Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
62, С. 160-164 опубликовано: 20 октября 2025г. 


СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Монастырь во имя Св. Троицы в Бирске. Фотография. 2016 г.
Монастырь во имя Св. Троицы в Бирске. Фотография. 2016 г.

Монастырь во имя Св. Троицы в Бирске. Фотография. 2016 г.
(Бирской епархии Башкортостанской митрополии), находится в с. Красный Ключ Нуримановского р-на (Башкортостан). Основан в 1857 г. на окраине г. Бирска, при р. Белой (пароходная пристань в самом городе), как жен. община крестьянской девицей из дер. Пономарёвки Бирского у. Акулиной Яковлевной Самойловой (ок. 1828-?), обратившейся с ходатайством к еп. Оренбургскому и Уфимскому Антонию (Шокотову). Первыми насельницами общины стали вдовы и девицы, посвятившие себя безбрачной жизни и проживавшие вместе по 2-3 чел. в окрестных селениях близ Бирска, строго исполняя уставы иноческой жизни. Акулина вместе с сестрой жила в особой келье при родительском доме с кон. 40-х гг. XIX в. К ней постепенно стали присоединяться «девицы и вдовы». Для их проживания на средства родного отца Акулина приобрела дом в Бирске недалеко от Свято-Троицкого собора, куда сестры (к 1857 собралось 29 чел.) ходили молиться. О желании иметь в Бирске жен. общину 30 марта 1857 г. «дали общественный приговор» местные купцы и мещане. Для ее открытия помимо дома, предоставленного устроительницей, чиновник Г. Залесов пожертвовал 50 дес. земли в Бирском у., при с. Даниловка, 2 дома в Бирске завещал купеческий сын Тихон Ромадин. Самойлова просила также о разрешении обустроить общину на кладбище, где жители предполагали построить церковь, т. к. это место «более отдаленно от города и прилично для общины». Еп. Антоний благословил создание общины под окормлением причта Свято-Троицкого собора и назначил Самойлову старшей среди сестер.

Высочайшей резолюцией от 4 апр. 1864 г. (указом Синода от 27 апр.) община была официально открыта с подчинением епархиальному архиерею и приписана к бирскому собору под надзор местного соборного протоиерея, в связи с чем и получила именование Свято-Троицкой; ее настоятельницей определено было быть Акулине Самойловой; настоятельнице и сестрам надлежало руководствоваться правилами мензелинского во имя святого пророка Илии женского монастыря. 18 мая 1864 г. указом еп. Филарета (Малышевского) Самойлова была назначена на должность настоятельницы, 30 нояб. 1865 г. приняла постриг в рясофор с именем Виталия.

В 1869 г. мон. Виталия была переведена в уфимский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женский монастырь, а обязанности настоятельницы стала исполнять инокиня Маргарита (1805-1880), при которой решился вопрос о переносе общины. Община нуждалась в более уединенном месте и особом храме для сестер. В результате многочисленных просьб мон. Маргариты и заведующего общиной священника бирского Свято-Троицкого собора Николая Уварова члены городской управы Бирска в нач. 1870 г. постановили выделить для строительства С. Т. м. земельный участок в 2 дес. за чертой города, на Галкиной горе, вблизи городского кладбища и каменной Иоанно-Предтеченской ц., построенной в 1867-1868 гг. В 1870-1874 гг. на средства бирских купцов здесь были построены 5 деревянных монастырских зданий, к 1872 г. была возведена каменная 3-престольная ц. во имя Св. Троицы с приделами: правым - в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и левым - в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Церковь была приземистой, но с 3-ярусной колокольней, имела 12 луковичных главок с крестами. Стены храма были оштукатурены и окрашены в светлые тона, в окна вставлены цветные витражи.

7 сент. 1874 г. с Высочайшего соизволения (указом Синода от 19 окт.) община была переведена на новое место с передачей в ее ведение кладбищенской церкви. К церкви назначался одноштатный причт, на обеспечение которого граждане Бирска пожертвовали капитал в 3470 р., а община обязалась из своих средств выдавать причту ежегодно 100 р. и предоставлять «приличное помещение». Община содержалась на небольшие доходы с земли, сада и одного из городских домов, сдававшегося в аренду, за счет продажи предметов рукоделия сестер и денег, получаемых за чтение Псалтири, пожертвования.

Во внимание к внутреннему благоустройству и достаточному материальному обеспечению по Высочайшему повелению от 5 авг. 1878 г. (указом Синода от 25 сент.) община, согласно более раннему, от 1 февр. того же года, определению Синода, была переименована в Свято-Троицкий общежительный мон-рь, в к-ром положено проживать настоятельнице, казначее, 15 монахиням и такому числу послушниц, какое обитель может содержать по своим средствам, но «с тем, чтобы монастырь ни о книгах для сбора, ни о пособиях от казны не просил». Указом Синода от 22 дек. 1878 г. мон. Маргарита была назначена настоятельницей с возведением в сан игумении «за отлично-усердную службу ея и ревностные труды на пользу вверенной ей обители». Возведение в сан совершил 21 янв. 1879 г. еп. Никанор (Бровкович) при служении в уфимском Благовещенском жен. мон-ре. В 1880 г., по кончине игум. Маргариты, С. Т. м. возглавила бывш. казначея мон. Магдалина (Чунтонова; 1828-1909), управлявшая мон-рем более 20 лет.

С первых дней существования С. Т. м. сестры совершали общественное служение. Еще 17 дек. 1874 г. при одном из зданий обители была открыта школа для девочек, на содержание к-рой поступали средства от родителей и жертвователей. Через 10 лет эта школа стала наиболее успешной среди монастырских учебных заведений, что было отмечено в отчете обер-прокурора Синода за 1884 г.: «В Уфимской епархии школы существуют в трех монастырях: при Уфимском Благовещенском с 23 ученицами, при Бирском Свято-Троицком с 35, из коих 20 приходящих, и при Мензелинском Пророко-Ильинском с 12 ученицами». В 1887/88 уч. г. в школе обучались уже 56 девочек, 20 из которых находилось на полном монастырском обеспечении. С детьми занимались послушницы и монахини. Одна из учительниц, инокиня Викторина (Морозова), за особые труды, усердие и ревность по благоустройству школы определением Училищного совета при Синоде от 10 апр. 1901 г. была награждена Библией, «от Синода выдаваемой».

В нач. 1880 г. игум. Маргарита была пожалована знаком Красного Креста (установлен 13 марта 1879) за участие обители в деятельности Об-ва попечения о раненых и больных воинах во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. Сестры мон-ря проявили самоотверженность во время голода и эпидемий, поразивших обширные районы России в кон. XIX в. В марте голодного 1892 г. в одном из деревянных зданий С. Т. м. была открыта «бесплатная народная столовая для престарелых и малолетних с приварком из картофеля и крупы и выдачею 1,5 фунта ржаного хлеба на человека зрелого возраста и 3/4 фунта на малолетнего», в к-рой ежедневно обедали от 80 до 100 чел. Засуха и голод сопровождались эпидемией холеры, и в 1892-1893 гг. из мон-ря было направлено 6 монахинь в местности, где была эпидемия холеры, для ухода за больными в качестве сестер милосердия. За эту деятельность в марте 1893 г. игум. Магдалина была награждена наперсным крестом. Монахини постоянно опекали городскую богадельню Бирска, основанную в 1874 г. на средства купца и благотворителя Д. А. Балаева; священники мон-ря исповедовали, причащали, а также совершали погребение на городском кладбище призреваемых в богадельне женщин. В обители, как это было принято, могли жить нек-рые одинокие или больные женщины - на их содержание родственники делали вклады в мон-рь, вдовы и одинокие дочери духовенства и неимущие - безродные, нищие, неизлечимо больные или покалеченные женщины.

