Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕРАФИМО-ПОНЕТАЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ
62, С. 618=621 опубликовано: 14 декабря 2025г. 


СЕРАФИМО-ПОНЕТАЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ

(празд. 27 нояб.), чудотворный образ, святыня Серафимо-Понетаевского в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» женского монастыря (см. ст. Серафимо-Понетаевский в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» женский монастырь). Сведения об истории прославления и о чудесах от иконы изложены в одобренной Комитетом духовной цензуры в 1887 г. кн. «Новопрославленная чудотв. икона…» (1888). Образ был написан в иконописной мастерской Серафимо-Понетаевской общины в 1879 г. послушницей К. И. Войлошниковой (в постриге мон. Антонина). С 1877 г. она осваивала рисунок и живопись под рук. сестер обители, прошедших обучение в С.-Петербурге и составивших костяк мастерской. После получения достаточных навыков, послушнице было поручено скопировать икону Божией Матери «Знамение» работы акад. живописи П. С. Сорокина. Эту икону в 1877 г. в Москве наряду с образом Спасителя и иконами 12 пророков купил у Сорокина и пожертвовал в мастерскую обители «на оригинал для занимающихся живописью сестер» елабужский купец С. П. Петров (Новопрославленная чудотв. икона. 1888. С. 55-56).

Серафимо-Понетаевская икона. Хромолитография. 1886 г.
Серафимо-Понетаевская икона. Хромолитография. 1886 г.

Серафимо-Понетаевская икона. Хромолитография. 1886 г.
В 1880 г. в мон-ре ожидали приезд еп. Нижегородского и Арзамасского Макария (Миролюбова), в связи с чем в одну из келий Игуменского корпуса из живописной мастерской принесли новонаписанную икону. По просьбе игум. Евпраксии (Занятовой) ее освятил приехавший в обитель схиигум. Серафим (Толстошеев). Икона находилась в письмоводительской келье Игуменского корпуса, когда 14 мая 1885 г. в 9 часов вечера сестры заметили, что лик Божией Матери сделался «много живее и светлее», а Ее взор стал менять направление: «поднимался кверху и на предстоящих» молящихся сестер. Явление продолжалось ок. 15 мин. и повторилось в полночь. 15 мая икону перенесли в монастырскую ц. Божией Матери Живоносный Источник, куда начали приходить люди, узнав о чудесном явлении. Первое чудо исцеления от иконы было зафиксировано уже 22 мая (13-летняя девочка из с. Панова смогла полностью открыть веки). 2 июня 1885 г. игум. Евпраксия составила донесение о чудесах еп. Нижегородскому и Арзамасскому Макарию (Миролюбову). По определению Нижегородской духовной консистории провести дознание о чудесах от новоявленной иконы было поручено благочинному г. Арзамаса прот. Иоанну Страгородскому. В донесении от 1 июля 1885 г. благочинный подтвердил происходившие от иконы исцеления. На основании указа Синода от 21 февр. 1722 г. благочинному было предписано «отобрать икону Знамения Божией Матери, находящуюся в Понетаевском монастыре и оглашенною за чудотворную, и, закупоривши оную в ящик, представить в консисторию для передачи кафедральному собору» в Н. Новгороде (Там же. С. 6). 25 июля того же года было произведено новое обстоятельное расследование комиссией в составе архимандрита Высокогорской пуст. Алипия, благочинного с. Терюшева Нижегородского у. Счастнева и благочинного с. Б. Череватово Ардатовского у. свящ. Василия Владимирского (с привлечением полицейского и в случае необходимости врача). Чудесные знамения и исцеления вновь нашли подтверждения. 26 авг. Нижегородская духовная консистория, признав чудодейственность иконы, сочла целесообразным вернуть ее в обитель, но предварительно испросить на то разрешение Синода. 27 сент. 1885 г. Синод издал указ, согласный с мнением консистории.

