(празд. 27 нояб.), чудотворный образ, святыня Серафимо-Понетаевского в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» женского монастыря (см. ст. Серафимо-Понетаевский в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» женский монастырь). Сведения об истории прославления и о чудесах от иконы изложены в одобренной Комитетом духовной цензуры в 1887 г. кн. «Новопрославленная чудотв. икона…» (1888). Образ был написан в иконописной мастерской Серафимо-Понетаевской общины в 1879 г. послушницей К. И. Войлошниковой (в постриге мон. Антонина). С 1877 г. она осваивала рисунок и живопись под рук. сестер обители, прошедших обучение в С.-Петербурге и составивших костяк мастерской. После получения достаточных навыков, послушнице было поручено скопировать икону Божией Матери «Знамение» работы акад. живописи П. С. Сорокина. Эту икону в 1877 г. в Москве наряду с образом Спасителя и иконами 12 пророков купил у Сорокина и пожертвовал в мастерскую обители «на оригинал для занимающихся живописью сестер» елабужский купец С. П. Петров (Новопрославленная чудотв. икона. 1888. С. 55-56).
В 1880 г. в мон-ре ожидали приезд еп. Нижегородского и Арзамасского Макария (Миролюбова), в связи с чем в одну из келий Игуменского корпуса из живописной мастерской принесли новонаписанную икону. По просьбе игум. Евпраксии (Занятовой) ее освятил приехавший в обитель схиигум. Серафим (Толстошеев). Икона находилась в письмоводительской келье Игуменского корпуса, когда 14 мая 1885 г. в 9 часов вечера сестры заметили, что лик Божией Матери сделался «много живее и светлее», а Ее взор стал менять направление: «поднимался кверху и на предстоящих» молящихся сестер. Явление продолжалось ок. 15 мин. и повторилось в полночь. 15 мая икону перенесли в монастырскую ц. Божией Матери Живоносный Источник, куда начали приходить люди, узнав о чудесном явлении. Первое чудо исцеления от иконы было зафиксировано уже 22 мая (13-летняя девочка из с. Панова смогла полностью открыть веки). 2 июня 1885 г. игум. Евпраксия составила донесение о чудесах еп. Нижегородскому и Арзамасскому Макарию (Миролюбову). По определению Нижегородской духовной консистории провести дознание о чудесах от новоявленной иконы было поручено благочинному г. Арзамаса прот. Иоанну Страгородскому. В донесении от 1 июля 1885 г. благочинный подтвердил происходившие от иконы исцеления. На основании указа Синода от 21 февр. 1722 г. благочинному было предписано «отобрать икону Знамения Божией Матери, находящуюся в Понетаевском монастыре и оглашенною за чудотворную, и, закупоривши оную в ящик, представить в консисторию для передачи кафедральному собору» в Н. Новгороде (Там же. С. 6). 25 июля того же года было произведено новое обстоятельное расследование комиссией в составе архимандрита Высокогорской пуст. Алипия, благочинного с. Терюшева Нижегородского у. Счастнева и благочинного с. Б. Череватово Ардатовского у. свящ. Василия Владимирского (с привлечением полицейского и в случае необходимости врача). Чудесные знамения и исцеления вновь нашли подтверждения. 26 авг. Нижегородская духовная консистория, признав чудодейственность иконы, сочла целесообразным вернуть ее в обитель, но предварительно испросить на то разрешение Синода. 27 сент. 1885 г. Синод издал указ, согласный с мнением консистории.
5 окт. 1885 г. еп. Нижегородский и Арзамасский Модест (Стрельбицкий) отслужил в кафедральном соборе перед чудотворным образом молебен с акафистом иконе Божией Матери «Утоли моя печали», и в 4 ч. того же дня икона была перенесена из собора в крестовую церковь архиерейского дома. Там икона оставалась до 13 окт., затем ее торжественно крестным ходом перенесли в кафедральный собор; оба храма не могли вместить желающих поклониться новопрославленной иконе. Жертвователь Серафимо-Понетаевской обители елабужский купец Петров вместе с др. лицами заказал в Москве ризу для иконы, намереваясь облачить ее в Н. Новгороде, чтобы вернуть прославленную святыню в обитель уже украшенной; это ожидание позволило задержаться иконе в Н. Новгороде. Она была поставлена в часовне Серафимо-Понетаевского мон-ря, и оттуда ее носили по приходским церквам. 9 нояб. С.-П. и. вновь перенесли в крестовую церковь, где на следующий день архиеп. Модест возложил на нее ризу. 14 нояб. в кафедральном соборе состоялось прощание с иконой, к-рую после литургии и молебна о здравии имп. Марии Феодоровны (в день ее рождения) крестным ходом во главе с архиереем, в сопровождении духовенства и молящихся проводили до одной из городских церквей, а затем, без архиерея,- до границы города. От Н. Новгорода до Понетаевки Арзамасского у. (139 км) икону сопровождали монахини и духовенство мон-ря. На всем протяжении пути, несмотря на по-зимнему холодную погоду, перед иконой по просьбам жителей поселений, через которые несли икону, служили молебны, делали остановки в Высокогорской пуст. (на всенощную и литургию), в Арзамасе (17-23 нояб.). 23 нояб. икона вернулась в обитель, и тогда архиеп. Модест освятил новую ц. во имя ап. Иоанна Богослова, а 27 нояб. совершил литургию в день празднования С.-П. и. 30 нояб. икона была поставлена в ц. Божией Матери Живоносный Источник за правый клирос, перед ней горели неугасимые лампады.
