Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СВЯТОГОРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
62, С. 122-125 опубликовано: 20 октября 2025г. 


Содержание

СВЯТОГОРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Святогорская икона Божией Матери. 2-я пол. XIX в. (Успенский собор Святогорской лавры)
Святогорская икона Божией Матери. 2-я пол. XIX в. (Успенский собор Святогорской лавры)

Святогорская икона Божией Матери. 2-я пол. XIX в. (Успенский собор Святогорской лавры)
(празд. 17 июля), чудотворный образ Святогорской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавры в г. Святогорске (в 1964-2003 Славяногорск) Донецкой обл. В публикациях 2-й пол. XIX в. отмечено, что считавшаяся «издревле» чудотворной С. и. была одной из немногих, к-рая пережила упразднение обители в 1787 г. и вернулась в мон-рь после его возобновления в 1844 г. (не сохр.). Наиболее раннее упоминание о чудотворной иконе с таким названием и указанием ее местонахождения (при фантастической дате явления) вошло в рукописный сборник кратких сказаний о чтимых богородичных иконах «Солнце Пресветлое», составленный в Москве в 1-й четв. XVIII в. (МГУ НБ. № 293. Л. 122 об.- 123). В тексте сказания говорится, что С. и. явилась 1 сент. 6600 (1092) г. «в Малоросийской земле, за рекою Малым Донцом, на Крымской степи, близ Тору (на р. Тор, ныне Казённый Торец.- Ред.), места зовомо, идеже соль варят». Икона находилась в ц. Пресв. Богородицы, выросшей, как гора из земли. Источник этого сказания неизвестен, оно приводится со ссылкой на «Летописец греческий». Текст проиллюстрирован гравюрой работы Г. П. Тепчегорского.

Когда обитель возобновили, древняя С. и. находилась в старом соборном храме в честь Успения Пресв. Богородицы (1698). После того как старый Успенский храм разобрали, а из его кирпичей построили трапезную ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, С. и. стояла там, через некоторое время ее перенесли в ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1850) и поместили в иконостас справа от царских врат, икона получила определение «наместная» (Кулжинский. 1896. С. 114).

О почитании С. и. свидетельствовал, в частности, ее серебряный с позолотой оклад, утраченный в 1787 г. (Там же. С. 113). После восстановления мон-ря (1844) к 1855 г. для иконы была создана новая серебряная позолоченная риза «84 пробы с такими же (как на ризе XVIII в.- Ред.) венцами и 3 стразовыми звездами, в венце над Ликом Божией Матери укреплена корона серебряная, украшенная 2 бриллиантами, 3 топазами, 2 изумрудами, розою (розовый гранат.- Ред.) и бирюзой» (опись ризницы кон. XIX в., цит. по: Сказание. С. 7. Примеч.). Вес оклада, устроенного на пожертвование бердянского купца И. Семикина, составлял 14 фунтов и 12 золотников (5784 г). Тогда же икона была заключена в киот (устроен попечением Г. Василинина), украшенный драгоценными камнями (вклад Е. В. Шабельской и М. А. Иловайской).

С 1918 г. до полной ликвидации в 1922 г. мон-рь подвергался систематическому разграблению, судьба древней С. и. с этого времени неизвестна.

В наст. время в лавре почитается список С. и., который в архивных документах именуется «новоявленным». Считается, что икона была написана вскоре после возобновления Святогорского монастыря посетившим его в тот период афонским монахом («старцем-иконописцем»). Живопись выполнена масляными красками по деревянной основе (125×75 см, иконная доска без полей). Список находился в пещерной Иоанно-Предтеченской ц., где чудесным образом был сохранен от пожара. Из описи кон. XIX в. следует, что икона имела драгоценный убор: «Икона Божией Матери Святогорской, на ней венец серебряный 84 пробы, позолоченный. Весу в нем 2 фунта. Ценою 60 руб. серебром» (Опись ц. во имя Предтечи и Крестителя Иоанна, что на скале. Гл. 3: Иконы в прочих местах средней части храма // Архив Святогорской лавры. Л. 36 об.). К 1914 г. в мон-ре братия молилась перед др. списком С. и., к-рый находился в пещерной ц. прп. Алексия, человека Божия, а образ в ц. св. Иоанна Предтечи оставался в этот период без должного почитания. Летом (?) 1918 г. икона была изнесена из пещер, а 30 июля (по н. с.) того же года прославлена с пением величания Пресв. Богородицы. Из «Записок о явлении Царицы Небесной в 1914 г.» (архив Святогорской лавры) Н. Понировской, жены священника из с. Ярового, следует, что явившаяся ей Божия Матерь повелела прославить этот забытый «пещерный» образ и предсказала его грядущее почитание (предание о написании иконы монахом афонитом также впервые зафиксировано в записках Понировской). После прославления образ стали носить в крестных ходах по селениям. Об одном из таких ходов в период послереволюционного безвременья известно из «Акта расследования о злодеяниях большевиков, совершенных в 1918 и 1919 гг. в Святогорском Успенском монастыре Изюмского уезда, Харьковской губ.» (см.: Дело о злодеяниях большевиков. 2019. С. 483). В окт. 1918 г. крестный ход с переносимой из села в село С. и. остановился на ночлег в с. Байрачек Терновской вол. Купянского у. (ныне с. Торское Краматорского р-на Донецкой обл.). При нападении на дом все находившиеся в нем (хозяин - псаломщик местной церкви, его дочь и 3 насельника мон-ря, сопровождавшие икону иеромонахи Модест, Иринарх, иеродиак. Феодот) были убиты и ограблены (Там же. С. 458, 466).

