[Ромул; греч. Ρωμύλος] († ок. 98-117), мч. Римский (пам. 6 сент.). Основным источником сведений о Р. является Мученичество, сохранившееся в обработке прп. Симеона Метафраста; сказание о Р., пострадавшем в гонение имп. Траяна (98-117), там механически соединено с Мученичеством святых Евдоксия, Зинона и Макария, пострадавших по приказу имп. Диоклетиана (284-305) в Мелитине (ныне Малатья, Турция). Это объединение сказаний объясняется общим днем их памяти (см.: Astruc C. Un fragment palimpseste d'une Passion premetaphrastique inconnue de S. Eudoxius et de ses compagnons // AnBoll. 1959. Vol. 77. P. 42-54).
Согласно Мученичеству, имп. Траян рассылал по всей империи указы, предписывавшие солдатам приносить жертвы языческим богам, однако в армии, занятой военной кампанией на Востоке, эти предписания были проигнорированы (не в последнюю очередь из-за воинской доблести воинов-христиан). За ослушание император сослал в Мелитину Армянскую 11 тыс. солдат, исповедовавших христ. веру. Р., препозит (высокопоставленный чиновник), приближенный к императору, выступил против столь жестоких карательных мер, к-рые наносили ущерб обороноспособности империи. Траян разгневался и стал угрожать Р., но тот в ответ подверг осмеянию идолов и во всеуслышание исповедал Христа. За это святой был жестоко избит; тем не менее удары он именовал благодеянием, а пролитую кровь - царственной порфирой и омовением грехов. Тогда император повелел его обезглавить. Вторую часть Мученичества занимает повествование о страданиях святых Евдоксия, Зинона и Макария, пострадавших 2 столетиями позже.
Несколько иначе сказание представлено в Синаксаре К-польской ц. (сер. Х в.). Согласно этой версии, именно Р. был инициатором указа, предписывающего солдатам приносить жертвы идолам, причем этот указ распространялся не на всю империю, но только на армию, находившуюся в Галлии. Он же отправил отказавшихся повиноваться христиан в ссылку в Армению и предал там жестокой казни, но раскаялся, исповедал Христа и был за это обезглавлен. Затем речь идет о пострадавших спустя много лет святых Евдоксии, Зиноне и Макарии (SynCP. Col. 20-21).
Третий вариант сказания представлен в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.), где предпринята неудачная попытка содержательно объединить сказания о Р. и мучениках Евдоксии, Зиноне, Макарии и их спутниках. Согласно этой версии, христианин Евдоксий жил во времена имп. Траяна в Галлии и имел звание комита. Именно его с подчиненными ему солдатами император сослал в Мелитину по совету Р., к-рый впосл. раскаялся и был казнен за исповедание Христа. Составитель сказания делает непосредственным преемником Траяна жившего неск. веками позже имп. Максимина II Дайю (305-313), по приказу к-рого и были казнены ссыльные воины (PG. 117. Col. 33-36).
Все 3 версии сказания составлены спустя много веков после предполагаемого времени кончины как Р., так и святых Евдоксия, Зинона и Макария и содержат анахронизмы и исторически недостоверные данные: так, напр., во времена имп. Траяна не существовало должности препозита священной опочивальни, также ничего не известно о массовых ссылках и казнях 11 тыс. воинов в Мелитине. Историческая достоверность Мученичества Р., т. о., является сомнительной (см.: MartRom. Comment. P. 381).
Согласно «Хронике», надписанной именем Нуммия Эмилиана Декстера, друга блж. Иеронима Стридонского, Р. был испан. происхождения (ActaSS. Sept. T. 2. P. 509). Однако в действительности это сочинение является псевдоэпиграфом, созданным на рубеже XVI и XVII вв., и принадлежит испан. иезуиту и фальсификатору Херонимо Роману де ла Игере, а потому не имеет исторической ценности.
Днем памяти Р. и святых Евдоксия, Зинона и Макария было, согласно Синаксарю К-польской ц., 6 сент. Синаксис в их честь совершался в приделе св. Прокопия в ц. мч. Мины в К-поле (Janin. Églises et monastères. P. 443-444). В рукописном Минологии XII-XIII вв. (Ambros. B. 104) их память отмечена под 19 дек. (SynCP. Col. 327-328). Причины такого перемещения празднования неизвестны.
В слав. традиции, следовавшей за греч. источниками, память П. также объединялась с памятью мучеников Евдоксия, Зинона и Макария. Их память со сказанием содержится под 6 cент. в составе слав. нестишного Пролога, переведенного с греческого в кон. XI или нач. XII в. (изд.: Славяно-рус. Пролог по древнейшим спискам. М., 2010. Т. 1. С. 76-77). Включалась она (под той же датой) и в славяно-рус. стишные Прологи, переведенные в Болгарии в XIV в. (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 1. С. 40-41). Неск. различных сказаний о святых входят в состав ВМЧ свт. Макария под 6 сент. (см.: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 15-16 (1-я паг.)). В слав. и рус. версиях «Книги житий святых» свт. Димитрия (Савича (Туптало)), митр. Ростовского, сказание следует изложению прп. Симеона Метафраста и помещено также под 6 сент. По сообщению архиеп. Сергия (Спасского), Хиландарский Пролог приводит память святых под 7 сент., а рус. слав. Пролог XIV в.- под 4 сент. (см.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 273).
