[Греч. Ρωμανός] († 250-251), сщмч. (пам. греч. 16 марта) Парийский, диак. Основным источником сведений о нем служит Мученичество мч. Менигна, совместно с к-рым пострадал Р. Мученичество входит в состав Минология имп. Василия II (1-я четв. XI в.) (BHG, N 2270). Согласно этому источнику, Р. наставлял народ в вере Христовой. Он был схвачен в гонение имп. Деция и после долгих мучений принял смерть от меча в г. Парий в Мисии на Геллеспонте (сев. часть М. Азии).
Уже в Синаксаре К-польской ц. (сер. Х в.) существовало общее празднование в честь Р. и мч. Менигна (16 марта; SynCP. Col. 543). В Минологии имп. Василия II общая память Р. и мч. Менигна указана также под 16 марта (PG. 117. Col. 355-356). Отдельное празднование в честь Р. совершалось 17 марта согласно рукописному Синаксарю 1301 г. (Paris. Coislin. 223; SynCP. Col. 543-544) и 16 марта согласно рукописному Синаксарю XII в. (Paris. gr. 1575; SynCP. Col. 539-540). Отдельная память Р. под 16 марта постепенно вытеснила традицию общего празднования двум святым в этот день. Под этой датой его память обозначена (без сказания) и у прп. Никодима Святогорца в «Синаксаристе» (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 92). Бывш. митр. Леонтопольский Софроний (Евстратиадис) указал память Р. также под 16 марта, однако он не учел данных Минология имп. Василия и ошибочно сообщил, что об обстоятельствах жизни и кончины Р. сведений нет (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 411).
Отдельная память Р. без сказания была включена в славяно-рус. стишные Прологи под 16 марта (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 7. С. 52). Вошла она также в ВМЧ свт. Макария, под той же датой (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 27 [2-я паг.]), однако свт. Димитрий (Савич (Туптало)), митр. Ростовский, не включил память Р. в «Книгу Житий святых». Отсутствует она и в совр. месяцеслове РПЦ.
В зап. традиции литургического почитания Р. не сложилось, хотя Ц. Бароний включил в Римский Мартиролог (80-е гг. XVI в.) под 15 марта память св. Менигна.