С.-П. и. участвовала в торжествах прославления прп. Серафима Саровского в 1903 г. После закрытия мон-ря в 1927 г. чудотворная икона исчезла, достоверных сведений о ее судьбе к 2021 г. нет.
Первое краткое описание иконы было сделано прот. Иоанном Страгородским в связи с ее освидетельствованием. Из донесения протоиерея следует, что икона была «писана на полотне, живописной работы», имела квадратный формат «мерою в вышину 1 аршин 1/4 вершка, а шириною 1 арш. 31/2 вершка (или 90×86 см.- Авт.)» (Там же. С. 3). Схема иконографии соответствует типу «Знамение» (Воплощение). Богоматерь представлена по пояс, прямолично, с воздетыми руками. На Ее лоне также прямолично показан Богомладенец, в левой руке Он держит свиток, правой благословляет. От традиц. иконографии «Знамение» С.-П. и. отличает взгляд Пресв. Богородицы, молитвенно направленный вверх. Стилистика изображения соответствует произведениям позднеакадемической живописи, на к-рые и ориентировались в работах монастырские художницы - воспитанницы С.-Петербургской АХ.
После прославления С.-П. и. ее списки разошлись по всей России. Они известны в 2 вариантах: без ризы и с воспроизведением ризы на иконе (об особенностях икон «в ризе» см.: Бартельс. 2019. С. 213-214). То же касается изображений иконы, тиражируемых в эстампах. Цензурным разрешением от 23 июля 1886 г. была разрешена к печати хромолитография (литография И. Д. Сытина в Москве), на к-рой С.-П. и. показана без ризы, основное изображение заключено в овал, по контуру идет надпись: «Точная копия с образа Знамения Пресвятыя Богородицы, находящегося в Серафимо-Понетаевской обители Нижегородской губ. Арзамасского у. Настоящий образ и копия писаны в живописной оной обители». Подобный образ вошел в монастырское издание об иконе 1888 г. (надписи лишь по верхнему контуру: «Знамение Пресвятыя Богородицы») (см.: Новопрославленная чудотворная икона. 1888. Фронтиспис). Литографии с этим изображением печатали в литографической мастерской Серафимова Дивеевского мон-ря (цензурное разрешение от 9 марта 1900). Вариант С.-П. и. в ризе был размещен в монастырском издании «Новопрославленная чудотворная икона...» (1903), а также известен по фотографии С.-П. и., сделанной, вероятно, в Сарове во время торжеств прославления прп. Серафима Саровского и вошедшей в «Альбом видов Саровской Пустыни» (Б. м., 1903).
Имп. мц. Александра Феодоровна тоже жаловала иконы с изображением серафимо-понетаевской святыни. К таким относится складень с С.-П. и. работы худож. Н. С. Емельянова (собрание И. А. Сысолятина), который принадлежал полковнику Д. Н. Ломану и, видимо, был подарен ему за труды по строительству Феодоровского собора в Царском Селе. В центре 3-частного складня - С.-П. и. (вверху 2 ангела), на левой створке - свт. Николай Чудотворец (вверху Спас Нерукотворный), на правой - прп. Серафим Саровский (вверху Св. Троица). На поле центрального образа - 11 клейм (на створках - 4 и 2 соответственно) (Свидетель истории. 2021. Ил. на с. 50).
До 1917 г. иконописные или литографические изображения С.-П. и. были практически в каждом храме Нижегородской епархии, нек-рые становились особо чтимыми. В церкви с. Хрипунова Ардатовского р-на Нижегородской обл. сохранился список С.-П. и., к-рый был принесен туда в период с кон. 80-х гг. XIX в. до 1910 г. из Понетаевки. Перенесение состоялось 3 июля и сопровождалось чудом (диакон, не поверивший в чудотворность иконы, ослеп на 3 дня). В воспоминание о принесении иконы в Хрипунове ежегодно с 3 по 6 июля служили всенощные, литургии, молебны, пели акафисты Пресв. Богородице; с иконой совершали крестный ход вокруг сел Хрипуново, Михеевка (совр. Ардатовского р-на) и дер. Вилейки (совр. Сосновского р-на). С 1927 по 1928 г., в разгар эпидемии тифа, жители Хрипунова носили икону крестным ходом, посещали дома больных, служили сугубые молебны. В 1937 г. храм, один из престолов к-рого был освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение», закрыли. Чтимую икону спасли жившие в Хрипунове дивеевские монахини. Они же позже скрыли образ от перекупщиков икон (спрятали в поле на овчарне). В дек. 1994 г. икону внесли в возвращенный верующим храм; перед ней ежедневно читается акафист, по воскресным дням поется параклис Пресв. Богородице. В нач. XX в. чтимая С.-П. и. была главной святыней Воскресенско-Феодоровского монастыря близ Шуи (Иванов Ю. А. Религиозно-политическая жизнь российской провинции 1860-1910-х гг.: Уездный уровень: Докт. дис. Иваново, 2001. С. 109, 287. Примеч. 262).