Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕРВИТЫ
62, С. 712 опубликовано: 8 декабря 2025г. 


СЕРВИТЫ

[лат., итал. servi; англ., франц. servites; офиц. название - орден служителей Пресв. Девы Марии; лат. Ordo Servorum Mariae, O.S.M], католич. нищенствующий монашеский орден. Согласно традиции, впервые зафиксированной в «Легенде о происхождении ордена служителей Девы Марии» (Legenda de origine Ordinis Servorum Beatae Mariae; ок. 1317; BHL, N 7583), он был основан в 1233 г. 7 флорентийцами, принадлежавшими к богатым и знатным семьям. Они оставили семьи и торговлю, начали вести жизнь кающихся (пенитентов), носили облачения из грубой серой ткани и предавались усиленной молитве. Первоначально жили на окраине Флоренции, а затем удалились на гору Монте-Сенарио (Монте-Сонайо), чтобы жить там как отшельники. В «Легенде…» приводится имя только одного из них, Алексия (Алессио), который якобы прожил 110 лет и умер в 1310 г., сообщив сведения об основании ордена автору сочинения. В XV-XVI вв. неск. вариантов перечня имен основателей ордена фигурируют в сочинениях по истории С., один из них был использован при канонизации «семи святых основателей» ордена папой Римским Львом XIII (1888). В этом перечне первыми С. названы Бонусфилий (Бонфильо) из семьи Мональди, Амидей, Бонаюнкта (Бонаджунта), Манет (Манетто) из семьи Антелла, Алексий де Фальконери, Состений и Угуцционий. В др. варианте, приведенном в «Диалоге о происхождении ордена сервитов» П. Аттаванти (ок. 1465), помимо Бонусфилия и Алексия, перечислены Варфоломей, Иоанн, Бенедикт, Герардин и Риковер (Dal Pino. 1968). Исследователи ставят под вопрос историческую достоверность «Легенды…», отмечая, в частности, что число 7 имело в средние века символическое значение, а 1233-й мог быть выбран как год рождения генерального приора С. католич. св. Филиппа Беници (1267-1285).

В 40-50-х гг. XIII в. во Флоренции действовал ряд благочестивых братств, посвященных Пресв. Деве Марии, возникновение к-рых позднее связывали с деятельностью доминиканца католич. св. Петра Мученика († 1252), проповедовавшего в городе ок. 1245 г. Сохранился акт о передаче одному из таких братств, названному братством «служителей Девы Марии», госпиталя Фонте-Вива близ Флоренции (28 марта 1245). Позднее это братство разделилось на 2 части, одна из к-рых, как предполагают, дала начало ордену С. Первым документальным свидетельством существования общины на Монте-Сенарио служит акт папского легата, кард.-диак. Раньеро Капоччи (13 марта 1249), которым подтверждалось одобрение братства С. и их жизни по Августина уставу, данное Арденго Тротти, епископом Флоренции (1231-1247). В 1250 г. папский легат, кард.-диак. Пьетро Капоччи, подтвердил разрешение С. построить в Кафаджо, за городскими стенами Флоренции, ц. Пресв. Девы Марии (ныне базилика Сантиссима-Аннунциата). В 1251 г. Фильоло (вероятно, др. вариант имени Бонусфилий), приор ц. Пресв. Девы Марии на Монте-Сенарио, и 19 братьев (в т. ч. Алексий) объявили об отказе от владения любым имуществом, к-рое они передавали папе и Римской Церкви. Статус С. как отдельного нищенствующего ордена подтвердил папа Римский Александр IV (1254-1261) буллой «Deo Gratia» от 23 марта 1256 г. Папа Урбан IV (1261-1264) буллой «Inducunt nos» от 25 июля 1263 г. даровал С. право созывать генеральный капитул для выборов генерального приора, при этом в булле С. рассматривались как принадлежащие к «ордену св. Августина».