5 окт. 1885 г. еп. Нижегородский и Арзамасский Модест (Стрельбицкий) отслужил в кафедральном соборе перед чудотворным образом молебен с акафистом иконе Божией Матери «Утоли моя печали», и в 4 ч. того же дня икона была перенесена из собора в крестовую церковь архиерейского дома. Там икона оставалась до 13 окт., затем ее торжественно крестным ходом перенесли в кафедральный собор; оба храма не могли вместить желающих поклониться новопрославленной иконе. Жертвователь Серафимо-Понетаевской обители елабужский купец Петров вместе с др. лицами заказал в Москве ризу для иконы, намереваясь облачить ее в Н. Новгороде, чтобы вернуть прославленную святыню в обитель уже украшенной; это ожидание позволило задержаться иконе в Н. Новгороде. Она была поставлена в часовне Серафимо-Понетаевского мон-ря, и оттуда ее носили по приходским церквам. 9 нояб. С.-П. и. вновь перенесли в крестовую церковь, где на следующий день архиеп. Модест возложил на нее ризу. 14 нояб. в кафедральном соборе состоялось прощание с иконой, к-рую после литургии и молебна о здравии имп. Марии Феодоровны (в день ее рождения) крестным ходом во главе с архиереем, в сопровождении духовенства и молящихся проводили до одной из городских церквей, а затем, без архиерея,- до границы города. От Н. Новгорода до Понетаевки Арзамасского у. (139 км) икону сопровождали монахини и духовенство мон-ря. На всем протяжении пути, несмотря на по-зимнему холодную погоду, перед иконой по просьбам жителей поселений, через которые несли икону, служили молебны, делали остановки в Высокогорской пуст. (на всенощную и литургию), в Арзамасе (17-23 нояб.). 23 нояб. икона вернулась в обитель, и тогда архиеп. Модест освятил новую ц. во имя ап. Иоанна Богослова, а 27 нояб. совершил литургию в день празднования С.-П. и. 30 нояб. икона была поставлена в ц. Божией Матери Живоносный Источник за правый клирос, перед ней горели неугасимые лампады.

С.-П. и. участвовала в торжествах прославления прп. Серафима Саровского в 1903 г. После закрытия мон-ря в 1927 г. чудотворная икона исчезла, достоверных сведений о ее судьбе к 2021 г. нет.

Иконография и списки

Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери «Знамение». Литография. 1903 г.
Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери «Знамение». Литография. 1903 г.

Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери «Знамение». Литография. 1903 г.
Первое краткое описание иконы было сделано прот. Иоанном Страгородским в связи с ее освидетельствованием. Из донесения протоиерея следует, что икона была «писана на полотне, живописной работы», имела квадратный формат «мерою в вышину 1 аршин 1/4 вершка, а шириною 1 арш. 31/2 вершка (или 90×86 см.- Авт.)» (Там же. С. 3). Схема иконографии соответствует типу «Знамение» (Воплощение). Богоматерь представлена по пояс, прямолично, с воздетыми руками. На Ее лоне также прямолично показан Богомладенец, в левой руке Он держит свиток, правой благословляет. От традиц. иконографии «Знамение» С.-П. и. отличает взгляд Пресв. Богородицы, молитвенно направленный вверх. Стилистика изображения соответствует произведениям позднеакадемической живописи, на к-рые и ориентировались в работах монастырские художницы - воспитанницы С.-Петербургской АХ.

После прославления С.-П. и. ее списки разошлись по всей России. Они известны в 2 вариантах: без ризы и с воспроизведением ризы на иконе (об особенностях икон «в ризе» см.: Бартельс. 2019. С. 213-214). То же касается изображений иконы, тиражируемых в эстампах. Цензурным разрешением от 23 июля 1886 г. была разрешена к печати хромолитография (литография И. Д. Сытина в Москве), на к-рой С.-П. и. показана без ризы, основное изображение заключено в овал, по контуру идет надпись: «Точная копия с образа Знамения Пресвятыя Богородицы, находящегося в Серафимо-Понетаевской обители Нижегородской губ. Арзамасского у. Настоящий образ и копия писаны в живописной оной обители». Подобный образ вошел в монастырское издание об иконе 1888 г. (надписи лишь по верхнему контуру: «Знамение Пресвятыя Богородицы») (см.: Новопрославленная чудотворная икона. 1888. Фронтиспис). Литографии с этим изображением печатали в литографической мастерской Серафимова Дивеевского мон-ря (цензурное разрешение от 9 марта 1900). Вариант С.-П. и. в ризе был размещен в монастырском издании «Новопрославленная чудотворная икона...» (1903), а также известен по фотографии С.-П. и., сделанной, вероятно, в Сарове во время торжеств прославления прп. Серафима Саровского и вошедшей в «Альбом видов Саровской Пустыни» (Б. м., 1903).

Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери «Знамение». Кон. XIX — нач. ХХ в. (Иоанно-Богословский Макаровский мон-рь)
Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери «Знамение». Кон. XIX — нач. ХХ в. (Иоанно-Богословский Макаровский мон-рь)

Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери «Знамение». Кон. XIX — нач. ХХ в. (Иоанно-Богословский Макаровский мон-рь)
Копии С.-П. и. (писались маслом, в основном по деревянной основе, иконы были крупноформатные, «в меру и подобие», среднего и малого размера, т. н. раздаточные) в большом количестве выполняли сестры иконописной мастерской Серафимо-Понетаевского мон-ря. Такие списки были преподнесены вел. княжнам, когда царствующая семья принимала участие в прославлении прп. Серафима Саровского (1900-е гг. или 1903, ГМИР; надпись на тыльной стороне одной из икон: «Ея Императорскому Высочеству Великой Княжне Татиане Николаевне сия святая икона приносится в благословение от Серафимовской обители, что при селе Понетаевке, 1903 года ноября 27 дня», надпись на лицевой стороне: «Точная копия с образа Знамения Пресвятыя Богородице, находящегося в Серафимо-Понетаевской обители, прославилась чудотворениями 1888 года мая» - см.: Александрова К. А. Имп. Николай II и худож. процессы в рус. культуре рубежа XIX-XX вв.: Канд. дис. М., 2009. С. 242); в собрании ГМИР хранятся аналогичные иконы с такими же дарственными надписями, но с упоминанием имен великих княжон мучениц Ольги Николаевны и Марии Николаевны (Рус. искусство из собр. ГМИР. М., 2006. С. 182. Кат. 274). В 1909 г. игум. Нектария (Симикова) подарила имп. мц. Александре Феодоровне, возможно, написанный ею самой список иконы, к-рый был размещен в нижнем храме во имя прп. Серафима Саровского в Феодоровском соборе в Царском Селе (ныне г. Пушкин в черте С.-Петербурга). Принадлежавшие членам царской семьи небольшие иконки были обнаружены в Ипатьевском доме в Екатеринбурге (Бартельс. 2014. С. 400; Она же. 2019. С. 216).

Имп. мц. Александра Феодоровна тоже жаловала иконы с изображением серафимо-понетаевской святыни. К таким относится складень с С.-П. и. работы худож. Н. С. Емельянова (собрание И. А. Сысолятина), который принадлежал полковнику Д. Н. Ломану и, видимо, был подарен ему за труды по строительству Феодоровского собора в Царском Селе. В центре 3-частного складня - С.-П. и. (вверху 2 ангела), на левой створке - свт. Николай Чудотворец (вверху Спас Нерукотворный), на правой - прп. Серафим Саровский (вверху Св. Троица). На поле центрального образа - 11 клейм (на створках - 4 и 2 соответственно) (Свидетель истории. 2021. Ил. на с. 50).

До 1917 г. иконописные или литографические изображения С.-П. и. были практически в каждом храме Нижегородской епархии, нек-рые становились особо чтимыми. В церкви с. Хрипунова Ардатовского р-на Нижегородской обл. сохранился список С.-П. и., к-рый был принесен туда в период с кон. 80-х гг. XIX в. до 1910 г. из Понетаевки. Перенесение состоялось 3 июля и сопровождалось чудом (диакон, не поверивший в чудотворность иконы, ослеп на 3 дня). В воспоминание о принесении иконы в Хрипунове ежегодно с 3 по 6 июля служили всенощные, литургии, молебны, пели акафисты Пресв. Богородице; с иконой совершали крестный ход вокруг сел Хрипуново, Михеевка (совр. Ардатовского р-на) и дер. Вилейки (совр. Сосновского р-на). С 1927 по 1928 г., в разгар эпидемии тифа, жители Хрипунова носили икону крестным ходом, посещали дома больных, служили сугубые молебны. В 1937 г. храм, один из престолов к-рого был освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение», закрыли. Чтимую икону спасли жившие в Хрипунове дивеевские монахини. Они же позже скрыли образ от перекупщиков икон (спрятали в поле на овчарне). В дек. 1994 г. икону внесли в возвращенный верующим храм; перед ней ежедневно читается акафист, по воскресным дням поется параклис Пресв. Богородице. В нач. XX в. чтимая С.-П. и. была главной святыней Воскресенско-Феодоровского монастыря близ Шуи (Иванов Ю. А. Религиозно-политическая жизнь российской провинции 1860-1910-х гг.: Уездный уровень: Докт. дис. Иваново, 2001. С. 109, 287. Примеч. 262).

Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери «Знамение». Между 1885 и 1890 гг. (ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Арзамас)
Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери «Знамение». Между 1885 и 1890 гг. (ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Арзамас)

Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери «Знамение». Между 1885 и 1890 гг. (ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Арзамас)
Копии С.-П. и. попадали в храмы соседних регионов, их в т. ч. писали местные мастера. Так, в Алатырском у., одном из значительных центров иконописания в Ср. Поволжье, на создании списков новопрославленного образа, очевидно, специализировалась мастерская В. А. Тылюдина: выявленные подписные иконы его работы в наст. время находятся в Крестовоздвиженской ц. г. Алатыря, у потомков мастера, в с. Сайнине Дубенского р-на Мордовии (Мордвинова. 2018. С. 150-151). Много икон в храмах Поволжья сохраняется и в наст. время, напр. 3 иконы в Воскресенском храме в Арзамасе (одна из них была написана в 1885 - см.: Щегольков Н. М. Арзамасский Воскресенский собор: История и его описание. Арзамас, 1909. С. 72), в ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери в пос. Выездном Арзамасского р-на близ Понетаевки, в Никольском и Спасо-Преображенском монастырях (Бартельс. 2014. С. 400; Она же. 2019. С. 210; Мордвинова. 2018. С. 151). На подворье Серафимова Дивеевского мон-ря в Арзамасе находится выполненный на деревянной основе список С.-П. и., сохраненный сестрами Дивеевской обители.

Лит.: Новопрославленная чудотв. икона Знамения Пресв. Богородицы и Серафимо-Понетаевский мон-рь Нижегородской епархии Арзамасскаго у. СПб., 1888, 19035; Поселянин Е. Богоматерь. С. 281, 749-741; Бартельс Н. В. Серафимо-Понетаевская икона «Знамения Пресвятой Богородицы»: Список, копия, тип: К постановке проблемы // Экспертиза и атрибуция произв. изобразительного и прикладного искусства: Мат-лы науч. конф. М., 2008; она же. Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери: 2 редакции на фоне смены ист. эпох // Произведение искусства как док-т эпохи: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. М., 2014. Ч. 1. С. 397-407; она же. Серафимо-Понетаевская икона Пресв. Богородицы в царской семье: Памяти трагических событий 1918 г. // Макариевские чт. Можайск, 2019. Вып. 26: Героическая оборона Можайска 1617-1618 гг. С. 207-217; Мордвинова А. И. Иконописцы Алатырского у. // Искусство Чувашии: Сб. ст. / Сост., науч. ред.: А. И. Мордвинова. Чебоксары, 2018. Вып. 8. С. 142-157; Свидетель истории: Образ Богоматери Серафимо-Понетаевской с избр. святыми работы Н. Емельянова из собр. И. Сысолятина: Кат. выст. / ЦМиАР. М., 2021.
Э. В. Шевченко, Э. П. И.
Ключевые слова:
Иконы Божией Матери Иконография Божией Матери (Иконопись) Иконы чудотворные Святыни русских монастырей и храмов Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери «Знамение» (празд. 27 нояб.), чудотворный образ, святыня Серафимо-Понетаевского в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» женского монастыря
См.также:
АБАЛАКСКАЯ "ЗНАМЕНИЕ" ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Абалацкая, Абалацкая-Знаменская)
АКСАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 июля), местночтимая чудотворная икона в Донской (Ростовской и Новочеркасской) епархии
АЛБАЗИНСКАЯ «СЛОВО ПЛОТЬ БЫСТЬ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ» (празд. 9 марта), чтимый образ, прославившийся в Амурском крае в XVII в.
АХТЫРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ праздн. 2 июля
АЦКУРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ праздн. 15 авг.
БАЛЫКИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 30 июня)
БАХЧИСАРАЙСКАЯ [МАРИУПОЛЬСКАЯ] ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 15 авг.)
БЕРДИЧЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
БЛАГОДАТНОЕ НЕБО ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ из Архангельского собора Московского Кремля (празд. 6 марта)
БОГОЛЮБСКАЯ ЗИМАРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (праздн. 18 июня)