Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ В ШКЕЙ-БРАШОВЕ
50, С. 613-620 опубликовано: 12 декабря 2022г.


НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ В ШКЕЙ-БРАШОВЕ

Вход господаря Михая Храброго в Брашов. Роспись сев. стены притвора ц. свт. Николая. 1939–1946 гг. Мастер К. Петреску
Вход господаря Михая Храброго в Брашов. Роспись сев. стены притвора ц. свт. Николая. 1939–1946 гг. Мастер К. Петреску

Вход господаря Михая Храброго в Брашов. Роспись сев. стены притвора ц. свт. Николая. 1939–1946 гг. Мастер К. Петреску

[Румын. Biserica sfântul Nicolae din Şcheii Braşovului] (кон. XIII в.), расположена в квартале Шкеи в Брашове (Трансильвания, ныне центр одноименного жудеца, Румыния) Сибиуской архиепископии Румынской Православной Церкви. В условиях привилегированного положения католицизма, а затем и протестант. конфессий (кальвинизма и лютеранства) в Трансильванском воеводстве (в составе Венгерского королевства) и впосл. княжестве (зависимом от Османской Порты, позже в составе монархии Габсбургов) Н. с. ц. в течение всего периода своего существования являлась для румын. населения Трансильвании оплотом Православия. Пользуясь поддержкой со стороны господарей православных Валашского и Молдавского княжеств, Н. с. ц. стала также важным центром просвещения, имела школу и типографию, деятельность к-рых простиралась далеко за пределы региона.

История

В древности район Шкеи находился за крепостными стенами Брашова. Этимология его названия (от лат. sclavius - славянин) связана, видимо, с осевшими здесь южнослав. переселенцами (в исторических записях автора XIX в. свящ. Николая Грида указан 1392-й как год прибытия в этот регион болгар: Muşlea. 1931. Р. 343). Ряд аналогичных названий зафиксирован и в др. регионах Румынии (напр., сел. Шкеи на р. Сирет, крепость Шкеи близ Сучавы (ныне в черте города) и др.). В источниках этот район назван также Болгарсег, хотя здесь проживало в основном румын. население.

Престол Н. с. ц. был основан, очевидно, в кон. XIII в. В поздних летописях указан 1292 г. Первое упоминание о церкви относится к 15 дек. 1399 г. и содержится в булле Римского папы Бонифация IX (1389-1404) (Porumb. 1998. P. 50), призывающей к обращению в католичество православных (у которых был свой храм - Н. с. ц.). Скудость до посл. трети XV в. сведений о епархиальном устройстве Трансильванской митрополии К-польского Патриархата, в юрисдикции к-рой находилась церковь со времени своего основания, не позволяет четко определить, к какой епархии она принадлежала. Сохранилось недатированное послание митр. Фелякского Даниила (кон. XV в.) главе (judex civitatis) Брашова Петру Урсу и 12 городским магистратам. В нем митрополит просил их содействовать сбору в пользу митрополии по 3 дуката с христиан «нашего греческого закона», к-рые жили в невенчанном браке и были переписаны свящ. Николаем из Н. с. ц. (Păcurariu. IBOR. 2004. Vol. 1. P. 265). После ряда перемещений кафедра Трансильванской митрополии к нач. 70-х гг. XVI в. была перенесена в столицу Трансильванского воеводства г. Алба-Юлия. Очевидно, Н. с. ц. находилась в непосредственной юрисдикции митрополии, поскольку область Страна Бырсы (Ţara Bârsei, Цара-Бырсей) с центром в Брашове не упоминается в составе созданной после 1489 г. Вадской епископии, распространявшей юрисдикцию на близлежащие регионы. В любом случае Трансильванские митрополиты принимали деятельное участие в судьбе Н. с. ц. Так, в «Хронике протопопа Василия» (ок. 1633), написанной настоятелем Н. с. ц. прот. Василием Летописцем (1586-1659), рассказано о том, что митр. Трансильванский Феоктист и митр. Унгро-Влахийский Лука Кипрский отстранили от служения свящ. Николая Нягослава из Н. с. ц. в 1606 г. за «неблагочестие и гордыню» (Stinghe. 1899. P. 6). В дневниковых записях Андреаса Хедьеша (1578-1627) указано, что «владыка Белградский (т. е. Трансильванский: Алба-Юлия, кафедра архиерея, в слав. и румын. источниках этого периода называлась Белградом.- Авт.)» Феоктист 26 авг. 1615 г. вновь посетил Брашов с целью улаживания конфликта, возникшего между священниками Н. с. ц. Константином и Станом (Păcurariu. IBOR. 2006. Vol. 2. P. 59).