К этому времени в Центр. Италии действовало не менее 5 конвентов С., в т. ч. один из самых старых - в Сиене. В Романье распространению С. способствовала деятельность католического св. Перегрина Лациози (ок. 1260-1346), основателя конвента в Форли. В 1273 г. впервые упоминается о разделении ордена на провинции.

Решение Лионского II Собора (1274) упразднить все нищенствующие ордены, возникшие после 1215 г., кроме францисканцев и доминиканцев, поставило под удар деятельность С. Папа Римский Иннокентий V (янв.-июнь 1276) официально объявил о роспуске ордена. Однако генеральный приор Филипп Беници отказался признать это решение, утверждая, что конституции С. не содержат формального запрета на владение имуществом, а потому орден не является нищенствующим. Это мнение получило поддержку ряда юристов Римской курии, что позволило С. продолжить деятельность и создавать новые общины. При генеральном приоре Лотаринге Флорентийском (1285 - ок. 1300) была составлена новая редакция конституций С. (ок. 1295). Окончательно утвердил орден папа Бенедикт XI (1303-1304) буллой «Dum levamus» от 11 февр. 1304 г. В то время он насчитывал ок. 250 членов в 29 конвентах, разделенных на 5 провинций: 4 - в Центр. и Сев. Италии и 1 - в Германии (Тюрингия). Со 2-й пол. XIII в. начали возникать связанные с С. женские религиозные общины и сообщества мирян (т. н. терциарии, или 3-й орден; официально утвержден в 1424). К ним принадлежал ряд подвижников, впоследствии почитавшихся в Римско-католической Церкви, в т. ч. католический блж. Иоахим Сиенский (Джоаккино Пикколомини; 1258-1305) и католическая св. Юлиана (Джулиана) Фальконери (ок. 1270-1341). При генеральном приоре Петре из Тоди (1314-1344) продолжился рост числа общин, больше внимания стало уделяться образованию членов ордена. Ок. 1303 г. была создана школа С. в Париже, позднее - также ряд учебных заведений в Италии. Братьями конвента в Болонье были видные богословы-схоласты Лаврентий Опим († ок. 1400) и Урбан Болонский († 1434), автор комментария на труды Аверроэса (см. Ибн Рушд). Особенностью духовных практик С. был акцент на почитании Пресв. Богородицы и перенесенных Ею скорбей во время Распятия Иисуса Христа. С., как и представители других нищенствующих орденов, сыграли важную роль в распространении в католич. мире почитания прав. Иосифа Обручника: на генеральном капитуле 1324 г. празднование его памяти было объявлено обязательным для всех конвентов.

В XIV-XV вв. продолжалось расширение деятельности ордена как в Италии, так и за ее пределами. Конвенты С. возникли в Венеции и Генуе, в их средиземноморских владениях (на островах Корсика, Сардиния, Крит), в Риме (1369, при ц. Сан-Марчелло-аль-Корсо, стал резиденцией генерального приора), в Неаполитанском королевстве (с 1480), в Праге (1360), на Пиренейском п-ове (папское разрешение получено в 1374, первые конвенты основаны в кон. XV в. в Валенсии, Арагоне и Каталонии), в Провансе (со 2-й пол. XV в.). В XV в. среди С. возникло движение за реформу в духе первоначальных монашеских идеалов. В 1404 г. его сторонники добились решения генерального капитула о восстановлении пришедшего в упадок конвента на Монте-Сенарио. В 1440 г. папа Римский Евгений IV (1431-1447) выделил возникшие в 30-х гг. конвенты С.-обсервантов (в Болонье, Модене, Брешии, Падуе, Виченце, Кремоне и др.) в отдельную конгрегацию (во главе с викарием, подчиненным генеральному приору), к которой вскоре присоединился и ряд конвентов в Центр. Италии (в т. ч. в Форли, на Монте-Сенарио и во Флоренции). Отмечают влияние движения Devotio moderna на религ. идеалы С.-обсервантов; для них было характерно особое почитание Имени Христова и Его Страстей. В 1570 г. папа Римский Пий V (1566-1572) отменил автономию этой конгрегации, присоединив С.-обсервантов к основному ордену.

