(Всемилостивого Спаса, Козорский) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, находился близ совр. дер. Сидоровское Грязовецкого р-на Вологодской обл., на р. Нурме, в 60 верстах от Вологды. Основан во 2-й пол.- кон. XIV в. прп. Сергием Нуромским, учеником прп. Сергия Радонежского. Согласно Житию основателя обители, в Троице-Сергиев мон-рь прп. Сергий Нуромский († 1412 или 1413?) пришел со Св. Горы Афон, прожил в нем «время доволно», а затем удалился в Обнорскую вол. Вологодского у., на р. Нурму, где поставил часовню «и малу кельицу» и жил в ней, «безсоние ж и всенощным бдением умертви плоть свою и непрестанными молитвами и постом, и всякими добродетелми» (РГБ. Ф. 285. № 46. Л. 5). Жизнь прп. Сергия в обнорских лесах не была спокойной. На него неоднократно нападали «злии свирепии разбойницы», но молитвы святого победили их. Постепенно к нему стала приходить братия, собрались 40 чел., была построена деревянная ц. во имя Всемилостивого Спаса (Происхождения Честных Древ Креста Господня), «и келии постави, и обитель возгради» (Там же. Л. 11 об.).
Спустя нек-рое время после преставления прп. Сергия Нуромского были обретены его мощи. В Житии есть рассказ о том, как старцу Никифору явился в видении прп. Сергий и указал место, где находится его гробница,- под папертью Введенской ц. Позже над ней была поставлена рака. В 1584 г. игумен Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского монастыря Иона (Плишка; † после 1606) по просьбе монахов С. Н. м. составил Житие преподобного и написал его образ. В 1584 г. прп. Сергий назван уже как «новоявленный чудотворец» (Голубинский. Канонизация святых. С. 148). Сведения о прп. Сергии, передаваемые неск. поколениями монахов, имелись у настоятеля соседнего Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря игум. Протасия. Последний передал игум. Ионе «свиток», содержащий сведения о С. Н. м., в т. ч. рассказ о жизни его основателя. В 1599 г. была составлена грамота патриарха Московского и всея Руси Иова «о свидетельстве гроба и мощей преподобнаго Сергия Нуромского чюдотворца».
При настоятеле (1584-1607) старце Матфее, между 1585 и 1593 гг., в С. Н. м. была воздвигнута деревянная теплая ц. Рождества Христова. В описи 1615 г. соборная ц. Всемилостивого Спаса с приделом Введения во храм Пресв. Богородицы описана как деревянная «о дву верхах клетчатая», а в Рождественском храме имелся придел свт. Николая Чудотворца «о дву верхах» (Спасо-Нуромский мон-рь. 2011. С. 262, 263). В монастыре были также колокольня с 3 колоколами: «одне зазвонные, два больших», казенная келья, конюшенный и воловий дворы. В писцовой книге 1627-1630 гг. описаны те же строения, а также указаны игуменская и 7 монашеских келий (РГАДА. Ф. 1209. Кн. 14727. Л. 534 об.- 535). К 1678 г. Введенский придел был переосвящен во имя прп. Сергия Нуромского. Рождественская ц. в монастырской описи этого года указана как «теплая с трапезою, и с келарскою, и с папертью» (Спасо-Нуромский мон-рь. 2011. С. 265). В 70-х гг. XVII в. в С. Н. м. проживали настоятель, 8 монахов, 13 монастырских слуг и служебников и 4 дьячка.