Церковь свт. Николая «тис Стегис» в Какопетрии, Кипр
Церковь свт. Николая «тис Стегис» в Какопетрии, Кипр

Церковь свт. Николая «тис Стегис» в Какопетрии, Кипр

Первый известный по имени клирик Н. с. ц., прот. Константин (в источниках - протопоп Костя), был упомянут в связи с его поездкой к валашскому господарю Басарабу III Старому; также он занимался переписыванием рукописей. Во время проведения работ по углублению уровня пола в Н. с. ц. в 1940 г. была обнаружена могильная плита с надписью на слав. языке: «В лето 6984 (1475 г.- Авт.) месяца октября 5 дня преставился раб Божий поп Костя от Брашова. Вечная память» (Bratulescu. 1952. P. 610). Из местной хроники прот. Василия известны также священники Петру Старый (1484-1499) и его сын Петру, при к-рых была начата и завершена перестройка Н. с. ц. (Stinghe. 1899. P. 1-2). Свящ. Фома (1540-1566) содействовал началу печатной деятельности при Н. с. ц. диакона Кореси (имя неизв.), неоднократно представлял интересы Брашова при дворе валашского господаря Мирчи V Чобанула, в преклонном возрасте принял постриг с именем Тимофей в валашском мон-ре Рынгачок, завещав все свое имущество Н. с. ц. Его племянник свящ. Добре (1541-1572) в хронике отмечен как «человек образованный». Он неоднократно был послом Брашова ко дворам господарей Валахии и Молдовы (Ibid. P. 3). Прот. Михаил (1578-1604), сын Добре,- один из самых известных священников Н. с. ц. Он осуществил строительство новой, каменной школы при Н. с. ц., преодолев значительное сопротивление властей Брашова. Сохранился его 12-страничный отчет 1598 г. на нем. языке, в к-ром подробно описаны все расходы на строительство школы в 1595-1597 гг. (Oltean. Istoricul рrotopopiatului Braşov). Младший сын Михаила, прот. Василий Летописец, окончил школу в Н. с. ц. Неизвестно, где Василий продолжил свое образование, однако в 1604 г. он оставил автограф в рукописи Минеи за июль и авг.- «даскэл Василе» (учитель Василий). Помимо преподавания в школе Н. с. ц. прот. Василий работал писарем и переводчиком в крепости Брашова. На основе местных преданий и архива Н. с. ц. он составил 1-ю летопись церкви - «Хронику протопопа Василия» (Păcurariu. IBOR. 2006. Vol. 2. P. 211).

Из среды учителей школы Н. с. ц. вышел следующий священник - Василий Хобан, что известно благодаря надписи, оставленной на купленной им первопечатной книге - Триоди Цветной (Крайова, 1491) (Oltean. Istoricul рrotopopiatului Braşov). Анонимная хроника в составе летописного свода Раду Темпи II характеризует Василия Хобана как «человека ученого и мудрого», что побудило митр. Трансильванского свт. Савву (Бранковича) рукоположить его в 1659 г. во иерея. В том же году он стал протоиереем и служил в Н. с. ц. до 1680 г. (Stinghe. 1899. Р. 8-15). После него священником в Н. с. ц. был его сын, Василий II Хобан, к-рый вначале также занимал должность учителя в школе Н. с. ц. В богослужебных книгах сохранились записи о нем (Oltean. Istoricul рrotopopiatului Braşov).

В XVII в. при поддержке трансильванских властей на правосл. население осуществляли значительное давление представители кальвинист. Церкви; ряд комитатов, на к-рые распространяла юрисдикцию Трансильванская митрополия, были переданы в ведение кальвинист. епископов. Однако в декрете от 10 окт. 1643 г., изданном трансильванским кн. Дьёрдем (Георгием) I Ракоци, Страна Бырсы была упомянута среди владений правосл. Трансильванской митрополии (Păcurariu. IBOR. 2006. Vol. 2. P. 67). В 1675 г. митр. Трансильванский свт. Савва (Бранкович) приезжал в Брашов для разрешения очередных разногласий между священниками Н. с. ц. (Stinghe. 1899. Р. 15).

В 1686 г. из Фэгэраша в Брашов приехал свящ. Василий Грид, к-рый получил сан протоиерея и должность настоятеля Н. с. ц. Пользуясь поддержкой валашского господаря мч. Константина Брынковяну, он проводил политику противления насаждаемой унии (Păcurariu. IBOR. 2006. Vol. 2. Р. 307). С 1692 г. в Н. с. ц. служил свящ. Флоря Баран из рода шкейских купцов, к-рый в 1717 г., после смерти прот. Василия Грида, получил сан протоиерея и должность настоятеля Н. с. ц. и также активно противодействовал распространению унии, совершил многочисленные поездки ко двору мч. Константина Брынковяну в Бухарест и в Вену (Oltean. Istoricul рrotopopiatului Braşov). В архиве музея Н. с. ц. сохранилась переписка прот. Флори, к-рый первым из известных румын. деятелей писал на румын. языке латиницей.

