Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКОМИДИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ,1003
50, С. 704-706 опубликовано: 27 декабря 2022г.


НИКОМИДИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ,1003

Никомидийские мученики. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 379)
Никомидийские мученики. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 379)

Никомидийские мученики. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 379)

[Греч. Μάρτυρες χίλιοι καὶ τρεῖς οἱ ἐν Νικομηδείᾳ] († 303 или 304) (пам. 7 февр.; пам. греч. 6, 7, 12 февр.). Основным источником сведений о Н. м., 1003 является Мученичество (BHG, N 1219), написанное на греч. языке и вошедшее в состав дометафрастовского Минология из рукописи X в. (Paris. gr. 1452. Fol. 102-103; Ehrhard. Überlieferung. Lpz., 1937. Bd. 1. Tl. 1. P. 577-580). Долгое время текст оставался неизданным и был известен лишь в переводе на лат. язык, опубликованном в XVII в. в «Acta Sanctorum» Г. Хенскенсом (ActaSS. Febr. T. 2. P. 18-19). Ф. Алькен издал Мученичество с краткими комментариями и переводом на франц. язык (Halkin. 1986. P. 57-59). Кроме того, сохранились краткие синаксарные сказания о Н. м., 1003 (напр.: SynCP. Col. 459) и более поздняя редакция Мученичества (BHG, N 1219b) без окончания, к-рая содержится в Императорском минологии («Царской минее») XI в., опубликованном в 1911-1912 гг. В. В. Латышевым.

Согласно Мученичеству, во времена нечестивого имп. Диоклетиана (284-305) началось «великое гонение» на Церковь Христову, так что мн. святые были схвачены и убиты. В Никомидии мученическую кончину приняли еп. Феопомп (Феопемпт) и бывш. маг Феона (пам. 5 янв.), а также 4 протектора (должность, вероятно, была введена имп. Гордианом III (238-244); первоначально протекторы являлись телохранителями императора, впосл. их полномочия расширились, так что они составили отдельную элитную армию, в которой каждый воин являлся офицером (см.: Besnier M. Protectores // Dictionnaire des Antiquités greques et romaines. P., 1904. Vol. 4. P. 709-713)), под охрану к-рых был вверен блж. Петр. После того как протекторы были казнены за веру, их жены также уверовали во Христа. Кроме того, все, кто принадлежали к их домам (члены семей, управляющие, рабы и свободные), желая по примеру своих господ пострадать за Христа, единодушно решили предстать перед имп. Диоклетианом и твердо исповедовать Истинного Бога. Численность этих христиан вместе с женщинами и детьми составила 1003 чел. Когда они с громкими криками пришли к императору, он удивился и вначале попытался склонить их к тому, чтобы они принесли жертвы идолам, советуя не уподобляться безумному протектору Евсевию и 3 его сослуживцам, казненным с ним. Взамен правитель обещал христианам щедрые дары и почести. Н. м. отклонили предложение Диоклетиана, сказав, что не желают его подношений и не боятся угроз, а стремятся принести жертву хвалы Истинному Богу. Диоклетиан, опасаясь, как бы смелые речи христиан не привели к народному восстанию, приказал воинам окружить их, а затем снова обратился к Н. м., 1003 и призвал пожалеть себя и своих детей, самым старшим из к-рых исполнился год. Христиане остались тверды в своем решении. Тогда император приказал изрубить их мечами, что и было исполнено 13-го числа месяца мехир по егип. календарю, или 12 февр.- по римскому (13-е число месяца мехир соответствует 7 февр. по юлианскому летосчислению).

Сказание из Императорского минология отличается от первоначального Мученичества некоторыми деталями: Петр, отданный под охрану 4 протекторам, назван Александрийским епископом (пам. 24 нояб.); вместо протектора Евсевия указан Синезий. Текст обрывается на диалоге между Н. м. и имп. Диоклетианом, в к-ром тот угрожал посечь их мечом. В сказании из Синаксаря К-польской ц. (архетип кон. X в.) о Петре также говорится как о епископе Александрии и добавляется, что он был обезглавлен 4 протекторами, к-рые впосл. уверовали во Христа (SynCp. Col. 459).

По мнению нек-рых исследователей, указание в Мученичестве на время кончины Н. м. согласно егип. календарю может свидетельствовать о том, что автор текста и/или какая-то часть пострадавших были родом из Египта, а также о том, что мощи святых были перенесены в эту страну (ActaSS. Febr. T. 2. P. 18; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 62).