С сер. XVII в. С. Н. м. переживал упадок, настоятели часто нарушали монастырский устав, что нашло отражение в жалобах, поданных насельниками и крестьянами Вологодскому архиерею и отложившихся в «Коллекции столбцов XVI-XVII вв.» (ГАВО. Ф. 1260). Жалобы на действия монастырской администрации поступали в Вологодский архиерейский дом регулярно как минимум с 40-х гг. XVII в. Напр., в 1666 г. монахи во главе с казначеем Александром и представители вотчинных крестьян подали на имя архиеп. Вологодского и Белозерского Симона челобитную, в к-рой жаловались на пьянство настоятеля игум. Сергия и разорение монастырской казны (Там же. № 2484). Сергий был назначен игуменом в 1664 г. по указной грамоте царя Алексея Михайловича Тишайшего (Арх. СПбФИИ РАН. Ф. 117. № 580). Но, как позволяют судить источники, проблемы обители заключались не только в деятельности этого конкретного игумена. Скорее можно говорить об упадке монастырской жизни в целом, т. к. после того, как игум. Сергий был снят с должности, ситуация не изменилась. На нового игумена, Мисаила, также поступали жалобы, что он живет не по монашескому уставу (ГАВО. Ф. 1260. Оп. 1. № 2811). В разорении мон-ря, пьянстве и брани монахи обвиняли и игум. Авраамия (Там же. Оп. 1. Т. 2. № 3442; ВГИАХМЗ. Ф. 2. Оп. 1. Кн. 91. Л. 240). В 1672 г. в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь был сослан за пьянство и драки нуромский старец Матфей (ГАВО. Ф. 1260. Оп. 1. Т. 3. № 3793).
Ситуация временно улучшилась после вступления в должность в 1673 г. игум. Варфоломея. При нем, в 1673-1676 гг., были построены новая колокольня и св. ворота, новая игуменская келья, частично заменена ограда («рубленая, крыта тесом»), за монастырскими стенами устроен скотный двор. В ризницу были закуплены новые ризы, а в б-ку - книги (Спасо-Нуромский мон-рь. 2011. С. 267-269). Была построена также мельница «в ином месте», на р. Нурме. С чем связано оставление Варфоломеем должности игумена, неизвестно. Однако после него в монастыре так и не нашлось подходящей кандидатуры на должность настоятеля. С. Н. м. был передан в руки безграмотных казначея и житника. О том, что проблемы в жизни монастыря не теряли своей остроты, свидетельствует тот факт, что в 1682 г. здесь было совершено убийство (ГАВО. Ф. 1260. Оп. 1. Т. 4. № 5934).
Источников, касающихся землевладения С. Н. м. в XVI в., практически не сохранилось. Исключение составляет жалованная вотчинная несудимая заповедная и односрочная грамота царя Феодора Иоанновича строителю Матфею 1584 г. (РГАДА. Ф. 281. № 2619; опубл.: Назаров. 1968. С. 106-107, 112-114; Зимин. 2001. С. 416-417, 428-431). Из грамоты следует, что к 4 имевшимся во владении мон-ря деревням в вотчину добавились еще 22 деревни и пустоши («деревня Мартаково с деревнями»), большая часть к-рых перешла из соседних помещичьих владений. По мнению М. С. Черкасовой, росту землевладения могло способствовать установление в 80-х гг. XVI в. общерус. почитания прп. Сергия Нуромского (Черкасова. 2012. С. 64). В 20-х гг. XVII в. вотчину монастыря составляли 17 деревень и 9 пустошей. В них насчитывались 82 крестьянских и бобыльских двора, а также дворы служек и священнослужителей. В 70-х гг. XVII в. во владении С. Н. м. находились 20 жилых деревень, где насчитывалось 153 крестьянских двора. В 1695 г. в С. Н. м. от Родиона Островского поступили неск. долей в дер. Максимцевой, в 1684 г.- пустоши Мительникова «вместо вымененной им у монастыря пустоши Доровинки в Обнорской волости», в 1695 г. у вдовы И. М. Мишевской была выменена пустошь Звягино. В 1698 г. в результате обмена в С. Н. м. от Б. А. Ясановского и И. Д. Толбугина поступили 2/3 пустоши Кишкиной (РГАДА. Ф. 281. № 2984, 3006, 3056, 3115, 3132, 3227).
Обители принадлежал и двор в Вологде. В 1593/94 г. строитель старец Матфей получил жалованную грамоту царя Феодора Иоанновича на двор (или дворовое место) (Черкасова. 2012. С. 279). В писцовой книге Вологды 1626-1628 гг. описан монастырский двор «в Изосимской улице» (Писцовые и переписные книги. 2018. Т. 3. С. 109). По переписной книге 1711-1712 гг. монастырский двор указан как находящийся «в переулке к Пречистенскому берегу». В это время он включал избу, сенник, амбар, конюшню, сеновню; за двором располагались огород и баня (Там же. 2008. Т. 2. С. 58).