Церковь свт. Николая в Шкей-Брашове
Церковь свт. Николая в Шкей-Брашове

Церковь свт. Николая в Шкей-Брашове

После заключения Карловацкого мирного договора (1699) Трансильванское княжество вошло в состав Габсбургской монархии. Это привело к резкому усилению гос. политики навязывания правосл. населению унии с католич. Церковью. В результате давления митр. Трансильванский Афанасий (Ангел) принял унию, постановление о чем было закреплено Собором митрополии 17 июня 1701 г. Наибольшее противление унии оказали клир и паства Страны Бырсы, и в первую очередь Н. с. ц. Они составили обращение к митр. Афанасию, в к-ром категорически отвергли свое участие в акте заключения унии: «Мы, отче, [только] мертвыми папистами, но живыми не будем никогда… готовы [прежде], чтобы пролилась наша кровь, чем закон наших предков предать» (Păcurariu. IBOR. 2006. Vol. 2. Р. 311). В том же году община Н. С. ц. обратилась с декларацией к митр. Унгро-Влахийскому Феодосию с просьбой принять ее в свою юрисдикцию (Dragomir. 1920. P. 196). Позже при содействии митрополитов Феодосия и сщмч. Антима Ивиряну, а также валашского господаря мч. Константина Брынковяну правосл. населению Страны Бырсы удалось перейти под духовное окормление Рымникских епископов Унгро-Влахийской митрополии, хотя юридически оно продолжало находиться в ведении униат. епископа, что выражалось в уплате надлежащих податей (Dragomir. 1920. P. 195-196; Păcurariu. IBOR. 2006. Vol. 2. P. 382-383). В 1718 г. валашская обл. Олтения, составлявшая епархиальное пространство Рымникской епископии, после Пассаровицкого (Пожаревацкого) мира также была включена в состав Габсбургской монархии. Рымникская епископия была выведена из подчинения Унгро-Влахийской митрополии и переведена в юрисдикцию Карловацкой митрополии Сербской Церкви. В связи с этим с 1724 г. генерал-комендант и обер-директор Олтении Тиге разрешил правосл. Церкви Страны Бырсы по всем церковным вопросам обращаться к епископу Рымникскому, но с условием прекратить отношения с Унгро-Влахийской митрополией; согласно его же указу от 20 янв. 1728 г., Церковь Страны Бырсы была переведена в юрисдикцию Рымникской епископии Карловацкой митрополии Сербской Церкви (Stinghe. 1899. P. 85). Сохранились переписка еп. Рымникского Иннокентия с представителями клира Н. с. ц., а также его указы о рукоположении священников к этой церкви (Ibid. P. 100-109).

Клир Н. С. ц. составляли 4 священнослужителя (с 1659), из них 2 протоиерея (до 1717 - один протоиерей): первый окормлял Страну Бырсы (за исключением Брашова), второй - только Брашов. Для ведения хозяйственных дел и выполнения адм. функций выбирались 2 эконома, к-рых называли гочиманами (румын. gocimani; от нем. Gottsmann). Также при Н. с. ц. функционировал совет 10 старейшин (Ibid. P. 9-15,17, 45).

После Белградского мира (1739) Олтения вернулась в состав Валахии, а Рымникская епископия - в юрисдикцию Унгро-Влахийской митрополии. При этом правосл. население Страны Бырсы осталось в ведении Карловацкой митрополии, каноническое пространство к-рой также находилось в пределах Габсбургской монархии. В это время в Н. с. ц. служил сын прот. Василия Грида Евстафий (1721-1767). Первоначально он занимал должность учителя в школе Н. с. ц., 6 сент. 1721 г. в Бухаресте был рукоположен во иерея и служил в Н. с. ц. 24 февр. 1732 г. был назначен «исправником» Брашовского благочиния, что должно было послужить поддержкой престарелому прот. Флоре. В 1742 г. серб. патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) возвел его в сан протоиерея. Стараниями прот. Евстафия был воздвигнут 2-й этаж школы. В своей деятельности он опирался на поддержку валашского и молдав. господарей, также ему удалось добиться покровительства российской имп. Елизаветы Петровны. В 1744 г. он побывал в С.-Петербурге и просил у Елизаветы Петровны заступничества перед австр. имп. Марией Терезией, проводившей униат. политику. Российская императрица обещала помочь и одарила прот. Евстафия б-кой (Напрестольное Евангелие, Воскресное Евангелие, Типикон, Апостол, Требник, Октоих, Триодь Постная, Триодь Цветная, Толковая Псалтирь, годовой цикл Минеи и Пролога, том сочинений кард. Барония Цезаря, по 10 экз. Ирмология, Служебника, Катехизиса и Букваря; нек-рые из этих книг сохр. в архиве церкви Н. с. ц.), а также разрешила провести в С.-Петербурге и др. российских городах сбор денег в течение 3 месяцев (общая сумма сбора составила 13 тыс. флоринов). На 6-й странице подписного листа рукой императрицы было указано о пожертвовании ею 2500 р.; 200 р. пожаловал вел. кн. Петр Феодорович (Dragomir. 1920. P. 205; Pervain. 1958. P. 28). На эти средства прот. Евстафий возвел над притвором Н. с. ц. башню с часами, в церкви был установлен новый иконостас и проведены др. работы, были куплены литургическая утварь и облачения. С 1 сент. 1748 г. по инициативе прот. Евстафия при Н. с. ц. стали проводить регистрацию рожденных, крещеных, венчанных и усопших, что впосл. позволило составить довольно точную статистику региона. Т. о., напр., стало известно, что во время посещения Н. с. ц. еп. Дионисием (Новаковичем) в 1761 г. в Шкеях проживали 1763 мужчины и 1893 женщины правосл. вероисповедания и ни одного униата. Однако давление со стороны местных и центральных властей усиливалось, это привело прот. Евстафия к болезни и смерти (3 мая 1767) (Oltean. Istoricul рrotopopiatului Braşov). Его именем в Шкеях названа ул. Подул-луй-Грид (Podul lui Grid - Мост Грида).