Сведения о еп. Феопомпе, пострадавшем в Никомидии в начале гонения имп. Диоклетиана, содержатся, в частности, в посвященном ему греч. Мученичестве (BHG, N 2443-2444), в лат. варианте к-рого (BHL, N 8118-8119) он назван епископом этого города, однако в др. источниках Никомидийский епископ с таким именем не упоминается (см.: Fedalto. Hierarchia. T. 1. P. 94-96). Согласно «Церковной истории» Евсевия Кесарийского († 339/40), 1-м епископом Никомидии, претерпевшим мученическую кончину при имп. Диоклетиане, был сщмч. Анфим (пам. 3 сент.; Euseb. Hist. eccl. VIII 6. 6). В прологе греч. Мученичества еп. Феопомпа говорится о 4 воинах - Вассе, Евсевии, Евтихии и Василиде, снискавших особое расположение Диоклетиана, под к-рыми, возможно, следует понимать 4 протекторов, упомянутых в Мученичестве Н. м., 1003, т. к. одного из них также звали Евсевием. В визант. синаксарях память Васса, Евсевия, Евтихия и Василида отмечена под 20 янв.; здесь они названы членами синклита Никомидии, к-рые уверовали во Христа, увидев страдания еп. Феопомпа, и также приняли мученическую кончину (см., напр.: SynCP. Col. 405-406). Блж. Петра, упомянутого в Мученичестве Н. м., вероятно, следует отождествить с одноименным мучеником, занимавшим видный пост при имп. дворе в Никомидии и, согласно Евсевию Кесарийскому, пострадавшим в начале гонения имп. Диоклетиана (пам. этого мученика - 3 сент.; Euseb. Hist. eccl. VIII 6. 4). В таком случае сообщение, содержащееся в сказаниях из Императорского минология и в Синаксаре К-польской ц., о том, что Петр был епископом Александрии, является неверным (Halkin. 1986. P. 57. N 8, 9).

Несмотря на то что Алькен считал Мученичество лишенным исторической достоверности и относил его к т. н. эпическим мученичествам (согласно классификации И. Делеэ; Delehaye. Passions. 19662. P. 171-225; Halkin. 1986. P. 56), описанное в нем событие - «великое гонение» на христиан Никомидии находит подтверждения в соч. Лактанция († ок. 320) «О смертях преследователей» и в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского. По Лактанцию, к-рый долгое время жил при дворе в Никомидии, главным виновником начала гонения был цезарь Галерий, хотя большая доля ответственности лежала и на имп. Диоклетиане. 23 февр. 303 г. имп. воинами был разрушен христ. храм Никомидии и сожжены богослужебные книги, хранившиеся там. На следующий день был объявлен эдикт, которым предписывалось лишить христиан чести и достоинства и подвергнуть пыткам (Lact. De mort. persecut. 11-12, 13. 1). Об этом эдикте сообщает и Евсевий, добавляя, что в нем содержался приказ разрушать христианские церкви и сжигать священные книги (Euseb. Hist. eccl. VIII 2. 4). Далее оба писателя с бо́льшими или меньшими подробностями описывают, в каком масштабе проходило гонение в различных областях империи (Lact. De mort. persecut. 15; Euseb. Hist. eccl. VIII 6; см. также: Barnes T. D. Constantine and Eusebius. Camb. (Mass.), 1981. P. 22-24). На основе того что имп. эдикт был обнародован 24 февр. 303 г., зап. исследователи предложили относить кончину Н. м., 1003 к 304 г. (BiblSS. Vol. 9. Col. 983).

