Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОВИНОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
52, С. 361-364 опубликовано: 25 мая 2023г.


ОВИНОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Богоматерь Овиновская. Икона. XIX в. (собор Паисиева Галичского мон-ря). Фото: свящ. Игорь Палкин
Богоматерь Овиновская. Икона. XIX в. (собор Паисиева Галичского мон-ря). Фото: свящ. Игорь Палкин

Богоматерь Овиновская. Икона. XIX в. (собор Паисиева Галичского мон-ря). Фото: свящ. Игорь Палкин

чудотворный образ, происходящий из Паисиева галичского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы (празд. 15 авг.) (см. также в ст. Успение Пресвятой Богородицы, разд. Чудотворные иконы).

Обретение иконы

Сведения об О. и. известны по неск. рукописным источникам. Наиболее ранним, пространно изложенным является «Сказание о чудотворном образе Богоматери Овиновския иже явися во граде Галиче» с присовокуплением чудес, включенное в галичский рукописный сб. «Житие прп. Паисия Галичского Чудотворца со Службой» в сер.- кон. XVII в. (РГБ ОР. Ф. 299. Ед. 57. Л. 34-60). Краткий вариант этого «Сказания...» содержится в выписках из галичских церковных книг 1831 г. (ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 12. П. 302. Кн. 715. Л. 28-33). Основная канва повествования такова: боярин Иван Овин «призва древоделы во время летнее», чтобы поставить новую ц. во имя свт. Николая взамен обветшавшей в расположенном рядом мон-ре. В воскресный день шедшего из дома боярина напротив монастырских ворот встретили 2 прекрасных ликами юноши с иконой в руках. Они сказали, что икону прислали родители супруги Ивана, заповедав ему поставить на месте ц. свт. Николая храм в честь Успения Пресв. Богородицы. Иван принял из их рук «со страхом и радостию» икону, внес ее в мон-рь и поставил «на уготовленное место иде же хотеше основати церков». В мон-ре он сообщил игумену и братии о случившемся, однако стал беспокоиться о том, что, поскольку «бых во ужасе велицем», «не воззвах юнош тех в дом свой». Но ни на пути домой, ни дома Иван тех юношей не нашел, его жена также не видела и не слышала о них; повеление разыскать визитеров «по всех путех» тоже оказалось безуспешным. Тогда «Иван же разуме быти Божию [явлению] пресв. Богородицы Честнаго ея Успения… а юноши сии Агглии Божии суть». В др. трактовках версии «Сказания...» говорится, что икону Ивану вручил «некий муж» или «некие мужи с условием поставить во имя этой иконы церковь в его ктиторском монастыре» (Григоров. 2006. С. 239).

Боярин Иван Овин - лицо историческое. Выходец из Вел. Новгорода, он имел обширные владения близ Галича, сохранившие его имя в совр. топонимике города (Овинов луг на берегу Галичского оз., Овинов починок, Овиновская слобода). В пределах вотчины Овина, в к-рую в т. ч. входило с. Успенское (с XVII в.- Успенская слобода, ныне с. Успенская Слобода), со стороны Костромской дороги в направлении к Галичу находился Никольский мон-рь - буд. обитель прп. Паисия Галичского. Летописных сведений об основании мон-ря не сохранилось (если таковым не является упоминание о сооружении новгородцем Обакуном ц. свт. Николая Чудотворца на р. Кешме в Галиче в 1340, см.: Новгородский летописец: (С 946 по 1441 г.). Мышкин, 1899. С. 205). Существует отличная от «галичской» «новгородская» версия обретения иконы, учитывающая происхождение рода Овиных из Вел. Новгорода. После возвращения из похода боярин Иван Овин заболел и получил исцеление от иконы Божией Матери «Успение», присланной ему неким мужем («гречином»). По совету архиерея Овин построил в своей боярщине храм в честь иконы, принесшей ему исцеление, чтобы она помогала всем людям. Т. о., главная мысль «новгородской» версии - икона была обретена в Вел. Новгороде и в Галич привезена самим Овиным (Григоров. 2006. С. 239, 314).

Согласно информации еп. Амвросия (Орнатского), переосвящение монастырского храма из Никольского в Успенский и, как следствие, самого мон-ря приходится на время вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского (1359-1389) (ИРИ. Ч. 5. С. 444). Нельзя исключить, что события обретения иконы, строительства храма и его переосвящения были действительно разнесены по времени: первые 2 могли произойти до 1362 г., т. е. до изгнания с княжения кн. Димитрия Константиновича (?) Галичского и вхождения Галича в состав Великого княжества Московского, 3-е - в правление вел. кн. Димитрия Донского. Эта версия находит подтверждение в раннем «Сказании...»: после того как икона прославилась чудесами и к ней стал во множестве стекаться народ, она «прозвася Овиновская... Обитель же она от того времяни нача зватися Успенская, а не Николаевская» (РГБ ОР. Ф. 299. Ед. 57).

Чудеса

Чудеса О. и., зафиксированные в раннем «Сказании...», составляют отдельную большую часть истории образа. Проявления чудодейственной силы от иконы по ее обретении описаны совокупно, но при этом демонстрируют широкий диапазон исцелений: «от единаго точие прикосновения» слепые прозревают, к глухим возвращается слух, у расслабленных «жилы укрепляются», нечистые духи изгоняются, хромые начинают ходить, а немые - говорить, скорченные распрямляются («сляченные распростирахуся»). Отдельные чудеса относятся к игуменству прп. Паисия Галичского. Первое из них совершилось, когда в закрытом храме занялся огонь и ученик прп. Паисия - прп. Иаков Галичский († 2-я пол. XV в.), «разбив двери церковныя», вынес нетронутую пламенем О. и. и сам вышел невредимым, хотя в том пожаре расплавились серебряные и золотые приклады, драгоценный убор (венец, цата и гривны) чудотворного образа. Следующие разделы «Сказания...» представляют собой по сути хронограф в галичской версии изложения рус. истории, в т. ч. сквозь призму чудес от О. и. Эта часть открывается вступлением о завете вел. кн. Димитрия Донского своим сыновьям; о благочестии получившего княжение в Галиче кн. Георгия Димитриевича, которого в 1425 г. посетил свт. Фотий, митр. Московский, и благословил князя и всю землю Галичскую. Далее содержится рассказ о походе в 1429 г. (1433?) вел. кн. Василия Васильевича в Галич, в удел своего дяди, и «пленении» там О. и., ставший основой содержания 2-го отдельного чуда: по возвращении в Москву вел. князь поставил икону в соборной церкви (в Успенском соборе Московского Кремля), «заключив двери, утверди замками и печатьми, и стражей пристави», но в ту же ночь О. и. чудесным образом перенеслась в Галич, где братия обрела ее стоящей в храме на прежнем месте, в чем позже убедились и присланные вел. князем посланники. Др. источники сообщают, что О. и. была возвращена в Галич прп. Паисием, к-рый ездил для этого в Москву с посольством (перед поездкой галичане собирали деньги предположительно для выкупа иконы). В результате вел. князь при содействии свт. Ионы, митр. Московского, торжественно вернул прп. Паисию икону вместе с вкладом на восстановление им же самим разрушенной обители. Возвращение иконы, к-рую встречали все жители города, пришлось на день престольного праздника мон-ря - Успения Пресв. Богородицы, тогда же и было установлено празднование О. и.

В следующем разделе «Сказания...» говорится о процветании обители в княжение кн. Димитрия Георгиевича Красного, когда она приросла вотчинами, пожертвованными внуком Ивана Овина Димитрием (мон. Ионой) Ярцовым - пострижеником своего ктиторского мон-ря. В этот период была создана «новонаписанная икона», к-рую перед смертью (1440) кн. Димитрий Георгиевич завещал прп. Паисию пожаловать вел. кн. Василию Васильевичу. Хождение преподобного в Москву с этим списком в «Сказании...» (сведения об этом содержатся в Житии прп. Паисия) приходится на время после янв. 1450 г. («после бою Галичского»). Торжественный выход вел. кн. Василия Васильевича с сыном и митрополитом с духовным собором «на сретение иконы» описывается аналогично подобным процессиям, нашедшим (в отличие от данного события; согласно ППБЭС - в 1449) отражение в московских летописях (ср., напр., близкие по времени проводы из Москвы Смоленской иконы Божией Матери в 1456 в иллюминированном Лицевом летописном своде, 70-е гг. XVI в.). Вел. князь не дерзнул оставить список своей прежней иконы-«пленницы» и, отпуская обратно с честью прп. Паисия, повелел его «проводить двум архимандритам, Спасскому Задворному Трифону да Чюдовскому Архимандриту Никандру, да протопопам и священникам Московским» (архимандритство 1-го, духовника вел. кн. Василия Васильевича, буд. свт. Тихона, приходится на 1453-1462, см.: Строев. Списки иерархов. Стб. 142; 2-го архимандрита определяется менее уверенно - 1471-1477, см.: Там же. Стб. 162). Также вел. князь распорядился хранить О. и. и ее список в мон-ре, но «егда от Казани и от луговыя черемисы в Галиче не тихо» - переносить обе иконы в городскую соборную церковь «во имя Всемилостиваго Спаса за сторожею» на временное сохранение (в т. ч. без указания их в описи храма).

Основной источник информации об О. и.- Житие прп. Паисия Галичского - не содержит включенное в рус. летописи московской редакции «Чудо о Димитрии Красном», сообщающее о кончине князя: уже приготовленный к погребению и лежащий в храме, он вдруг ожил и был жив еще 3 дня, пел псалмы и говорил о божественных предметах. После этого события, к-рое в тексте не связано непосредственно с иконой, прп. Паисий встречался с епископом и храм был вновь освящен (вероятно, духовные лица не знали, как оценить произошедшее).

Иконография и списки

Согласно «Сказанию...», в мон-ре к 1440 г. были 2 чтимые иконы: «чюдотворная зовомая Овиновская, иеже два Аггла принесоша», и ее список - «новонаписанная икона строения Князя Димитрия Георьгиевичя… что в сребреном киоте». Ко времени публикации в кон. XIX в. масштабного свода чудотворных икон общероссийского почитания об иконографии О. и. сложилось устойчивое представление как об иконе с изображением Успения Пресв. Богородицы (Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 274; Поселянин Е. Богоматерь. С. 518-519). В дореволюционных справочниках с историей Паисиева мон-ря О. и. именуется иконой Успения Пресв. Богородицы (ППБЭС, с датой явления - ок. 1425) или сведения об ее иконографии не представлены (ИРИ. Ч. 5. С. 444). Не позднее 1847 г. икона с названием «Овиновская» была включена в лицевой Свод икон Божией Матери в его расширенном варианте (с 160 иконами) - на 4-листовой гравюре «Изображение явленных и чудотворных икон» работы выпускника Имп. академии художеств Е. Н. Долгова (1800-1847) (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. № 1218. С. 485. № 93); однако ценность таких памятников, в т. ч. иконописных, не в передаче иконографии иконы, к-рая трактуется по-разному и достаточно вольно, а собственно в фиксации ее названия (напр., на мстёрской иконе «Богоматерь Неопалимая Купина с чудотворными иконами Богоматери» О. и.- поясной образ типа «Умиление» с Младенцем Христом на правой руке Божией Матери, иконописец В. А. Кукин, 1894, собрание В. А. Бондаренко; см.: «И по плодам узнается древо». М., 2003. Кат. 63. С. 539-544).

Овиновская икона Божией Матери в окладе из Успенского собора Паисиева Галичского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. (Ин-т археологии, СПб.)
Овиновская икона Божией Матери в окладе из Успенского собора Паисиева Галичского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. (Ин-т археологии, СПб.)

Овиновская икона Божией Матери в окладе из Успенского собора Паисиева Галичского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. (Ин-т археологии, СПб.)

Важные сведения относительно святынь Паисиева мон-ря содержатся в рукописном сб. «Солнце Пресветлое» нач. XVIII в. (МГУ НБ. № 293. Л. 4). Помимо чудотворной иконы Успения, к-рая «во граде Галиче явися в лето 6960 (1452)», прежде был явлен др. образ, когда Овин «созидал церковь Святаго Николы в селе своем»; именно этот, прежде явившийся образ находился в Москве «при митрополите Ионе Чюдотворце и при Пайсее игумене Галицком и паки с Москвы не видимо осебе отхождаше в Галич…». Согласно этому источнику, в кон. XVII - нач. XVIII в. в мон-ре прп. Паисия были 2 чтимые иконы разной иконографии: связанная с именем Ивана Овина ранняя икона XIV в. Богородицы с Младенцем, «Овиновская», и явленная в игуменство прп. Паисия в сер. XV в.- «Успение Пресв. Богородицы», очевидно, храмовый образ обители.

В письменных источниках, восходящих к Житию прп. Паисия Галичского XV в., краткие сведения об изображении на явленной иконе дают ясное представление об О. и. как об образе Божией Матери с Младенцем Христом: «…два юноши красны зело; оба держаще руками своими икону пресвятыя Богородицы и на руце [имеюй] предвечного Иисуса Христа» (цит. по списку 1831 г.- ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 12. П. 302. Кн. 715. Л. 28 об.).

Овиновская икона Божией Матери. 2-я пол. XVIII в. (Музей икон Божией Матери при храмовом комплексе свт. Алексия в д. Исаково Солнечногорского р-на Московской обл.)
Овиновская икона Божией Матери. 2-я пол. XVIII в. (Музей икон Божией Матери при храмовом комплексе свт. Алексия в д. Исаково Солнечногорского р-на Московской обл.)

Овиновская икона Божией Матери. 2-я пол. XVIII в. (Музей икон Божией Матери при храмовом комплексе свт. Алексия в д. Исаково Солнечногорского р-на Московской обл.)

К этому описанию близка чудотворная икона Паисиева мон-ря, «называемая Овиновскою» (ИИАК. 1909. Вып. 31. С. 175), находившаяся в иконостасе каменного Успенского собора, построенного кн. А. М. Львовым между 1642 и 1646 гг. На фотографии (1902, см.: Григоров. 2006. Прил. Ил. к с. 223-242) икона запечатлена под сплошным окладом, который отражает общие черты ее иконографии: в левой части изображения представлена в развороте вправо Богородица с Богомладенцем на руках, стоящая у расположенного позади трона; Младенец Христос левой (!) ручкой благословляет, в правой - держит свиток. В правой части композиции на пейзажном фоне внизу на берегу Галичского оз. расположены деревянные крепостные стены города, вверху - строения обители; в облачном сегменте, в правом верхнем углу,- образ благословляющего Господа Вседержителя. Т. о. Богоматерь «Овиновская» представлена в этой композиции как покровительница Галича и мон-ря. Икона была вставлена в раму, также покрытую окладом с 6 клеймами чудес по верхнему и нижнему полям и с образами 4 святых на боковых полях. В Успенском соборе на стене, над ракой прп. Паисия, помещалась также живописная композиция с изображением крестного хода, во главе к-рого показан сам преподобный, несущий в руках О. и. в окладе и киоте (известна по фотографии 1902 г.; см.: Там же).

Изображение на списках О. и. указанной иконографии деревянной надвратной ц. во имя Святителей Московских может свидетельствовать о создании композиции между 1701 (дата монастырской описи, в которой еще нет упоминания данной иконы) и 1738 (дата, когда надвратная церковь была разобрана) годами (Православные мон-ри. 2009. С. 23-24). На этих списках последовательно сохранялась важная особенность: надпись «Овиновская икона» (вариант - «Икона Богородицы Овиновская») относится, как правило, только к изображению Божией Матери и расположена непосредственно у Ее фигуры или выше, над ней.

Наиболее ранний сохранившийся (нач. XVIII в.?) список О. и. находится в Музее икон Божией Матери при храмовом комплексе свт. Алексия в дер. Исаково Солнечногорского р-на Московской обл. Композиция этой иконы дополнена изображением прп. Паисия Галичского, преклонившего колена перед Пресв. Богородицей.

Список О. и. в иконографии чтимой иконы Паисиева мон-ря представлен на выпущенной в типографии Троице-Сергиевой лавры хромолитографии «Икона Пр. Бцы Овиновская» с цензурным разрешением на печать от 1883 г. (ЦГИАМ. Ф. 2393. Оп. 1. Д. 4440. Л. 21, 104).

К иконам данной иконографии относится находящийся в наст. время в Успенском соборе Паисиева мон-ря чтимый список О. и. Этот образ считается той самой чтимой иконой, к-рая после исчезновения в 1919 г. была найдена в лесу в годы Великой Отечественной войны и принесена во Введенскую ц. Галича. В 60-х (по др. версии, в 70-х) гг. XX в. икона зимой была выкрадена из храма, но обнаружена через неск. месяцев во время таяния снега. В 1995 г. иером. Серафим (Фирстов; ныне архимандрит) отреставрировал икону; в 2003 г. ее перенесли в Паисиев мон-рь (для Введенской ц. был сделан список).

Арх.: Костромская Вивлиофика // КМЗ КОК. Инв. № 2891. Л. 75-84 [текст Сказания, скопированный М. Я. Диевым].
Лит.: Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. Мат-лы для истории Костромской епархии. Кострома, 1895. [Вып. 1. Отд. 1]: Галичская десятина с пригороды Солигаличем, Судаем, Унжею, Кологривом, Парфеньевым и Чухломой жилых данных церквей: 1628-1710 и 1722-1746 гг. С. 279-283; Житие прп. Паисия Галичского по рукописи 1-й пол. XVIII в. Каз., 1898; Православные рус. обители. С. 261; ППБЭС. Т. 2. Стб. 1689; Григоров А. И. Мат-лы по истории рус. фамилий. М., 2006. Т. 1; Авдеев А. Г. Житие прп. Паисия Галичского: Исслед. и тексты. М., 2009; он же. Чудотворная Овиновская икона Божией Матери // Костромские ЕВ. 2009. № 7/8. С. 33-44; Авдеев А. Г., Агарков А. А. О возможном иконографическом типе чудотворного образа Божией Матери Овиновской // Пространственно-временные перекрестки культуры: Сб. ст. и мат-лов Всерос. науч. конф. с междунар. участием «Человек и мир человека». Барнаул; Рубцовск, 2009. С. 41-58; Православные монастыри: Путешествие по св. местам. М., 2009. № 46: Паисиево-Галичский Успенский мон-рь / Текст: К. Толоконникова. С. 18-25.
А. И. Григоров, Э. В. Шевченко