(† После 1288, Орда (?)), блгв. вел. кн. Черниговский и Брянский (пам. 20 сент.- в Соборе Брянских святых). Из Рюриковичей; 2-й сын Киевского, Черниговского и Новгородского кн. мч. Михаила Всеволодовича, внук Киевского и Черниговского вел. кн. Всеволода (Даниила) Святославича Чермного, брат кнж. прп. Евфросинии (Феодулии) Суздальской и ростовской кнг. Марии Михайловны. Основатель Свенского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря.
Основные сведения о Р. М. сохранились в Галицко-Волынском летописном своде кон. XIII в. (известен в составе Ипатьевской летописи, список нач. XV в.), древнерус. синодиках и родословцах XVI-XVII вв., «Сказании» о начале Свенского Успенского мон-ря. Точные время и место рождения Р. М. неизвестны. Вероятно, он род. в нач. 30-х гг. XIII в., когда его отец уже занимал черниговский престол. Впервые в источниках упоминается летом 1247 г. При возвращении из Монголии папский посол Иоанн де Плано Карпини встретил «князя Романа, который въезжал в землю татар, и его товарищей» (Плано Карпини Дж., де. История монгалов. Рубрук Г., де. Путешествие в Вост. страны. Книга Марко Поло. М., 1997. С. 84). Поездка Р. М. в Орду после мученической кончины там отца могла быть вызвана необходимостью получить ярлык на Брянское княжение.
В 1263 г. Р. М. провел удачные военные действия против войск литов. кор. Миндовга и его союзников, к-рые в течение мн. лет систематически разоряли земли Черниговского княжества. В решающей битве он был ранен, но смог с победой вернуться в Брянск. К этому времени от брака с кнг. Анной (Анастасией), происхождение к-рой неясно, у Р. М. уже было 4 дочери, младшая дочь впосл. кобринская кнг. Ольга (Елена) Романовна (нач. 50-х гг. XIII в.- после марта 1289). Восстановив военно-политические связи с галицко-волынскими князьями, в 1263 г. Р. М. отдал ее в жены владимиро-волынскому блгв. кн. Владимиру (Иоанну) Васильковичу. Из-за ранения князь не смог поехать на свадьбу дочери из Брянска во Владимир-Волынский, но отправил вместе «с нею сына свое[го] стареишего Михаила и бояр много» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 860, 861-862). По-видимому, не позднее нач. 60-х гг. XIII в. другая дочь Р. М. могла стать женой одного из смоленских князей, земли которых также страдали от литов. военной экспансии (Горский. 1996. С. 78, 100. Примеч. 25).
Зимой 1274/75 г. Р. М. входил в число «заднепрянских князей», которые были вассалами ордынского темника Ногая («вси князи в воли в Тотарьскои»). Вместе с сыном кн. прп. Олегом (Леонтием) Романовичем принимал участие в военном походе западнорус. князей на полесские и понеманские земли Чёрной Руси от Копыля до Новгородка (совр. Новогрудок), находившиеся во владениях Литовского вел. кн. Тройдена. Целью рус. князей и ордынцев была военная поддержка Галицкого вел. кн. Льва I Даниловича. В это время о высоком политическом статусе Р. М. свидетельствуют упоминание правителя Брянска выше, чем смоленского кн. Глеба Ростилавича, а также вовлеченность сына Р. О. в командование ордынцами. Не дожидаясь своих союзников, галицкий кн. Лев Данилович и ордынцы сами смогли захватить окольный город Новгородка и взять богатые трофеи, чем вызвали негодование своих опоздавших брянского и смоленского союзников (в это время владимир-волынский кн. Владимир Василькович пригласил к себе Р. М., но он отказал зятю, т. к. находился «в земли ратнои» и не мог оставить без внимания свои войска; вместо себя правитель Брянска отправил во Владимир-Волынский кн. прп. Олега Романовича) (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 872-874).
Временная ликвидация литов. экспансии не привела к длительному миру, т. к. в 1-й пол. 80-х гг. XIII в. на часть владений Р. М. (по-видимому, прежде всего на пограничные в районе Посожья) попытался распространить свою власть Смоленский и Ярославский блгв. кн. Феодор Ростиславич Чёрный. В ответ на эти действия Р. М. собрал значительные войска и совершил поход на Смоленск, где сжег «пригородье», но не смог захватить крепость (Там же. Т. 1. Стб. 482).
В 1286-1287 гг. по приказу хана Тула-Буги и темника Ногая «заднепреискыи князи» были вынуждены отправиться в ордынский поход на Польшу. В Галицко-Волынском своде кон. XIII в. прямо Р. М. не упоминался, но факт отправки войск на войну из Брянского княжества несомненен (Там же. Т. 2. Стб. 891-895).
По «Сказанию о зачатии Свенского монастыря» (XVI в.) ок. 1288 г. Р. М. заболел и ослеп. Он смог выздороветь лишь благодаря помощи монашеской братии Киево-Печерского монастыря, приславшей в Брянск по благословению архим. Агапита чудотворный образ Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими (Иерофей. 1866. С. 2. Примеч. 3). В честь своего исцеления Р. М. приказал сделать Свенский список чудотворной иконы (см. Свенская Печерская икона Божией Матери), а в пригородной слободе на высоком берегу на месте впадения р. Свени в р. Десну он основал Свенский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (Там же. С. 2-7, 20).