14-18 февр. 1761 г. в Алба-Юлии прошел антиуниат. Собор правосл. Церкви, сопровождавшийся массовыми народными волнениями. Правительство имп. Марии Терезии было вынуждено пойти на некоторые уступки; в частности, для правосл. населения Трансильвании был назначен свой правосл. архиерей. Им стал серб. еп. Будимский Дионисий (Новакович), выпускник КДА, который по прибытии в Трансильванию устроил свою 1-ю резиденцию при Н. с. ц. Клир и паства Брашова обязали еп. Дионисия принести клятву в том, что он будет беречь «православную веру, исповедания Востока, по закону греческому, не объединенную с Римом» (Păcurariu. IBOR. 2006. Vol. 2. P. 502). Церемония возведения еп. Дионисия на трансильванский престол состоялась 4 сент. 1761 г. в Н. с. ц.; ее провел ген. А. фон Буков, к-рый по приказу Марии Терезии выполнял в Трансильвании миссию по урегулированию конфессионального вопроса. Недоверие, выражаемое правосл. населением Брашова в отношении нового архиерея, к-рого подозревали в излишней лояльности к Вене, а следов., и в пособничестве политике унии, заставило еп. Дионисия в скором времени покинуть Брашов и перенести свою резиденцию в Сибиу. С 1783 г. правосл. епископы Сибиуские вновь оказались в каноническом подчинении Карловацкой митрополии. В 1810 г. резиденцией архиерея стал Клуж, затем снова Сибиу.

Среди священников Н. с. ц. этого времени известен сын прот. Евстафия Грида, Димитрий, выпускник КДА, к-рый долгое время преподавал в школе Н. с. ц., позже стал одним из эпитропов церкви и известен благодаря своей обширной лит. и научной деятельности. Он автор 1-й грамматики румын. языка (1757), с 1786 г.- 1-й директор румын. неуниат. школ в Трансильвании (Pervain. 1958. P. 36-37). Сын Димитрия, Николай Грид, в 1812 г. был рукоположен во диакона, в 1813 г.- во иерея к Н. с. ц. Он скончался молодым (24 авг. 1815), но успел составить краткую летопись Н. с. ц. начиная с 1383 г. (помещена в конце переписанной им рукописи Толкования прп. Андрея Критского на Апокалипсис) (Muşlea. 1931. P. 341-342).

Значительную роль в истории Н. с. ц. и ее школы сыграла династия клириков, носивших имя Раду Темпя. Основатель династии, Раду Темпя I, происходил, по-видимому, из Валахии. После переезда в Трансильванию он поселился сначала в Фэгэраше, а затем в Брашове, где в 1699 г. возглавил приход Н. с. ц. Его сын, Раду Темпя II (1691 - 14 мая 1742), окончил школу при церкви и позже стал в ней преподавателем. В 1713 г. он был рукоположен во диакона, 19 февр. 1716 г. в Бухаресте сщмч. Антим Ивиряну возвел его во иерея; в дек. 1735 г. он получил сан протоиерея Брашова и Страны Бырсы. Прот. Раду Темпя II составил «Историю святой церкви в Шкеях Брашова, с 1484 по 1742 г.» (ркп. сохр.; опубл.: Stinghe. 1899; Tempea. 1969). Первая часть имеет характер хроники и основана на «Хронике протопопа Василия» и на документах, хранящихся в архиве церкви, 2-я (1701-1742) посвящена событиям, современным автору, и представляет развернутое историческое сочинение, где главное внимание уделяется борьбе правосл. населения Брашова против унии. Его сын, свящ. Раду Темпя III (1719/21 - 28 марта 1763), также отличался высокой образованностью и помогал отцу в составлении хроники. Раду Темпя IV (ок. 1740 - 18 сент. 1781) стал диаконом в Н. с. ц. незадолго до кончины своего отца, Раду Темпи III (7 марта 1763). Раду Темпя V (9 февр. 1768 - 5 июля 1824) учился в школе Н. с. ц., продолжил образование в лютеран. гимназии Брашова и на учительских курсах в Сибиу (1787), затем на философском фак-те ун-та в Буде. Преподавал в школе Н. с. ц., в 1794 г. рукоположен во иерея в Н. с. ц. В 1796-1808 гг.- директор правосл. школ Трансильвании, параллельно преподавал на курсах для священников в Сибиу, позже получил сан протоиерея Брашова. В 1797 г. опубликовал в Сибиу «Грамматику румынского языка», в к-рой пытался заложить основы совр. грамматической терминологии. Последний из династии, Раду Темпя VI (ок. 1793/94 - март 1850), получил образование в Латинской гимназии, затем под рук. Г. Лазэра окончил курсы для священников в Сибиу. Преподавал в школе Н. с. ц., в 1814 г. рукоположен во диакона. С 1823 г. 2-й священник Н. с. ц., с 1831 г. «вицепротопоп» Брашова. Поселился в Валахии, где в 1836 г. стал священником ц. во имя 40 мучеников Севастийских в Бухаресте. В 1837-1845 гг. 1-й директор и профессор Богословской семинарии во имя свт. Николая в Рымнику-Вылча, с 1845 г. игумен скита Флэмында в Вылче (Păcurariu. IBOR. 2006. Vol. 2. Р. 451).

