Чудотворный образ. Краткое сказание о С. и. со ссылкой на соч. «Небо Новое» архим. Иоанникия (Галятовского) приведено в рукописном сб. «Солнце Пресветлое» нач. XVIII в. (МГУ НБ. № 293. Л. 47-47 об.). От себя составитель добавил произвольно дату явления образа - 11 дек. 1192 (6700) г., к-рая не соответствует историческим реалиям. Точной даты празднования С. и. не имеет, в правосл. месяцеслов не включена.
Под С. и. в рус. сказании фигурирует образ Богоматери (Мадонна-ди-Мондови), находящийся в итал. Пьемонте, на бывш. территории герцогства Савойского, в ц. Рождества Богородицы (санктуарий Regina Montis Regalis) в Викофорте. Это стенописное изображение XV в., помещенное на колонне, к-рая была установлена еще до возведения храма. История образа и его гравированное изображение вошли в 3-й иллюстрированный том «Atlas Marianus» В. Гумппенберга (Ingolstadt, 1659). Сведения были заимствованы составителем у церковных авторов Ф. Малабайла (Malabaila F. Sacrae imaginis deiparae Virginis, prope Montem Regalem in subalpinis miraculis coruscantis historia. P., 1622) и Дж. Б. Альберти (Alberti G. B. Dell'apparizione della Madonna santissima di Misericordia di Savona e delle miracolose sue imagini in Italia. Genova, 1642). Согласно этому тексту, колонна с изображением Богоматери была установлена в пригороде Мондови на средства хозяина керамической мастерской. Скрытый кронами деревьев образ однажды был случайно поврежден выстрелом охотника и стал кровоточить. После этого от изображения стали происходить чудеса. Это вызвало раздражение кальвинист. священника из Цюриха, который объявил чудеса выдумкой. Во время одной из проповедей он призвал диавола забрать его в ад, если слова его неверны, после чего на глазах у прихожан исчез, а церковь наполнилась смрадом. В «Небе Новом» и «Солнце Пресветлом» кальвинистский священник, названный лютеранином, идентифицирован с охотником, стрелявшим в образ.
Согласно документам, образ был случайно поврежден в 1592 г. во время охоты Дж. Сарджано, который в знак раскаяния привесил к колонне свою аркебузу. В 1594 г. вокруг колонны с образом была построена капелла. Два года спустя еп. Мондови Джованни Антонио Каструччи провел освидетельствование происшедших от образа исцелений, тогда же было начато строительство посвященной Богоматери церкви (архит. А. Виттоцци, 1596-1615; купол - Ф. Галло, 1728-1732) на средства герц. Карла Эммануила I Савойского. Именно он упоминается в «Небе Новом» и «Солнце Пресветлом» как кн. Мануил Сабавдийский, пришедший поклониться прославившемуся образу Богоматери.
В наст. время колонна с живописным изображением Богоматери находится в киоте в главном алтаре церкви в Викофорте.
Образ в Викофорте представляет сидящую Богоматерь, к-рая держит на правой руке Младенца Христа. Композиция восходит к греч. типу Дексиократусы. В Зап. Европе в 20-40-х гг. XVII в. с нее было выполнено неск. гравюр, в т. ч. вошедшая в «Atlas Marianus», но они не оказали влияния на формирование иконографии С. и. в рус. традиции. В рукописи «Солнце Пресветлое» сказание об иконе произвольно проиллюстрировано западноевроп. гравюрой с ростовым изображением Богоматери с Младенцем на луне, никак не связанной с оригиналом и также не давшей устойчивой изобразительной традиции. Гравюра повторяет работу И. Вирикса, с которой был выполнен ряд копий Р. Саделером и Й. (Я.) Валдором в прямом и обратном переводах, разнящихся латинскими надписями внизу. Авторство оттиска из рукописи неизвестно. Текст на нем представляет парафраз слов из Книги Песни Песней Соломона (ср.: «...нашла того, которого любит душа моя, ухватилась за него, и не отпустила его» - Песн 3. 4): «Tenui quem diligit anima mea nec dimitta eum» (Держала на руках, кого любит душа моя).
Изображения С. и., как самостоятельные, так и в составе сводов чтимых Богородичных образов, в русской иконописи не встречаются. Известен поздний иконный образец XIX в. с изображением Божией Матери «Одигитрия», где в подписи С. и. ошибочно идентифицируется с Думницкой иконой Божией Матери.