Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОВРУЧСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
52, С. 369-374 опубликовано: 26 мая 2023г.


ОВРУЧСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Церковь во имя свт. Василия Великого. Ок. 1190 г. Реконструкция по проекту А. В. Щусева, 1904–1906 гг. Фотография. 2013 г. Фото: А. П. Томашевский
Церковь во имя свт. Василия Великого. Ок. 1190 г. Реконструкция по проекту А. В. Щусева, 1904–1906 гг. Фотография. 2013 г. Фото: А. П. Томашевский

Церковь во имя свт. Василия Великого. Ок. 1190 г. Реконструкция по проекту А. В. Щусева, 1904–1906 гг. Фотография. 2013 г. Фото: А. П. Томашевский

(Овручской и Коростенской епархии УПЦ), находится в г. Овруче Житомирской обл. (Украина). Основан в 1909 г. Является преемником средневековых Спасо-Васильевского и Заручаевского Успенского монастырей г. Овруча. На месте О. м. находился древний деревянный храм свт. Василия Великого, возведение к-рого позднейшее предание приписывает равноап. кн. Владимиру (Василию) Святославичу (см.: Казанский. 1911). В люстрации г. Овруча за 1519 г. упоминается каменный храм: «Также на высокой горе стоит каменная церковь Васильевская; говорят люди старые, была когда-то златоверхая, но уже от незапамятных лет неприятелями огнем сожжена и совсем испорчена и разбита» (АрхЮЗР. Ч. 7. Т. 2. С. 12 (2-я паг.)). Большинство историков и археологов считают строителем каменного храма кн. Рюрика (Василия) Ростиславича († 1210?). Овруч до 1194 г. являлся неофиц. столицей владений кн. Рюрика, т. к. его старший киевский соправитель Святослав (Михаил) Всеволодович правил непосредственно в Киеве. Не исключено, что именно на Васильевской горе располагался древнерус. княжеский двор, на к-ром кн. Рюрик Ростиславич построил ктиторскую церковь. В 1990 - нач. 2000-х гг. в ходе археологических исследований на Васильевской горе вокруг церкви и монастырских зданий, на огородах частных владений учеными на площади ок. 2,5 га был обнаружен подъемный материал ХII-ХIV вв. и более позднего времени. Комплексный анализ культурного слоя, а также граффити на штукатурке, относящиеся к 1192 г., дали основание археологам датировать строительство церкви посл. четв. XII в. (до 1192) (Раппопорт. 1972; Он же. 1982; Томашевський. 2004).

Зимой 1240/41 г. Овруч подвергся захвату и сожжению в результате монг. нашествия, пострадал и Васильевский храм. После восстановления Овруча клир храма продолжал поддерживать отношения с некоторыми представителями рода Мономашичей. Известно, что между 1241 и 1255 гг. наряду с Киевом из Овруча в галицкий г. Холм по приказу вел. кн. Даниила Романовича его люди «иконы же прине[се] изо Оуручего (т. е. Овруча.- А. К.)» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 844).

В 1-й пол.- сер. XIV в. Васильевский храм пользовался покровительством последнего из Киевских князей династии Рюриковичей (потомка св. блгв. вел. кн. Михаила Всеволодовича) - св. блгв. вел. кн. Владимира (Иоанна) Иоанновича. К храму были приписаны люди, к-рые платили в его пользу медовую дань. После Рюриковичей фактическими ктиторами Васильевского храма стали правившие в Киеве Гедиминовичи, потомки кн. Владимира Ольгердовича, а с 1471 г.- Ягеллоны, от имени к-рых судебные дела, связанные с храмом, вели их представители - киевские воеводы.

Из судебного дела 50-х гг. XVI в. следует, что к нач. XVI в. Васильевский храм оставался действующим. Попытка зависимого сельского населения поставить под сомнение правомерность продолжения выплаты медовой дани в пользу храма (запись на церковном пергаменном Евангелии XIV в.), окончилась неудачно. Суд киевского воеводы кн. Ф. Г. Пронского постановил, что она должна уплачиваться в прежнем объеме. В люстрации Овручского замка 1552 г. упоминается о свящ. Григории, служившем при Васильевском храме. В это время земли попа и попадьи Васильевского прихода были в ведении игумена овручского Успенского мон-ря за р. Вручай (Ручай), известного как Заручаевский Пречистенский мон-рь и впервые упоминаемого в документах с 1496 г. (АЗР. Т. 1. № 140; Перлштейн. 1856). В люстрации 1552 г. также упоминаются овручский Спасский мон-рь, возглавляемый игум. Дионисием, и овручский Пустынский мон-рь с Воскресенским храмом.

Васильевский храм располагался между Спасским и Успенским мон-рями, находившимися недалеко от Овручского замка. При этом главным считался Успенский мон-рь, к-рый не позднее 1525 г. получил статус архимандритии, с этого времени им управлял бывш. киево-печерский архим. Антоний. В описи Овручского замка 1545 г. упоминается игум. Филарет.