В конце жизни, став старейшим представителем династии Ольговичей, Р. М. занял черниговский престол (Родословная книга. 1851. С. 33, 63, 155, 244). По данным некоторых частных списков рус. родословцев 2-й пол. XVI-XVII в., «убил его царь в Орде» (Там же. С. 63; Квашнин-Самарин. 1873. С. 218). По мнению А. А. Горского, казнь Р. М. могла произойти после 1293 г., когда к власти пришел хан Тохта, начавший вскоре вооруженную борьбу против политического влияния темника Ногая, сторонники к-рого на Руси подверглись военно-политическому давлению (Горский. 1996. С. 78-79). Однако поминальные записи о Р. М. в синодиках его мученическую кончину в Орде не подтверждают (Зотов. 1892. С. 197).
В браке с кнг. Анной у Р. М. род. несколько сыновей. Помимо бездетных «убитого от Литвы» кн. Михаила Романовича († между 1264 и зимой 1274/75) и Черниговского и Брянского вел. кн. прп. Олега (Леонтия) Романовича синодики также упоминают умерших в нач. XIV в. путивльского кн. Ивана и его брата Константина Романовичей (НКПИКЗ. № 907. Л. 9 об., 14, Список 2-й пол. XVII в.; Зотов. 1892. С. 27).
Ближайшими потомками Р. М. по муж. линии были погибшие в борьбе с ордынцами в XIV в. киевский прп. кн. Владимир (Иоанн) Иоаннович и путивльский блгв. кн. мч. Иоанн Иоаннович, а также служившие в XV-XVI вв. в ВКЛ князья Осовицкие (Кузьмин А. В. Источники XVI-XVII вв. о происхождении киевского и путивльского кн. Владимира Ивановича // Вост. Европа в древности и средневековье: Проблемы источниковедения: XVII Чт. памяти В. Т. Пашуто и IV Чт. памяти А. А. Зимина: Тез. докл. М., 2005. Ч. 2. С. 220-223).
После смерти Р. М. поминался на панихидах как представитель правящей черниговской династии Ольговичей. В синодике ц. Введения Пресв. Богородицы Киево-Печерского монастыря читалась вечная память «велик(аго) кн(я)зя Романа Старого Черниговского, и кн(я)г(и)ню его Анну и с(ы)на его кн(я)зя Олга Романовича» (НКПИКЗ. № 907. Л. 9 об.; Кузьмук. 2007. С. 17). Близкое чтение сохранилось в неск. списках т. н. Любецкого помянника Черниговской епархии (Милорадович. 1871. № 23. С. 35; Зотов. 1892. С. 26). В синодике старца Ефрема 1625/26 г. из Свенского Успенского монастыря вслед за мучениками Киевским и Черниговским блгв. кн. Михаилом Всеволодовичем и его боярином мч. исп. Феодором поминали «великаго князя Романа» (Синодик старца Ефрема. 1896. С. 4). В 1681-1786 гг. эта обитель стала приписной к Киево-Печерской лавре, в к-рой продолжалось поминание Р. М. Кроме того, правитель Брянска почитался в связи с чудотворной Свенской иконой Божией Матери, память которой праздновалась 3 мая (Иерофей. 1866. С. 7-9).
5 дек. 2003 г. канонизация Р. М. была подтверждена включением его имени в Собор Брянских святых, празднование к-рому было установлено по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера). Написано совр. Житие Р. М. (см.: Антонова, Комова. 2015).
До кон. ХХ в. изображения Р. М., видимо, отсутствовали. Образ Р. М. как исторического деятеля, при к-ром произошло возвышение Брянского княжества во 2-й пол. XIII в., появился в отечественном искусстве в посл. четв. ХХ в. в связи с празднованием 1000-летия основания Брянска (1985) и 700-летия основания Свенского мон-ря (1988): резная скульптура из дубового кряжа с изображением Р. М. (1978, В. Орлов, Брянский городской парк-музей им. А. К. Толстого); акварельные композиции «Брянский кн. Роман Михайлович» и «Брянский кн. Роман Михайлович получает известие о нападении литовских войск, 1263 г.» (1981, В. М. Златогорский, Брянский гос. краевед. музей); живописные произведения «Кн. Роман Брянский» (Ю. А. Сапегин; Брянский гос. краевед. музей), «Основание Свенского монастыря» (2001, М. С. Решетнёв; Р. М. в коленопреклоненном молении перед Печерской Свенской иконой Божией Матери). Образ Р. М. стал центральным в монументальном панно, посвященном 1000-летию Брянска (холодная энкаустика, 1997, В. В. Волков, зал ожидания вокзала ст. Брянск-1).
Иконы Р. М. начали писать после включения его имени в Собор Брянских святых. На современных ростовых и поясных иконах и в храмовых росписях Р. М. изображают в княжеских одеждах (платье или доспехи, шуба, шапка), с крестом и мечом в руках или, как основателя Свенского мон-ря,- с моделью храма в руке либо в молитвенном предстоянии Свенской иконе Божией Матери. Образ Р. М. входит в состав композиции «Собор всех святых, в земле Брянской просиявших» (создана ок. 2005 по образцу иконографии «О Тебе радуется», иконописец мон. Варнава (Карцева)). Его коленопреклоненная фигура в красном плаще помещена в центре под Свенским образом Божией Матери (списки иконы находятся в кафедральном Троицком соборе Брянска). Р. М. представлен на живописных панно в смешанной технике: «Блгв. кн. Роман перед Свенской иконой Божией Матери» (кон. 10-х гг. XXI в., фасад надвратной ц. Сретения Господня Свенского мон-ря); «Перенесение Свенской иконы Божией Матери из Киево-Печерского мон-ря» (2004, трапезная Петропавловского мон-ря в Брянске).