Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕРГИЕВ НУРОМСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
62, С. 725-728 опубликовано: 8 декабря 2025г. 


СЕРГИЕВ НУРОМСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Сергиев Нуромский монастырь. Фотография. Нач. XX в.
Сергиев Нуромский монастырь. Фотография. Нач. XX в.

Сергиев Нуромский монастырь. Фотография. Нач. XX в.
(Всемилостивого Спаса, Козорский) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, находился близ совр. дер. Сидоровское Грязовецкого р-на Вологодской обл., на р. Нурме, в 60 верстах от Вологды. Основан во 2-й пол.- кон. XIV в. прп. Сергием Нуромским, учеником прп. Сергия Радонежского. Согласно Житию основателя обители, в Троице-Сергиев мон-рь прп. Сергий Нуромский († 1412 или 1413?) пришел со Св. Горы Афон, прожил в нем «время доволно», а затем удалился в Обнорскую вол. Вологодского у., на р. Нурму, где поставил часовню «и малу кельицу» и жил в ней, «безсоние ж и всенощным бдением умертви плоть свою и непрестанными молитвами и постом, и всякими добродетелми» (РГБ. Ф. 285. № 46. Л. 5). Жизнь прп. Сергия в обнорских лесах не была спокойной. На него неоднократно нападали «злии свирепии разбойницы», но молитвы святого победили их. Постепенно к нему стала приходить братия, собрались 40 чел., была построена деревянная ц. во имя Всемилостивого Спаса (Происхождения Честных Древ Креста Господня), «и келии постави, и обитель возгради» (Там же. Л. 11 об.).

Спустя нек-рое время после преставления прп. Сергия Нуромского были обретены его мощи. В Житии есть рассказ о том, как старцу Никифору явился в видении прп. Сергий и указал место, где находится его гробница,- под папертью Введенской ц. Позже над ней была поставлена рака. В 1584 г. игумен Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского монастыря Иона (Плишка; † после 1606) по просьбе монахов С. Н. м. составил Житие преподобного и написал его образ. В 1584 г. прп. Сергий назван уже как «новоявленный чудотворец» (Голубинский. Канонизация святых. С. 148). Сведения о прп. Сергии, передаваемые неск. поколениями монахов, имелись у настоятеля соседнего Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря игум. Протасия. Последний передал игум. Ионе «свиток», содержащий сведения о С. Н. м., в т. ч. рассказ о жизни его основателя. В 1599 г. была составлена грамота патриарха Московского и всея Руси Иова «о свидетельстве гроба и мощей преподобнаго Сергия Нуромского чюдотворца».

Церковь во имя Всемилостивого Спаса и прп. Сергия Нуромского. 1795 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Церковь во имя Всемилостивого Спаса и прп. Сергия Нуромского. 1795 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Церковь во имя Всемилостивого Спаса и прп. Сергия Нуромского. 1795 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.
При настоятеле (1584-1607) старце Матфее, между 1585 и 1593 гг., в С. Н. м. была воздвигнута деревянная теплая ц. Рождества Христова. В описи 1615 г. соборная ц. Всемилостивого Спаса с приделом Введения во храм Пресв. Богородицы описана как деревянная «о дву верхах клетчатая», а в Рождественском храме имелся придел свт. Николая Чудотворца «о дву верхах» (Спасо-Нуромский мон-рь. 2011. С. 262, 263). В монастыре были также колокольня с 3 колоколами: «одне зазвонные, два больших», казенная келья, конюшенный и воловий дворы. В писцовой книге 1627-1630 гг. описаны те же строения, а также указаны игуменская и 7 монашеских келий (РГАДА. Ф. 1209. Кн. 14727. Л. 534 об.- 535). К 1678 г. Введенский придел был переосвящен во имя прп. Сергия Нуромского. Рождественская ц. в монастырской описи этого года указана как «теплая с трапезою, и с келарскою, и с папертью» (Спасо-Нуромский мон-рь. 2011. С. 265). В 70-х гг. XVII в. в С. Н. м. проживали настоятель, 8 монахов, 13 монастырских слуг и служебников и 4 дьячка.