Столь широкая благотворительная деятельность стала возможной, поскольку год от года росло благосостояние обители и увеличивалось количество сестер. Так, в 1899 г. кроме игумении и казначеи в С. Т. м. жили 222 насельницы (82 монахини и 140 послушниц), в монастырской церкви появился 2-й штат: служили 2 священника и диакон. К 1908 г. в обители было 272 насельницы (72 монахини и 200 послушниц). Земельные владения мон-ря увеличились до 92 дес.: помимо 30 дес. пашни и 20 дес. лугов к 90-м гг. XIX в. в его собственности находилось 42 дес. леса.

К нач. ХХ в. обитель была окружена белой каменной стеной с невысокими угловыми башнями с шатровым покрытием. Каменные врата мон-ря значительно возвышались над стенами и имели 3 арочных проема: центральный проездной и 2 боковых проходных с калитками. У монастырских ворот находился странноприимный дом, за территорией обители в 3 домах жил причт. Однако строительные работы не прекращались. 30 сент. 1909 г. еп. Нафанаилом (Троицким) в обители была освящена трапезная ц. в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, «устроенная в нижнем этаже большого нового каменного корпуса при трапезном помещении».

Бирские монахини с их опытом духовной жизни принимали участие в устройстве новых жен. обителей Уфимской епархии. Так, в 1901 г. благочинная мон. Серафима (Беляева; 1838 - 9 марта 1911) при помощи неск. сестер стала строительницей и начальницей Георгиевского жен. мон-ря «Святые кустики». Со С. Т. м. связана жизнь неск. подвижников благочестия последних десятилетий XIX в. При обители со времени ее основания жил блаженный старец Косма Иванович Колотов (1775-1882), мн. страданиями, смирением и аскетическими подвигами стяжавший дар прозорливости. Современницей старца Космы была бирская юродивая Павла; она ходила зимой и летом в одной рубашке и босая, ночевала на кучах навоза и за городом на пустырях; своими подвигами стяжала дар прозорливости, говорила притчами, предупреждая о грядущих событиях; перед смертью в 1891 г. пришла в мон-рь, где мирно скончалась. С обителью было связано имя «страдалицы» мон. Варвары (Койниковой; ок. 1834-1903), подвигами терпения скорбей и тяжелой болезни, непрестанной молитвы стяжавшей дар прозорливости, погребенной на монастырском кладбище рядом со старцем Космой Ивановичем и с блж. Павлой.

Указом Синода от 19 дек. 1903 г. игум. Магдалина была по болезни уволена на покой с предоставлением ей помещения в обители, настоятельницей назначена мон. Сергия (1841 - 10 июня 1915) с возведением в сан игумении. Под ее руководством С. Т. м. продолжал заниматься широкой просветительной и благотворительной деятельностью. Из средств обители поступали регулярные денежные пожертвования в епархиальный миссионерский комитет, в Попечительство о бедных воспитанниках Уфимской ДС, в Попечительство о воспитанницах Уфимского епархиального жен. училища. В годы русско-японской (1904-1905) и первой мировой (1914-1918) войн монахини занимались пошивом и сбором теплого белья, постельных принадлежностей для военнослужащих, опекали семьи призванных на войну, особенно вдов и сирот. В 1914 г. при мон-ре был открыт приют для воспитания и просвещения 10 девочек-сирот из «инородцев», а в 1915 г.- также приют для 30 солдатских детей, который действовал до 1920 г. Монахини оказывали помощь осиротевшим семьям хлебом, овощами, дровами. 22 мая 1913 г. во время богослужения в уфимском Благовещенском мон-ре еп. Михей (Алексеев) наградил от Синода игум. Сергию наперсным крестом.

