Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
50, С. 632-634 опубликовано: 14 декабря 2022г.


НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Монастырские пещеры. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Монастырские пещеры. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Монастырские пещеры. Фотография. 10-е гг. XXI в.

(Оренбургской епархии), находится близ с. Покровка Новосергиевского р-на Оренбургской обл. Первоначально мужской. Основан казаком Захарием Прокопьевичем Карцевым, который в 1896 г. «по Божьему повелению» пришел на возвышенность у берега р. Самары близ с. Покровка Оренбургского у. и губ. и начал рыть пещеру. По преданию, над этим местом еще до прихода Карцева старожилы видели огненный столп, уходящий в небо. К 1898 г. в вырытых пещерах (протяженность ок. 160 м) селились крестьяне из соседних сел, стремившиеся к уединенной молитве и иноческому житию. Под горой Захарий Прокопьевич обнаружил родник, очистил его, и он стал для обители источником чистой воды, к к-рому впосл. трижды в год насельники совершали крестный ход.

По прошествии 7 лет отшельничества Карцев отправился в паломничество. Во время путешествия в тонком сне ему являлись прп. Иона (Мирошниченко), основатель киевского Ионинского (Ионовского) во имя Святой Троицы монастыря, и прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев), благословившие его на устроение буд. обители. Письмо Захария Прокопьевича об этих видениях насельнику киевского Ионинского мон-ря мон. Исаакию было опубликовано в церковной прессе (см.: Зосима (Карцев). 1912). Вернувшись из паломничества, Захарий Прокопьевич приступил к трудам по устройству мон-ря. К 1907 г. при помощи жертвователей Н. Ч. м. получил земли, на которых начались строительство келий и организация хозяйственной жизни.

В 1909 г. указом Синода община была преобразована в Николаевский скит оренбургского Успенско-Макариевского муж. мон-ря. Резолюцией еп. Оренбургского и Тургайского Феодосия (Олтаржевского) от 12 янв. 1910 г. Карцев был зачислен в скит послушником и назначен его строителем. 25 янв. того же года временным руководителем скита стал насельник Успенско-Макариевской обители иером. св. Палладий (Хроненко) (прославлен УПЦ в лике преподобномучеников). 27 сент. 1910 г., получив согласие супруги, Захарий Прокопьевич принял монашеский постриг с именем Зосима и был назначен заведующим Николаевским скитом. Его жена Пелагия Матвеевна одновременно с ним была пострижена в монашество с именем Павла и стала насельницей оренбургского Успенского жен. мон-ря. 14 нояб. 1910 г. мон. Зосиму рукоположили во диакона, 29 июня 1911 г.- во иерея.

Церковь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. 2005 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Церковь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. 2005 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Церковь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. 2005 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.

2 окт. 1911 г. в скиту еп. Челябинским, викарием Оренбургской епархии Дионисием (Сосновским) была освящена каменная ц. во имя свт. Николая Чудотворца. В том же году бывш. жилое здание для насельников с домовым Никольским храмом было переоборудовано под молитвенный дом и освящено в честь Казанской иконы Божией Матери. Вскоре в обители были построены 2 братских корпуса (один из них был 2-этажным с трапезной), странноприимный дом, несколько отдельных братских келий, просфорня, пекарня, кузнечные и слесарные мастерские, скотный двор с конюшней и др. хозяйственные службы. Насельники разбили огороды, сады, завели пчельник и начали разводить рыбу в прудах. В 1910 г. рядом со скитом был открыт кирпичный завод. Кирпичи выпускались с аббревиатурой названия мон-ря - НМ. Кроме того, при обители действовали валяльные и кожевенные мастерские, в к-рых трудились мужчины-инвалиды и женщины. По рассказам старожилов, инвалиды жили в особом корпусе при обители. К 1917 г. в Н. Ч. м. проживали 45 насельников (схимонах, 8 иеромонахов, 4 иеродиакона, 8 монахов, 24 послушника), а также трудники.

26 июля 1913 г. по указу Синода скит стал самостоятельным общежительным мон-рем. С началом первой мировой войны в Н. Ч. м. был открыт лазарет для ухода за ранеными фронтовиками, в 1916 г. обитель организовала приют для 12 мальчиков-сирот.