С сер. XVII в. С. Н. м. переживал упадок, настоятели часто нарушали монастырский устав, что нашло отражение в жалобах, поданных насельниками и крестьянами Вологодскому архиерею и отложившихся в «Коллекции столбцов XVI-XVII вв.» (ГАВО. Ф. 1260). Жалобы на действия монастырской администрации поступали в Вологодский архиерейский дом регулярно как минимум с 40-х гг. XVII в. Напр., в 1666 г. монахи во главе с казначеем Александром и представители вотчинных крестьян подали на имя архиеп. Вологодского и Белозерского Симона челобитную, в к-рой жаловались на пьянство настоятеля игум. Сергия и разорение монастырской казны (Там же. № 2484). Сергий был назначен игуменом в 1664 г. по указной грамоте царя Алексея Михайловича Тишайшего (Арх. СПбФИИ РАН. Ф. 117. № 580). Но, как позволяют судить источники, проблемы обители заключались не только в деятельности этого конкретного игумена. Скорее можно говорить об упадке монастырской жизни в целом, т. к. после того, как игум. Сергий был снят с должности, ситуация не изменилась. На нового игумена, Мисаила, также поступали жалобы, что он живет не по монашескому уставу (ГАВО. Ф. 1260. Оп. 1. № 2811). В разорении мон-ря, пьянстве и брани монахи обвиняли и игум. Авраамия (Там же. Оп. 1. Т. 2. № 3442; ВГИАХМЗ. Ф. 2. Оп. 1. Кн. 91. Л. 240). В 1672 г. в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь был сослан за пьянство и драки нуромский старец Матфей (ГАВО. Ф. 1260. Оп. 1. Т. 3. № 3793).

Ситуация временно улучшилась после вступления в должность в 1673 г. игум. Варфоломея. При нем, в 1673-1676 гг., были построены новая колокольня и св. ворота, новая игуменская келья, частично заменена ограда («рубленая, крыта тесом»), за монастырскими стенами устроен скотный двор. В ризницу были закуплены новые ризы, а в б-ку - книги (Спасо-Нуромский мон-рь. 2011. С. 267-269). Была построена также мельница «в ином месте», на р. Нурме. С чем связано оставление Варфоломеем должности игумена, неизвестно. Однако после него в монастыре так и не нашлось подходящей кандидатуры на должность настоятеля. С. Н. м. был передан в руки безграмотных казначея и житника. О том, что проблемы в жизни монастыря не теряли своей остроты, свидетельствует тот факт, что в 1682 г. здесь было совершено убийство (ГАВО. Ф. 1260. Оп. 1. Т. 4. № 5934).

Источников, касающихся землевладения С. Н. м. в XVI в., практически не сохранилось. Исключение составляет жалованная вотчинная несудимая заповедная и односрочная грамота царя Феодора Иоанновича строителю Матфею 1584 г. (РГАДА. Ф. 281. № 2619; опубл.: Назаров. 1968. С. 106-107, 112-114; Зимин. 2001. С. 416-417, 428-431). Из грамоты следует, что к 4 имевшимся во владении мон-ря деревням в вотчину добавились еще 22 деревни и пустоши («деревня Мартаково с деревнями»), большая часть к-рых перешла из соседних помещичьих владений. По мнению М. С. Черкасовой, росту землевладения могло способствовать установление в 80-х гг. XVI в. общерус. почитания прп. Сергия Нуромского (Черкасова. 2012. С. 64). В 20-х гг. XVII в. вотчину монастыря составляли 17 деревень и 9 пустошей. В них насчитывались 82 крестьянских и бобыльских двора, а также дворы служек и священнослужителей. В 70-х гг. XVII в. во владении С. Н. м. находились 20 жилых деревень, где насчитывалось 153 крестьянских двора. В 1695 г. в С. Н. м. от Родиона Островского поступили неск. долей в дер. Максимцевой, в 1684 г.- пустоши Мительникова «вместо вымененной им у монастыря пустоши Доровинки в Обнорской волости», в 1695 г. у вдовы И. М. Мишевской была выменена пустошь Звягино. В 1698 г. в результате обмена в С. Н. м. от Б. А. Ясановского и И. Д. Толбугина поступили 2/3 пустоши Кишкиной (РГАДА. Ф. 281. № 2984, 3006, 3056, 3115, 3132, 3227).

