Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАТЕРН
44, С. 317-318 опубликовано: 4 мая 2021г.


МАТЕРН

Св. Матерн. Скульптура Трирского собора. 1725 г. Скульптор И. Нойдеккер Младший
Св. Матерн. Скульптура Трирского собора. 1725 г. Скульптор И. Нойдеккер Младший

Св. Матерн. Скульптура Трирского собора. 1725 г. Скульптор И. Нойдеккер Младший

[Лат. Maternus] (1-я пол. IV в.), св. (пам. зап. 14 сент.), по преданию, 1-й еп. Колонии (ныне Кёльн, Германия) или 3-й еп. Августы Треверов (ныне Трир, Германия) и еп. Тунгров (ныне Тонгерен, Бельгия).

М., еп. Колонии, упоминается в источниках как участник антидонатистского Собора в Риме (313), созванного по инициативе имп. св. равноап. Константина I Великого (306-337) для разрешения споров вокруг избрания епископом Карфагена диак. Цецилиана (см. ст. Донатизм). Согласно сообщению Оптата, еп. Милевского, на Римском Соборе помимо М., Ретиция, еп. Августодуна (ныне Отён, Франция) (о нем см.: Hieron. De vir. illustr. 82; Idem. Ep. 37. 1), и Марина, еп. Арелата (ныне Арль, Франция), о необходимости участия к-рых в заседаниях имп. Константин I писал Римскому еп. (папе) Мильтиаду (311-314) (Euseb. Hist. eccl. Х 5. 18-20), присутствовали 15 епископов из Италии и Галлии. Мильтиад и отцы Собора отклонили обвинения, выдвинутые сторонниками Доната против Цецилиана, самого же Доната признали виновным в перекрещивании и повторном рукоположении клириков, падших (lapsi) во время гонений (Optat. De schism. donat. 1. 23-24). То же решение принял Арелатский Собор, созванный в 314 г. М. упомянут в послании отцов Собора к Римскому еп. (папе) Сильвестру I (314-335) (Concilia Galliae A. 314 - A. 506 / Ed. C. Munier. Turnhout, 1963. P. 4). От еп-ства Колонии соборные акты подписали М. и диак. Макрин (Ibid. P. 15).

Преемник М. еп. Евфрата был низложен как сторонник арианства (346). В различных версиях списка Кёльнских епископов, самая ранняя из к-рых была составлена при архиеп. Виллиберте (870-889), М. упоминается на 1-м месте (изд.: MGH. SS. T. 13. P. 284-286; см.: Kremer. 1993). Считается, что именно М. построил в Кёльне 1-ю ц. во имя ап. Петра на месте совр. кафедрального собора. При этом в Кёльне не было особого места почитания М., а также его гробницы, известно только о посвященном ему алтаре в крипте ц. св. Марии. Память М. в Кёльне отмечалась 13 сент. (она указана в календарях XII в.: Zilliken G. Der Kölner Festkalender. Bonn, 1910. S. 96).

О М., еп. Августы Треверов, впервые упоминается вместе с первыми Треверскими епископами Евхарием, Валерием и Агрецием в анонимном Житии св. Максимина (BHL, N 5822; Vita Maximini. 1. 6 // ActaSS. Mai. T. 7. P. 21-25), составленном во 2-й пол. VIII в. (подробнее см. ст. Максимин). При этом Григорий Турский не указывает М. среди св. епископов Августы Треверов (Greg. Turon. Vit. Patr. 17). Имя М. стоит в литании из сборника, составленного для аббатства св. Лиудгера в Вердене (после имен Валерия и Евхария - Colon. Dombibl. 106. Fol. 73, ок. 810), в литании из Сакраментария 2-й пол. X в., написанного в аббатстве Фульда для кёльнского собора, но затем дополненного в Трире, вместо соскобленных имен Кёльнских епископов вписаны имена Евхария, Валерия, М. и Агреция (Colon. Dombibl. 88. Fol. 9v; см. также списки Трирских епископов и архиепископов: MGH. SS. T. 13. P. 298-301; Duchesne. Fastes. T. 3. P. 30-34).

Особое значение фигура М. приобретает в период соперничества между кафедрами Кёльна и Трира в системе имперской Церкви (рубеж IX и X вв.). В нач. X в., вероятно по заказу Трирского архиеп. Радбода (883-915), было составлено Житие святых Евхария, Валерия и Матерна (BHL, N 2655). Там М. назван 3-м епископом Трира и одним из учеников ап. Петра; в сане субдиакона он был направлен проповедовать христианство в Галлию и Германию (ActaSS. Ian. T. 2. Col. 918-922). Согласно этому Житию, в местечке Элегия (ныне Эль, Франция) М. заболел лихорадкой и умер. Скорбящие о нем еп. Евхарий и диак. Валерий отправились в Рим, где ап. Петр утешил их и вручил им посох, с помощью которого они, вернувшись в Элегию, чудесным образом воскресили М. через 40 дней после кончины. Затем миссионеры прибыли в Треверы. Еп. Евхарий занимал кафедру в течение 25 лет, после него 15 лет - еп. Валерий, 40 лет - М. (ср.: Gesta Treverorum. 14-15 // MGH. SS. T. 8. P. 143-147). М. был погребен в Августе Треверов.