Из семьи валашских купцов происходил еще один клирик Н. с. ц., прот. Иоанн Попасу (1808-1889). Он окончил школу Н. с. ц., затем изучал греч. язык в греч. школе в Шкеях, после чего окончил нем. лицей в Брашове, в 1823 г.- философский курс при католич. гимназии в Клуже, в 1827 г.- теологический фак-т Венского ун-та. Работал секретарем Трансильванского еп. Василия (Моги) в Сибиу, в 1837 г. рукоположен во диакона к Н. С. ц., на следующий год - во иерея и получил сан протоиерея. С началом революции 1848 г., во время Национального собрания в Блаже, прот. Иоанн был избран секретарем собрания и вошел в состав делегации, к-рая должна была передать в Вене петицию румын. народа австр. императору. После революции при поддержке митр. Сибиуского свт. Андрея (Шагуны) и при материальном содействии брашовского купечества в 1850 г. построил и открыл 1-ю румын. правосл. гимназию в Трансильвании. В 1865 г. хиротонисан во архиерея и поставлен епископом Карансебешским (Păcurariu. 1996. Р. 341; Idem. IBOR. 2008. Vol. 3. P. 197).

С провозглашением автокефалии Румынской Православной Церкви (1864) была возрождена православная Трансильванская митрополия (в 1868 признана Конституционной диетой Венгрии), включившая в себя 3 епархии. Страна Бырсы, в т. ч. Брашов и Н. с. ц., с тех пор находится в юрисдикции Сибиуской архиепископии. В 1896 г. священником Н. с. ц. стал Василий Сафту, к-рый с 1911 г. получил сан протоиерея. Во время первой мировой войны он, его дети, клирики Н. с. ц. свящ. Николай Стинге и свящ. Иоанн Пришку, а также эпитропы церкви Г. Мазэре, Г. Бидета, Н. Навря, Е. Война, С. Попович и преподаватели правосл. гимназии были арестованы, депортированы и интернированы в различные тюрьмы на территории Венгрии. После освобождения и возвращения в Шкеи в 1918 г. прот. Василий стал главным в Брашове организатором движения по объединению Трансильвании с Румынией. Он руководил церемонией встречи в Брашове румынской армии ген. Бертло, а в день офиц. объявления об объединении в Н. с. ц. была проведена праздничная служба. Весной 1922 г. прот. Василий был назначен инспектором военного клира всей Румынии. Похоронен во дворе Н. с. ц.

В наст. время в Н. с. ц. 2 прихода, служат священники Василий Продя (рукоположен в 1957 для прихода Тоханул-Векь, в 1984-1989 - протоиерей Брашова, с 1 янв. 1987 - на 1-м приходе) и Иоанн Херда (на 2-м приходе).

Школа

(дата основания неизв.) впервые упоминается в источниках в 1495 г. вместе со сведениями о строительстве новой церкви. Первоначально здесь изучали церковнослав. язык, письмо и чтение. В 1559 г. состоялся переход на обучение на румын. языке. В эпилоге Октоиха, переписанного диак. Опрей в 1570 г., отмечалось, что образование в школе было 2-уровневым: начальный, краткосрочный, и углубленный, для буд. учителей и священников, на котором кроме славянского преподавались также греч. язык и латынь (Surdu. 2011. P. 5). Сохранились рукописи XV в. (Гомилиарий, Молитвослов, Лествица, Октоих, Псалтирь и Часослов), к-рые использовались в школе в качестве учебных материалов. В 1595-1597 гг. на средства, выделенные молдавским господарем Ароном Тираном (1592-1595), прот. Михаил построил новую каменную школу при церкви. В 1760 г. был надстроен 2-й этаж. В официальных актах 1770 г. было отмечено, что в школе Н. с. ц. обучение было уже 3-уровневым: элементарный уровень («тривиальная школа»), подготовительный для поступления в гимназию и «нормальная, капитальная школа» для учителей (Там же). Клир Н. с. ц. отличался более высоким уровнем образования в сравнении с др. трансильванскими священно- и церковнослужителями, нередко в школе Н. с. ц. обучались представители других областей Трансильвании, а также Валахии и Молдовы.

Школу закрыли после 1850 г., когда была основана румын. правосл. гимназия в Брашове, в 1855 г. ставшая самым известным в Трансильвании лицеем им. свт. Андрея (Шагуны). В старом здании школы, во дворе Н. с. ц., функционирует музей.

Типография

В 1556 г. в Брашове печатник из Тырговиште (Валахия) диакон Кореси издал Октоих на церковнослав. языке. В 1559 г. он окончательно переехал в Брашов и основал при Н. с. ц. типографию. Его деятельность нашла поддержку саского магистрата - саские лютеране видели в этом выгодное для себя предприятие, т. к. в Брашове функционировала фабрика по производству бумаги. Напр., глава магистрата Л. Хиршер финансово обеспечил издание в типографии Н. с. ц. Учительного Евангелия (несмотря на то что в предисловии присутствовали антилютеран. сентенции) и в 1582 г. с удовлетворением писал, что книга очень хорошо продается в Молдавском и Валашском княжествах (Păcurariu. IBOR. 2004. Vol. 1. P. 478-479).

Вознесенский (южный) придел ц. свт. Николая. 1750–1752 гг.
Вознесенский (южный) придел ц. свт. Николая. 1750–1752 гг.

Вознесенский (южный) придел ц. свт. Николая. 1750–1752 гг.

В 1560-1561 гг. в типографии Н. с. ц. вышла 1-я книга - Четвероевангелие на румын. языке (были использованы переводы, сделанные в свое время священниками Н. с. ц.), в эпилоге к-рого отмечалось, что издание было осуществлено на средства Х. Бенкнера, а типографские работы выполнили «дьякон Кореси от Тырговиште и Тудор дьяк». Учитывая не очень высокий уровень продаж этого издания, в частности в Молдавском и Валашском княжествах, где традиция слав. текстов была особенно сильна, Бенкнер добился в 1562 г. издания в типографии Н. с. ц. Четвероевангелия на церковнослав. языке. Ок. 1561 г. диакон Кореси выпустил на румын. языке «Правила Святых Отцов» (сохр. фрагментарно), представлявшие собой перевод с церковнослав. издания и основанные на Номоканоне патриарха Иоанна Постника. В это же время диакон Кореси издал брошюру катехизического характера (из 14 сохр. 11 листов, без начала и окончания), в к-рой заметно влияние лютеранства: сложно определить, было ли это результатом недостатка богословского образования диакона Кореси или уступкой Бенкнеру. После кончины Бенкнера диакон Кореси вступил в сотрудничество с венг. нобилем Ф. Миклошем. В 1567 г. на румын. языке в одном томе были изданы «Толкования на Евангелия», содержащие смешение правосл. и кальвинист. учений, и сборник кальвинист. песнопений и служб. По мнению исследователей, «Толкования...» были переведены с укр. языка (сохр. 2 укр. варианта «Толкований...»: «Постилла» (от лат. post illa - «после сих»: проповедь, толкование на Евангелие или Апостол) из Теково и «Постилла» из Нягово) (Păcurariu. IBOR. 2004. Vol. 1. P. 481). Основой 2-й части книги стали богослужебные тексты из публикации кальвинист. проповедника Г. Хелтаи (изд. в Клуже в 1559) и песнопения из «Книги песней» венг. кальвинист. пастыря С. Гергея (изд. в 1562). В 1566 г. диакон Кореси издал на румын. языке Апостол.

В течение ряда лет диакон Кореси выпускал книги в основном на церковнославянском языке, имевшие спрос в Валашском и Молдавском княжествах: Служебник (1568), Праздничная Минея в 2 ч. (1569), Октоих в 2 ч. (1574, 1575), 3 издания Псалтири (1573, 1576, 1577), Триодь (1578), 2 издания Четвероевангелия (1579, 1583). В 1577 г. была выпущена славяно-румын. Псалтирь. В эпилогах к большинству изданий были упомянуты валашские господари и Унгро-Влахийские митрополиты (Păcurariu. IBOR. 2004. Vol. 1. P. 481-482).

