Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РОЗА ЛИМСКАЯ
60, С. 90-91 опубликовано: 6 апреля 2025г. 


РОЗА ЛИМСКАЯ

[Лат. Rosa Limensis, Rosa de Lima; монашеское имя - Роза Девы Марии (Rosa de Santa Maria); имя в миру - Исабель Флорес де Олива] (20.04.1586, Лима, вице-королевство Перу (ныне Перу) - 24.08.1617, там же), св. Римско-католической Церкви (пам. 23 авг.), доминиканка-терциарка (см. Терциарии).

Жизнь

«Явление Божией Матери святым доминиканкам». 1748 г. Худож. Дж. Б. Тьеполо (ц. Джезуати (Санта-Мария-дель-Розарио), Венеция) Фото: Sailko/Wikimedia Commons
«Явление Божией Матери святым доминиканкам». 1748 г. Худож. Дж. Б. Тьеполо (ц. Джезуати (Санта-Мария-дель-Розарио), Венеция) Фото: Sailko/Wikimedia Commons

«Явление Божией Матери святым доминиканкам». 1748 г. Худож. Дж. Б. Тьеполо (ц. Джезуати (Санта-Мария-дель-Розарио), Венеция) Фото: Sailko/Wikimedia Commons
Отец Р. Л., Гаспар Флорес, уроженец Эстремадуры, в 1545 г. уехал из Испании на о-в Пуэрто-Рико, позднее перебрался в Панаму. В Перу он прибыл в 1547 г. как солдат на службе у Педро де ла Гаски (1485-1567), к-рый был назначен президентом Королевской аудиенсии Лима и направлен на подавление восстания конкистадоров во главе с Гонсало Писарро (ок. 1510-1548). Позднее Флорес служил аркебузиром в охране вице-королей Перу Андреса Уртадо де Мендоса (в 1556-1560) и Франсиско де Толедо (1569-1581). В 1596-1600 гг. руководил строительством нового г. Кивес (ныне р-н Санта-Роса-де-Кивес, пров. Канта, регион Лима), где жил с семьей, затем вернулся в Лиму. Ок. 1575-1577 гг. Флорес женился на креолке (по др. данным, индианке) Марии де Олива-и-Эррере, уроженке Лимы. В браке родились 13 детей, Р. Л. была 4-й (или, по др. данным, 10-й) по старшинству. Была крещена с именем Исабель, но, согласно биографам, уже с раннего детства носила прозвище Роза, поскольку однажды мать увидела, как лицо девочки превратилось в цветок розы (по др. версии, у нее на щеках появились розы). Официально получила имя Роза одновременно с принятием 1-го причастия в Кивесе от Торибио де Могровехо-и-Робледо, архиеп. Лимского (1579-1606).

С раннего возраста Р. Л. отличалась религиозностью, переживала мистические видения, практиковала различные формы умерщвления плоти, в т. ч., подражая католич. св. Екатерине Сиенской, усиленно постилась, мало спала, отстригала волосы, втирала в кожу жгучий перец, совершала самобичевания, носила власяницу и вериги и др. Вопреки желанию родителей она отказывалась вступать в брак. Зарабатывала вышиванием, а также выращиванием и продажей цветов. Большую часть денег отдавала семье, остальное жертвовала на помощь беднякам и больным. Она желала стать монахиней, но в Лиме в то время действовал лишь конвент кларисс, а к этому ордену, по словам биографов, девушка не испытывала влечения. 10 авг. 1606 г. в возрасте 20 лет она присоединилась к «третьему ордену» доминиканцев. Р. Л. покидала родительский дом только для посещения богослужений и участия в религ. процессиях, принимала у себя больных и неимущих, заботилась о них. Читала сочинения католич. мистиков, в т. ч. католич. св. Хуана де ла Круса. Вокруг нее сформировался небольшой мистический религ. кружок, гл. обр. из креолов. В 1614 г. перуанская инквизиция назначила комиссию для изучения видений Р. Л., сохранились материалы допросов с подробными описаниями видений. Р. Л. подозревали в принадлежности к движению «алюмбрадос» (см. Алюмбрады), но офиц. обвинений ей не предъявили. В том же году из-за окончательно испортившихся отношений с родителями Р. Л. переехала в дом Марии де Усатеги, жены высокопоставленного чиновника Гонсало де ла Маса. По нек-рым сведениям, Р. Л. мечтала о мученической смерти и думала, что это могло произойти в 1615 г., когда на побережье Перу напал нидерланд. флот под командованием Йориса ван Спилбергена. Позднее (не ранее XVIII в.) возникла легенда, что Лима и Перу были избавлены от вторжения по молитве Р. Л. В связи с этой легендой в ряде стран Юж. Америки (особенно в Аргентине и Уругвае) частые в кон. авг.- нач. сент. штормы получили название «Бури св. Розы» (испан. Tormenta de Santa Rosa).

Из-за слабого здоровья Р. Л. на протяжении большей части жизни страдала от многочисленных болезней (туберкулеза, заболеваний суставов, почек, астмы и др.). Умерла она в возрасте 31 года, по преданию, предсказав время и обстоятельства кончины.