В лат. традиции память Р. и мучеников Евдоксия, Зинона и Макария впервые появляется в Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) под 5 сент. (MartRom. P. 381). Совр. редакция Римского Мартиролога этого празднования не включает.
На иконографию Р. оказала влияние приходящаяся на один день память этого святого и Мелитинских мучеников (см. ст. Евдоксий, Зинон, Макарий). На миниатюре из Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 18, 1-я четв. XI в.) представлена сцена казни мучеников через усекновение главы. Поскольку в названии агиографического повествования фигурируют имена мучеников Евдоксия и Р., то, видимо, эти святые и изображены на переднем плане миниатюры: претерпевший казнь мч. Евдоксий и Р., склонившийся под мечом палача. Р. облачен в светлую длинную тунику с золотым ожерельем; наклон его стана повторяет очертание скалы, у ее подножия лежит обезглавленное тело мч. Евдоксия, голова к-рого обращена к Р. т. о., что глаза одного мученика смотрят в уже закрытые глаза другого. Позади Р. стоят готовые к казни еще 5 мучеников; у всех руки связаны за спиной. Р. подобен обликом вмч. Прокопию Кесарийскому: безусый, безбородый, волнистые волосы спускаются короткими прядями за уши, образуя тройной завиток (деталь, отличная от образа вмч. Прокопия). Единоличные образы тех же мучеников есть в Житиях святых (Marc. 586. Fol. 62v, XI в., Венеция) - все в рост, между мучениками Евдоксием и Зиноном стоит Р.
В составе лицевых минологиев известны др. варианты изображения Р. В сентябрьском томе т. н. Лондонского минология, рукописи к-польского происхождения (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 67r, кон. XI в.), заставка перед текстом Житий на 6 сент. включает 4 медальона со сценами, иллюстрирующими Житие Мелитинских мучеников. В киноварной надписи под заставкой 2-м упомянут Р. В медальонах святые показаны: 1) стоящими вместе перед царем (с темным нимбом), 2) как свидетели истязания одного из молодых мучеников (побит палками), 3) сидящими в крепости, 4) во время казни (усечения). Очевидно, Р.- это один из 2 средовеков с темными волосами и короткой бородкой, облаченный в синюю тунику (Византийская миниатюра. 2012. С. 395-396. Ил. 359). В лицевом кодексе того же состава и той же эпохи из собрания Бодлианской б-ки в Оксфорде (Bodl. Baroc. 230. Fol. 3v) святой изображен на полностраничной миниатюре вместе с др. святыми этого месяца (Миjпвић. Менолог. С. 192).
В древнерус. искусстве образ Р. есть в росписях псковского Спасо-Преображенского Мирожского мон-ря (ок. 1140), программа к-рых была составлена со знанием визант. образцов - нек-рые композиции близки к аналогичным в Палатинской капелле Палермо (1143-1149). На юж. стене, к западу от окна, в чине мучеников святой представлен рядом с мч. Евдоксием. Р. облачен в красный хитон и зеленый плащ, богато украшенные золотым шитьем (поручи, оплечье, тавлион), на шее святого золотая гривна, состоящая из крупных звеньев, с 3 кольцами впереди - знак воинской доблести. Левой рукой Р. придерживает край гиматия, в правой руке - 8-конечный белый крест. Он молод, без бороды и усов, волосы прямые, за ушами видны короткие пряди, уподобляющие его облик облику вмч. Прокопия Кесарийского (Сарабьянов. 2010. С. 244, 308. Ил. 213). В. Д. Сарабьянов считал, что выбор святых, в т. ч. Р., мог быть связан с наличием их мощей у заказчика росписей - свт. Нифонта, еп. Новгородского (Там же. С. 239).
В лицевом хронографе, одной из частей Лицевого летописного свода (РНБ. F. IV. 151. Л. 10 об., 70-е гг. XVI в.), Р. стоит в ряду мучеников, претерпевших казнь при имп. Траяне ок. 117 г. Это 2-рядная композиция в лист, где вверху помещены 6 мучеников, а ниже - «иные» из числа 1134 мучеников в Мелитине. Если придерживаться последовательности имен в тексте, где Р. назван «препоситом», то он показан седовласым мучеником с короткой бородой, в красном хитоне и зеленом гиматии.
В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в минейном разд. под 6 сент. Р. описан как старец, к-рого обезглавили вместе с мучениками из Мелитины: Евдоксием и Зиноном (Ерминия ДФ. Ч. 3. § 22). В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) все мученики во главе с Р. названы пострадавшими при имп. Траяне, Р. подобен мч. Косме, т. е. средовек с темными волосами и бородой, одетый как вельможа (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 146).