Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕРАФИМ
62, С. 574-576 опубликовано: 12 декабря 2025г. 


СЕРАФИМ

(Ляде Серафим Оскарович (до принятия православия Карл Георг Альберт (нем. Karl Georg Albert Lade); 4.06.1883, Лейпциг - 14.09.1950, Мюнхен), митр. Берлинский и Германский РПЦЗ. Из нем. лютеран. семьи. В 1900 г. окончил гимназию в Дрездене. Разочаровавшись в лютеранстве, стал посещать храм при российском консульстве в Дрездене и в 1904 г. перешел в Православие с именем Серафим в честь новопрославленного прп. Серафима Саровского. В 1905 г. поступил в 5-й класс С.-Петербургской ДС. В 1907 г. окончил семинарию без причисления к разряду, женился. 18 мая того же года был рукоположен во иерея Волынским и Житомирским архиеп. Антонием (Храповицким; впосл. митрополит, первоиерарх РПЦЗ), назначен священником Преображенского собора г. Новограда-Волынского. В 1912 г. уволен за штат в связи с поступлением в МДА. Летом 1914 г., во время каникул, исполнял обязанности священника в рус. правосл. ц. во имя свт. Николая в Гамбурге. В связи с началом первой мировой войны вернулся в Россию. В 1916 г. окончил МДА по 1-му разряду с присвоением степени кандидата богословия. Был назначен преподавателем Харьковской ДС и помощником настоятеля семинарской Свято-Духовой ц. В 1918 г. окончил Педагогические курсы Харьковского училищного окр., преподавал нем. язык в жен. гимназии и коммерческом уч-ще в Харькове. В нач. 1920 г. овдовел. В том же году назначен настоятелем Покровского собора в г. Чугуеве Змиёвского у. Харьковской губ.

В 1922 г. примкнул к обновленчеству, вступил в харьковскую орг-цию «Живой церкви». Был возведен обновленцами в «протоиерея», назначен помощником настоятеля кафедрального Успенского собора Харьковской обновленческой епархии. 30 марта 1923 г. назначен уполномоченным обновленческого Высшего церковного управления по Харьковской епархии, с 20 июня 1924 г.- член обновленческого Харьковского епархиального управления. 20 авг. того же года принял монашество с сохранением имени Серафим. 8 сент. 1924 г. в Харькове состоялась «хиротония» С. обновленческими архиереями во главе с «митрополитом Харьковским и Слободско-Украинским» Пименом (Пеговым) во «епископа Змиёвского, викария Харьковской епархии». Тогда же С. был назначен секретарем и членом обновленческого Всеукраинского синода. Принимал участие в обновленческих «Всеукраинском предсоборном совещании» (нояб. 1924), во «Втором Всеукраинском поместном соборе» (май 1925), в «Третьем Всероссийском поместном соборе» (окт. 1925). С сент. 1926 г. обновленческий «епископ Ахтырский, викарий Харьковской епархии», в марте 1927 г. назначен временным управляющим обновленческой Изюмской епархией, в том же году возвращен на Змиёвскую викарную кафедру. В мае 1928 г. участвовал в обновленческом «Третьем Всеукраинском поместном соборе», был возведен в сан «архиепископа».

В 1930 г., как нем. подданный, выехал в Германию, где открыто признался в связях с ОГПУ и публично покаялся в участии в обновленческом расколе. Обратился через Берлинского еп. Тихона (Лященко; впосл. архиепископ) к руководству РПЦЗ с просьбой о принятии в молитвенное общение. Определением Архиерейского Синода РПЦЗ от 21 авг. 1930 г. С. был принят в церковно-молитвенное общение в архиерейском сане с присвоением ему титула «епископ Тегельский». 24 авг. еп. Тихон совершил в Берлине чин воссоединения С. с правосл. Церковью. 18 окт. 1931 г. назначен епископом Венским, викарием Западноевропейской епархии РПЦЗ. 26 сент. 1936 г. назначен епископом Потсдамским, викарием Берлинской и Германской епархии РПЦЗ. 24 февр. 1938 г. в связи с увольнением на покой архиеп. Тихона (Лященко) С. был назначен временно управляющим Берлинской и Германской епархией РПЦЗ, с авг. того же года - правящий архиерей.

