Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НОНН ПАНОПОЛИТАНСКИЙ
52, С. 46-49 опубликовано: 6 апреля 2023г.


НОНН ПАНОПОЛИТАНСКИЙ

[Греч. Νόννος ὁ Πανοπολίτης] (ок. 400, Панополь, Египет - ок. 470, там же(?)), греч. поэт-эпик. Подобно таким авторам, как еп. Синесий Киренский, Клавдиан, Драконтий, Авзоний, Н. П. был представителем языческо-христианского синкретизма в позднеантичной культуре. Известны 2 основных его произведения - «Деяния Диониса» (Τὰ Διονυσιακά) и «Парафраз святого Евангелия от Иоанна» (Μεταβολὴ τοῦ κατὰ ᾿Ιοάννην ἁγίου Εὐαγγελίου).

О жизни Н. П. сведений не сохранилось; большинство рукописей его поэм анонимно. В рим. эпоху Панополь (ныне г. Ахмим, мухафаза Сохаг) был крупным культурным центром. Уроженцами Панополя были современники Н. П.- поэты Кир Панополитанский (ок. 400 - после 457) и Пампрепий (ок. 440-484). Н. П. как уроженец Панополя и автор «Деяний Диониса» упоминается в «Истории» Агафия Миринейского (кон. VI в.; Agath. Myr. Hist. IV 23). О том, что «ученейший (λογιώτατος) Нонн из Панополя» переложил гекзаметром творение Иоанна Богослова, говорится в визант. словаре «Суда» (X в.; Suda. N 489 s. v. Νόνναι). Эпиграмма в Палатинской антологии (AG. 9. 198), написанная от лица Н. П., также называет его родиной Панополь и указывает на его пребывание «в фаросских пределах» (ἐν Θαρίη), т. е. в Александрии. Возможно, эпиграмма принадлежит 1-му издателю Н. П., автору краткого стихотворного пересказа его книг. Именем Н. П. подписана также любовная эпиграмма из Палатинской антологии (Anthol. Palat. 10. 120).

Приблизительные даты рождения и смерти Н. П. устанавливаются по предполагаемому времени написания его произведений; как считают совр. ученые - примерно между 400 и 470 гг. (Brill's Companion. 2016. P. 30). Прежде делались попытки отнести жизнь и творчество Н. П. к IV в. (Cautadella. 1934; Riemschneider. 1957; D'Ippolito. 1964). Э. Ливреа высказал предположение, что поэт Н. П.- это еп. Нонн Эдесский. Иаков, диакон еп. Нонна Эдесского, в Житии св. Пелагии описывает ее красоту словами, близкими к лексике Нонна, и кроме того, сам еп. Нонн в Житии упоминается неоднократно. Однако это лишь одна из возможных гипотез. Высказывалась также гипотеза о том, что Н. П.- это авва Нонн, комментатор сочинений свт. Григория Богослова, живший в VI в. Однако независимо от того, был ли Н. П. христ. епископом, он, очевидно, был христианином, его богословские познания весьма обширны.

С уверенностью можно сказать, что Н. П. жил позднее Клавдиана и знал его сочинения. «Парафраз святого Евангелия от Иоанна» создан не ранее 425-428 гг., когда свт. Кирилл Александрийский написал комментарий на Евангелие от Иоанна, к-рый Н. П. явно знал и учитывал в своем сочинении. Возможно также, что «Парафраз...» был написан до Вселенского IV (Халкидонского) Собора (451), богословие которого у Н. П. никак не отразилось. Если признавать отождествление Н. П. с Нонном Эдесским, то, следов., он присутствовал на Халкидонском Соборе (ACO. 2.1.2. P. 35).

В наст. время большинство ученых считают, что Н. П. написал оба произведения между 430 и 450 гг. и что они составлялись параллельно (Agosti. 2012. P. 367). Возможно, на это указывает и употребление Н. П. слова «θεοτόκος» (в эпической форме: Nonn. Dion. 41.112; 45.98 - о море, родившем Афродиту; Nonn. Paraphr. 2.9; 2; 66; 19; 135 - о Пресв. Богородице) (Ср. Stegemann. 1930). Ф. Виан считает, что Н. П., работая над «Парафразом...», мог писать также короткие эпиллии, впосл. вошедшие в поэму «Деяния Диониса» (Vian. 1997. P. 160). Мн. исследователи приходят к выводу, что «Парафраз...» - 1-е сочинение Н. П. Некоторые полагают, что «Деяния Диониса» написаны ок. 470 г. Ряд ученых (среди них Л. Ф. Шерри) утверждают, что «Парафраз...» был написан не Н. П., а составлен одним из его учеников в технике центона из «Деяний Диониса» (Brill's Companion. 2016. P. 267).

На 40-50-е гг. V в. указывают встречающиеся у Н. П. текстуальные совпадения с сочинениями Кира из Панополя и имп. св. Евдокии. Вопрос о заимствовании окончательно решен быть не может ввиду нехватки сведений, но вероятнее, что Кир и Евдокия использовали тексты Н. П., а не наоборот. По крайней мере, Евдокия († 460) уже была знакома с обоими главными произведениями Н. П., хотя не исключено, что сочинения Н. П. были ей знакомы не в окончательном варианте, а в отдельных частях (Александрова. 2018). По-видимому, можно утверждать, что был интерес к творчеству Н. П. при к-польском дворе.

«Парафраз святого Евангелия от Иоанна»

Жанр библейского парафраза, восходящий к иудейским мидрашам и таргумам, в IV-V вв. переживал расцвет как в лат. поэзии (Ювенк, Седулий), так и в греческой (не сохранившиеся, но упомянутые свт. Фотием парафразы книг ВЗ, выполненные имп. Евдокией, «Метафраза псалмов»). Парафраз также имеет много общего с риторическими упражнениями античной школы.

Н. П. следует общим принципам античного парафраза, используя приемы, описанные еще рим. ритором Квинтилианом (I в.): adjectio, detractio, immutatio, transmutatio, а также амплификации, экфрасиса, этопеи. Однако парафраз Н. П.- это не просто переложение Евангелия от Иоанна языком позднеантичного эпоса, но целостное художественное произведение с элементами экзегезы в духе свт. Кирилла Александрийского, чью богословскую лексику Н. П. нередко использовал. В то же время, Н. П. был знаком с неоплатоническими теориями и пытался вставить их в христ. матрицу (Brill's Companion. 2016. P. 279). Предполагают также, что Н. П. использовал саидский коптский перевод Евангелия (Ibid. P. 270). По объему «Парафраз...» примерно в 4,5 раза больше текста самого Евангелия. Он в точности сохраняет последовательность евангельского повествования и состав эпизодов (разделен на 21 главу, как и Евангелие от Иоанна). Увеличение объема текста происходит как на лексическом, так и на экзегетическом уровне. В «Парафразе...» есть некоторые антиязыческие выпады (Agosti. 2012. P. 381), что лишний раз свидетельствует о христ. самоидентификации Н. П.

«Деяния Диониса»

«Деяния Диониса» в 48 книгах (столько же, сколько в «Илиаде» и «Одиссее» вместе взятых) - самая объемная поэма античности. В первых книгах повествуется о событиях, предшествовавших рождению Диониса: вспоминается история рода матери Диониса, Семелы, первый эпизод к-рой - похищение Европы (кн. 1). Затем начинается т. н. Тифония - рассказ о мятеже чудовища Тифона и о борьбе с ним Зевса, к-рому помогает брат Европы Кадм (книги 1-3). Дается описание свадьбы Кадма и Гармонии (кн. 4); говорится о судьбах их дочерей - Агавы, Ино и Семелы (кн. 5). Излагается миф о «первом Дионисе» Загрее, рожденном от Зевса Персефоной. Сюда же включается рассказ о Деметре и Персефоне. Загрея убивают титаны. В качестве мести за его гибель Зевс посылает на землю потоп (книги 5-6). Далее говорится о любви Зевса и Семелы и о ревности Геры (кн. 7), о гибели Семелы и о рождении Диониса (кн. 8); о его воспитании сначала у Ино, затем у Реи (книги 9-12). После этого следует рассказ о сборе войска Диониса для похода в Индию (книги 13-14), о самом походе с его битвами и попутными любовными увлечениями Диониса (книги 15-39); о победе и возвращении в Элладу (книги 40-43); о расправе Диониса с не признававшим его Пенфеем (книги 44-46). В кн. 47 сообщается о пребывании Диониса в Афинах, рассказывается об Икарии и Эригоне, о любви Диониса к Ариадне , а также о противостоянии Дионису Геры, к-рая собирает войско во главе с Персеем. После битвы Дионис и Персей примиряются. В заключительной книге появляются еще 2 возлюбленные Диониса - Паллена и Авра. Охотница Авра рождает от Диониса двойню, но потом в безумии хочет убить младенцев и одного из них отдает на растерзание львице. Второго удается спасти, он получает имя Иовакх и дополняет триаду: Загрей - Дионис (Бромий) - Иовакх. В конце поэмы Дионис восходит на Олимп, где разделяет с отцом трапезу, на к-рой вино сменяется нектаром.