В Минологии из рукописи Paris. gr. 1452 и в Синаксаре К-польской ц. память Н. м., 1003 содержится под 12 февр. По мнению Ж. М. Соже, эта дата могла возникнуть из-за ошибки при написании числа 7 (XII вместо VII; BiblSS. Vol. 9. Col. 984). В Императорском минологии память святых отмечена под 6 февр. В греч. Минее XII в. (РНБ. Греч. № 227) мученики упоминаются под тем же числом, однако указано, что их было 1000 чел. В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.; Mateos. Typicon. T. 1. P. 228), в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.; PG. 117. Col. 229-300) и в многочисленных визант. синаксарях (напр., Mess. 103, XII в.; Ambros. B. 104. Supl., XII-XIII вв.) память Н. м., 1003 помещена под 7 февр., при этом число пострадавших варьируется: в Иерусалимском списке Типикона (Hieros. S. Crucis. 40; между 950 и 959 гг.) говорится о 1053 пострадавших, в Патмосской рукописи (Patm. 266; кон. IX - нач. X в.) и нек-рых синаксарях (Ambros. B. 133. Supl., XII в.; Петров синаксарь // РНБ. Греч. № 240, 1249 г.; Bodl. Auct. T. 3. 16, 1307 г.) - о 3 мучениках. В Парижском списке Типикона (Paris. gr. 1590, 1063 г.), в Синаксаре 1050 г. (Laurent. S. Marco. 787) и некоторых др. синаксарях речь идет о 1003 святых. В заглавии из синаксарного сказания XIV в. (Paris. gr. 1582) обозначено: «Тысяча святых мучеников, трех домочадцев и четырех протекторов, в Никомидии пострадавших». Согласно этому сказанию, 4 протектора и их слуги происходили из Египта. После того как протекторы схватили и обезглавили Петра, еп. Александрийского, а затем сами уверовали в Истинного Бога и мученически скончались, их рабы, воспылав верой во Христа, пришли с женами и детьми в Никомидию к имп. Диоклетиану. За отказ отречься от Христа они были зарублены мечами. В греч. Минее XV в., хранящейся в б-ке Базельского ун-та (Basil. A. III 16), под 7 февр. указан день памяти 1000 мучеников, которые были слугами 4 протекторов и пострадали в Никомидии (SynCP. Col. 449-450). В греческой печатной Минее (Венеция, 1596) под этим же числом упоминаются 1003 слуги и 4 протектора. Из визант. синаксарей память Н. м., сказание о них и посвященное им двустишие были включены в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца и в «Новый синаксарист» иером. Макария Симонопетрского, в к-ром, однако, говорится, что святые были обезглавлены.

При переводе греч. синаксарей на слав. язык память Н. м., 1003 вошла под 7 февр. в состав слав. Пролога краткой редакции (перевод XI-XII вв., славянский и греческий текст см.: Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь (житийная часть Пролога краткой редакции) за сент.-февр. / Изд. подгот.: Л. В. Прокопенко и др. М., 2010. Т. 6: Текст и коммент. С. 726-728), в стишной Пролог, переведенный в Болгарии в XIV в. (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2011. Т. 6. С. 22), а затем в ВМЧ митр. Макария, где содержится указание на 3000 мучеников (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 450 [1-я паг.]). Свт. Димитрий, митр. Ростовский, включил в «Книгу житий святых» под 7 февр. сказание о Н. м., взяв за основу лат. перевод Мученичества, при этом отметил, что число пострадавших составляло 1003 чел., указал имена протекторов - Васс, Евсевий, Евтихий и Василид и сделал акцент на том, что упомянутый блж. Петр не является Александрийским епископом (Димитрий Ростовский. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 484 об.-485 об.).

Ист.: BHG, N 1219-1219b; ActaSS. Febr. T. 2. P. 18-19; Latyšev. Menol. T. 1. P. 19-20; Halkin F. La Passion des mille trois martyrs de Nicomédie (BHG 2119) // Idem. Hagiologie byzantine. Brux., 1986. P. 56-62. (SH; 71); Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 3. Σ. 231-232; ЖСв. Февр. С. 157-159; Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 6. Σ. 91 (рус. пер.: Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 3. С. 591-592).
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 36; Т. 3. С. 62-63; Sauget J.-M. Nicomedia, MIII martiri // BiblSS. Vol. 9. Col. 982-985; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 325.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Святые Греческих Православных Церквей Никомидийские мученики, 1003 († 303 или 304) (пам. 7 февр.; пам. греч. 6, 7, 12 февр.)
См.также:
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АГАФАНГЕЛ ЭСФИГМЕНИТ (Афанасий; † 1818), прмч. (пам. греч. 19 апр., 29 окт., в Соборе, на Афоне просиявших)
АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)
АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)
АКЕПСИМ (IV в.), прп. Антиохийский (пам. 3 нояб., греч. 13 февр., 29 янв.)
АКЕПСИМ, ИОСИФ И АИФАЛ († 378 или 379), священномученики Персидские (пам. 1 сент., 3 нояб., греч. 22 апр.)