Вид на иконостас нижней ц. во имя прп. Сергия Нуромского. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Вид на иконостас нижней ц. во имя прп. Сергия Нуромского. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Вид на иконостас нижней ц. во имя прп. Сергия Нуромского. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Обители принадлежал и двор в Вологде. В 1593/94 г. строитель старец Матфей получил жалованную грамоту царя Феодора Иоанновича на двор (или дворовое место) (Черкасова. 2012. С. 279). В писцовой книге Вологды 1626-1628 гг. описан монастырский двор «в Изосимской улице» (Писцовые и переписные книги. 2018. Т. 3. С. 109). По переписной книге 1711-1712 гг. монастырский двор указан как находящийся «в переулке к Пречистенскому берегу». В это время он включал избу, сенник, амбар, конюшню, сеновню; за двором располагались огород и баня (Там же. 2008. Т. 2. С. 58).

Не позднее 70-х гг. XVII в. при С. Н. м. начали устраивать ярмарки. В описи 1678 г. отмечены «сто лавок рубленых да изба, против той избы сарай на приезд торговым людем». В 1680 г. мон-рь получил царскую жалованную грамоту, по к-рой «велено с товаров, которые бывают на ярмонке в том монастыре, пошлины имать в монастырскую казну» (упом. в Переписной книге 1702 г.: РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Кн. 43. Л. 34 об.).

С. Н. м. имел и покровителей из числа местных помещиков. Так, землевладельцы Нарбековы считали обитель «издавна своим прародительским строением» и заступались за нее, когда в 70-х гг. XVII в. ее стали притеснять власти расположенного неподалеку Корнилиева Комельского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря (Суворов. 1903. С. 666-668).

В 1700 г. в результате пожара сгорели Рождественская ц., монастырские документы, пострадали ризница и б-ка: «...всякие их монастырские писма приходные и росходные и окладные книги и всякие их монастырские крепости и ризы, и книги погорели. А осталось самое малое число» (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Кн. 43. Ч. 36 об.). Вскоре силами монастырских крестьян началось строительство деревянного Рождественского храма «с трапезою и с келарскою. А лес на тое церковь возили их монастырские вотчинные крестьяня». Монастырский собор играл роль и приходской церкви: «...для того что прихожаня к тому монастырю - их же монастырские крестьяня разных деревень вместо приходской церкви изстари» (Там же. Л. 37-38 об.). Поскольку среди братии в нач. XVIII в. не было иеромонаха и иеродиакона, в церкви служили белые священники, к-рые жили в монастырской дер. Выпуск, игравшей роль подмонастырной слободки.

В нач. XVIII в. С. Н. м. принадлежали 2 мельницы - новая на р. Обноре, построенная в 1700 г., и на р. Нурме. На Б. Московской дороге у мон-ря была часовня. При ней жил монастырский крестьянин, собиравший милостыню у проезжавших людей. Обители в это время принадлежали 17 жилых деревень. Еще 2 деревни - Меленка и Починок - стояли пустыми. Дер. Меленка, как указано в описи 1702 г., сгорела в 1695 г. К 1719 г. в вотчине С. Н. м. насчитывалось 14 деревень в Грязовецком у.: Боброво, Початково, Тимонино, Дядинское, Чижово, Лукино, Олферово, Савино, Высокое, Поповкино, Шабаново, Сидоровское, Мартюково, Мышкино. К 1764 г. в них жили 403 чел. муж. пола.

В 1764 г. С. Н. м. был упразднен, его насельники переведены в Обнорский мон-рь, а соборная церковь обращена в приходскую. Оба деревянных храма были разобраны, нек-рое время из монастырских зданий сохранялась лишь часовня, устроенная на месте встреч преподобных Сергия Нуромского и Павла Обнорского.

В 1795 г. началось строительство каменной 2-этажной церкви. Согласно описанию, храм был построен «в византийско-русском стиле... размер в вышину от подошвы до кровли 7 сажень, а до оконечности креста - 13 сажень; в длину - 15 сажень, в ширину - 6 сажень. Верх церкви увенчан пятью средней величины деревянными круглыми главами, которые обиты белым листовым железом. Храм состоит из четырех частей: алтаря, храма, трапезы и паперти, из коих каждая часть одна от другой отделяются каменными толстыми стенами, имеющими: алтарные пролеты для дверей царских, северных и южных, а трапезная и храмовая по одному пролету, из коих первый образован в виде обширной арки, а в последнем помещаются створчатые деревянные двери с двумя внутренними замками. Внутренность храма образует почти правильный квадрат» (ГАВО. Ф. 883. Д. 167. Л. 26-27).

Верхняя церковь была освящена в 1816 г. во имя Всемилостивого Спаса с приделом свт. Николая Чудотворца. В нижней церкви, освященной во имя прп. Сергия Нуромского, находилась его гробница. Придел нижней церкви был освящен в честь Рождества Христова. По словам А. Н. Муравьёва, посетившего храм в сер. XIX в., он был «украшен многими древними, по-видимому, еще монастырскими иконами» (Муравьёв. 1999. С. 486). Вероятно, до 1848 г. в церкви хранились реликвии: посох прп. Сергия Нуромского, «выкрашенный черною краскою, длиною в два аршину», его Житие, а также 4 иконы: Происхождения Честных Древ Животворящаго Креста Господня (1682), прп. Сергия Нуромского (1696), Божией Матери (1692) и прп. Сергия Нуромского «с изображением древняго вида монастыря, писанная на кипарисной доске» (время написания неизв.) (Степановский. 1890. С. 185).

В церкви служили 2 священника, диакон и 2 группы церковнослужителей, однако в 1831 г. по распоряжению руководства епархии церковь стала одноклирной, а в 1846 г. по указу Синода из штата священнослужителей была исключена и должность диакона. Принятие этих решений обосновывалось небольшой численностью прихожан. С сер. XIX в. место, где когда-то находился мон-рь, получило название Спасо-Нуромский погост. Вокруг церкви, в пределах бывш. монастырской ограды, располагалось кладбище. Старожилы рассказывали о совершаемых от церкви крестных ходах (Кузнецов. 2002. С. 61).

По указу Вологодской духовной консистории в 1856 г. были восстановлены 2 деревянные часовни: «Первая в поле сей церкви на пути к Павло-Обнорскому монастырю, вторая близ реки Нурма». По преданию, на месте 1-й часовни встречались в кон. XIV - нач. XV в. преподобные Сергий Нуромский и Павел Обнорский (ГАВО. Ф. 883. Д. 167. Л. 30).

После закрытия в 1924 г. Обнорского мон-ря до 1926 г. при нуромской церкви проживал и совершал богослужения казначей обнорской обители иером. Николай (Воропанов). Через 4 года он был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» за распространение духовной лит-ры и сослан на 3 года в Котласские лагеря (ГАЯО. Ф. С-13145. Д. 5112. Т. 1. Л. 8-9). В 1933 г. церковь была закрыта, служивший в ней свящ. Константин Ципелев арестован и отправлен в ссылку. В храме устроили зернохранилище. Местные жители запомнили, как снимали колокол весом ок. 200 пудов. К колокольне были поставлены железные балки, по к-рым предполагалось спустить его вниз. Колокол упал на крышу одной из монастырских построек и своей тяжестью проломил оба этажа. По храму пошла трещина. Старожилы рассказывали и о таинственном свете, к-рый шел из алтаря и освещал все вокруг. Он не был похож ни на солнечный, ни на свет электроприборов. Чтобы зафиксировать этот факт, к церкви был приглашен прокурор (Кузнецов. 2002. С. 61).

С 1993 г. церковь восстанавливается, в наст. время является действующей и приписана к Павлову Обнорскому мон-рю. К 2013 г. был отреставрирован придел прп. Сергия Нуромского, над его мощами установлена рака, оборудован иконостас. В Вологодском музее-заповеднике хранится нагробная икона прп. Сергия Нуромского из С. Н. м. В музей она поступила из Крестовоздвиженской ц. г. Грязовца, а туда в свою очередь - из Спасо-Нуромской ц. По мнению Т. Г. Петровой, икона написана в 1688 г. Ее автором, возможно, являлся вологодский иконописец Борис, написавший в 80-х гг. XVII в. для мон-ря 2 иконы, в т. ч. и образ прп. Сергия (Петрова. 2003; см. также: Иконы Вологды кон. XVI-XVII в. Вологда; М., 2017. С. 266-267). На границе бывш. владений Павлова Обнорского мон-ря и С. Н. м. сохранился камень, на к-ром, по преданию, встречались и беседовали преподобные Павел и Сергий.

Ист.: Назаров В. Д. Из истории аграрной политики царизма в XVI в. // Сов. Арх. 1968. № 3. С. 106-115; Зимин А. А. Опричнина. М., 2001. С. 416-431; Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского: Тексты и словоуказ. / Ред.: А. С. Герд. СПб., 2005; Писцовые и переписные книги Вологды XVII - нач. XVIII в. М., 2008. Т. 2; Вологда, 2018. Т. 3; Спасо-Нуромский мон-рь 1615 // Переписные книги вологодских мон-рей XVI-XVIII вв.: Исслед. и тексты. Вологда, 2011. С. 262-271.
Лит.: П. В. Сведения о упраздненном Спасо-Нуромском мон-ре // Вологодские ГВ. 1848. № 19. Ч. неофиц. С. 207-209; Сведения об упраздненном Спасо-Нуромском мон-ре Вологодской епархии // Вологодские ЕВ. 1878. № 3. С. 58-66; Степановский И. К. Вологодская старина: Ист.-археол. сб. Вологда, 1890; Зверинский. Т. 2. С. 332; Суворов И. К истории Спасо-Нуромского мон-ря в Грязовецком у. // Вологодские ЕВ. 1903. № 22. Приб. С. 666-668; Голубинский. Канонизация святых; Муравьёв А. Н. Рус. Фиваида на Севере. М., 1999; Кузнецов В. История Спасо-Нуромской ц.: (По мат-лам экспедиционных изысканий) // Изв. Вологодского об-ва изучения Сев. края. Вологда, 2002. Вып. 12. С. 59-61; Петрова Т. Г. Две редкие иконы из коллекции древнерус. живописи ВГИАХМЗ // Вологда: Ист.-краевед. альм. Вологда, 2003. Вып. 4. С. 392-399; Павлович Е. А. Спасо-Нуромский Сергиев мон-рь // Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского: Тексты и словоуказ. / Ред.: А. С. Герд. СПб., 2005. С. 35-40; Черкасова М. С. Архивы вологодских мон-рей и церквей XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012; Не молкнет слава над Нурмой: 600-летие преставления прп. Сергия Нуромского, Вологодского // Благовестник. Вологда, 2013. № 1. С. 33-34; Шамина И. Н. Эпизод затянувшегося кризиса: О бесчинствах игумена Спасо-Нуромского мон-ря в сер. 1660-х гг. // У истоков и источников: На междунар. и междисциплинарных путях: Юбил. сб. в честь А. В. Назаренко. М.; СПб., 2019. С. 546-554.
И. Н. Шамина
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Сергиев Нуромский в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня (Всемилостивого Спаса, Козорский) мужской монастырь
См.также:
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле