[Лат. Romanus] (ок. 390 - ок. 460), св. (пам. зап. 28 февр.), основатель мон-ря Кондат (др. название - Кондадискон; на месте совр. г. Сен-Клод, Франция). Наиболее подробный источник сведений о Р.- т. н. Житие Юрских отцов (Р., его брата св. Лупикина и их преемника св. Евгенда). По мнению А. Дюбрёка, Житие было написано, вероятно, между 512 и 515 гг. (см.: Dubreucq. 2009. Р. 197). Предположительно автором Жития можно считать св. Вивентиола (Вивенциола), еп. Лионского, ученика св. Евгенда (см.: Mose. 1973. N 1. P. 43-44; Wood. 1981. P. 27; Vogué. 2003. P. 123-127). Историческая достоверность Жития была предметом полемики на протяжении долгого времени, однако со 2-й пол. XX в. научный консенсус окончательно сложился в пользу подлинности текста (подробнее см.: Vie des Pères du Jura. 1968. P. 14-44). Иной вариант сказания о Р. и Лупикине содержится в агиографическом сб. «Житие отцов», созданном еп. Григорием Турским.
В Житии Юрских отцов сообщается, что Р. с детства проявлял подвижнические добродетели, избегал игр и забав; мирские занятия не привлекали его, и, став взрослым, Р. не пожелал вступить в брак. В возрасте 35 лет святой оставил дом, чтобы вести отшельническую жизнь (по сообщению еп. Григория Турского, его родители к тому времени скончались, но в Житии Юрских отцов говорится о том, что Р. оставил мать, сестру и брата ради подвижничества). Р. поселился в уединенной долине среди Юрских гор между Бургундией и Алеманнией, недалеко от г. Авентик (ныне Аванш, Швейцария), близ места слияния 2 рек, в тени густой пихты, к-рая защищала его от дождя и ветра. Через некоторое время к Р. присоединился и его брат Лупикин, получивший от него известие в сонном видении. Еп. Григорий Турский сообщает, что подвижники питались только кореньями и проводили все дни в псалмопении, однако в Житии Юрских отцов уточняется, что Р. принес с собой все необходимое для небольшого огорода и возделывал землю.
Еп. Григорий Турский описал, как диавол, желая помешать святым в их духовном подвиге, стал ежедневно обрушивать на них град камней, так что Р. и Лупикин в страхе покинули свое уединение, чтобы перейти в более населенные места. По пути они остановились в бедном доме, и хозяйка стала расспрашивать их, кто они и откуда. Услышав рассказ братьев о причинах их бегства, женщина призвала их сохранять мужество. Р. и Лупикин, устыдившись своего малодушия, вернулись на прежнее место. Когда братья стали переносить диавольские искушения с молитвой и терпением, те вскоре прекратились. Слава о подвигах Лупикина и Р. постепенно распространилась по окрестным землям, и к ним стали стекаться люди, искавшие духовного наставления. В этот момент святыми и был основан мон-рь Кондат, а затем еще 2 обители (мон-рь в Лауконне (Локоне), ныне Сен-Люписен и, возможно, Роменмотье в совр. Швейцарии). Братья поочередно посещали живших там монахов, наставляя их словом Божиим. За основу устава обители они взяли устав одного из расположенных в окрестностях Лугдуна (ныне Лион) мон-рей, настоятелем к-рого был некий Савин, давний знакомый Р. Из той же обители святой принес собрание Житий (вероятно, егип. пустынников) и «замечательные постановления старцев», т. е. сочинение прп. Иоанна Кассиана Римлянина «О правилах общежительных монастырей» (CPL, N 513; см.: Серафим (Роуз). 2005. С. 132).
По утверждению еп. Григория Турского, главным аббатом над всеми мон-рями, к-рые были основаны св. братьями, был Лупикин, однако это сообщение, по-видимому, основано на том, что после смерти Р. его брат 20 лет управлял всеми обителями в одиночку (Серафим (Роуз). 2005. С. 190), поскольку в Житии Юрских отцов подчеркивается первенство Р. В 443-444 гг. святой был рукоположен в священный сан свт. Иларием Арелатским (Арльским), к-рый путешествовал через Юру в связи со спором со свт. Львом I Великим, папой Римским, и услышал о подвигах Р. Спустя неск. лет сестра Лупикина и Р., Иола, также удалилась в Юрские горы для подвижнической жизни. Братья обустроили для нее и благочестивых дев, к-рые последовали за ней, отдельный мон-рь неподалеку от Кондатской обители.
Лупикин отличался крайней суровостью и строгостью, в то время как Р. был необычайно прост, кроток и милостив и не испытывал никаких искушений даже в общении с женщинами. Когда его брат, посещая один из основанных святыми мон-рей, своей строгостью подтолкнул 12 нерадивых монахов к уходу из обители, Р., чудесным образом узнавший об этом, упрекнул его и стал горячо молиться за ушедших. По его молитве они покаялись и основали собственный мон-рь. Р. имел не только великую любовь к ближним, но и дар чудотворения. Так, напр., во время путешествия к месту погребения мч. Маврикия в Агауне (Агоне; ныне Сен-Морис, Швейцария) подвижник был вынужден остановиться на ночлег в приюте для прокаженных и не только не побоялся разделить с ними трапезу, но и собственноручно умыл им ноги перед ужином, а после, когда больные уснули, всю ночь провел в молитве над ними и исцелил их всех. Исключительное милосердие Р. проявлялось и в его готовности принимать в мон-рь всех желающих без строгого отбора. Это он объяснял тем, что всякий грешник способен к покаянию и исправлению жизни, а всякий праведник - к падению. Кроме того, святой также избегал возлагать на монахов излишне строгие подвиги без их желания.
Скончался Р. во время посещения мон-ря своей сестры. Согласно сообщению еп. Григория Турского, из сострадания к несчастным святой завещал похоронить себя вне стен обители Кондат, чтобы ищущие исцеления, в т. ч. и женщины, к-рым был воспрещен вход в мон-рь, могли приходить на место его погребения для молитвы. Согласно данным Жития Юрских отцов, мощи святого не перевезли в мон-рь Кондат, а оставили в базилике обители, в к-рой подвизалась сестра святого.
В Иеронимовом Мартирологе память Р. отсутствует. В «исторических» мартирологах, составленных Флором Лионским и архиеп. Адоном Вьеннским, память Р. указана под 28 февр. Под этой же датой в 80-х гг. XVI в. она была внесена Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (MartRom. P. 79) и сохраняется в его совр. редакции (MartRom (Vat.) P. 159). В еп-стве Сен-Клод поминовение святых Лупикина и Р. совершается 21 мая.
В восточной традиции литургическое почитание Р. не сложилось.