Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОДИГОН
52, С. 430-432 опубликовано: 25 мая 2023г.


ОДИГОН

Мон-рь Богородицы в Константинополе [греч. Μονὴ τῆς Θεοτόκου τῶν ῾Οδηγῶν, ῾Οδηγητρίας], место пребывания чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия» в V-XV вв. Происхождение топонима «одигон» неясно. В К-поле было принято считать, что это название напоминает о провожатых, которые приводили к иконе слепых, и те по молитвам получали здесь исцеление (ὁδηγός - проводник) (Patria CP. Vol. 3. P. 223). О. находился юго-восточнее Софии Святой собора в Константинополе, на улице, соединявшей пл. Августеон с пристанью на берегу прол. Боспор (Босфор); с северо-востока О. соседствовал с районом имп. Большого дворца.

Древнейший рассказ об О. содержался в «Церковной истории» Феодора Чтеца (рубеж V и VI вв.), к-рая сохранилась до наст. времени в пересказах позднейших визант. авторов (Theodoros Anagnostes. Kirchengeschichte / Hrsg. G. C. Hansen. B.; N. Y., 1995. P. 100, 102; PG. 86а. Col. 166-168). Из этих текстов известно, что ок. 450 г. икона Божией Матери, к-рая, как считалось, была написана самим ап. Лукой, была прислана в К-поль из Иерусалима имп. св. Евдокией и подарена имп. св. Пульхерии. Вместе с иконой в столицу прибыли также молоко Богородицы, ее веретено и пеленки Младенца Христа, к-рые отправила из Иерусалима имп. св. Евдокия. Пульхерия поместила святыни в новый храм и установила в нем празднование в честь Богородицы каждый вторник.

В течение следующих 400 лет достоверных сведений о монастыре О. крайне мало. В визант. традиции сохранилось упоминание о том, что в 717 г., во время осады К-поля арабами, икону «Одигитрия» носили по городским стенам вместе с реликвией Животворящего Древа Креста Господня. Сведения об этом эпизоде содержатся только в визант. Триоди (данные источника могут быть недостоверны - см. Τριώδιον κατανυκτικόν. Εν Αθήναις, 1915. Σ. 427). Известно также письмо, неверно приписанное в рукописи св. Иоанну Дамаскину, обращенное к визант. имп. Феофилу (829-842). В нем упоминается некий Иоанн, живший в К-поле в нач. IX в., к-рому предсказательница открыла, что скоро Лев Армянин станет императором (имп. Лев V в 813-820), а сам он займет высокий пост чтеца в мон-ре О. (Ioan. Damasc. Ep. ad Theophilum // PG. 95. Col. 368). Время появления этого письма неизвестно. Вероятно, в период 1-го правления иконопочитателей в К-поле (787-813) мон-рь приобрел известность, но никаких подробностей об этом периоде развития храма и монастыря неизвестно.

Надежные сведения об О. вновь появляются с сер. IX в. В это время победившие в Византии иконопочитатели возродили интерес к чудотворной иконе, а сам мон-рь стал одним из важнейших св. мест, почитаемых имп. фамилией. К этому времени при храме существовал мон-рь, к-рый, возможно (по предположению Р. Жанена; Janin. Eglises et monasteres. P. 199-200), был основан при имп. Михаиле III (842-867). Весной 866 г. О. посетил кесарь Варда, соправитель имп. Михаила III, перед тем как отправиться в экспедицию на Крит. Он вошел в храм, чтобы помолиться перед иконой об успехе, но в этот момент с его плеч упал плащ, что было истолковано как роковое предзнаменование (Theoph. Contin. P. 204; Josephi Genesii Regum libri quattuor / Ed. A. Lesmuller-Werner, I. Thurn. B., 1978. P. 103. (CFHB; 14); Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 179). Спустя краткое время в ходе чрезвычайно напряженной борьбы за власть Варда был убит по приказу имп. Михаила III.

О почитании иконы «Одигитрия» в О. упомянуто в итинерарии Анонима Меркати между 1063 и 1081 гг. (Mercati S. G. Santuari e reliqui Constantinopolitane secondo il cod. Ottob. lat. 169 // Rendiconti d. Accad. di Archeologica. Napoli, 1936. P. 144). В это время церемониал почитания иконы еще сохранял традиционную форму. Многолюдные крестные ходы с иконой устраивались по вторникам (как и в V в.) (см. в ст.: «Одигитрия»).