В этот же период на румын. языке вышли Псалтирь и Служебник (1570), Учительное Евангелие (1580-1581). Для издания Псалтири был использован старый румын. перевод, сохранившийся в рукописях (Шкейская Псалтирь, Воронецкая Псалтирь, Псалтирь Хурмузаки). Служебник, включивший только литургию свт. Иоанна Златоуста, был выпущен в 1-м переводе на румын. язык, осуществленном, очевидно, священниками Н. с. ц. на основе церковнослав. варианта, отличного от изданного иером. Макарием в 1508 г. в Тырговиште. Учительное Евангелие, как следует из введения, было издано на средства главы Брашова Л. Хиршера при помощи священников Н. с. ц. Яне (Иоанна) и Михая (Михаила?). Перевод был выполнен с издания Фёдорова Ивана в Заблудове (1569), которое в свою очередь опиралось на более ранние переводы греч. гомилий, составленных в основном К-польским патриархом Иоанном XIV Калекой (1334-1347). Полный перечень изданий диакона Кореси не установлен. Его труды продолжили ученики, в т. ч. сын Шербан, к-рый в 1588 г. при помощи свящ. Михая из Н. с. ц. выпустил Служебник (Păcurariu. IBOR. 2004. Vol. 1. P. 483).

Архитектура

В результате археологических раскопок, предпринятых в 1969-1974 гг. и в 1975 г. разными экспедициями, были установлены основные этапы строительства Н. с. ц. В кон. XIV в. на этом месте находилась деревянная церковь - видимо, именно она упоминается в папской булле 1399 г. Однонефное строение небольших размеров (ок. 5×4 м) в вост. части имело апсиду радиусом 2 м. Деревянная конструкция опиралась на каменные фундамент и цоколь. Ок. 1440-1444 гг. над разобранной деревянной церковью была воздвигнута каменная, более обширная (7,5×5,4 м), в традициях готической архитектуры, также однонефная, с 4-гранной апсидой. Ок. 1450 г. был пристроен асимметричный притвор с контрфорсами, расположенными с юж. и сев. сторон. До 1495 г. при содействии валашского господаря Влада IV Монаха (Кэлугэрула) церковь перестроили. Работы были продолжены после 1512 г. (возможно, при содействии валашского господаря св. Нягое Басараба, о чем говорят поздние источники): церковь была расширена за счет величины стен предыдущей, поскольку новое строение фактически огибало по периметру старое, с той лишь разницей, что на 3 углах 4-гранной апсиды появились наклонные контрфорсы, притвор был значительно удлинен в зап. направлении. В притворе возле вост. стены был обнаружен фундамент 2 столбов; это позволило предположить, что в то время над этим местом была сооружена колокольня. Ок. 1584 г. при содействии валашского господаря Петру III Церцела (Серьги) (1583-1585) церковь была вновь значительно удлинена в зап. направлении, она стала 3-нефной, с 2 рядами столбов (по 4 в каждом); также к сев. стене был пристроен небольшой придел (Moisescu. 2001. Р. 181). На средства молдавского господаря Арона Тирана в 1595 г. над притвором была построена башня-колокольня. В 1651 г. в башне был устроен придел во имя св. Иоанна Предтечи. В данном виде церковь просуществовала до нач. 30-х гг. XVIII в. В 1733-1734 гг. свящ. Раду Темпя II, использовав средства, выделенные Анкуцией, дочерью валашского господаря мч. Константина Брынковяну, пристроил к сев. фасаду Благовещенский придел. В 1740 г. церковь была удлинена в вост. направлении, на месте алтарной апсиды появился дополнительный 3-конховый неф, увенчанный главой, опирающейся на 2-ступенчатые арки. Так же как и боковые, центральная апсида приобрела полукруглое очертание. Между северной и центральной апсидами был пристроен жертвенник. В 1750-1752 гг. стараниями прот. Раду Темпя III к юж. фасаду был пристроен придел в честь Вознесения Господня. В 40-х гг. XX в. в зап. части храма появился балкон для певчих (кафас), установлены новые входные врата и кресла на клиросах - скульптурные работы по дереву выполнил мастер Моисей Шкьопул (Хромой) из Рупя.

Настенная живопись

Согласно лапидарной ктиторской славянской надписи 1598 г., помещенной над входом в церковь, она была расписана в 1584 г. на средства господаря Валахии Петру III Церцела одновременно с постройкой притвора и придела. Церковь получила значительные подношения от валашского господаря Михая Храброго (Витязула); иконописец Раду Зугравул в 1594 г., во время поновления росписей, включил его изображение в ктиторский портрет. В 1595 г. при содействии молдавского господаря Арона Тирана были расписаны притвор и придел. Все эти росписи не сохранились (Porumb. 1998. P. 50-51).