После ее скоропостижной кончины постановлением Синода 27 авг. 1915 г. в должности настоятельницы была утверждена избранная сестрами казначея мон. Феофания (Морозова; 1861-1936). Чин возведения ее в сан игумении совершил еп. Уфимский Андрей (Ухтомский) 3 окт. 1915 г. 29 июня 1917 г. игум. Феофания была награждена от Синода наперсным крестом. К нач. 1918 г. под ее управлением находилось 335 насельниц (90 монахинь и 245 послушниц); монастырские угодья составляли до 440 дес. земли. В обители продолжали работать монастырская школа для девочек, 2 приюта. С. Т. м. к тому времени стал одним из крупнейших жен. мон-рей на Юж. Урале. При нем существовало образцовое хозяйство, действовали многочисленные мастерские: швейная, одеяльная, ткацкая, вязальная, живописная, позолотная, а также чертежная и фотографическая. Жены и дочери бирских чиновников, купцов, богатых мещан заказывали монахиням пошив постельного белья, изготовление ткани на свадебные платья, одеяла. Богатый урожай приносили роскошные сады. Монастырь имел огород с прудом, свою мельницу на р. Бирь, в дер. Лягушина (Ярославова), в 7 верстах от города. Из овощей, выращиваемых монахинями, особенно славилась капуста, продаваемая по всему Бирскому у.

Национализация монастырского имущества на территории Уфимской губ., согласно Декрету от 20 янв. 1918 г., была приостановлена событиями гражданской войны. С. Т. м. был официально закрыт в кон. 1919 г., однако фактически продолжал свою деятельность, т. к. монашеская община в нач. 1920 г. была зарегистрирована как трудовая артель «Тихая пристань». Сестры продолжали жить по монашескому уставу под рук. игум. Феофании. В Свято-Троицкой ц., получившей регистрацию в качестве приходской, совершались регулярные богослужения. Члены трудовой артели вели монастырское хозяйство: занимались земледелием, огородничеством, работали в мастерских. Однако в связи с реквизицией властями части земель и инвентаря, прекращением пожертвований и проч. возможности обители сократились, и мн. послушницы были вынуждены покинуть ее стены. К осени 1922 г. в артели «Тихая пристань» официально числилось 85 «монашек» и 65 трудниц. Сестры занимались земледелием, работой в чертежной, одеяльной, вязальной и др. мастерских.

В период кампании по изъятию церковных ценностей, весной 1922 г., приход бывш. мон-ря неоднократно добровольно сдавал ценности. Так, 4 мая из храма было реквизировано 35 фунтов 83 золотника серебра. Несмотря на это, 20 июня Бирская подкомиссия постановила провести дополнительное изъятие драгоценного металла из церквей Бирска, в т. ч. из мон-ря.

Игум. Феофания и сестры выступили против обновленчества. В февр.-марте 1923 г. в обители до высылки из Бирска проживал викарный еп. Бирский Трофим (Якобчук), рукоположенный еп. Андреем (Ухтомским) для противодействия расколу в период заключения патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) и временного самоуправления (автокефалии) Уфимской правосл. епархии.

В 1923 г. в Башкирии начался новый этап ликвидации мон-рей. Несмотря на жалобы, отправленные в Москву, в дек. 1923 г. Башкирский ЦИК принял резолюцию о передаче обителей, сохранившихся под видом артелей, местным «кантисполкомам» со всей землей, инвентарем для организации в них детских трудовых колоний и др. учреждений; при этом разъяснялось, что конфискации подлежало имущество лишь тех артелей, «кои, прикрываясь именем трудовых… в действительности представляют собою эксплуататорский элемент и не имеют ничего общего с подлинными трудовыми коллективами». 19 янв. 1924 г. было принято решение о размещении в зданиях бывш. мон-ря Бирского исправительного дома принудительных работ (тюрьмы). Постановлением Бирского кантонного земельного суда артель «Тихая пристань», «коей заняты постройки бывшего монастыря», подлежала ликвидации с передачей инвентаря кантонному земельному управлению. В ответ на поданную жалобу решением от 9 апр. 1924 г. президиум Башкирского ЦИК одобрил постановление суда, «имея в виду, что постройки бывшего женского монастыря в г. Бирске, находящиеся в черте города и значительно удаленные от обрабатываемых земель, сельскохозяйственного значения не имеют», но все же сохранил за группой верующих право на пользование бывш. монастырской церковью «для религиозных нужд на договорных арендных началах» (ЦГИА РБ. Ф. Р-1252. Оп. 4. Д. 427. Л. 82).