В XVI в. из-за событий Реформации были закрыты конвенты С. на нем. землях. Несколько генеральных приоров С. сыграли заметную роль в Контрреформации: Дионизио Лаурерио (1535-1542, с 1539 кардинал) в 1537 г. высказался против проекта реформ, предложенного кард. Гаспаром Контарини; Агостино Бонуччи (1542-1553) и Лоренцо Маццоки (1554-1557) выступали на заседаниях Тридентского Собора (1545-1563). На рубеже XVI и XVII вв. видной фигурой в религиозной и интеллектуальной жизни Венеции был богослов, юрист-канонист и историк Паоло Сарпи (1552-1623), среди прочего сыгравший важную роль в конфликте в 1605-1607 гг. Венецианской республики с папой Римским Павлом V (1605-1621). В 1666 г. при конвенте С. в Риме было открыто высшее теологическое учебное заведение, названное в честь Генриха Гентского, к-рого в то время ошибочно считали членом ордена (лат. Collegium Gandavense, ныне Папский теологический фак-т «Марианум», см. в ст. Институты и факультеты папские).

В 1581 г. орден включал более 1800 членов в 240 конвентах. В кон. XVI в. среди С. возникло движение за возрождение отшельнической жизни. В 1593 г. вновь был восстановлен еремиторий на Монте-Сенарио, насельники которого с 1609 г. жили по собственным правилам (конституциям). В 1617 г. С.-еремиты были выделены в самостоятельную конгрегацию, существовавшую до 1778 г., когда ее упразднил папа Римский Пий VI (1775-1799) по просьбе Петра Леопольда, вел. герц. Тосканского (брата имп. Иосифа II). Еще одно движение за реформу ордена возникло в XVII в. в Центр. Европе. Его инициатором стала Анна Катарина (монашеское имя Анна Юлиана) Гонзага (1566-1621), жена Фердинанда II, эрцгерцога Передней Австрии и Тироля (1564-1595). В 1607 г. она основала в Инсбруке монашескую общину служанок Пресв. Богородицы, в которую вступила сама (1612). В 1611-1613 гг. эта община была присоединена к ордену С., был основан муж. конвент в Инсбруке, куда приехали С.-еремиты с Монте-Сенарио. Эти события положили начало ветви немецких С.-обсервантов, одобренной в 1634 г. генеральным приором ордена, в 1668 г. папой Римским Климентом IX (1667-1669). К XVIII в. эта ветвь включала ок. 30 конвентов во владениях Габсбургов и в Юго-Зап. Германии. С 1727 г. в нем. конвентах действовали собственные конституции.

Во 2-й пол. XVIII в. орден переживал кризис, вызванный конфликтами со светскими властями в ряде стран Европы. В 1770 г. были закрыты конвенты во Франции, в 1772 г.- на территории Венецианской республики, в 80-х гг. XVIII в.- во владениях Габсбургов (в результате политики иозефинизма). На территории Италии С., как и др. религ. ордены, были запрещены декретом имп. Наполеона I Бонапарта (1810). После ареста франц. властями в 1809 г. генерального приора Луиджи Бентивеньи должность оставалась вакантной до 1823 г. В 1-й пол. XIX в. С. удалось восстановить ряд конвентов в Италии, вместе с тем в 1835 г. С. были изгнаны из Испании после принятия там антиклерикального законодательства. Неудачными оказались предпринятые в 40-х гг. XIX в. попытки миссионерской деятельности: на о-ве Минданао (Филиппины) и в Юж. Аравии (ныне Йемен). В 1848 г. орден насчитывал ок. 600 братьев в 64 конвентах (в Италии и Австрийской империи). Во 2-й пол. столетия С. начали деятельность в Англии (1864), США (1870), Бельгии (1891), вернулись во Францию (1877). В 1909 г. были изданы новые конституции ордена (приняты в т. ч. и большинством немецких и австрийских конвентов).