В июле 1917 г. иером. Зосима был возведен в сан игумена. В своем ходатайстве еп. Оренбургский и Тургайский Мефодий (Герасимов) описал деятельность иером. Зосимы в самых теплых словах: «За краткую историю существования монастырь был всесторонне устроен исключительно заботой и неустанным попечением своего основателя... Около отца Зосимы появляются ревнители доброй жизни и богомыслия. Сам иеромонах Зосима своим благочестием располагает к добрым делам и пожертвованиям на устройство скита богатых селян и горожан... Пользуясь любовью и уважением благочестивых жителей Оренбурга, иеромонах Зосима нашел возможность устройства в городе монастырского подворья, изыскав на его постройку с храмом до 17 тыс. руб.». 2 окт. 1916 г. еп. Мефодием была освящена ц. во имя вмч. Пантелеимона при подворье мон-ря в Оренбурге. В том же году было отстроено 2-этажное кирпичное здание подворья.

После 1917 г. игум. Зосима, по свидетельствам насельников, призывал паству к миру - как в проповедях на богослужениях, так и в частных беседах. Он убеждал всех молиться с обеих сторон за воюющих братьев. Не разделяя людей по политической принадлежности, старец, рискуя жизнью, спас красноармейцев, спрятавшихся в мон-ре, от расправы белоказаков. Игумен с братией предавал христ. погребению погибших бойцов, не боясь мести к.-л. из враждебных сторон. 10 авг. 1919 г. он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключен в оренбургскую губ. тюрьму. 20 авг. из-за недостаточной доказанности вины следственная комиссия постановила отпустить игум. Зосиму на поруки по ходатайству Союза богомольцев Пантелеимоновской ц. Оренбургского подворья. Сельские советы Покровки и др. близлежащих сел также ходатайствовали за о. Зосиму. 22 авг. того же года игум. Зосима был освобожден под подписку о невыезде с подворья до окончания следствия. В дек. 1919 г. по постановлению Оренбургского губ. ревтрибунала старец Зосима был оправдан. Смягчающим обстоятельством стало спасение им красноармейцев.

После кончины в 1920 г. игум. Зосимы его преемником стал иером. Геронтий (Губанов). 12 июня 1925 г. было принято решение о закрытии мон-ря и передаче его имущества в колхоз или коммуну, монахам предложено остаться работать на территории обители, но с условием публичного отречения от веры. На это никто не пошел. Кроме того, в том же году властями был устроен общественный показательный суд с освещением в печати. Иером. Геронтий (Губанов) был приговорен к одному году тюремного заключения (расстрелян в 1937), а мон-рь обязали выплатить крупный штраф гос-ву. Подворье в Оренбурге было реквизировано, в нем устроены квартиры. После закрытия Н. Ч. м. большинство насельников остались жить в близлежащем с. Покровка. Мн. монахов арестовали в разные годы, некоторых из них расстреляли. Постройки Н. Ч. м. были уничтожены, вход в пещеры и путь к св. источнику засыпаны.

Надвратная колокольня с ц. прп. Марии Египетской. 2006–2007 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Надвратная колокольня с ц. прп. Марии Египетской. 2006–2007 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Надвратная колокольня с ц. прп. Марии Египетской. 2006–2007 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.

8 июня 2002 г. во время раскопок удалось обнаружить вход в подземные галереи монастырских пещер. В 2005 г. над входом был возведен храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. В пещерах были найдены кельи игум. Зосимы (Карцева) и схим. Нила (Сухова), устроен подземный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 2007 г. построен надвратный храм во имя прп. Марии Египетской с колокольней, затем возведены братский корпус с домовой ц. во имя прп. Серафима Саровского и трапезная для паломников. На месте восстановленного под горой св. источника в 2010 г. освящены колодец и часовня во имя вмч. Пантелеимона с купальней, на местах разрушенных храмов и на кладбище установлены памятные кресты.

В 2008 г. приход свт. Николая Чудотворца близ с. Покровка был передан в ведение Социально-миссионерского благочиния Оренбургской епархии и стал именоваться «Свято-Николаевская социальная обитель милосердия (Святые пещеры)».