Первоначально С. пользовался поддержкой гос. органов нацистской Германии, прежде всего - имперского Мин-ва по делам Церкви, к-рое надеялось использовать структуры РПЦЗ в своих интересах. Имеются сведения, что нацистские власти способствовали удалению с Берлинской кафедры архиеп. Тихона и замене его более лояльным С. Уже на следующий день после увольнения архиеп. Тихона, 25 февр. 1938 г., был принят закон о земельной собственности Русской Православной Церкви в Германии, который признал С. единственным собственником всех объектов рус. церковной недвижимости в рейхе. Данный закон был направлен против действовавших в Германии структур Западноевропейского Экзархата русских православных приходов Константинопольского Патриархата во главе с пребывавшим в Париже митр. Евлогием (Георгиевским), однако сам С. избегал конфликтов с евлогианскими общинами. Важным событием православной церковной жизни в Германии стало торжественное освящение 12 июня 1938 г. в Берлине нового кафедрального собора в честь Воскресения Христова, в финансировании строительства к-рого участвовало правительство Германии. Архиерейский Собор РПЦЗ 12-19 сент. 1939 г. в Сремски-Карловци (Югославия) определением от 15 сент. возвел С. в сан архиепископа «во внимание к особому положению, которое занимает Германская епархия в последние годы».

В начальный период второй мировой войны нацистские власти предполагали переход всех правосл. общин на контролируемой ими территории в юрисдикцию С. 3 нояб. 1939 г. по соглашению С. с Пражским еп. Сергием (Королёвым) , викарием митр. Евлогия (Георгиевского), 5 евлогианских общин (3 в Германии и 2 в оккупированной Чехии) были включены в Германскую епархию РПЦЗ при сохранении их широкой самостоятельности. 23 нояб. 1939 г. митр. Варшавский Дионисий (Валединский), отстраненный от руководства Польской Православной Церковью после захвата Польши немецкими войсками, временно передал С. управление Варшавско-Холмской епархией на оккупированной польской территории («генерал-губернаторство»). 21 сент. 1940 г. в связи с достижением митр. Дионисием соглашения с нем. властями С. возвратил правосл. приходы в оккупированной Польше в его юрисдикцию. После оккупации нем. войсками Бельгии и большей части Франции в мае-июне 1940 г. глава Западноевропейской епархии РПЦЗ митр. Серафим (Лукьянов) из-за невозможности посещать бельг. приходы согласился передать их в Германскую епархию. Управляющий приходами в Бельгии и Нидерландах в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) Брюссельский архиеп. Александр (Немоловский) в мае 1940 г. был арестован нем. властями и вывезен в Берлин, ему угрожал расстрел за обличения преступлений нацистов. С. удалось добиться освобождения архиеп. Александра на поруки. В апр. 1941 г. по просьбе арестованного венг. властями еп. Владимира (Раича), главы Мукачевской епархии в юрисдикции Сербской Православной Церкви, С. принял попечение над правосл. общинами в оккупированном Венгрией Закарпатье, а в окт. того же года - в Вост. Словакии (включая мон-рь прп. Иова в Ладомирове). 22 окт. 1941 г. Совещание рус. священников в Венгрии обратилось к С. с просьбой о принятии под его архипастырское управление. Помимо приходов в Венгрии в юрисдикцию С. с согласия первоиерарха РПЦЗ митр. Анастасия (Грибановского) перешли рус. приходы в оккупированной венг. войсками югославской Воеводине.

С. поддержал нападение нацистской Германии на СССР и 22 июня 1941 г. выступил с обращением о «начале нового крестового похода во имя спасения народов от антихристовой силы». Тем не менее отношение нацистского режима к РПЦЗ с этого времени изменилось и стало более настороженным. Нем. власти не допустили распространения деятельности клириков Германской епархии РПЦЗ на оккупированные советские территории. В сент. 1942 г. правосл. духовенство в Смоленской и Орловской областях обратилось к С. с просьбой о переходе в его подчинение, а в нояб. Архиерейский Синод РПЦЗ предписал Берлинскому архиерею направить в Орёл и Смоленск епископов для организации там церковной жизни. Однако С. не получил разрешение на подобную миссию от оккупационных властей. Была ограничена и пастырская помощь вывезенным в Германию из СССР на принудительные работы гражданским лицам и советским военнопленным. С большим трудом С. добился разрешения на назначение 15 разъездных священников, к-рые посещали лагеря военнопленных. Однако фактически вопрос о допуске священнослужителей в лагеря решало местное начальство. Нем. власти также препятствовали духовно-просветительской деятельности Зарубежной Церкви, запретив распространение церковной лит-ры, издаваемой мон-рем прп. Иова в Ладомирове, как в Германии (до сер. 1942), так и на оккупированных территориях с правосл. населением.