Сначала Васильевская ц. была приписной к Заручаевскому монастырю, как свидетельствует люстрация Овруча 1552 г., затем - к Спасскому мон-рю, к-рый в 1617-1622 гг. в документах именовался Спасо-Васильевским. Последнее упоминание этой обители содержится в акте Овручских земских книг от 16 июля 1626 г., по к-рому подтверждалось дарение мон-рю с. Телятичи в соответствии с записью шляхтича Михаила Павши от 1 июля 1555 г. (Теодорович. 1904. № 34. С. 1096).

3 марта 1617 г. по решению овручского старосты Павла Руцкого настоятелю Почаевского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря игум. Петронию (Гулевичу-Воютинскому) было передано 2 мон-ря в г. Овруче: Успенский Заручаевский и Спасо-Васильевский. После этого игум. Петроний титуловался как архимандрит Почаевский и Овручский; сведения об этом были внесены в Житомирские гродские книги (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 6. С. 448-449).

В 1615-1630 гг. Заручаевский монастырь был предметом спора между униатами и православными. Известна жалоба от 15 авг. 1645 г. архим. Заручаевского мон-ря Леонтия (Шациха-Залесского) на арендатора г. Овруча пана Н. Беневского, к-рый воспрещал местным жителям покупать мед в монастырских имениях и нанес убытки обители (Киевский центральный архив для древних актовых книг губерний: Опись актовой книги Киевского центр. архива: № 17. К., 1884. С. 43).

16 мая 1671 г. в качестве овручского архимандрита упоминается прмч. Макарий (Токаревский), к-рому писал архиеп. Черниговский Лазарь (Баранович), заверяя последнего в своей поддержке. Но святой тогда проживал в мон-ре г. Канева и титуловался как овручский архимандрит номинально, т. к. Успенская обитель с нач. 1671 г. уже находилась под контролем униатов (Максимович М. А. Собр. соч. К., 1877. Т. 2. С. 317-318). В Православие братия вернулась не позднее 1675 г., когда обители был выдан антиминс за подписью митр. Киевского и Галицкого Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), находившийся в монастырской ризнице вплоть до сер. XVIII в. (Теодорович. 1904. № 34. С. 1097).

К 1684 г. Спасо-Васильевский монастырь был упразднен, Спасский храм стал приходским (АрхЮЗР. Ч. 3. Т. 2. С. 90), а Васильевская ц.- приписной к Заручаевскому Успенскому мон-рю, настоятелем к-рого стал тайный униат архим. Сильвестр Тваровский, назначенный королем в 1681 г. в противовес ставленнику православных - архим. Иннокентию (Монастырскому), избрание к-рого король не утвердил. С 1693 г. обитель возглавлял архим. Климент (Домарадзский [Домарацкий]), получивший Овручскую архимандритию от склонявшегося к унии правосл. еп. Львовского, Галицкого и Каменецкого Иосифа (Шумлянского), администратора приходов Киевской митрополии в Речи Посполитой.

9 авг. 1684 г. в Овручском замке перед урядом гродским Овручским шляхтич И. Барановский заявлял, что старые книги Овручского гродского суда, сданные на хранение в Успенский мон-рь, сгорели: одна - в мурованной ц. свт. Василия Великого, а другая - в самой Успенской обители. Т. о., Васильевский храм к тому времени уже был зависим от Успенского мон-ря (Там же. Ч. 2. Т. 2. С. 462).

2 июня 1696 г. по решению Львовского митрополичьего суда, утвержденному еп. Львовско-Галицким Иосифом (Шумлянским), Васильевский храм был выведен из подчинения овручскому архим. Клименту (Домарадзскому) и получил статус самостоятельного прихода Овручской протопопии. Однако позже это решение было пересмотрено, причиной чему стал захват большинства имений Овручской архимандритии в 1699 г. сторонниками правосл. Луцко-Острожского еп. Дионисия (Жабокрицкого), из-за чего возникла необходимость компенсировать эти потери для Овручской архимандритии. В итоге 22 июня 1700 г., вскоре после офиц. перехода в унию, еп. Иосиф (Шумлянский) издал декрет, предписывавший вывести Васильевский храм, настоятелем которого являлся белый свящ. Симеон Комаревич, из подчинения «светских клириков» и вновь передать в ведение принявшего тогда же унию овручского архим. Климента (Домарадзского). Свящ. С. Комаревич, также принявший унию, был вынужден признать и подписать этот декрет (ГА Житомирской обл. Ф. 178. Оп. 53. Д. 43. Л. 112).

Руины церкви свт. Василия Великого в Овруче Фотолитография И. Лемана и Ф. Феонтьева. 1871 г.
Руины церкви свт. Василия Великого в Овруче Фотолитография И. Лемана и Ф. Феонтьева. 1871 г.

Руины церкви свт. Василия Великого в Овруче Фотолитография И. Лемана и Ф. Феонтьева. 1871 г.