Посох, которым был исцелен М., хранится в сокровищнице кафедрального собора в Кёльне. Часть его была перевезена в Трир при архиеп. Эгберте (977-993) (о почитании посоха в Трире сообщает папа Римский Иннокентий III (1198-1216) - Innocent III, papa. De sacro altaris mysterio // PL. 217. Col. 796-797). В период позднего средневековья из этого посоха было принято изымать частицы, которые передавались в качестве реликвий в другие церкви. В частности, имп. Карл IV в 1354 г. велел отправить частицу посоха в кафедральный собор Праги. С этого времени почитание М. распространилось на чешских землях. С 1802 г. часть посоха, хранившаяся в Трире, принадлежала герцогам Нассау. В 1827 г. герц. Вильгельм I (1816-1839) передал ее в ризницу кафедрального собора в Лимбурге, где она хранится в наст. время.

Трирская легенда о М. оказалась столь популярной, что в XI в. он воспринимался одновременно как епископ Кёльна и епископ Трира (Passio Gereonis. 2. 21-23 // ActaSS. Oct. T. 5. P. 40), а также как епископ Тонгерена (Vita Servatii. 1 // MGH. SS. T. 12. P. 92). Впервые о том, что М. является основателем кафедры Тонгерена, сообщает Херигер Лобский († 1007), опиравшийся на трирскую легенду (Herigerus. Gesta episcoporum. 1. 5-15 // MGH. SS. T. 7. P. 167-171; см. также списки епископов Тонгерена: MGH. SS. T. 13. P. 290; T. 12. P. 125-126).

Согласно «Деяниям трирцев», составление к-рых относится к кон. XI - 1-й пол. XII в., М. был епископом 3 кафедр и умер в 128 г. в Кёльне (ср.: Gesta Treverorum. 15-16 // MGH. SS. T. 8. P. 147-148). Жители 3 городов претендовали на то, чтобы мощи М. покоились в их городе. Однако корабль, на котором перевозили тело М., чудесным образом поплыл против течения Рейна в сторону Трира и пристал у местечка Роденкирхен (ныне район Кёльна), откуда останки забрали трирцы. На этом месте была воздвигнута часовня, посвященная М. (в 1925 во время ремонтных работ там были обнаружены следы мемориального комплекса, датированного X в.- Mühlberg. 1967/1968).

Церковь с гробницей М., находившаяся в Трире к северу от ц. св. Евхария, известна с кон. X в. (дарственная архиеп. Эгберта датирована 9 авг. 978 - Urkundenbuch z. Geschichte der jetzt die preussischen Regierungsbezirke Coblenz u. Trier bildenden mittelrheinischen Territorien / Hrsg. H. Beyer. Coblenz, 1860. Bd. 1. S. 306. N 250a; Urkunden- u. Quellenbuch z. Geschichte der altluxemburgischen Territorien / Hrsg. C. Wampach. Luxemburg, 1935. Bd. 1. S. 257. N 185; раскопки показали, что храм имеет основание нач. IV в.). 21 окт. 1037 г. Трирским архиеп. Поппоном (1016-1047) мощи М. были перенесены из церкви в кафедральный собор (Gestorum Treverorum Continuatio. 1. 7 // MGH. SS. Т. 8. P. 181); в 1783 г. церковь была разрушена. В наст. время рака с мощами М. находится в крипте трирского кафедрального собора св. Петра.

Память М. отмечалась в Трире 14 сент. (Miesges P. Der Trierer Festkalender, seine Entwicklung u. seine Verwendung. Trier, 1915. S. 84; в этот день вечером совершалась процессия - CCM. T. 5. P. 130). Эта дата встречается в некоторых рукописях Мартиролога Рабана Мавра; М. упоминается там без указания занимаемой им кафедры (память отмечалась в один день с праздником Воздвижения Креста Господня) (CCCM. T. 44. P. 93). Эта же дата указана в действующем Римском Мартирологе. Праздник в честь перенесения мощей 23 окт. был установлен в Трире при архиеп. Хиллине (1152-1169) (Gestorum Treverorum Continuatio. 3. 3 // MGH. SS. Т. 24. P. 381; освящение ц. во имя М. праздновалось с кон. X в. 3 мая (вместе с Обретением Св. Креста) - Miesges P. Der Trierer Festkalender, seine Entwicklung u. seine Verwendung. Trier, 1915. S. 50, 96).

Вопрос о том, как согласовать предания о М., еп. Кёльнском, и о М., еп. Трирском, окончательного решения не имеет. Нек-рые исследователи считают, что либо имело место совпадение имен, либо трирская легенда (и связанное с ней предание Тонгерена) не имеет под собой исторических оснований. Однако более вероятно, что М. мог быть одним из первых епископов-миссионеров в регионе Н. Рейна и мог основать 2 кафедры (в Кёльне, куда он перешел из Трира, и в Тонгерене).