Не позднее 70-х гг. XVII в. при С. Н. м. начали устраивать ярмарки. В описи 1678 г. отмечены «сто лавок рубленых да изба, против той избы сарай на приезд торговым людем». В 1680 г. мон-рь получил царскую жалованную грамоту, по к-рой «велено с товаров, которые бывают на ярмонке в том монастыре, пошлины имать в монастырскую казну» (упом. в Переписной книге 1702 г.: РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Кн. 43. Л. 34 об.).
С. Н. м. имел и покровителей из числа местных помещиков. Так, землевладельцы Нарбековы считали обитель «издавна своим прародительским строением» и заступались за нее, когда в 70-х гг. XVII в. ее стали притеснять власти расположенного неподалеку Корнилиева Комельского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря (Суворов. 1903. С. 666-668).
В 1700 г. в результате пожара сгорели Рождественская ц., монастырские документы, пострадали ризница и б-ка: «...всякие их монастырские писма приходные и росходные и окладные книги и всякие их монастырские крепости и ризы, и книги погорели. А осталось самое малое число» (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Кн. 43. Ч. 36 об.). Вскоре силами монастырских крестьян началось строительство деревянного Рождественского храма «с трапезою и с келарскою. А лес на тое церковь возили их монастырские вотчинные крестьяня». Монастырский собор играл роль и приходской церкви: «...для того что прихожаня к тому монастырю - их же монастырские крестьяня разных деревень вместо приходской церкви изстари» (Там же. Л. 37-38 об.). Поскольку среди братии в нач. XVIII в. не было иеромонаха и иеродиакона, в церкви служили белые священники, к-рые жили в монастырской дер. Выпуск, игравшей роль подмонастырной слободки.
В нач. XVIII в. С. Н. м. принадлежали 2 мельницы - новая на р. Обноре, построенная в 1700 г., и на р. Нурме. На Б. Московской дороге у мон-ря была часовня. При ней жил монастырский крестьянин, собиравший милостыню у проезжавших людей. Обители в это время принадлежали 17 жилых деревень. Еще 2 деревни - Меленка и Починок - стояли пустыми. Дер. Меленка, как указано в описи 1702 г., сгорела в 1695 г. К 1719 г. в вотчине С. Н. м. насчитывалось 14 деревень в Грязовецком у.: Боброво, Початково, Тимонино, Дядинское, Чижово, Лукино, Олферово, Савино, Высокое, Поповкино, Шабаново, Сидоровское, Мартюково, Мышкино. К 1764 г. в них жили 403 чел. муж. пола.
В 1764 г. С. Н. м. был упразднен, его насельники переведены в Обнорский мон-рь, а соборная церковь обращена в приходскую. Оба деревянных храма были разобраны, нек-рое время из монастырских зданий сохранялась лишь часовня, устроенная на месте встреч преподобных Сергия Нуромского и Павла Обнорского.
В 1795 г. началось строительство каменной 2-этажной церкви. Согласно описанию, храм был построен «в византийско-русском стиле... размер в вышину от подошвы до кровли 7 сажень, а до оконечности креста - 13 сажень; в длину - 15 сажень, в ширину - 6 сажень. Верх церкви увенчан пятью средней величины деревянными круглыми главами, которые обиты белым листовым железом. Храм состоит из четырех частей: алтаря, храма, трапезы и паперти, из коих каждая часть одна от другой отделяются каменными толстыми стенами, имеющими: алтарные пролеты для дверей царских, северных и южных, а трапезная и храмовая по одному пролету, из коих первый образован в виде обширной арки, а в последнем помещаются створчатые деревянные двери с двумя внутренними замками. Внутренность храма образует почти правильный квадрат» (ГАВО. Ф. 883. Д. 167. Л. 26-27).