В 1094 г. Иоанникий, катигумен О., участвовал в соборном заседании в патриаршем дворце, на к-ром состоялось примирение иерархов К-польской Церкви и митр. Льва Халкидонского. В 1157 г. в мон-рь был отправлен ересиарх Сотирих Пантевген после его соборного осуждения (PG. 140. Col. 196). В 1186 г., когда поднявший мятеж полководец Алексей Врана осаждал К-поль, имп. Исаак II Ангел возглавил процессию с иконой «Одигитрия», к-рую носили вдоль городских стен (Nicet. Chon. Hist. Vol. 1. P. 382). В 1201 г., когда еще один мятежник, Иоанн Комнин Толстый, сумел захватить Большой дворец, имп. Алексей III Ангел с приближенными и охраной тайно высадился на зап. берегу Боспора, ночью проник на территорию плохо охраняемого дворца через мон-рь и расправился с мятежниками (Ibid. P. 527).

Особое внимание иконе «Одигитрия» уделял имп. Иоанн II Комнин (1118-1143). При нем икона содержалась в Большом дворце. Ее копию Иоанн возил с собой во время военных кампаний. В к-польском мон-ре Пантократора, построенном в это время, каждую пятницу в честь иконы «Одигитрия» устраивалась специальная церемония.

О мон-ре О. в период Латинской империи (1204-1261) сведений мало. Икона «Одигитрия» была перенесена в собор Св. Софии, но в 1206 г. венецианцы захватили ее и вновь отнесли в мон-рь Пантократора, где она находилась под их охраной (PL. 215. Col. 1077).

О. особенно часто упоминается в источниках эпохи визант. династии Палеологов (1261-1453). В эти столетия икона Божией Матери «Одигитрия» постепенно стала едва ли не главной святыней К-поля, покровительницей города и правящих императоров, мон-рь часто рассматривался как 2-й по значению религ. комплекс в К-поле после собора Св. Софии. 15 авг. 1261 г., в день вступления имп. Михаила VIII Палеолога в освобожденный К-поль, икону «Одигитрия» торжественно возили по улицам в сопровождении шествия (Georg. Pachym. Hist. Vol. 1. P. 160; Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 87). В 1289 г. в О. удалился К-польский патриарх Григорий II Кипрский, отрекшийся от престола. В 90-х гг. XIII в. имп. Андроник II Палеолог предоставил О. в качестве резиденции проживавшего в К-поле Антиохийского патриарха Кирилла II. В 1308 г. патриарх Кирилл скончался, он завещал впредь совершать в мон-ре свое поминовение (Georg. Pachym. Hist. Vol. 2. P. 580, 615). С этого времени О. более чем на столетие стал метохией (подворьем) Антиохийской Православной Церкви. Официально мон-рь находился в юрисдикции Антиохийских патриархов, в большинстве своем живших в К-поле. В 1296 г., после подавления мятежа Алексея Филантропина, имп. Андроник II посещал О., возносил перед иконой благодарственные молитвы (Ibid. P. 231). Имп. Андроник III Палеолог также молился в О.: в 1322 г.- после завершения гражданской войны и установления мира, в 1328 г.- после победы в гражданской войне и вступления в К-поль, в 1337 г.- после победы в морской битве над турками (Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 168, 305; Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 542). В июне 1341 г. тяжелобольного Андроника III вновь доставили в О., чтобы молиться о его выздоровлении, но вскоре он умер, и в течение 3 дней его вдова Анна Савойская, оставалась в мон-ре рядом с его телом (Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 555, 559; Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 557, 560). Осенью 1342 г. большая толпа горожан пришла к О., чтобы благодарить Богородицу за то, что имп. Иоанн Кантакузин потерпел неудачу в походе на Фессалонику (Cantacus. Hist. Vol. 2. P. 300). В февр. 1347 г. Кантакузин вернулся в К-поль, победив в очередной гражданской войне, и в первую очередь направился в О. для молебна перед иконой (Ibid. Vol. 2. P. 607). В 1354 г. Кантакузин молился перед иконой накануне коронации своего сына Матфея как соправителя (Ibid. Vol. 3. P. 259). В кон. 1354 г., потеряв надежду сохранить власть, Кантакузин перед иконой в О. клялся передать правление своему бывш. врагу имп. Иоанну V Палеологу, отказаться от союза с серб. кор. Стефаном IV Душаном в обмен на возможность ему жить в К-поле с почетом (Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 555). Победитель Иоанн V, войдя в К-поль, пригласил Кантакузина в О. и там принудил его объявить вновь о своем отречении.

