в Северный край. В тамбовской тюрьме С. тяжело заболел и скончался в тюремной больнице. По сообщению родственников, С. был погребен на городском кладбище; впосл. могила его была утеряна.
Имя С. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 30 июля 2003 г.