Почитание

Почитание Р. Л. началось еще при ее жизни. Уже в год смерти Р. Л. было издано 1-е Житие, где описывались ее видения и совершённые чудеса. Первоначально Р. Л. была похоронена внутри конвента доминиканцев. 19 марта 1619 г. ее останки торжественно перезахоронили у главного алтаря ц. Санто-Доминго (с 1930 имеет статус малой базилики). Предварительный сбор материалов в рамках подготовки канонизации Р. Л. прошел в Лиме с 1 сент. 1617 по 7 апр. 1618 г., собранные материалы были отправлены в Рим. Вместе с тем инквизиция продолжала расследование деятельности сложившегося вокруг Р. Л. кружка «блаженных» женщин (beatas). В 1622 г. церковные власти конфисковали бумаги Р. Л., в т. ч. ее дневник. В 1625 г. 6 женщин, обвиненных в «ложных видениях», подверглись процедуре аутодафе и были сожжены. В 1624 г. по распоряжению инквизитора Андреса Хуана Гайтана останки Р. Л. перенесли из главного алтаря в капеллу Екатерины Сиенской, а позднее - обратно в конвент, закрыв к ним доступ верующих. После этого центром почитания Р. Л. стал дом ее родителей. Перемещение останков Р. Л. вызвало волнения в городе, ходили слухи, что их собираются отправить в Испанию.

В Риме канонизационный процесс Р. Л. начался 1 мая 1625 г. После опроса более 180 свидетелей подготовленные материалы были представлены в Конгрегацию обрядов (21 июня 1634). Ход процесса затормозился из-за принятых папой Урбаном VIII (1623-1644) постановлений, ужесточавших признание новых святых (см. в ст. Канонизация). Однако идея церковного прославления Р. Л. была поддержана испан. королевским двором. Благодаря вмешательству испан. кор. Филиппа IV (1621-1665) и его жены Марианны Австрийской папа Римский Александр VII (1655-1677) распорядился возобновить процесс (1664), а папа Климент IX (1667-1669) беатифицировал Р. Л. (12 февр. 1668). 12 апр. 1671 г. она была официально канонизирована папой Римским Климентом X (1670-1676) и стала 1-й католич. святой, родившейся в Нов. Свете.

21 авг. 1669 г., уже после беатификации, останки Р. Л. были возвращены в ц. Санто-Доминго, к-рая стала главным паломническим центром Перу. Почитание Р. Л. получило распространение в испан. колониях в Америке, в т. ч. среди креолов, мулатов и представителей коренных народов, позднее также среди испаноязычного населения США. Уже с 1671 г. начали возникать религ. братства, посвященные Р. Л. Она стала почитаться как покровительница Лимы, Перу, всей Америки и Филиппин. В ХХ в. папой Римским Иоанном XXIII (1958-1963) провозглашена покровительницей диоцеза Санта-Роза в Калифорнии (США) (1963), папой Римским Павлом VI (1963-1978) - покровительницей гражданской гвардии Перу (1965). День памяти был первоначально установлен 30 авг. В 1969 г., в ходе реформы литургического календаря, поминовение Р. Л. было перенесено на 23 авг. В ряде диоцезов Лат. Америки сохранилось традиц. празднование 30 авг.

Первый портрет Р. Л. выполнил сразу после ее смерти и до погребения живший в Лиме итал. художник Анджелино Медоро (1567-1631). В позднейшей иконографии католич. святая часто изображалась держащей Младенца Иисуса. Среди наиболее известных изображений: картина Л. Бальди (1668, ц. Санта-Мария-сопра-Минерва, Рим), фреска Дж. Б. Тьеполо «Явление Божией Матери святым доминиканкам» (1748, ц. Джезуати, или Санта-Мария-дель-Розарио, Венеция) и др.

Лит.: Hampes Martínez T. El proceso de canonización de Santa Rosa: (Nuevas luces sobre la identidad criolla en el Perú colonial) // Hispania Sacra. Madrid, 1996. Vol. 48. N 98. P. 719-740; Marques L. C. L. Rosa de Lima // Diccionario de los Santos / Ed. C. Leonardi et al. Madrid, 2000. Vol. 2. P. 2003-2006; Mujica Pinilla R. Rosa Limensis: Mística, política e inconografía en torno a la patrona de América. Lima, 2001; Graziano F. Wounds of Love: The Mystical Marriage of Saint Rose of Lima. Oxf.; N. Y., 2004; Дубоссарская М. Л. Роза Лимская: Покровительница коренных латиноамериканцев, не заметившая Америку // Латинская Америка. М., 2019. № 10. С. 63-70.
С. Г. Мереминский
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Почитание святых в Римско-католической Церкви Роза Лимская [монашеское имя - Роза Девы Марии; имя в миру - Исабель Флорес де Олива] (1586-1617), святая Римско-католической Церкви (пам. 23 авг.), доминиканка-терциарка Терциарии
См.также:
ВАРВАРА († ок. 306), вмц. (пам. 4 дек., пам. зап. 15, 17 дек.)
ВОЛХВЫ в НЗ персонажи повествования о Рождестве Христовом (Мф 2. 1-12)
ВЯЧЕСЛАВ (ок. 907 - 28.09.935), блгв. кн. Чешский, (пам. 4 марта и 28 сент.)
ГЕОРГИЙ [Победоносец] († 303), вмч. (пам. 23 апр., 3 нояб., пам. рус. 26 нояб., пам. груз. 10 нояб.)
ГЕРАЛЬД АВРИЛАКСКИЙ (ок. 855 - 909), гр. Аврилакский, основатель аббатства св. Петра в Орийаке, св. (пам. зап. 13 окт.)
ГЕРМАН (ок. 495 - 576), еп. г. Паризии, св. (пам. 28 мая)
ГОРГОНИЙ И ДОРОФЕЙ († 303), мученики Никомидийские (пам. 3 сент., 28 дек.; пам. зап. 9 сент.)
ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации)