Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПЕРМСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
55, С. 453-455 опубликовано: 27 февраля 2024г. 


ПЕРМСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Пермской и Кунгурской епархии Пермской митрополии), находится в г. Перми. Основан в 1873-1875 гг. как жен. община на юго-зап. окраине города, на т. н. Барановской заимке при р. Данилихе. Эти земли с постройками 21 июня 1872 г. выкупили для создания жен. обители купцы 1-й гильдии меценаты братья Г. К. (1814-1893) и Ф. К. (1810-1883) Каменские, ставшие главными попечителями общины. На содержание причта и сестер они внесли в Пермский Мариинский общественный банк капитал в 50 тыс. р. серебром «для приращения процентами» (Остроумов. 1875. С. 3). Первыми насельницами стали прибывшие из Мотовилихинского Завода девицы. По ходатайству Каменских начальницей общины стала монахиня нижегородского в честь Воздвижения Креста Господня женского монастыря Руфина (Брезгук; 1825-1907), переведенная в Пермь по благословению свт. Иоанникия (Руднева) и старца еп. Иеремии (Соловьёва). 15 авг. 1873 г. еп. Иеремия благословил ее иконой преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, освященной на их мощах. Мон. Руфина прибыла в Пермь вместе с нижегородскими инокинями Ниной (Хвальковской; 1831-1922), Никодимой и Павлой. В одном из деревянных домов на Барановской заимке была оборудована церковь (с востока пристроен алтарь, с запада - 2-этажный трапезный корпус с кельями) с 2-ярусным резным иконостасом работы пермского цехового мастера П. Д. Баталова. 1 окт. 1873 г. ее освятил в честь Казанской иконы Божией Матери архиеп. Пермский и Верхотурский Антоний (Смолин). На торжестве освящения присутствовал губернатор Н. Е. Андреевский. В нач. 1873 г. в общине проживали 18 сестер, к кон. того же года - 26, а к окт. 1875 г.- уже 60 сестер. По прошению Каменских решением городской Думы от 23 янв. 1874 г. общине отвели еще 8 дес. земли для строительства новых зданий. Первоначально сестрам благотворительствовали также пермский купец П. Ф. Камчатов и фабрикант П. Д. Дягилев (1808-1883), дед известного театрального деятеля.

По определению Синода от 6/26 марта 1875 г., утвержденному имп. Александром II Николаевичем 12 авг. того же года, община была официально учреждена. 22 окт. состоялось ее открытие. Указом Синода от 19 янв. 1881 г. община была переименована в третьеклассный общежительный мон-рь без содержания казны; 15 апр. 1882 г. мон. Руфина возведена в сан игумении. Указом Синода от 29 апр. 1912 г. П. У. м. был возведен в разряд первоклассных, в нем проживало ок. 200 насельниц. В 1892 г. из-за болезни игум. Руфины П. У. м. возглавила игум. Нина (Хвальковская).

К нач. XX в. на территории П. У. м., обнесенной каменной оградой, имелось 27 каменных корпусов и 3 храма.

Успенский собор. 1874–1879 гг. Фотография. Кон. XIX в.
Успенский собор. 1874–1879 гг. Фотография. Кон. XIX в.

Успенский собор. 1874–1879 гг. Фотография. Кон. XIX в.
На средства купцов Каменских был возведен 3-престольный 5-купольный Успенский собор (1874-1879) с многоярусной колокольней (самый большой колокол весил 120 пудов). 19 авг. 1879 г. храм был освящен еп. Пермским и Верхотурским Вассианом (Чудновским); в 1880 г. освящены сев. придел в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и юж. придел во имя свт. Григория Богослова и вмч. Феодора Тирона, в 1887 г.- нижняя ц. во имя Киево-Печерских святых. В оформлении собора принимали участие В. М. Васнецов (см. в ст. Васнецовы) и М. В. Нестеров. Храм вмещал до 3 тыс. прихожан.

В 1905-1908 гг. к западу от Успенского собора, на месте 1-й деревянной церкви, при старом монастырском кладбище, была возведена кирпичная церковь в неорусском стиле. 12 окт. 1908 г. она была освящена в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм сооружался на средства промышленника и политического деятеля И. Г. Каменского в память о его скончавшейся матери (Н. С. Каменской). Строительством руководил гражданский инженер Ю. Скавронский. Предполагается, что автором проекта был архит. В. А. Покровский (возможным автором проекта в краеведческой лит-ре называют также В. М. Васнецова), а в оформлении интерьера принимали участие художники С. И. Вашков (деревянный резной иконостас, обитый басмой, эскизы утвари) и Н. К. Рерих (см. в ст. Рерихи) (царские врата и 15 икон иконостаса) (Эрнст. 1918. С. 91). В цокольной части Казанской ц. располагалась семейная усыпальница почетных граждан Каменских. Достопримечательностями храма являются оригинальная звонница и 2 майоликовых панно на наружных стенах: на алтарной апсиде - Казанский образ Божией Матери, а на сев. стене - Нерукотворный образ Спасителя, автором которых считается Рерих (Смирнов. 2006. С. 249). Главный вход в церковь обрамлен порталом из известняка, из него же выполнены рамы майоликовых панно. Храм перекрыт на 4 ската и увенчан крупной главой с крестом на круглом глухом барабане с аркатурой по всему периметру барабана. Аркатура, пилон, наличники иконы, портал, цоколь выполнены из местного известняка.

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1905–1908 гг. Фотография. 2006 г.
Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1905–1908 гг. Фотография. 2006 г.

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1905–1908 гг. Фотография. 2006 г.
Вероятно, на старом кладбище при Казанской ц. были похоронены игум. Руфина и первые насельницы обители. В 1905 г. в юго-вост. части территории П. У. м. было устроено новое монастырское кладбище с небольшой деревянной ц. во имя Жен-мироносиц. Иконостас в нее был перенесен из разобранной деревянной Казанской ц. 1 окт. 1905 г. храм освятил еп. Пермский и Соликамский Никанор (Надежин). На кладбище были похоронены многие почетные граждане города, в т. ч. геолог, проф. Пермского ун-та Б. К. Поленов (1859-1923). В 1913 г. в честь 300-летия Дома Романовых в мон-ре была сооружена небольшая кубическая кирпичная часовня.

В П. У. м. особо почиталась Черниговско-Илиинская икона Божией Матери - копия чудотворного образа, хранившегося в Гефсиманском в честь Черниговской иконы Божией Матери мужском скиту. Она была заказана Каменскими, написана в Троице-Сергиевой лавре и принесена в Пермь в июне 1875 г. В окт. того же года икону украсили сребропозлащенным венцом и драгоценными камнями. Перед этим образом «частовременно» служили молебны с акафистом, икону приносили в окрестные дома. Также в храмах П. У. м. находились 8 «древних» икон (в т. ч. аналойный Казанский образ Божией Матери московского письма XVII в. в серебряном окладе), приобретенных Каменскими. В Казанской ц. хранились выносная Иверская икона Божией Матери XVII в., образ «Распятие Господне» (1908) кисти М. В. Нестерова и др. иконы (Водяненко. 1999. C. 70). Ежегодно вокруг монастыря совершались 2 крестных хода (8 июля и в 10-е воскресенье после Пасхи).

При мон-ре имелись жен. епархиальное уч-ще, церковноприходская школа, приют для девочек-сирот, гостиница, больница и богадельня, иконописная и золотошвейная мастерские. В 1876 г. при П. У. м. был открыт завод для изготовления восковых свечей с «особенным для операции сего завода капиталом в 10 000 р.». Сестры пекли просфоры, обеспечивая своей продукцией почти все храмы Перми. Насельницы жили на проценты с капитала (50 тыс. р.), внесенного братьями Каменскими, а также на проценты с билетов, пожертвованных благотворителями, и на средства от рукоделия. Мон-рь владел ок. 12 дес. земли (Справ. книга. 1911. С. 112).

П. У. м. был известен своей благотворительностью. В 1881 г. настоятельница сделала пожертвование на содержание больных и раненых воинов (Пермские ЕВ. 1881. Отд. офиц. № 5. С. 45). Во время первой мировой войны в П. У. м. был устроен приют «для малюток-сирот героев войны».

В обители служили: в 1873-1901 гг.- прот. Григорий Остроумов (1825-1901), в 1885-1901 гг.- известный миссионер прот. Стефан Луканин (1841-1904), затем - прот. Андрей Никитин (1837 - после 1917) и др. В 1904-1907 гг. женской церковноприходской школой при П. У. м. заведовал прот. сщмч. Алексий Будрин, расстрелянный в 1918 г. красноармейцами. В монастыре часто совершал богослужения Пермский сщмч. Андроник (Никольский). 13 июля 1914 г. обитель посетила вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна, к-рая молилась на ранней литургии в монастырском Успенском соборе. По преданию, не подтвержденному документально, в мае 1918 г. неск. дней кнг. Елисавета с келейницей св. Варварой пребывала в обители как узница. 17 марта 1919 г. в ограде П. У. м. были перезахоронены останки сщмч. Александра Осетрова, убитого красноармейцами осенью 1918 г. (ГАПО. Ф. 37. Оп. 6. Д. 909. Л. 167 об.- 168).