Однако уже 27 мая 1924 г. постановлением Башкирского ЦИК монастырская Свято-Троицкая ц. была закрыта, поскольку оказалась «на территории гос. учреждения, чем вызывала много неудобств, причем духовенство оной политическим доверием со стороны органов госправполитуправления не пользовалось» (Власть труда. 1924. 14 июня). Впосл. церковь была снесена, уничтожены или перестроены нек-рые здания, ликвидировано монастырское кладбище. На территории тюрьмы г. Бирска (ФКУ СИЗО-4 УФСИН) сохранились часть каменных монастырских стен и 2-этажный каменный корпус (1909).

Изгнанные из обители сестры нашли приют в городе: одни жили у родных, другие снимали углы, строили землянки. При этом они продолжали монашескую жизнь и сохранили общину во главе с игум. Феофанией. Поскольку обе городские церкви Бирска принадлежали обновленцам, православные вынуждены были приобрести частный дом, в к-ром освятили ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя. Монашескую общину бывш. мон-ря окормляли священники Спасского молитвенного дома: сначала - прот. Михаил Виноградов (с 1890 священник Бирского жен. мон-ря), в 1925-1929 гг.- свящ. Алексий Блинов, др. клирики Уфимской епархии. С сент. 1925 до окт. 1928 г. духовной жизнью Бирского вик-ства и Спасской общины руководил вернувшийся из ссылки епископ Аскинский, с июня 1926 г.- Бирский Серафим (Афанасьев; впосл. Трофимов). Монахини подвизались при храме как певчие, псаломщицы, просфорницы, уборщицы, сторожа, алтарницы и проч. Многие из них были репрессированы в 30-х гг. XX в.

26 апр. 2013 г. еп. Нефтекамский и Бирский Амвросий (Мунтяну) положил начало возрождению С. Т. м. при Михаило-Архангельской ц. г. Бирска, назначил исполняющей обязанности настоятельницы мон. Филарету (Гаврюшенко) из Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря в пос. Приютово Белебеевского р-на Башкирии (Нефтекамской епархии) и совершил монашеский постриг 2 сестер.

Решением Синода от 25-26 дек. 2013 г. в связи с прошением еп. Амвросия мон-рь был официально возобновлен с назначением мон. Филареты на должность игумении. Чин возведения ее в сан с возложением игуменского креста был совершён еп. Амвросием 3 янв. 2014 г.

Первоначально в С. Т. м. проживали игумения, 2 монахини и инокиня. 28 февр. 2015 г. еп. Амвросий совершил иноческий и монашеский постриги двух насельниц.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Свято-Троицком мон-ре. Фотография. 2016 г.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Свято-Троицком мон-ре. Фотография. 2016 г.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Свято-Троицком мон-ре. Фотография. 2016 г.
К весне 2014 г. в возобновленной обители была обустроена трапезная, построена келья для проживания, начато строительство сестринского корпуса. Монахини разбили огород. Монастырский 3-престольный Михаило-Архангельский храм был единственным в Бирске, действовавшим в годы советской власти, хотя в период закрытия, в 1937-1945 гг., он был частично разрушен: снесена колокольня, а в самом храме устроено зернохранилище. Восстановительные работы ранее проводились, однако храм, ставший монастырским, требовал масштабного ремонта, который был проведен в 2015-2016 гг. С 14 янв. 2016 г. на период работ во временное пользование монастырю был передан Свято-Троицкий кафедральный собор Бирска. 17 марта еп. Амвросием был совершён чин освящения крестов Михаило-Архангельского храма и их установка, 8 мая были освящены и подняты на колокольню колокола, 29 мая состоялась 1-я служба в обновленном храме.