22 мая 1942 г. с разрешения правительства Германии Берлинская и Германская епархия РПЦЗ была преобразована в Среднеевропейский митрополичий округ, С. был возведен в сан митрополита. 11 июня 1942 г. С. стал постоянным членом Архиерейского Синода РПЦЗ. В состав подчиненного ему митрополичьего округа входили правосл. приходы в Германии с аннексированными Австрией, Судетами, Лотарингией и частью Польши, а также в Чехии, Бельгии, Словакии и Венгрии с оккупированными ею территориями. В связи с конфликтом между Архиерейским Синодом и Западноевропейским митр. Серафимом (Лукьяновым), а также из-за подозрения ряда клириков Западноевропейской епархии в антинацистской деятельности (выдаче евреям свидетельств о крещении) был поставлен вопрос о переходе приходов РПЦЗ в оккупированной Франции под управление С. Однако после проведенной им по поручению Архиерейского Синода ревизии положения церковных дел в Париже в июне 1943 г. С. выступил в поддержку митр. Серафима (Лукьянова), и тот сохранил свою кафедру. Под давлением нем. властей С. инициировал проведение в Вене 21-26 окт. 1943 г. епископского совещания РПЦЗ, на к-ром было объявлено о непризнании избрания на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 8 сентября 1943 г. в Москве митр. Сергия (Страгородского) патриархом Московским и всея Руси.

В нач. 1945 г. С. был эвакуирован из Берлина в Зальцбург, после капитуляции Германии переехал летом того же года в Мюнхен, где с нояб. 1945 г. на время пребывания митр. Анастасия (Грибановского) в Швейцарии исполнял обязанности зам. председателя Архиерейского Синода РПЦЗ. Принимал меры по реорганизации церковного управления в зап. части Берлинской и Германской епархии РПЦЗ (в вост. части епархии, занятой советскими войсками, приходы перешли в юрисдикцию РПЦ). Местопребыванием правящего архиерея и епархиальных органов стал Мюнхен. С. посещал правосл. общины в лагерях вынужденных переселенцев в амер., а затем и в англ. и франц. зонах оккупации. Был избран председателем Церковно-благотворительного комитета Германской епархии (до 1948), почетным председателем комитета по делам беженцев православного вероисповедания в Германии. После возвращения митр. Анастасия в Мюнхен, в апр. 1946 г., выведен из состава Архиерейского Синода, что осложнило отношения С. и первоиерарха Зарубежной Церкви. В мае 1947 г. в Мюнхене было торжественно отмечено 40-летие служения С. в священном сане, однако фактически в это время он был отстранен от управления епархией. В частных беседах выражал недовольство своим положением, считал, что его незаслуженно делают ответственным за связи РПЦЗ с нацистским режимом, хотя «против Православной Русской Церкви, против Русского народа я никогда не выступал. Если выступал, то только против коммунизма». Обсуждал возможность присоединения к Московскому Патриархату, говорил о желании «умереть в мире с Русской Православной Церковью». О подобных настроениях С. сообщал в окт. 1949 г. в Московскую Патриархию глава Западноевропейского Экзархата РПЦ митр. Серафим (Лукьянов), однако Совет по делам РПЦ выступил категорически против любых контактов с С. (см.: Письма патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ, 1945-1953. М., 2009. Т. 1. С. 487-488).

С.- автор ряда изданных богословских работ; рукопись его капитального труда «Земная жизнь Господа», над к-рым он работал ок. 30 лет, погибла в конце войны во время одной из воздушных бомбардировок Берлина.

14 сент. 1950 г. С. скончался в больнице в Зольне (ныне район Мюнхена) от травм, полученных при невыясненных обстоятельствах. Похоронен 16 сент., после заупокойной литургии в мюнхенской ц. во имя свт. Николая, к-рую возглавил предстоятель РПЦЗ митр. Анастасий, на Зольнском кладбище.

Соч.: Наука и религия. Мюнхен, 1947; Догмат. Мюнхен, 1947; Бессмертие души. Мюнхен, 1947; Die Ostkirche. Stuttg., 1950 (пер. на франц.: L'Eglise orthodoxe. Les dogmes, la liturgie, la vie spirituelle. P., 1952).
Лит.: Сб. статей, посвящ. высокопреосв. Серафиму Берлинскому и Германскому по случаю 40-летия его священнослужения. Мюнхен, 1947; 40-летие служения в священном сане высокопреосв. Серафима, митр. Берлинского и Германского // Правосл. Русь. Мюнхен, 1947. № 14. С. 14; Кончина митр. Серафима // Там же. 1950. № 18. С. 4; К 40-летию кончины митр. Серафима (Ляде): Правда и ложь // Вестн. Германской епархии РПЦЗ. 1990. № 6. С. 19-25; Нивьер. Деятели рус. эмиграции. С. 425-427; Кострюков А. А. Рус. Зарубежная Церковь в 1939-1964 гг.: Адм. устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М., 2015. С. 57-131; Лавринов В. В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 491-492.
Д. Н. Никитин
Ключевые слова:
Митрополиты Русской Православной Церкви Заграницей (1921/23 -2007) Серафим (Ляде Серафим Оскарович (до принятия православия Карл Георг Альберт; 1883 - 1950), митрополит Берлинский и Германский РПЦЗ
См.также:
АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 1873-1965), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ
АНТОНИЙ (Блум; 1914-2003), митр. Сурожский
АНТОНИЙ (Храповицкий; 1863-1936), митр. Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