Лит.: Die ersten Christusboten der deutschen Lande: Das Leben d. hl. Bischöfe Eucharius, Valerius und Maternus von Trier / Hrsg. M. Münch. Trier, 1935; Levison W. Aus rheinischer und fränkischer Frühzeit. Düsseldorf, 1948; Ewig E. Trier im Merowingerreich: Civitas, Stadt, Bistum. Trier, 1954; Torsy J. Studien zur Frühgeschichte der Kölner Kirche // Kölner Domblatt. 1954. Bd. 8/9. S. 9-32; Falkenstein L. Materno // BiblSS. 1967. Vol. 9. Col. 85-89; Mühlberg Fr. Memoriensteine und Tischaltar in Rodenkirchen // Kölner Jb. f. Vor- und Frühgeschichte. B., 1967/1968. Bd. 9. S. 167-173; Oediger Fr. W. Geschichte des Erzbistums Köln. Köln, 19722. Bd. 1; Binsfeld W. Bischof Agricius von Trier und der Kölner Bischof Maternus // Kölner Domblatt. 1974. Bd. 38/39. S. 147-150; Boeren P. C. Les évêques de Tongres-Maestricht // RHEF. 1976. Vol. 62. N 168. P. 25-36; Gauthier N. L'évangélisation des pays de la Moselle: La province romaine de Première Belgique entre Antiquité et Moyen-Âge, IIIe-VIIIe siècle. P., 1980; Kremer J. Studien zum frühen Christentum in Niedergermanien: Diss. Bonn, 1993; Die Benediktinerabtei St. Eucharius - St. Matthias vor Trier / Bearb. P. Becker. B. etc., 1996. S. 47-48, 391-392. (Germania sacra. N. F.; 34); Heinen H. Frühchristliches Trier: Von den Anfängen bis zur Völkerwanderung. Trier, 1996; Bauer Th. G. Lotharingien als historischer Raum: Raumbildung und Raumbewusstsein im Mittelalter. Köln; Weimar; W., 1997. S. 414-471, 591-593; Pohlsander H. A. Die Anfänge des Christentums in der Stadt Trier: Bischöfe u. Märtyrer // Trierer Zschr. 1997. Bd. 60. S. 255-303; Engels O. Metropolit oder Erzbischof?: Zur Rivalität der Erzstühle von Köln, Mainz und Trier bis zur Mitte des 11. Jh. // Dombau und Theologie im mittelalterlichen Köln / Hrsg. L. Honnefelder, N. Trippen, A. Wolff. Köln, 1998. S. 267-294; Scholz S. Institutionalisierung der Christengemeinde in Köln: Die Erwähnung eines Bischofs namens Maternus, 313 // Quellen zur Geschichte der Stadt Köln. Köln, 1999. Bd. 1. S. 43-45; Ristow S. Maternus // BBKL. 2000. Bd. 20. Sp. 994-997; idem. Frühes Christentum im Rheinland. Münster, 2007. S. 106-107; Krönert K. La construction du passé de la cité de Trèves, VIIIe-XIe siècle: Étude d'un corps hagiographique. Lille, 2005. P. 641-659; idem. Production hagiographique et enjeux politiques à Trèves (Xe-XIe siècle) // Hagiographie, idéologie et politique au Moyen Âge en Occident: Actes du colloque intern. du Centre d'Études supérieures de Civilisation médiévale de Poitiers, 11-14 sept. 2008. Turnhout, 2012. P. 185-198; Anton H. H. Neue Studien zu Trier im frühen und hohen Mittelalter: Zum Trierer hagiographischen Corpus und zu den Bischofsviten // Rheinische Vierteljahrsblätter. Bonn, 2007. Bd. 71. S. 43-83.
А. А. Ткаченко
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Архиепископы Римско-католической Церкви Матерн (1-я пол. IV в.), по преданию, 1-й епископ Колонии (ныне Кёльн, Германия) или 3-й епископ Августы Треверов (ныне Трир, Германия) и епископ Тунгров (ныне Тонгерен, Бельгия), святой (пам. зап. 14 сент.)
См.также:
АДАЛЬГАР КОРВЕЙСКИЙ († 909), архиеп. Бременский и Гамбургский , свт. (пам. зап. 9 мая)
АДОН (ок. 819 - 874 или 875), архиеп. Вьеннский, свт. (пам. зап. 16 дек.)
АМВРОСИЙ († ок. 455), архиеп., свт. (пам. зап. 3 сент.)
АНСГАР (Анскарий, Ансгарий; 801-865), архиеп. Гамбургский и Бременский, миссионер и церковный деятель, св. (пам. зап. 3 и 4 февр.)
АНСЕЛЬМ (1033-1109), архиеп. Кентерберийский, богослов, католич. св. (пам. зап. 21 апр.)
АНТИДИЙ († ок. 411), архиеп. Безансонский, сщмч. (пам. зап.17 и 25 июня)