4 июня 2016 г. С. Т. м. посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). В монастырском Михаило-Архангельском храме, где в 1953-1954 гг. служил диаконом дед Патриарха, В. С. Гундяев, Предстоятель совершил молебен.

В 2016 г. в С. Т. м. был создан народный хор из трудников и прихожан. Нек-рое время работала монастырская воскресная школа «Ника» для девочек от 5 лет, с занятиями по Закону Божию, церковному пению, рукоделию, изобразительному искусству. С 2015 г. в течение неск. лет с июня по авг. при С. Т. м. действовал правосл. детский лагерь: девочки посещали службы, несли послушания, ездили в паломнические поездки по митрополии и за ее пределы (Самара, Казань). За годы работы школы воспитанницы участвовали в епархиальных и региональных конкурсах, помогали в уборке урожая монастырского огорода, с начала нового 2017/18 учебного года выпускали православную газ. «Ника». В февр. 2016 г. мон-рь содействовал открытию в Бирске воскресной школы для мальчиков и военно-патриотического клуба «Архистратиг Михаил», участвовал в благотворительной деятельности, являясь пунктом сбора помощи в рамках ежегодной акции «Семья помогает семье: Собери ребенка в школу».

Церковь во имя апостолов Петра и Павла в с. Красный Ключ. 2014 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: birsk-monastery.cerkov.ru
Церковь во имя апостолов Петра и Павла в с. Красный Ключ. 2014 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: birsk-monastery.cerkov.ru

Церковь во имя апостолов Петра и Павла в с. Красный Ключ. 2014 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: birsk-monastery.cerkov.ru
В дек. 2018 г. С. Т. м. был переведен из Бирска в с. Красный Ключ Нуримановского р-на, близ одноименного родника, к деревянной ц. апостолов Петра и Павла. Церковь, построенная в 1990-1995 гг. по благословению архим. Иоанна (Крестьянкина), в ночь на 16 июня 2004 г. сгорела. В 2014 г. на том же месте возведен одноименный новый храм. 8 мая 2019 г. еп. Бирский и Белорецкий Спиридон (Морозов) совершил освящение фундамента часовни в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». 12 июля 2020 г., в престольный праздник храма, состоялся крестный ход из С. Т. м. на источник «Красный Ключ», где был совершён чин освящения новопостроенной часовни и купели. На территории родника планируется создание парка. При обители действует воскресная школа.