Поэма Н. П. представляет собой своего рода энциклопедию греч. мифологии. Однако мифология в ней, по-видимому,- лишь «пестрый покров» для скрытого онтологического смысла (точно так же о «пестроте священных покровов» (ποικιλία τῶν ἱερῶν παραπετασμάτων), под которыми сияет божественный луч, говорится в «Ареопагитиках» (Areop. CH.1.2.12)). Дионис у Н. П.- божественный посредник между богами и людьми. В повествовании о Дионисе угадываются параллели со Христом. Уже в первых строках поэмы Дионис называется дважды рожденным (δισσότοκος; Nonn. Dion. 1.4), подобно Христу, предвечно рожденному Отцом и потом Пресв. Богородицей. К Дионису иногда применяют те же эпитеты, что и ко Христу в «Парафразе...». Есть также параллельные сцены. Так, Дионис претворяет вино в воду (Ibid. 14), исцеляет слепого (Ibid. 25.281-301; Brill's Companion. 2016. P. 43; ср.: Nonnus of Panoplius in Context. 2014. P. 14-18, 288-301). Диониса, как и Христа, не могут связать против его воли (Nonn. Dion. 45.228-245; Gigli Piccardi. 1984). Исследователь Д. Жильи Пиккарди считает, что Н. П. христианизирует миф о Дионисе (Nonn. Le Dionisiache. Vol. 1. 2003. P. 83), Ливреа - что Н. П. дает типологическое истолкование мифа (Livrea. 2000. P. 72-76). Надо также учитывать, что дионисийские сюжеты были популярны в изобразительном искусстве поздней античности и перекличка дионисийской символики с христианской (образы лозы, вина, чаши и т. п.) была привычна читателям Н. П. Хотя «Деяния Диониса» - эпическая поэма, в ней смешиваются различные жанры. Помимо общеэпической основы, в ней есть места, к-рые тяготеют к буколической, эпиграмматической и гимнической поэзии. Отмечается также влияние на Н. П. повествовательных стратегий античного романа: переплетение первичного и вторичного повествований, использование описаний под влиянием риторического экфрасиса, частое употребление парадоксальной антитезы (Brill's Companion. 2016. P. 549).

Стиль

Стиль поэмы Н. П. определяют как «маньеристическое изобилие» (Agosti. 2012. P. 367), его называют «новым стилем» в противовес «архаическому», «гомеровскому» стилю Квинта Смирнского - анонимного автора «Блеммиомахии» (IV в.) и др. более ранних авторов. Отношение к стилю Н. П. было различным: в эпоху Возрождения он вызывал восторг (A. Полициано, Ф. Меланхтон, И. Ю. Скалигер), впосл. Н. П. нередко клеймили за вычурность (Brill's Companion. 2016. P. 403).

Основные принципы поэтики Н. П.- ποικιλία (пестрота), т. е. многообразие создаваемых изображений, многоликость и ἀντιτυπία, т. е. подобие и соответствие (Захарова, Торшилов. 2003. C. 19-60). Выражение «ποικίλος ὕμνος» перевод помимо Н. П. (Nonn. Dion. 1.15), есть у Пиндара (Pindar. Olymp. 6.87), на к-рого Н. П. во многом ориентировался. Многочисленны у Н. П. метафоры звездного неба, к-рое, возможно, воспринимается как «пестрый хитон» духовного мира. Антитипия создает своеобразную систему отражений; она родственна типологической экзегезе. Образы, эпизоды, элементы композиции отражают друг друга и в то же время стоящую за ними вечную истину. Понятие «ἀντίτυπος» отсылает одновременно к сочинениям Плотина (Plot. Enn. 6.8; 7.16) и к творениям отцов Церкви: святителям Григорию Нисскому (Greg. Nys. Сontr. Eun. 11.375 et passim), Григорию Богослову (Greg. Nazianz. Or. 45 // PG. 36. Col. 624, 653) и др. ποικιλία и ἀντιτυπία объясняют множественность описаний, к-рые совр. читателю могут показаться избыточными, но именно они создают красоту и своеобразие картины мира Н. П. Поэтическое мастерство Н. П. сравнивали с искусством мозаики, популярным в его эпоху (Brill's Companion. 2016. P. 443).

Образцом для поэта служил в первую очередь Гомер (Ibid. P. 408). Однако у Н. П. нет рабского подражания Гомеру; он формирует свой авторский формульный стиль (Ibid. P. 374), порой по 10-15 раз повторяя собственные удачные клише. Кроме того, Н. П. ориентируется и на александрийских поэтов, из более поздних - на Оппиана и Псевдо-Оппиана, Трифиодора и свт. Григория Богослова. (Ibid. P. 484). Н. П. несомненно писал для подготовленной аудитории, знающей не только Гомера, но и эпическую поэзию последующих столетий, и ученую алксандрийскую поэзию (Ibid. Р. 672).

Метрика

Заслуга Н. П. состоит и в реформировании греч. гекзаметра. Центральный пункт реформы - это регуляция ударения в конце стиха и в цезуре на 3-й стопе (Ibid. P. 361). В гекзаметре Н. П. дактили преобладают над спондеями. Цезура либо 5-половинная, либо (чаще всего) трохаическая на 3-й стопе, с женской цезурой. Стих делится на 2 полустишия: первое имеет 6-7 слогов с ударением на предпоследнем, второе - 7-8 слогов без фиксированного ударения, хотя ударение на последний слог - редко. Последний слог гекзаметра Н. П. чаще всего имеет дифтонг или долгий гласный. Т. о. получаются почти изосиллабические стихи, разделенные на 2 колона и к концу отмеченные ударением. У современников (Кира и Евдокии) реформа гекзаметра Н. П. отклика не нашла, но поэты следующих поколений: Пампрепий (2 пол. V в.), Мусей (ок. нач. VI в.), Коллуф (рубеж V и VI вв.), Христодор (рубеж V и VI вв.), Драконтий (кон. V в.), Павел Силенциарий (2-я пол. VI в.) - использовали нонновский гекзаметр. Возможно, в Византии сочинения Н. П. изучали в школе (Ibid. P. 672).

Как читались стихи (с силовыми ударениями или с попытками воспроизвести классическую просодию) и как именно звучали стихи Н. П., неизвестно (Ibid. P. 368). Возможно, на публике их читали с ударениями, интеллектуалы для себя - с воспроизведением просодии. С т. зр. классических правил просодии, в «Деяниях Диониса» Н. П. безупречен, а в «Парафразе святого Евангелия от Иоанна» позволяет себе нек-рые отступления (неправильные долготы и зияния), но это, очевидно, сознательная поэтическая вольность.

Уникальные совпадения редких слов, использование одних и тех же форм и выражений в одной и той же метрической позиции свидетельствуют о том, что Н. П. был хорошо знаком с поэзией свт. Григория Богослова и ориентировался на него (что вновь подтверждает принадлежность Н. П. к христ. традиции - Ibid. P. 290). Возможно, именно метрика свт. Григория вдохновила Н. П. на его просодические вольности, поскольку метрическое совершенство было не нужно христианской аудитории.

Вопрос о целях, к-рые преследовал Н. П., создавая поэмы, не может быть решен утилитарно: он создавал свой неповторимый стиль не ради привлечения к христианству остатков языческого общества. Н. П. стремился стать успешным поэтом (Shorrock. 2001) и следовал общим принципам интеллектуальной литературы V в., в которой осуществлялся синтез культурного наследия античности и христ. вероучения.

Соч.: Paraphrasis s. evangelii Ioannei / Ed. A. Scheindler. Lpz., 1881; Nonni Panopolitani Dionysiaca / Ed. R. Keydell. B., 1959. 2 Bde; Les Dionysiaques / Ed. F. Vian. P., 1976-2006. Vol. 1-19; Parafrasi del Vangelo di S. Giovanni / Ed. E. Livrea e. a. 1989 (Nonn. Parafr.); Деяния Диониса / Пер.: Ю. А. Голубец. СПб., 1997; Деяния Иисуса / Пер.: Ю. А. Голубец и др. М., 2002; Le Dionisiache / Ed. D. Gigli Piccardi. Mil., 2003-2004.
Лит.: Golega J. Studien über die Evangeliendichtung des Nonnos von Panopolis: Ein Beitr. zur Geschichte der Bibeldichtung im Altertum. Breslau, 1930; Stegemann V. Astrologie und Universalgeschichte: Stud. und Interpr. zu den Dionysiaka des Nonnos von Panopolis. Lpz.; B., 1930; Cataudella Q. Cronologia di Nonno di Panopoli // Studi Italiani di Filologia Classica. Torino, 1934. Vol. 11. N 1. P. 15-33; Riemschneider M. Der Stil des Nonnos // BBA. 1957. Bd. 5. S. 46-70; D'Ippolito G. Studi Nonniani: L'epillio nelle Dionisiache. Palermo, 1964; Gigli Piccardi D. Dioniso e Gesu Cristo in Nonno Dionis. 45.228-239 // Sileno. La Spezia, 1984. Vol. 10. P. 249-256; Livrea E. Il poeta e il vescovo: La questione nonniana e la storia // Prometheus. Firenze, 1987. Vol. 13. P. 97-123; Willers D. Dionysos und Christus: Ein archaolog. Zeugnis zur «Konfessionsangehoerigkeit» des Nonnos // Museum Helveticum. Basel, 1992. Bd. 49. S. 141-151; Аверинцев С. С. Поэтика ранневизант. литературы. М., 19972. С. 139-156; Vian F. МБСФХУ chez Nonnos de Panopolis: étude de semantique et de chronologie // REG. 1997. Vol. 110. P. 143-160; Shorrock R. The Challenge of Epic: Allusive Engagement in the «Dionysiaca» Nonnus. Leiden, 2001; Захарова А. В., Торшилов Д. О. Глобус звездного неба: Поэтическая мастерская Нонна Панополитанского. М., 2003; Fornaro S. Nonnus // Brill's New Pauly. Leiden, 2006. Vol. 9. P. 812-815; Miguelez-Cavero L. Poems in Context: Greek Poetry in the Egyptian Thebaid 200-600 AD. B., 2008; Shorrock R. The Myth of Paganism: Nonnus, Dionysos and the World of Late Antiquity. L., 2011; Agosti G. Greek poetry // The Oxford Handbook of Late Antiquity / Ed. S. Johnson. Oxf., 2012. P. 361-405; Nonnus of Panopolis in Context: Poetry and Cultural Milieu in Late Antiquity With a Section on Nonnus and the Modern World / Ed. K. Spanoudakis. B., 2014; Brill's Companion to Nonnus of Panopolis / Ed. D. Accorinti. Leiden; Boston, 2016; Александрова Т. Л. Евдокия - читательница Нонна? // Вестн. ПСТГУ. Сер. 3: Филология. 2018. Вып. 55. C. 9-19.
Т. Л. Александрова
Ключевые слова:
Поэты греческие Нонн Панополитанский (ок. 400 - ок. 470), греческий поэт-эпик
См.также:
ГРАССО Иоанн (кон. XII - после сер. XIII в.), имперский нотарий в Отранто, затем (1236-1250) нотарий имп. Фридриха II Штауфена, грекоязычный поэт и писатель-полемист
КАВАФИС Константинос (1863-1933), греч. поэт
КАЗАНДЗАКИС Никос (1883-1957), греч. писатель и поэт
КАЛВОС Андреас (1792-1869), греч. поэт, переводчик