Рус. паломники Стефан Новгородец (ок. 1350), Игнатий Смольнянин (1389-1393), диак. Зосима (1419-1421) и аноним (1424-1434) оставили упоминания об О. и краткие описания церемонии, к-рая по-прежнему проводилась по вторникам перед иконой «Одигитрия» (Хождение Стефана Новгородца / Ред.: Л. А. Дмитриев // БЛДР. 1999. Т. 6. С. 34; Хождение Игнатия Смолнянина / Ред.: С. В. Арсеньев // ППС. 1887. Т. 4. Вып. 3. С. 8; Хождение инока Зосимы / Ред.: Х. М. Лопарев // ППС. 1889. Т. 8. Вып. 3. С. 4; Majeska G. Russian Travelers to Constantinople in the XIVth and XVth Cent. Wash., 1984. P. 289-295).

Десятилетия междоусобиц негативно повлияли на образ жизни монахов в О. Ок. 1358 г. К-польский патриарх Каллист I жаловался в письме патриарху Антиохийскому Пахомию на недостойное поведение монахов-сирийцев и требовал сменить настоятеля мон-ря (Miklosich, Muller. Vol. 1. P. 379-380). В 60-х гг. XIV в. К-польский патриарх Филофей Коккин отлучил от Церкви свящ. Константина из О. (Ibid. Vol. 2. P. 55). В 1371 г. др. монах из мон-ря был отлучен за колдовство и связь с монахиней из мон-ря св. Андрея в Криси (Ibid. Vol. 1. P. 548). Вероятно, в кон. XIV в. О. был возвращен под управление К-польской Патриархии; после серии скандалов предыдущих лет Антиохийский епископат потерял над ним контроль.

В XV в. О. во многом сохранял свое значение. В период подготовки унии с Римско-католической Церковью община О. активно поддерживала политику имп. Иоанна VIII Палеолога. В 1438 г., перед отъездом имп. Иоанна на Ферраро-Флорентийский Собор, в соборе Св. Софии и в О. возносились торжественные молитвы за единство Церкви.

О. и традиция почитания иконы «Одигитрия» сохранялись до падения К-поля. По сообщению визант. историка Дуки, во время осады 1453 г. икона была перенесена в мон-рь Хора, где перед ней продолжались службы. Там в момент захвата К-поля икона попала в руки янычар, к-рые сняли с нее драгоценный оклад и разбили ее топором на 4 части (Ducas. Historia Byzantina / Ed. I. Bekker. Bonnae, 1834. P. 272, 288). Мон-рь О. существовал еще неск. лет после падения Византии. Вероятно, в 1467 г. постройки уже закрытого мон-ря были включены в комплекс нового дворца Мехмеда II (ныне дворец Топкапы).

В 1923 и 1933 гг. на месте О. проводились археологические раскопки (см.: Demangel, Mamboury. 1939). Были раскрыты остатки фундаментов храма, 6-гранного в плане, с 6 полукруглыми конхами в интерьере. Каждая из них имела 4 м в глубину и 6 м в диаметре. К востоку от храма находились 2 бассейна, отделанные мрамором. По мнению исследователей, вероятно, это остатки бассейнов, к-рые посещали паломники в надежде получить исцеление.

Известны 6 игуменов О.: Лаврентий (1057), Иоанникий (1094), Игнатий (1327, 1336), Феофан (1400), Каллист (1427), Иосиф (1456).

Лит.: Demangel R., Mamboury E. La quartier des Manganes et la 1ère region de Constantinople. P., 1939; Janin. Églises et monastères. P. 199-207.
И. Н. Попов
Ключевые слова:
Монастыри Константинопольской Православной Церкви Одигон, монастырь Богородицы в Константинополе, место пребывания чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия»
См.также:
АГАВР визант. мон-рь в р-не Вифинского Олимпа
АКРОТИРИАНИС ТОПЛУ, В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ И ИОАННА БОГОСЛОВА, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Иерапитнской и Ситийской митрополии К-польского Патриархата
АЛИПИЯ МОНАСТЫРЬ на Афоне, подворье свв. апостолов Кутлумушского мон-ря
АМАЛЬФИТАНЦЕВ МОНАСТЫРЬ на Афоне, X-XIII вв.