(Тьевар Антоний Максимович; 30.07.1899, Москва - 6.12. 1931, Вишерский ИТЛ, Ныробский р-н, Уральская обл. (ныне Красновишерский р-н, Пермский край)), прмч. (пам. 23 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. Отец, Максим-Антоний Эдуардович Тьевар (Thievart), католик, француз по происхождению, работал бухгалтером и умер, когда Антоний и его брат Максим были детьми. Мать, Наталья Дмитриевна, была православной, и Антоний был крещен в правосл. церкви. По окончании реального уч-ща в Москве поступил статистиком в правление мануфактуры Российско-франц. акционерного об-ва хлопкового производства в с. Дедове Звенигородского у. Московской губ. (ныне г. Дедовск Московской обл.), где работал с 17 дек. 1918 по 1 авг. 1919 г. Одновременно до нач. 20-х гг. XX в. учился в Московском ун-те на историческом отд-нии. 1 авг. 1919 г. был призван на военную службу, работал в Москве библиотекарем клуба комиссии «Красный Подарок» при ВЦИК, занимавшейся подготовкой и рассылкой подарков красноармейцам на фронт; с 11 нояб. 1919 г. служил в Политуправлении Реввоенсовета республики сначала в должности библиотекаря-инструктора, а с 9 сент. 1920 г. в должности помощника начальника библиотечного отдела. 24 янв. 1921 г. переведен на должность секретаря библиотечного подотдела пропагандистского отдела Главного политико-просветительного комитета Народного комиссариата просвещения РСФСР, где работал до 1924 г.
В 1920 г. юноша познакомился с выдающимся ученым-патрологом, профессором МДА и Московского ун-та И. В. Поповым (см. в ст. Иоанн Попов) и стал его учеником. Обучался на богословских курсах в Москве, организованных профессорами закрытой властями МДА. В 1924 г. в связи с многочисленными расколами патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) благословил И. В. Попова составить список епископата, как православного, так и раскольнического, а также всех тех, кто к тому времени оказался в ссылках и лагерях и не мог занять ту или иную пустующую кафедру. В качестве помощника Попов привлек А. М. Тьевара, к-рый переписал для него список архиереев, ходивший тогда среди верующих в рукописном виде. Главной работой, к-рую поручил ему Попов, было собирание сведений и богословских суждений об имябожниках, т. к. Попов на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. входил в состав Подотдела об афонском движении, связанном с почитанием имени Божия. Этот вопрос на Поместном Соборе не был решен, и нек-рые из членов Подотдела продолжали над ним работать. 10 дек. 1924 г. Тьевар был арестован по одному делу с Поповым и заключен в тюрьму ОГПУ на Лубянке. На допросе его спрашивали о том, когда он познакомился с Поповым, поручал ли ему Попов к.-л. работы и составление списков епископов, находящихся в расколе, канонических епископов и арестованных и высланных советской властью. Тьевар ответил, что профессор поручал ему работы по истории Церкви древних и средних веков, но давал ли поручения по последним событиям церковной жизни, он не помнит. Следователь спросил, был ли у него разговор с Поповым относительно поездки последнего за границу и отсылки составленных совместно с Поповым списков епископата за границу. На это Тьевар ответил, что такого разговора не было. 4 мая 1925 г. следствие было закончено. Тьевара признали виновным «в сношениях с представителями иностранных государств, с целью вызова со стороны последних интервенции по отношению к советской власти, для каковой цели Тьеваром давалась последним явно ложная и неправильная информация о гонениях со стороны советской власти... Церкви и епископата». 19 июня 1925 г. особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к 3 годам заключения в СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения). На Соловки он прибыл вместе с Поповым, их поселили в одном бараке. В лагере Тьевар работал в канцелярии. Протопр. Михаил Польский, в это время также соловецкий заключенный, вспоминал, что Тьевар, «ученик и друг профессора», в свободное от работы время читал и писал на тему учения о Христе свт. Афанасия I Великого (Польский. 1949). После отбытия срока заключения в янв. 1928 г. С. вернулся в Москву и поселился с матерью; занимался лит. работой по договору. В 1928 г. на Страстной неделе в г. Арзамасе еп. Арсений (Жадановский) постриг Тьевара в монашество с именем Серафим, а затем он был рукоположен во пресвитера. Мать С., Наталья Дмитриевна, приняла монашеский постриг с именем Пантелеимона. Они жили в Москве в своей квартире, где С. келейно совершал богослужения.
15 апр. 1931 г. С. был вновь арестован по обвинению в антисоветской агитации, организации нелегальных сестричеств и братств, оказании помощи ссыльному духовенству. По этому же делу были арестованы преподобноисп. Гавриил (Игошкин), сщмч. Феодор Алексинский, мц. Татиана Гримблит - всего 39 чел. 30 апр. 1931 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ С. был приговорен к 3 годам заключения в ИТЛ, отправлен в Вишерский ИТЛ, где скончался.
Имя С. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода от 30 июля 2003 г.