[Греч. ῥοδόσταγμα], розовая вода, использующаяся в правосл. богослужении, а именно в чине освящения храма: после омовения новосооруженного престола и прежде помазания его св. миром он натирается Р. и вином. В древних редакциях чина говорится об использовании для этого священнодействия душистого вина (возможно, экстракта роз или иных цветов в вине, οἰνάνθος (церковнослав. ) букв.- «винного цвета»). В совр. практике Р. и вино (в рус. практике, как правило, красное; в греческой - обязательно белое, чтобы не окрашивать мрамор, из к-рого обычно делается верхняя доска св. престола) смешиваются непосредственно перед возлиянием на престол. Благоухающая жидкость возливается на престол трижды, с возглашением стиха Пс 50. 9; затем жидкость растирается по престолу, а его поверхность осушается с помощью губок (в древности для этого служили куски ткани, затем освящавшиеся в качестве антиминсов). Помимо освящения натирание св. престола вином и Р. в визант. традиции могло повторяться ежегодно в Великий четверг в составе чина омовения престола (в средневек. рус. практике этот же чин использовался в случаях необходимости заменить обветшавшую срачицу св. престола).
В старину была известна также практика кропить народ в большие праздники Р. со св. водой (либо одной Р.), ср.: «Митрополит Павел Сарский кропил святою водою родостагмною» (из списка Выходов патриарших, 1666-1674 (ДАИ. 1853. Т. 5. С. 115); написание «родостагма», калькирующее греч. оригинал, использовалось на Руси до XVII в.). В наст. время обычай заменять одно из каждений возлиянием на ладонь каждого молящегося нек-рого количества Р. (или аналогичного благовония) из специального сосуда (далее молящиеся растирают благовоние по лицу) практикуется на Афоне и составляет одну из особенностей пасхальной службы.