В 2010 г. при помощи благотворителей была выкуплена и отремонтирована часть построек Пантелеимоновского подворья в г. Оренбурге. С 2010 по 2013 г. здесь размещались иконная лавка и подворье Социального благочиния, в к-ром к 2018 г. действовал правосл. центр помощи семьям и детям «Колыбель» (при отделе по церковной благотворительности и социальному служению Оренбургской епархии).

В 2014 г., во время строительных работ на монастырской территории, близ с. Покровка были обнаружены фундамент разрушенного храма и 3 захоронения в его алтарной части. В ходе судебно-медицинской экспертизы на основании графической реконструкции лица по черепу было определено, что в расположенном посередине погребении находятся останки игум. Зосимы (Карцева). 12 окт. 2014 г. они были торжественно перенесены в монастырские пещеры, а в нояб. 2017 г.- в надвратную ц. прп. Марии Египетской.

27 февр. 2017 г. по указу митр. Оренбургского и Саракташского Вениамина социальная обитель милосердия стала подворьем оренбургского во имя великомученика Димитрия Солунского мужского монастыря, настоятелем которого являлся игум. Варнава (Соколов). 22 нояб. 2017 г. подворье Димитриевской обители было преобразовано в архиерейское подворье с жен. общиной, а 14 мая 2018 г.- в мон-рь, настоятельницей назначена мон. Иоанна (Боярская).

Арх.: РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1168. Л. 30, 31; Д. 1174. Л. 50, 50 об., 51, 52; ГА Оренбургской обл. Ф. 173. Оп. 4. Д. 6447. Л. 6 об.- 7; Д. 6472. Л. 1-5 об.; Оп. 5. Д. 10581. Л. 14; Оп. 6. Д. 11040. Л. 63 об.- 64; Оп. 9. Д. 2013. Л. 1 об.- 2, 13 об.; Ф. 193. Оп. 1. Д. 3. Л. 14 об.- 20; Ф. 199. Оп. 2. Д. 237. Л. 11-13; Ф. 308. Оп. 1. Д. 15. Л. 1-1 об.; Ф. Р-28. Оп. 1. Д. 12. Л. 406-406 об.; Ф. Р-1547. Оп. 3. Д. 60; Ф. Р-636. Оп. 1. Д. 1122.
Лит.: В юной обители // Оренбургские ЕВ. 1911. Ч. неофиц. № 44. С. 966-968; Зосима (Карцев), игум. Три сновидения // Рус. инок. 1912. № 2; Указ Св. Синода // Там же. 1913. Ч. офиц. № 31/32. С. 266; Мефодий (Герасимов), еп. Слово при освящении храма при подворье Николаевского муж. мон-ря // Там же. 1916. Ч. неофиц. № 41/42. С. 517-518; Синодальные награды // Оренбургский церк.-обществ. вестн. 1917. № 26. С. 1; Смычка: Газ. Оренбург, 1925. № 66. С. 5; Банникова Е. В. Архиеп. Оренбургский и Тургайский Мефодий (Герасимов) // Мученики и исповедники Оренбургской епархии. Саракташ, 2014. Кн. 5. С. 8-31; Сорокина С. Е. Св.-Николаевский муж. мон-рь // Оренбуржье православное: История и современность / Сост. и ред.: С. Е. Плаксин. Оренбург, 2014. С. 371-381; Денисов Д. Н. Новые факты к биографии прмч. Палладия (Хроненко) о жизни святого в Оренбургском крае // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2017. Вып. 75. С. 55-59.
Е. В. Банникова
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (жен.) Оренбургская и Саракташская епархия (с 5 окт. 2011) (см. также Оренбургская митрополия Русской Православной Церкви) Николая чудотворца святителя женский монастырь (Оренбургской епархии)
См.также:
АБАБКОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ И ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Нижегородской и Арзамасской епархии)
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АГРАФЕНИНА РЯЗАНСКАЯ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в 14,5 км к сев. от Рязани
АКАТОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Воронежской и Липецкой епархии
АЛАТЫРСКИЙ КИЕВО-НИКОЛАЕВСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Алатырской и Порецкой епархии Чувашской митрополии Русской Православной Церкви
АЛЕКСАНДРИНСКИЙ КОШЛОУШСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Казанской епархии