После перехода в унию Заручаевский мон-рь оставался архимандритией, получив статус аббатства в составе ордена василиан. 1 нояб. 1714 г. был издан универсал униат. Киевского митр. Льва Кишки к униат. духовенству Киевского воеводства и протопопий Полесья (Мозырская, Давидгородская и Петриковская) о том, что наместничество в этих областях поручается овручскому архим. Клименту (Домарадзскому) (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 4. № 167). В сер. 20-х гг. XVIII в. польск. католич. староста г. Овруча Александр Леонтовский захватил земли обители, по поводу чего 29 дек. 1727 г. новый архим. обители Андрей (Бенецкий), официал Киевской униатской митрополии, подал жалобу в местный суд (Там же. С. 424-425). В 1730 г. в мон-ре униаты возвели каменный Успенский храм вместо деревянного, а также 2-этажный каменный келейный корпус. Согласно описанию 1746 г., на территории обители действовали также Крестовоздвиженская и Васильевская церкви (Теодорович. 1904. № 18. С. 553-554).

В 1745 г. Овручской униат. архимандритии отошел василианский Николаевский мон-рь в с. Левковичи, лишенный самостоятельного статуса из-за недостатка средств. Также, согласно акту визитации 1752 г., к обители относились часовни, построенные на месте ранее существовавших приходских храмов на окраинах Овруча: Параскево-Пятницкого, Преображенского и Михаило-Архангельского (Visitacio Monasterii Ovrucensis anno 1752 // ГА Тернопольской обл. Ф. 258. Оп. 3. Д. 1254). В 1749 г. Васильевский храм вновь упоминается как приходский, его настоятелем был свящ. Никифор Комаревич. Настоятель пожертвовал для прихода свои имения в урочищах Бояровщина и Комаровщина на окраине Овруча, что утвердил бургомистр Овруча Волынецкий. В 1754 г., после смерти настоятеля, за эти имения с Васильевским униат. приходом судились вдова клирика и его дети, считая их родовым владением. В 1775-1776 гг. при попустительстве местных властей внук свящ. Никифора Федор Комаревич захватил все указанные имения, а также владения Васильевского прихода - плебанию (приходский дом униат. священника) и территорию, на к-рой находились руины каменной церкви. Настоятель храма остался без жилища. В 1782 г. униат. митр. Киевский и Галицкий Иасон (Смогоржевский) и униат. декан Овручского окр. Модлишевский подали иск к Комаревичам, но дело не принесло успеха. Во время проведения генеральной визитации приходов Овручского староства униат. визитатор Василий Рогаль-Левицкий и «жолнеры Овручского замкового суда» 3 мая 1783 г. захватили плебанию и церковь, изгнав светских владельцев (ГА Житомирской обл. Оп. 53. Д. 43. Л. 55).

В сент. 1783 г. Иезуитский коллегиум и костел в Овруче были переданы в ведение василианского Заручаевского мон-ря, последний его ректор Бенедикт Креш переехал в Луцк. С тех пор в бывш. коллегиуме разместилась униат. гимназия. Овручский униат. архим. Иосафат (Охоцкий [Охлоцкий?]) в 1795 г. был сослан в Сибирь за поддержку восстания Т. А. Б. Костюшко 1794 г., однако уже в 1796 г. освобожден имп. Павлом I Петровичем и возвращен в Овруч.

В 1826 г. провинциалом Русской конгрегации василиан, а также главой школьного комитета стал настоятель монастыря Симплиций Михаил (Дзержановский), известный своими научными публикациями. В 1832 г., при нем, обитель была закрыта, имущество передано в Почаевскую лавру. Заручаевский Успенский собор обращен в приходский храм.

29 авг. 1795 г. Васильевский храм, согласно описанию 1806 г., оставил унию и был «присоединен к благочестию купно с прихожанами». Акт присоединения совершил настоятель ржищевского в честь Преображения Господня монастыря игум. Герасим. В Васильевской ц. богослужения совершались до 1798 г., когда деревянный храм из-за опасности падения каменных развалин, среди которых его построили, был закрыт для богослужений. Тем не менее, как сообщают клировые ведомости, формально Васильевский приход продолжал существовать, настоятелем с момента возвращения в Православие являлся свящ. Димитрий Жураковский, а прихожане собирались в часовне. К Васильевской ц. также оставался приписным храм свт. Николая Чудотворца в соседнем с. Шоломки.

До 1801 г. главной святыней Васильевской ц. являлась местночтимая чудотворная Овручская икона Божией Матери, в серебряной ризе и с позолоченными коронами. Согласно описи имущества храма, на иконе находились серебряные подвески, пожертвованные прихожанами в знак благодарности за исцеления: 5 - в виде сердец и 4 - в виде рук (Ист. описание церкви Васильевской в Овруче за 1806 г. // ГА Житомирской обл. Ф. 343. Оп. 1. Д. 8. Л. 15 об.). Указом Волынской духовной консистории от 22 июня 1801 г. вся утварь Васильевского храма была перенесена в Николаевский собор Овруча, а храм опечатан. В 1829 г. был официально упразднен и Васильевский приход.

После обрушения в 1842 г. свода храма на расчищенной территории, обнесенной решеткой, выстроили каменную часовню свт. Василия Великого (1876-1877), в к-рую перенесли 2 древние иконы Васильевского храма, находившиеся в Успенской и Николаевской церквах Овруча.