Верхняя церковь была освящена в 1816 г. во имя Всемилостивого Спаса с приделом свт. Николая Чудотворца. В нижней церкви, освященной во имя прп. Сергия Нуромского, находилась его гробница. Придел нижней церкви был освящен в честь Рождества Христова. По словам А. Н. Муравьёва, посетившего храм в сер. XIX в., он был «украшен многими древними, по-видимому, еще монастырскими иконами» (Муравьёв. 1999. С. 486). Вероятно, до 1848 г. в церкви хранились реликвии: посох прп. Сергия Нуромского, «выкрашенный черною краскою, длиною в два аршину», его Житие, а также 4 иконы: Происхождения Честных Древ Животворящаго Креста Господня (1682), прп. Сергия Нуромского (1696), Божией Матери (1692) и прп. Сергия Нуромского «с изображением древняго вида монастыря, писанная на кипарисной доске» (время написания неизв.) (Степановский. 1890. С. 185).
В церкви служили 2 священника, диакон и 2 группы церковнослужителей, однако в 1831 г. по распоряжению руководства епархии церковь стала одноклирной, а в 1846 г. по указу Синода из штата священнослужителей была исключена и должность диакона. Принятие этих решений обосновывалось небольшой численностью прихожан. С сер. XIX в. место, где когда-то находился мон-рь, получило название Спасо-Нуромский погост. Вокруг церкви, в пределах бывш. монастырской ограды, располагалось кладбище. Старожилы рассказывали о совершаемых от церкви крестных ходах (Кузнецов. 2002. С. 61).
По указу Вологодской духовной консистории в 1856 г. были восстановлены 2 деревянные часовни: «Первая в поле сей церкви на пути к Павло-Обнорскому монастырю, вторая близ реки Нурма». По преданию, на месте 1-й часовни встречались в кон. XIV - нач. XV в. преподобные Сергий Нуромский и Павел Обнорский (ГАВО. Ф. 883. Д. 167. Л. 30).
После закрытия в 1924 г. Обнорского мон-ря до 1926 г. при нуромской церкви проживал и совершал богослужения казначей обнорской обители иером. Николай (Воропанов). Через 4 года он был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» за распространение духовной лит-ры и сослан на 3 года в Котласские лагеря (ГАЯО. Ф. С-13145. Д. 5112. Т. 1. Л. 8-9). В 1933 г. церковь была закрыта, служивший в ней свящ. Константин Ципелев арестован и отправлен в ссылку. В храме устроили зернохранилище. Местные жители запомнили, как снимали колокол весом ок. 200 пудов. К колокольне были поставлены железные балки, по к-рым предполагалось спустить его вниз. Колокол упал на крышу одной из монастырских построек и своей тяжестью проломил оба этажа. По храму пошла трещина. Старожилы рассказывали и о таинственном свете, к-рый шел из алтаря и освещал все вокруг. Он не был похож ни на солнечный, ни на свет электроприборов. Чтобы зафиксировать этот факт, к церкви был приглашен прокурор (Кузнецов. 2002. С. 61).
С 1993 г. церковь восстанавливается, в наст. время является действующей и приписана к Павлову Обнорскому мон-рю. К 2013 г. был отреставрирован придел прп. Сергия Нуромского, над его мощами установлена рака, оборудован иконостас. В Вологодском музее-заповеднике хранится нагробная икона прп. Сергия Нуромского из С. Н. м. В музей она поступила из Крестовоздвиженской ц. г. Грязовца, а туда в свою очередь - из Спасо-Нуромской ц. По мнению Т. Г. Петровой, икона написана в 1688 г. Ее автором, возможно, являлся вологодский иконописец Борис, написавший в 80-х гг. XVII в. для мон-ря 2 иконы, в т. ч. и образ прп. Сергия (Петрова. 2003; см. также: Иконы Вологды кон. XVI-XVII в. Вологда; М., 2017. С. 266-267). На границе бывш. владений Павлова Обнорского мон-ря и С. Н. м. сохранился камень, на к-ром, по преданию, встречались и беседовали преподобные Павел и Сергий.