В 1918 г. П. У. м. подвергся нападению, в нояб. 1920 г. был закрыт, насельницы изгнаны, имущество разграблено. В 1921 г. в зданиях разместилась автотракторная школа, в трапезном корпусе располагались кабинет сельскохозяйственного машиноведения и машиноиспытательная станция. Успенский собор в 1930 г. разобрали на кирпич для строительства бани и неск. жилых домов. На месте собора впосл. построили здание больницы. На территории сломанной после 1920 г. ц. Жен-мироносиц и упраздненного кладбища в 1951 г. построили здание средней школы № 92 (ныне гимназия № 4 им. Братьев Каменских). Казанская ц., после закрытия в 1921 г. признанная губ. подотделом по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы при ГубОНО памятником искусства, со всей утварью, иконостасом и иконами передана Пермскому гос. музею. В 1922 г. все ее движимое имущество, в т. ч. иконостас, поступило в Пермскую гос. художественную галерею. Уникальный рисунок «Усыпальница Каменских», выполненный худож. И. И. Туранским в 1920 г., опубликован в ж. «Уральский следопыт» (Шахов В. Ю. Во глубине России // Уральский следопыт. 1977. № 3. С. 60-61). В 1960 г. здание храма было передано Дзержинскому райпищеторгу, использовалось под склад. В 1967 г. на территории П. У. м. планировалось строительство медсанчасти, городская администрация поставила вопрос о сносе Казанской ц. Но прибывшая из Москвы экспертная комиссия Мин-ва культуры сочла майоликовые панно на стенах храма имеющими уникальную художественную ценность. В 1969 г. решением Пермского облисполкома здание включено в перечень памятников истории и культуры местного значения.

К кон. 80-х гг. XX в. от монастырского ансамбля сохранились лишь Казанская ц. (утрачены купола, звонница, захоронение И. Г. Каменского), 2-этажные игуменский и трапезный корпуса 70-80-х гг. XIX в.

Решением Синода от 25 марта 1993 г. П. У. м. был возрожден, настоятельницей назначена мон. Мария (Воробьёва; впосл. игумения). 3 мая того же года 1-й постриг 7 насельниц совершил наместник Белогорского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря игум. Варлаам (Передернин; † 1995). К июню 2019 г. в обители проживало более 40 сестер.

19 апр. 1995 г. мон-рю было возвращено здание Казанской ц., в к-ром уже 25 апр.- в пасхальные дни - состоялось 1-е богослужение. В храме освящен 2-й престол - во имя Всех св. жен; в 2000 г. восстановлена звонница, отреставрированы майоликовые панно Казанской иконы Божией Матери и Нерукотворного образа Спасителя. В мае 1996 г. П. У. м. посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер), подаривший сестрам образ Христа Спасителя. Среди других почитаемых святынь мон-ря - образ «Вифлеемский плач», иконы преподобных Кирилла и Марии Радонежских, блж. Матроны Московской с частицами их мощей.

При П. У. м. с 1997 г. существует духовно-просветительский центр, включающий воскресную школу и 3-годичные катехизаторские курсы. В 2010-2013 гг. для воскресной школы построен 2-этажный кирпичный корпус с ц. ап. Иоанна Богослова.

В 1994 г. по благословению архиеп. Пермского и Соликамского Афанасия (Кудюка) мон-рю передан в разрушенном состоянии каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца (1873-1875; архит. Г. П. Летучий; освящен 6 июля 1875, закрыт 25 апр. 1941, открыт 21 февр. 1945, закрыт 27 янв. 1961, возрожден летом 1991) в с. Кольцове Пермского р-на. В церкви хранится чтимый образ свт. Николая Чудотворца. Здесь же, в с. Кольцове, создано монастырское подворье, на территории которого имеются сестринский корпус и хозяйственные службы. Рядом, в лесу, находятся т. н. Ближний и Дальний Никольские источники с часовней и купальней.

Лит.: Остроумов Г., прот. Новооткрытая в г. Перми Успенская жен. община. Пермь, 1875; Справ. книга Пермской епархии на 1912 г. Пермь, 1911; Верхоланцев В. С. Город Пермь, его прошлое и настоящее: Кр. ист.-стат. очерк. Пермь, 1913. С. 40-52; он же. Летопись г. Перми с 1890 до 1912 г. Пермь, 1913. С. 53, 54, 68; Серафим (Кузнецов), игум. Пермский Успенский 1-кл. жен. общежит. мон-рь. Н. Новг., 1913; Эрнст С. Р. Н. К. Рерих. Пг., 1918; Город Пермь: Сб. очерков по истории, культуре и экономике города. Пермь, 1926. С. 82-90; Памятники истории и культуры Пермской обл. Пермь, 1971; Михайлова Л. Г. Об атрибуции Казанской церкви-усыпальницы Каменских в Перми // Из истории худож. культуры Урала: Сб. науч. тр. Свердловск, 1985. С. 42-51; Арапова А. История жен. Успенского мон-ря. Пермь, 1998; Водяненко С. Каменские и Успенский жен. мон-рь // Страницы пермской архитектуры. Пермь, 1999. С. 68-74; Пестова А. И. Пермская ц. иконы Казанской Божией Матери и художник С. И. Вашков: Новые открытия // Страницы прошлого: Избр. мат-лы краевед. Смышляевских чт. в Перми. Пермь, 1999. Вып. 2. С. 171-177; Вяткин В. В. Род ищущих Господа: История пермского Успенского жен. мон-ря. Пермь, 2001; Шахов В. Ю. Усыпальница Каменских, 1908-2002 гг. Пермь, 2002; Смирнов С. В. Св.-Успенский жен. мон-рь // Русские мон-ри: Приуралье. М., 2006. С. 242-263; Храмы Пермского края. Пермь, 2010. С. 92-95.
Д. Б. К.