В советское время братия мон-ря сохраняла икону во Всехсвятском кладбищенском храме. По сообщению очевидцев, в 20-х гг. XX в. была найдена возможность ее реставрации. Действительно, на иконе, видимо пострадавшей от рук безбожников в Байрачеке, имеются следы поновлений живописи. После закрытия Всехсвятского храма в 1931 г. икона была вывезена из Святогорья благочестивыми людьми. По воссоздании обители (1992) она была торжественно перенесена из Свято-Троицкого храма в пос. Новотроицком Волновахского р-на Донецкой обл. (находилась там с 70-х гг. XX в.) в г. Славянск, а оттуда, 4 окт. 1992 г., крестным ходом - в Святогорский мон-рь. В наст. время чтимый образ находится в Успенском соборе в отдельно стоящем киоте под сенью. В 2002 г. на икону были возложены серебряные с позолотой и камнями нимбы, цата, украшены поля, изготовленные из приношений к ней. В день празднования С. и. после Божественной литургии при большом стечении паломников из Успенского собора совершается крестный ход с иконой на монастырскую площадь к скульптурному образу Божией Матери «Игумения Святых Гор», где служится молебен Пресв. Богородице. В воскресные дни перед иконой совершается соборный молебен с чтением Акафиста Божией Матери «Радуйся, Невесто Неневестная!». Братией лавры ведется запись чудес от иконы.

Иконография

С. и. на гравюре Тепчегорского, к-рый, по-видимому, сам разработал ее иконографию, восходит к критскому типу Madre della Consolazione; Богоматерь показана сидящей (фигура обрезана ниже колен). Младенец Христос - у левой руки Матери, голова обращена от Нее; под опущенной левой ладонью Богомладенца - сфера. Раскрытая левая ладонь Богоматери поднята перед грудью, на Ее голове - корона; мафорий заколот фибулой асимметрично у правого плеча. Близкий к гравюре Тепчегорского вариант закрепился в изобразительных сводах чтимых Богородичных образов, но с той разницей, что Младенец не отворачивается от Матери, а обращен к зрителю («Успение Богоматери, со сводом Богородичных икон», 2-я пол. XVIII в., ЦМиАР; «Спас Нерукотворный, со сводом Богородичных икон», кон. XVIII в., Богоявленский собор Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме; «Преображение, со сводом Богородичных икон», кон. XVIII в., собрание Ф. Р. Комарова). Следует отметить, что в 1-й же четв. XVIII в. в сводах чудотворных икон появилось изображение с надписью «Святогорская» иного, нежели на гравюре Тепчегорского, извода, к-рый является вариантом иконографического типа Гликофилусы с Младенцем на левой руке. Впервые такое изображение встречается на раме Владимирской иконы Божией Матери со сводом чтимых Богородичных образов работы Ивана Дорофеева 1722 г. (частное собрание). Вероятно, его следует связывать с явленной «на Синичье горе, иже ныне зовома Святая гора» в 1563 г. иконой «Умиление» (об этой иконе см. в ст. Святогорский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь).

«Изображение чудотворного образа Пресвятой Богородицы Святогорския». Гравюра Г. П. Тепчегорского в рукописном сб. «Солнце Пресветлое». Нач. XVIII в. (МГУ НБ. № 293. Л. 122 об.)
«Изображение чудотворного образа Пресвятой Богородицы Святогорския». Гравюра Г. П. Тепчегорского в рукописном сб. «Солнце Пресветлое». Нач. XVIII в. (МГУ НБ. № 293. Л. 122 об.)

«Изображение чудотворного образа Пресвятой Богородицы Святогорския». Гравюра Г. П. Тепчегорского в рукописном сб. «Солнце Пресветлое». Нач. XVIII в. (МГУ НБ. № 293. Л. 122 об.)
В связи с утратой древней С. и. источником для реконструкции ее иконографии являются прежде всего ныне чтимый в лавре список 2-й пол. XIX в., а также хромолитографическое воспроизведение «Икона Богоматери Святогорской» с цензорным разрешением от 30 нояб. 1910 г. (хромолитография Е. И. Фесенко, Одесса); однако изображения на списке и на хромолитографии не идентичны. Сведений о точных размерах иконы не сохранилось (без указания размера С. и. приведена в описи ризницы Святогорской Успенской общежительной пуст. нач. XX в.- Опись Покровской ц., что на Св. вратах. Гл. 2: Предалтарный иконостас // Архив Святогорской лавры. Л. 16 об.). В описании прот. П. Г. Фомина упоминается, что «она значительных размеров, была «наместною» иконою в главной церкви прежнего монастыря. Рисунком своим напоминает икону Божией Матери «Одигитрия». В художественном стиле ее еще резче (по отношению к чудотворной иконе обители - образу свт. Николая Чудотворца.- Ред.) выступает работа малороссийского мастера XVII в.» (Фомин. 1916. С. 83).