В ХХ в. С. начали активно участвовать в миссионерской деятельности: в Юж. Африке (с 1913), в Бразилии (с 1919), в Чили (с 1937). Конвенты были основаны в большинстве стран Юж. Америки, в Канаде, Мексике, Австралии, Индии, Мозамбике, Габоне, на Филиппинах и др. Под влиянием реформ в Римско-католической Церкви, начатых Ватиканским II Собором (1962-1965), были изданы новые конституции ордена (1968, одобрены Конгрегацией по делам монашествующих и секулярных институтов в 1987), литургические тексты проприя мессы (1971) и литургии часов (1975). В кон. ХХ - нач. XXI в. постепенное сокращение числа братьев и их старение привели к закрытию ряда конвентов и укрупнению провинций. По состоянию на кон. 2019 г. орден насчитывал 792 чел.; С. принадлежит 131 конвент в 29 странах мира (An. Pont. 2020. P. 1377).

Во 2-й пол. ХХ в. возник ряд новых религ. учреждений, связанных с С. и относящихся к т. н. сервитской семье, в т. ч. секулярный институт С. (основан в 1964, утвержден Папским престолом в 1979) и Ин-т «Царство Марии» (основан в 1959, утвержден Папским престолом в 1983). С 1987 г. действует Международный союз сервитской семьи.

Ист.: Annales Sacri Ordinis Fratrum Servorum B. Mariae Virginis / Ed. A. Giani, A. M. Garbi. Lucca, 1719-1725. 3 vol.; Monumenta Ordinis Servorum S. Mariae / Ed. A. Morini et al. Brux.; R., 1897-1930. 20 vol.; Archiva Ordinis servorum: Documenta. R., 1967-1973. 4 vol.; Fonti storico-spirituali dei Servi di S. Maria. Padova; Vicenza, 1998-2008. 4 vol.
Лит.: Dal Pino F. A. Sette Santi // BiblSS. 1968. Vol. 11. Col. 907-938; idem. I frati Servi di S. Maria dalle origini all'approvazione (1233 ca.- 1304). Louvain, 1972. 3 vol.; idem. Spazi e figure lungo la storia dei Servi di S. Maria (sec. XIII-XX). R., 1997; Mooney C. A. M. The Servite Germanic Observance: (1611-1668). R., 1976; I Servi nel Trecento: Squarci di storia e documenti di spiritualità: 3e settimana di Monte Senario, 8-13 sett. 1980. Firenze, 1980; I Servi di Maria nell'età delle riforme, 1374-1535: 4e settimana di Monte Senario, 3-8 agosto 1981. Firenze, 1981; Benassi V. et al. A Short History of the Servite Order. R., 1987; Casalini E. M. et al. Servites // DSAMDH. 1990. T. 14. Col. 695-730; I servi di Santa Maria tra intuizione carismatica e istituzionalizzazione, 1245-1431: Atti del convegno, Roma, 7-9 ott. 2008. R., 2009.
С. Г. Мереминский
Католич. св. Филипп Беници, генеральный при Калло из кн.: Les images de tous les saincts et saintes de l’annee 1636. P., 1636 (Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Фото: metmuseum.org
Католич. св. Филипп Беници, генеральный при Калло из кн.: Les images de tous les saincts et saintes de l’annee 1636. P., 1636 (Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Фото: metmuseum.org
Католич. св. Филипп Беници, генеральный при Калло из кн.: Les images de tous les saincts et saintes de l’annee 1636. P., 1636 (Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Фото: metmuseum.org
Интерьер базилики Сантиссима-Аннунциата во Флоренции. Фотография. 2012. Фото: Richard Mortel/Wikimedia
Интерьер базилики Сантиссима-Аннунциата во Флоренции. Фотография. 2012. Фото: Richard Mortel/Wikimedia
Интерьер базилики Сантиссима-Аннунциата во Флоренции. Фотография. 2012. Фото: Richard Mortel/Wikimedia