Арх.: ЦГИА РБ. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 3127. Л. 1-1 об.; Ф. И-9. Оп. 1. Д. 242. Л. 1-51; Ф. И-291. Оп. 1. Д. 39. Л. 20; Д. 71. Л. 42-44; Ф. Р-1252. Оп. 4. Д. 427. Л. 82, 123; Д. 303. Л. 30-30 об.; Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д. ВФ-1414, ВФ-8023, ВФ-15151, ВФ-17738.
Лит.: Игнатьев Р. Г. Г. Бирск // Сб. стат., ист. и археол. сведений по бывш. Оренбургской и нынешней Уфимской губерниям, собр. и разработанных в течение 1866 и 1867 гг. Уфа, 1868. Отд. 2. С. 48-49; Игнатьев Р. Г. Мон-ри Уфимской епархии // Памятная кн. Уфимской губ. Уфа, 1873. Ч. 2. С. 30; Собр. узаконений и распоряжений правительства. СПб., 1878. № 179; [О возведении мон. Маргариты в сан игумении] // Уфимские ЕВ. 1879. Ч. офиц. № 3. С. 91; [Указы Свят. Правительствующего Синода: О переименовании Бирской Свято-Троицкой жен. общины в общежит. Свято-Троицкий мон-рь, о назначении настоятельницы] // Там же. № 2. С. 47, 50; Епарх. распоряжения и известия: О награждении игум. Маргариты знаком Красного Креста // Там же. 1880. № 7. С. 242; Отчет о числе и состоянии церк.-приходских школ и школ грамотности Уфимской епархии за 1887/8 учеб. год // Там же. 1889. № 2. Прил. С. 3, 4, 10; Зверинский. Т. 1. № 508. С. 266; Златоверховников И. Е. Уфимская епархия: Геогр., этногр., адм.-ист. и стат. очерк. Уфа, 1899. С. 52, 53, 132-133; Любинецкий Н. А. Землевладение церквей и мон-рей Рос. империи. СПб., 1900. Ч. 4. С. 31; Обзор деятельности ведомства правосл. исповедания за время царствования имп. Александра III. СПб., 1901. С. 183; [Указ Свят. Синода о назначении новой настоятельницы] // Уфимские ЕВ. 1904. Ч. офиц. № 4. С. 215; Отчет Уфимского епарх. комитета Миссионерского Православного об-ва за 1907 г. // Там же. 1908. Приб. № 14. С. 3; Денисов. С. 884; Второе миссионерское путешествие по епархии преосв. Нафанаила, еп. Уфимского и Мензелинского (14 сент.- 3 окт. 1909). Уфа, 1909. С. 149, 156; Миссионерское путешествие по епархии преосв. Нафанаила, еп. Уфимского и Мензелинского (24 июня - 9 июля 1909 г.). Уфа, 1909. С. 18, 24; Бирский старец блж. Косьма Иванович // ЖПодв. 1909. Нояб. С. 169-188; Подвижницы Бирского жен. мон-ря страдалица Варвара инокиня и блаженная Павла // Там же. С. 111-119; На нужды военного времени // Уфимские ЕВ. 1915. Ч. неофиц. № 10. С. 426; Отчет о деятельности Уфимского епарх. комитета Православного миссионерского об-ва за 1914 г. // Там же. № 23. С. 961; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Сов. России (1917-1921 гг.). М., 1975. С. 157; Зырянов П. Н. Рус. мон-ри и монашество в XIX и нач. XX в. М., 2002. С. 136-137; Мохов В. В. Мон-ри и монашество в Уфимской земле (1799-1917): Канд. дис. / МДА. Серг. П., 2005; Сергеев Ю. Н. Из ранней истории Бирского Св.-Троицкого мон-ря (1857-1917 гг.) // Вестн. Бирской гос. соц.-пед. акад. 2007. Вып. 15: Соц.-гуманит. науки. С. 19-25; он же. История бирского Троицкого жен. мон-ря: Ист.-краевед. очерки. Бирск, 2018; Свице Я. С. Правосл. храмы и часовни г. Бирска: Особенности архитектурного облика // Ист. опыт и перспективы соц.-экон., полит. и духовного развития Башкортостана: Сб. науч. тр. Региональной науч.-практич. конф. Бирск, 2007. С. 168-175; она же. Метрические книги бирского Троицкого жен. мон-ря // Бирская старина: Ист.-краевед. альм. Бирск, 2008. Вып. 1. С. 57-80; Свице Я. С., Сергеев Ю. Н. Бирский Св.-Троицкий жен. мон-рь: Очерки истории (1857-1924). Бирск, 2008; Киреева Н. А. РПЦ и Советское гос-во с окт. 1917 по 1928 г.: (На мат-лах Уфимской губ.- Башкирской АССР): Канд. дис. Оренбург, 2009; Свице Я. С., Ергин М. Ю. Насельницы Бирского Свято-Троицкого мон-ря по мат-лам переписи 1917 г. // Бирская старина: Ист.-краевед. альм. Бирск, 2013.
Н. П. Зимина