Сделанная в 1898-1901 гг. П. И. Михайловским (?) фотография (в наст. время не обнаружена) С. и. была представлена на XII Археологическом съезде в Харькове (1902), о чем известно из каталога выставки, в к-ром его составитель Е. К. Редин датировал С. и. XVIII в.: «Святогорская икона Б. М. XVIII в.» (Каталог выст. XII Археол. съезда в г. Харькове. Х., 1902. Отд. церк. древностей / Сост.: Е. К. Редин. № 348. С. 122).

Святогорская икона Божией Матери. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ц. святых Гурия, Самона и Авива в Луганске)
Святогорская икона Божией Матери. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ц. святых Гурия, Самона и Авива в Луганске)

Святогорская икона Божией Матери. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ц. святых Гурия, Самона и Авива в Луганске)
Повторяющееся в описаниях 2-й пол. XIX - нач. XX в. определение в отношении иконографии С. и.- «напоминает «Одигитрию»» (Ковалевский. 1868; Кулжинский. 1896; Фомин. 1916) - указывает на особенность извода иконы: голова Богомладенца показана не прямо, а склонена к Божией Матери и касается Ее мафория. К характерным чертам чтимого списка относятся: обрез фигуры Пресв. Богородицы почти до середины бедер; фибула, скрепляющая края мафория; жест правой руки Младенца Христа с ладонью, полураскрытой вовне, а не с благословляющим перстосложением; придерживаемый левой рукой небольшой жезл с навершием в виде креста; положение стоп: верхняя правая и под ней развернутая пяткой вперед левая скрещены так, что левая стопа находится ниже уровня правой. На хромолитографии изображение Богоматери поясное, позы Матери и Младенца в целом выдержаны как на чтимом списке, но в остальном, в т. ч. по традиц. прочтению одежд, образ близок к Тихвинской иконе Божией Матери: правая рука Иисуса Христа в именословном благословении, в левой - свиток, левая стопа выше правой.

Святогорская икона Божией Матери. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1901 г.
Святогорская икона Божией Матери. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1901 г.

Святогорская икона Божией Матери. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1901 г.
Списки С. и., созданные в XIX в.- нач. XX в. в иконописной мастерской Святогорского мон-ря, сходны по стилистике и иконографии с ныне чтимой иконой (Богомладенец со скипетром). В рукописных заметках игум. Антония (Пузикова) есть сведения о 13 иконах, написанных маслом на холстах (Сказание. С. 7); к ним относятся иконы в церквах святых Гурия, Самона и Авива в Луганске, Вознесенской с. Торского, Рождества Пресв. Богородицы в Крестище. В этот период чудотворный образ воспроизводили на предметах священнического облачения. Так, в 1891 г. по благословению игум. Вассиана (Дегтярёва) была изготовлена «серебряная из однозолотной парчи» фелонь с оплечьем из малинового бархата, на котором позолоченным серебром была шита С. и. (Там же).

Иконы, в основе к-рых лежит литографическое изображение С. и. 1901 г. (Богомладенец со свитком), гл. обр. созданы в период возрождения Церкви в XX в. (2 иконы из домовой церкви схиеп. Алипия (Погребняка)). Иконы обоих изводов пишут и в наст. время, напр. икона в иконостасе ц. Всех святых, в земле Русской просиявших, в одноименном ските лавры, икона в Покровской ц. Святогорской лавры.

Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Харьковской епархии. М., 1852. Отд. 1. С. 107-142; Ковалевский А. Ф. День в Святогорской пуст. 4 сент., 1868 г. // ДЧ. 1868. Ч. 3. Кн. 12. Изв. и заметки. С. 139-149; Кулжинский Г. И. Святогорская Успенская общежит. пуст. в Харьковской епархии. Од., 18965. С. 113-115; Фомин П. Г., прот. Церк. древности Харьковского края: Ист.-археол. очерк. Х., 1916, 20112. С. 83; Сказание о чудотворной иконе Божией Матери Святогорской. Б. м., б. г.; Дело о злодеяниях большевиков, совершенных в 1918 и 1919 гг. в Святогорском мон-ре // Святогорский летописец: Альм. Святогорск, 2019. Вып. 2. С. 451-485; Комашко Н. И. Рукописный сб. «Солнце Пресветлое» и изобразительные своды чтимых богородичных образов: Текст - гравюра - икона // Солнце Пресветлое. М., 2021. Кн. 2: Рус. свод сказаний о богородичных иконах: Исслед. С. 290.
Архим. Лазарь (Терещенко), Н. И. Комашко, Э. В. Шевченко