В 1888 г. было основано Волынское епархиальное Владимиро-Васильевское братство, предметом попечения к-рого стали памятники старины Волыни, восходящие к эпохе равноап. кн. Владимира. Архиеп. Волынский и Житомирский Модест (Стрельбицкий) поручил археологу К. Н. Афанасьеву произвести близ Васильевской ц. раскопки. Афанасьев нашел 4 основания пилонов многогранной формы. По сохранившимся очертаниям развалин и фундамента Афанасьев определил, что церковь была небольшой. 23 июля 1860 г. Высочайшим повелением разрешался сбор средств по всей России на возрождение Васильевского храма. Было собрано 13 тыс. р. 2 февр. 1904 г. Волынское Владимиро-Васильевское братство под рук. архиеп. Волынского и Житомирского Антония (Храповицкого) инициировало восстановление древнейшей святыни в г. Овруче. По указу Синода от 23 февр. 1904 г. для исследования развалин и составления проекта реставрации в Овруч был командирован коллежский секретарь А. В. Щусев. По его заключению восстановление храма в прежнем стиле могло обойтись в 100 тыс. р. В том же году в Синод поступило ходатайство о разрешении сбора пожертвований на Васильевский храм, к-рое было вскоре удовлетворено. 15 дек. 1906 г. имп. св. Николай II Александрович дал согласие на проведение реставрационных работ, к-рые начались в мае 1907 г., на основании исследований члена Имп. Археологической комиссии П. П. Покрышкина по проекту Щусева.

31 авг. 1905 г. решением Синода при восстанавливавшемся храме была открыта жен. община. По благословению архиеп. Антония в 1906 г. близ развалин церкви поселились монахини. Настоятельницей общины была назначена насельница Любарского Георгиевского мон-ря Волынской губ. мон. Лидия († 1906), затем - инокиня Павла. Вскоре в общине проживало ок. 60 сестер. На средства инокини Павлы в 1906 г. была устроена деревянная ц. свт. Николая Чудотворца (ЦГИАК. Ф. 442. Оп. 659. Д. 144), затем сооружен 2-этажный сестринский корпус.

По инициативе архиеп. Антония (Храповицкого) для жен. общины из кафедрального житомирского Преображенского собора была перенесена икона свт. Василия Великого с частицей мощей. Кроме того, была привезена гробница с частицей мощей св. Макария (Токаревского). Щусев также закупил для Васильевского храма 14 икон в Спасо-Нередицкой ц. Имп. Николай II пожертвовал из личных средств 10 тыс. р. на иконостас, паникадило и лампады. В 1906 г. близ дер. Остров Овручского у. для обители куплен участок земли, где основано хозяйственное подворье, в 1912 г. построены кирпичный завод и храм свт. Николая Чудотворца.

По указу Синода в 1910 г. жен. община получила статус мон-ря. 3 сент. 1911 г. храм был освящен в присутствии имп. Николая II. При восстановлении храма восточнее алтаря был построен комплекс монастырских зданий в стиле псковских белокаменных палат XIV-XV вв. (автор проекта архит. В. Н. Максимов, помощник и ученик Щусева). Они составляют вытянутый с запада на восток и замкнутый в плане комплекс с внутренним двориком. Юж. сторону комплекса образует большой корпус, в к-ром помимо келий был устроен теплый храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Северная сторона комплекса представлена хозяйственными строениями, на западной устроена небольшая колокольня (в советское время разобрана, восстановлена в 90-х гг. XX в.). О. м. принадлежал участок земли с лесом в 24 дес. В ведении обители находилась также каменная часовня в 4 верстах от Овруча, сооруженная в 1913 г. на средства духовенства и крестьян в память приезда имп. Николая II в город. В часовне находилась икона свт. Николая Чудотворца. В обители служили 2 штатных священника и диакон.

До 1921 г. О. м. возглавляла игум. Павла. В 1910 г. в обители проживали 8 монахинь, 20 рясофорных послушниц и 30 белиц, в 1912 г.- 11 монахинь, 18 рясофорных послушниц и 35 белиц, в 1913 г.- 11 монахинь, 15 рясофорных послушниц и 48 белиц, а в 1917 г.- 12 монахинь, 26 рясофорных послушниц и 28 белиц. С 1921 г. мон-рем управляла игум. Аполлинария (Каюнова), возведенная в сан игумении еп. Владимиро-Волынским сщмч. Фаддеем (Успенским). В 1923 г. в мон-ре было 78 насельниц, в т. ч. 34 монахини. Сестры жили своим трудом: рукоделием и огородничеством. В сестринском корпусе находились 13 келий, 2 зала, кухня, столовая, гардеробная и погреб. Мон-рь имел 25,7 дес. земли возле леса, в 12 верстах от Овруча.

В 1922 г. в О. м. было произведено изъятие церковных ценностей. В 1924 г. мон-рь закрыли. На момент закрытия игуменией была Анимаиса (Ситарук). Сестер выгнали из обители, а монастырский корпус передали воинской части. В 1934-1941 гг. (до эвакуации) в стенах обители находился детский дом. В 1934 г. Васильевская ц. была закрыта, в ней разместили склад. Фрески, написанные Блазновым и Савенюком, затерли цементным раствором. Николаевскую ц., к-рая после 1917 г. стала приходской, снесли. В 1935 г. был арестован духовник обители свящ. Серафим Кушевич († 3 дек. 1937).

Некоторые сестры продолжали проживать в Овруче на частных квартирах. Игум. Анимаиса (Ситарук), монахини Мелитина (Андриюк) и Гликерия (Иваницкая) 26-27 нояб. 1937 г. были арестованы Овручским районным отделом НКВД и обвинены в «контрреволюционной шпионской деятельности в пользу Польши» и в проведении «пораженческой агитации против Соввласти среди жителей города Овруча». 4 янв. 1938 г. в Житомире они были расстреляны.

В 1941 г. по ходатайству еп. Бердичевского, вик. Автономной УПЦ Леонтия (Филипповича; † 1971) с разрешения нем. оккупационной власти 47 сестер (15 монахинь и 32 послушницы) вновь поселились в обители. Игуменией стала мон. Лукия (Дмитренко), проживавшая в обители с 1907 г. В 1942-1943 гг. настоятельницей была игум. Аполлинария (Каюкова; † 1949). В 1943 г. игуменией стала Магдалина (Дубинович), перемещенная из житомирского Успенского жен. мон-ря, открытого еп. Леонтием. Игум. Лукию перевели в Житомир. 28 нояб. 1942 г. отремонтированный Васильевский храм был освящен архим. Серафимом (Климковым; † 1970), заместителем еп. Леонтия. В пользовании мон-ря находились 2-этажный корпус и 5 га земли под огородами. К авг. 1944 г. в О. м. проживали 42 насельницы в возрасте от 35 до 65 лет.

В 1945 г. О. м. был зарегистрирован. Согласно постановлению Совета министров (СМ) СССР от 29 мая 1946 г. и СМ УССР от 12 авг. 1946 г. «О православных монастырях», исполком Житомирского облсовета депутатов трудящихся обязал исполком Овручского райсовета депутатов трудящихся выделить для О. м. земельный участок (не более 15 соток на каждую сестру), разрешить инокиням заниматься хозяйством, промыслами, организовывать мастерские. К тому времени в мон-ре проживали 47 насельниц, но к 1947 г. из-за закрытия др. жен. обителей их число возросло до 78.

В 1946 г. в О. м. переселили сестер житомирской Успенской Подольской общины, а также насельниц Любарского Георгиевского монастыря (15 монахинь), настоятельницей которого являлась мон. Иннокентия (Олейник). В 1947 г. О. м. получил в пользование 9 га земли. В том же году монахини добились передачи им Васильевской ц. До этого храм числился за приходской общиной. Настоятельницами обители были Магдалина (Дубинович) - в 1943-1946 гг., Флавиана (Проценко; 1886-?) - в 1946-1949 гг., Лукия (Дмитренко) - вторично в 1950-1955 гг., Анастасия (Жуковская) - в 1955-1958 гг., Нина (Ребенкова) - в 1958 г. и вновь Анастасия - в 1958-1959 гг. Первым духовником обители и настоятелем приходской общины Васильевского собора (действовавшей одновременно с общиной мон-ря) с 1942 г. являлся прот. Елеазар Юзепчук, к-рый, овдовев, принял монашество с именем Пимен в 1954 г.; из-за давления властей в нач. 50-х гг. переведен на должность 2-го священника собора. В 1952-1954 гг. настоятелем соборной общины и духовником обители являлся свящ. Иоанн Хряков, в 1954-1956 гг.- свящ. Стефан Голубовский, в 1956-1959 гг.- свящ. Александр Азарченко. Несмотря на сложные условия, священноначалие стремилось сохранить обитель; в 1955 г. на 50 тыс. р., пожертвованных патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским), реставрировали фрески Васильевского собора. В 1957 г. на средства еп. Житомирского и Овручского Венедикта (Полякова) в подвале собора был устроен Макариевский храм.

Согласно постановлению СМ СССР от 16 окт. 1958 г. «О монастырях в СССР» и постановлению СМ УССР от 1 нояб. 1958 г. «О монастырях в УССР», предусматривалось сократить количество мон-рей на Украине. Уполномоченный Совета по делам РПЦ при СМ СССР по УССР Г. П. Пинчук предложил закрыть 19 обителей, в т. ч. и О. м., а 87 сестер разместить в др. мон-рях. Упразднение обители представлялось для властей довольно сложной задачей, поскольку к 1958 г. в ней проживали 102 насельницы (ГА Житомирской обл. Ф. 4994. Оп. 1. Д. 43. Л. 138-141). Многие являлись духовными чадами старцев прп. Кукши (Величко), псково-печерского схиигум. Саввы (Остапенко) и др.

После того как в окт. 1958 г. у послушницы В. З. Макеевой произошла драка с монахинями, власти решили использовать это событие в качестве удобного повода для закрытия обители, задействовав в этих целях органы госбезопасности. В том же году бывш. игум. мон-ря Магдалину (Дубинович) и келейницу послушницу Макееву выдворили из мон-ря по решению собора сестер, благодаря чему ситуация в общине обители улучшилась (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 229. Л. 293-294). Из желания отомстить Макеева начиная с дек. 1958 г. опубликовала в центральной прессе ряд клеветнических статей в адрес насельниц и клириков, продублированных в республиканских, обл. и районных газетах. Также она доносила уполномоченному по делам РПЦ по Житомирской обл. В. Т. Волкову об антисоветских настроениях в мон-ре. К закрытию обители приложил усилия Овручский райотдел КГБ, имевший в мон-ре 2 агентов и 6 осведомителей среди насельниц и прихожан (Веденеев Д. В. Атеисты в мундирах: Советские спецслужбы и религ. сфера Украины. М., 2016. С. 135).

Постановлением СМ УССР от 17 июня 1959 г. и постановлением Житомирского облисполкома от 22 июня 1959 г. обитель была закрыта. 25 июня 1959 г. 82 насельницы были изгнаны из О. м., а 26 июня 1959 г. в помещения мон-ря въехала Овручская межрайонная детская больница. В нач. 60-х гг. XX в. бывш. казначея мон. Олимпиада (Голуб) и мон. Флавиана (Невмержицкая), а также неск. послушниц и находившийся за штатом иером. Пимен (Юзепчук) организовали в Овруче в 2 частных домах тайную монашескую общину. В соответствии с постановлениями СМ УССР от 24 авг. 1963 г. и от 6 сент. 1979 г. келейный корпус и Васильевская ц. были взяты под гос. охрану как памятники архитектуры. В 1984 г. Киевская специальная научно-реставрационная мастерская Главстроительства УССР начала реставрацию Васильевской ц.

В 1988 г. инициативная группа бывших овручских сестер во главе с мон. Тамарой (Печниковой) стала добиваться открытия обители. 19 июня 1990 г. областной совет народных депутатов принял решение о передаче помещений ПТУ епархиальному управлению УПЦ, а 28 окт. 1991 г. архиеп. Житомирский и Овручский Иов (Тывонюк) утвердил статут Васильевского мон-ря.

Решением Синода УПЦ от 22 июня 1993 г. Житомирская епархия была разделена на 2 самостоятельные - Житомирскую и Овручскую. Правящий архиерей Овручской епархии стал именоваться Овручским и Коростенским. Васильевский мон-рь отошел Овручской епархии. Обитель возглавляла игум. Георгия (Пинчук), с 23 дек. 2010 г.- игум. Аполлинария (Сверчок), с 4 апр. 2017 г.- игум. Евфалия (Охмак). Восстановлены ограда, св. ворота, келейные корпуса, в одном из к-рых имеется теплый храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Близ мон-ря установлен памятник прмч. Макарию, освященный 26 мая 2008 г. митр. Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом).

В 2017 г. в обители проживали ок. 20 насельниц.

В. Г. Пидгайко, Д. Б. К.

Художественный ансамбль

По типу собор свт. Василия Великого (ок. 1190) - крестово-купольный одноглавый 4-столпный 3-апсидный храм (21,8×16,3 м, подкупольное пространство 5,8-5,9×5 м). К зап. углам примыкают 2 круглые в плане лестничные башни. Крещатым столпам соответствуют лопатки на внутренних и наружных поверхностях стен. В сев. стене на высоте ок. 7,5 м сохранился внутренний проход-коридор, соединявшийся, очевидно, с башнями. Наличие гнезд от балок свидетельствует, что в церкви существовали хоры. Фундамент церкви сложен из необработанных кусков песчаника на известковом растворе. По наименованию Васильевской ц. в старинных описаниях «Златоверхая» П. А. Раппопорт предположил, что ее глава была покрыта золоченой медью. Однако от покрытия храма был найден лишь кусок кровельного листового свинца. Стены сложены из кирпича, причем арки и перемычки в древности были выложены из более тонкого кирпича, нежели основные стены и столпы. В кладке стен обнаружены пустоты от деревянных связей. В верхние части стен вставлено значительное количество голосников - крупных сосудов с длинным узким горлом. В одном из упавших окон при раскопках были найдены остатки деревянной оконницы. Внутри здания сохранились следы древних фресок. Стены снаружи, по-видимому, не были оштукатурены. Фасады имеют богатый пластический декор - ряды поребрика, аркатурный пояс между 2-м и 3-м ярусами окон, многоуступчатые лопатки с полуколонкой по центру, на криволинейных поверхностях (стенах башен и апсид) - вертикальные тяги более простого профиля. Порталы храма также сложнопрофилированные. В кирпичную кладку собора включены декоративные вставки из отшлифованного красного кварцита местной добычи, подобные вставки были использованы при украшении стен храмов Гродно и собора Св. Софии в Киеве (Ивакин Г. Ю., Томашевский А. П., Павленко С. В. Использование пирофиллитового сланца и кварцита в строительном деле Юж. Руси // Архитектура Византии и Др. Руси IX-ХII вв. СПб., 2010. С. 391-411. (Тр. ГЭ; 53)). Согласно реконструкции Раппопорта, первоначально храм имел ступенчатый башнеобразный верх с высоким барабаном по аналогии с ближайшей по типологии строительства известной постройкой рубежа XII и XIII вв.- ц. вмц. Параскевы в Чернигове (Раппопорт. 2013. С. 111-112. Рис. 2). Он считал черниговскую и овручскую церкви, а также ц. св. Апостолов в Белгороде-Киевском (1197, городище в с. Белогородка Киевской обл.) произведениями круга одних и тех же мастеров и зодчего, предположительно строительной артели кн. Рюрика Ростиславича под рук. Петра Милонега (Там же. С. 145). При этом исследователь отмечал и явные отличия овручского храма от черниговской церкви: наличие 2 лестничных башен, уникальное для XII в. 3-закомарное завершение фасадов, крещатую форму столбов в интерьере, декоративные вставки в стенах. Е. Н. Торшин на основе анализа Васильевского храма и ц. св. Апостолов в Белгороде-Киевском, близких по характеру пластической разработки фасадов, предположил, что в окружении кн. Рюрика произошло объединение строительных артелей из Гродно, Смоленска и Киева, причем при строительстве храма в Овруче доминировали гродненские зодчие (Торшин. 1996. С. 57).

Васильевский собор не только является одним из ключевых памятников архитектуры домонг. эпохи. Он обозначает собой важную веху в истории российской реставрации (Михайловский. 1971). В 1842 г., вероятно в результате любительских археологических раскопок, рухнули своды, от храма остались лишь апсиды с алтарной преградой, поврежденная сев. стена и фрагмент зап. стены. Совр. облик - результат реставрации (1907-1909), выполненной по проекту А. В. Щусева его помощниками А. А. Весниным и В. Н. Максимовым на основании исследований П. П. Покрышкина. Несмотря на рекомендации Археологической комиссии построить храм рядом с древним, оставив руины в качестве материала для научных исследований, Синод принял решение о реконструкции руин, сославшись на то, что в новой структуре древние элементы здания лучше сохранятся. Первый проект реставрации, выполненный Щусевым в 1905 г. на основе собственных обмеров, предполагал стилистически вольное воссоздание храма с завершением в виде пятиглавия. Предварительно согласовав проект, Археологическая комиссия, однако, отправила для детального археологического исследования церкви Покрышкина, к-рый в течение 1907 и 1908 гг. не только открыл фундаменты лестничных башен, но и разработал методику, позволяющую определить местонахождение на стенах множества декоративных элементов, извлеченных из земли археологами. В марте 1908 г. Щусев разработал новый проект, предполагавший воссоздание церкви методом, максимально близким к анастилозу. Фрагменты древнего здания были оставлены в неприкосновенности; части, восстановленные на основании документальных данных и старой кладки, выполнены из кирпича древнего образца, добавления - из кирпича др. цвета, что позволило наглядно отличать старые и новые части здания. Воссозданный храм в целом повторил оригинальные формы архитектуры, за исключением завершения, к-рое было ошибочно сделано с пониженными подпружными арками по типу церквей сер. XII в.

В 1910-1911 гг. храм был расписан по проекту Щусева живописцами под рук. А. П. Блазнова. Художники использовали силикатные краски Кайма, позволявшие добиться подобия фресковой росписи. В программе и стиле монументальной живописи собора художники ориентировались на росписи (1199) ц. Преображения Господня на Нередице близ Новгорода (см. письмо худож. К. С. Петрова-Водкина от 13 окт. 1910: Селизарова. 1991. С. 135), исследования живописи к-рой были начаты в процессе подготовки ее реставрации Покрышкиным в 1903-1904 гг. и к-рая оказала большое влияние на творчество художников и архитекторов, работавших в то время по заказам Церкви. Из писем Петрова-Водкина известно, что над росписями собора трудились всего 7 чел. (5 мужчин и 2 женщины). Сходство с нередицкими фресками очевидно в монументальной фигуре Богоматери Оранты с Младенцем на лоне в конхе апсиды, в размещении Спаса на Убрусе (Мандилиона) на подпружной арке, в крупном формате евангельских сцен нижнего яруса сев. и юж. стен наоса, во фронтальных фигурах святых. Однако фрески оставались произведением мастеров Нового времени и отличались от средневек. образцов деталями иконографии (рыжеволосый Спаситель в сцене «Явление Христа женам-мироносицам»), техническими особенностями, преувеличением размеров фигур святых на стенах наоса. Одну из лестничных башен на уровне хор расписал Петров-Водкин (окт. 1910), исполнив 3 композиции: «Жертвоприношение Авеля» (эскиз - 1910, Тверская обл. картинная галерея), «Убийство Каином Авеля», в куполе - «Всевидящее Око». Выбор тем мог быть обусловлен традиц. расположением неканонических сюжетов в росписи лестничных башен древних храмов, а также исторической аллегорией: гибелью кн. Олега во рву Овручской крепости после поражения от брата Ярополка (Тарасенко. 1982). Композициям работы Петрова-Водкина свойственны черты модерна более, чем росписям в храме, в них прослеживаются также аллюзии на творчество А. А. Иванова.

Интерьер церкви дополнил деревянный тябловый иконостас по эскизам Щусева, исполненный в стиле XVI в. в мастерской братьев Чириковых в Москве. Часть икон для церкви Щусев приобрел в ц. Преображения Господня на Нередице. Большой хорос для Васильевского храма был выполнен по эскизам А. Л. Витберга, образы 12 апостолов для него написал Д. М. Тюрин. Басменные оклады для иконостаса, медные кадила и лампады изготовлены Ф. Я. Мишуковым (1911).

Э. П. И.
Ист.: Перлштейн А. Люстрация Овручского замка в 1552 г. // Волынские ГВ. 1856. № 20. С. 78-80; № 21. С. 83-85; № 22. С. 87-89; № 23. С. 91-92; № 24. С. 95-98; Грамоты вел. князей Литовских с 1390 по 1569 гг. К., 1868; Селизарова Е. Н., сост. К. С. Петров-Водкин: Письма. Статьи. Выступления. Док-ты. М., 1991.
Лит.: Теодорович Н. И. К истории Заручаевского Св.-Успенского мон-ря, некогда существовавшего в г. Овруче // Волынские ЕВ. 1904. Ч. неофиц. № 13. С. 371-376; № 18. С. 553-557; № 24. С. 743-745; № 26. С. 822-825; № 33. С. 1059-1063; № 34. С. 1090-1097; Щусев А. В. Реставрация Васильевского храма (г. Овруч) // ИИАК. 1909. Вып. 32. С. 25; Казанский С. Васильевский храм в Овруче - 1-й по древности из памятников рус. церк. зодчества // Волынские ЕВ. 1911. Ч. неофиц. № 24. С. 477-478; Михайловский Е. В. Реставрация памятников архитектуры: (Развитие теорет. концепций). М., 1971. С. 159-169; Раппопорт П. А. Церковь Василия в Овруче // Сов. Арх. 1972. № 1. С. 82-97; он же. Рус. архитектура X-XIII вв.: Кат. памятников. Л., 1982. С. 29-30; он же. Архитектура средневек. Руси: Избр. ст. СПб., 2013; Тарасенко О. А. Значение овручских росписей в творческом самоопределении К. С. Петрова-Водкина // Панорама искусств. М., 1982. Вып. 5. С. 217-220; Памятники градостроительства и архитектуры УССР. К., 1985. Т. 2. С. 153-154; Торшин Е. Н. К вопросу о происхождении архит. форм ц. Василия в Овруче и собора Апостолов в Белгороде // Проблемы изучения древнерус. зодчества. СПб., 1996. С. 54-57; Дорофiєнко I. Церква Св. Василiя в Овручi: З iсторiï реконструкцiï та реставрацiï // Теорiя та iсторiя архiтектури i мiстобудування. К., 1999. Вип. 4. С. 84-89; Гаврилюк С. В. Вiдновлення ц. св. Василiя в Овручi на поч. ХХ ст. // Велика Волинь: Працi Житомирського наук.-краєзнавчого товариства дослiдникiв Волинi. 2002. Т. 25. С. 87-93; она же. Св.-Василiвський собор Овруча: З iсторiï реставрацiï поч. ХХ ст. // Працi Центру пам'яткознавства. К., 2014. Вип. 25. С. 36-46; Томашевський А. П. Археологiчнi дослiдження лiтописного Вручого в Овруцькому проектi // Стародавнiй Iскоростень i слов'янськi гради VIII-X ст.: Зб. наук. праць. К., 2004. С. 264-278; он же. Середньовiчна Овруцька волость i феномен Овруцькоï околичноï шляхти // Наук. зап. з украïнськоï iсторiï. Переяслав-Хмельницький, 2008. Bип. 20. С. 466-489; Пам'ятки i пам'ятнi мiсця iсторiï та культури на Житомирщинi: Коростенський, Лугинський, Овруцький райони. Житомир, 2006. Вип. 7; Подорожнi нотатки Б. Рерiха // Студiï мистецтвознавчi. К., 2007. № 1(17). С. 141-155; Пам'ятки монументального мистецтва Житомирськоï обл. / Заг. ред., iл., пiдгот. текстiв: Г. Мокрицький. Житомир, 2009; Костриця М. Ю., Михайлишин О. Л. Храм. св. Василiя в Овручi. К., 2011; Хмельницька Л. В. Iсторiя реставрацiï Свято-Василькiвського собору м. Овруча початку ХХ ст. // Науковi записки з украïнськоï iсторiï: Зб. наук. ст. Переяслав-Хмельницький, 2016. Вип. 38. С. 75-80.
В. Г. Пидгайко, Д. Б. К.
Ключевые слова:
Монастыри Украинской Православной Церкви (жен.) Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Украина) Овручский во имя святителя Василия Великого женский монастырь (Овручской и Коростенской епархии Украинской Православной Церкви)
См.также:
ЕЛЕЦКИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Черниговской и Нежинской епархии), в Чернигове (Украина)
КИЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ ФЛОРА И ЛАВРА (В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ) ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Киевской митрополии УПЦ
КИЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ основан в 1889 г.
КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Крупецкий) Батуринский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ)
НЕЖИНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ)
АННЫ СВЯТОЙ ПРАВЕДНОЙ НА АННИНОЙ ГОРЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Черновицкой и Буковинской епархии), действующий, осн. в 1993 г.