Божия Матерь с Младенцем на престоле. Роспись конхи алтарной апсиды Вознесенского придела ц. свт. Николая. 1752 г. Артель И. Зугравы
Божия Матерь с Младенцем на престоле. Роспись конхи алтарной апсиды Вознесенского придела ц. свт. Николая. 1752 г. Артель И. Зугравы

Божия Матерь с Младенцем на престоле. Роспись конхи алтарной апсиды Вознесенского придела ц. свт. Николая. 1752 г. Артель И. Зугравы

В XVIII в. для росписи придела в честь Благовещения были приглашены иконописцы из Валашского княжества. Согласно надписи в алтаре, придел расписан в 1738 г. артелью иконописцев, возглавляемой Г. Раните, в к-рую входили его брат Георгий, сын Иоанн и Михаил. Иконографическая программа хорошо продумана - возможно, свой вклад внес заказчик, прот. Раду Темпя II. В куполе изображен Господь Вседержитель, в алтаре - Пресв. Богородица типа Платитера, а также помещено неск. сцен из цикла «Воскресение Христово». В зап. части на сводах представлен Страстной цикл («Моление о Чаше», «Поцелуй Иуды», «Христос у первосвященника Анны», «Христос пред Каиафой», «Бичевание Христа» и «Возложение тернового венца»). Основное место в иконографической программе церкви занимает Воскресенский цикл. Сцена «Сошествие во ад» расположена справа от сев. апсиды; на сводах алтаря помещены сцены «Жены-мироносицы у Гроба Господня», «Вечеря в Эммаусе», «Явление Христа Марии Магдалине», «Апостолы Петр и Иоанн у Гроба Господня» и «Уверение Фомы». На южной стене расположена сцена «Первый Вселенский Собор». Иконография росписей придерживается традиц. изводов правосл. иконописи, стилистически росписи близки к постбрынковянской живописи, доминирующей в это время в Валашском княжестве (Porumb. 1998. P. 52).

После завершения работ в приделе иконописная артель осталась в Шкеях и участвовала в росписи основной церкви, законченной в 1740 г. (не сохр.). В 1752 г., согласно записи в помяннике, иконописной артелью во главе с валашским мастером И. Зугравом, в к-рую входили также иконописец Я. Зуграв и ученики Константин и Иеремия, изнутри и снаружи был расписан Вознесенский придел. В конхе алтарной апсиды было помещено изображение Божией Матери с Младенцем на престоле в окружении архангелов, а в полукружии апсиды в 2 регистра расположены изображения пророков и св. отцов в медальонах. В куполе традиционно представлено изображение Господа Вседержителя, в барабане главы - пророки, апостолы и сцена «Небесная литургия», в вост. части - «Престол уготованный». Паруса заняты изображениями евангелистов, а на внутренних сводах арок помещены изображения святителей в медальонах. На северной и южной стенах расположены ростовые фигуры св. воинов, на западной - сцены притч Господних, на столпах - фигуры св. мучеников в медальонах. Вост. стену нартекса полностью занимает композиция «Страшный Суд» (Porumb. 1998. P. 52-53).

Наиболее полно внешние росписи сохранились на юж. стене и на поверхности апсиды. Под карнизами расположен декоративный пояс, ниже - фриз из 17 медальонов с поясными изображениями святых. Рядом с каждым из них написано по одному слову, к-рые вместе составляют высказывание Христа: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф 10.38). Юж. фасад разделен пилястрами на несколько панно, к-рые также расписаны. С запада на восток в них помещены следующие сцены: «Притча о свинопасе», «Побиение камнями первомученика Стефана» (?), «Обретение главы св. Иоанна Предтечи», «Живоносный Источник», «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи», «Видение прор. Моисеем Неопалимой Купины». На алтарной апсиде расположены: «Христос Добрый Пастырь», фигуры святителей Спиридона и Харалампия, «Иисус Великий Архиерей» и 2 неидентифицированных святителей (Porumb. 1998. P. 52-53).

В 1939-1946 гг. главный неф и притвор Н. С. ц. были заново расписаны знаменитым в то время худож. К. Петреску вместе с учениками. На сев. стене притвора изображена сцена «Вход господаря Михая Храброго в Брашов» (господаря встречает прот. Михай, современник диакона Кореси); на южной - сцена венчания на царство в 1922 г. в кафедральном соборе Алба-Юлии короля объединенной Румынии Фердинанда I; на восточной - православный лицей с митр. свт. Андреем (Шагуной) в окружении учеников. Портреты митрополитов свт. Андрея (Шагуны) и Николая (Бэлана) представлены также на юж. стене нефа, а на северной помещены портреты короля Румынии Михая I (1927-1930, 1940-1947) и его матери Елены.

Иконы

Иконы из старого иконостаса кон. XVI в. не сохранились. Наиболее древней в Н. с. ц. была икона Божией Матери типа «Умиление» (1-я четв. XVI в.), которая в 1564 г. была помещена в церковь как вклад семьи шкейских купцов (в надписи указаны имена Дмитрия, Илинки и их дочери Станки). Икона написана в стиле итало-критской школы, Божия Матерь держит Младенца на правой руке. На полях изображены 12 пророков. Серебряный с частичной позолотой оклад выдает элементы декора, присущие брынковянскому стилю и барочной пластике XVIII в. Согласно надписи, образ поновлялся и был украшен окладом в 1761 г. на средства богатой семьи из Шкей: упомянуты Хаджи Радул Прикоп, Хаджика Анастасия и их дочь Мария. Оклад маркирован пуансоном с инициалами J. B. под короной, что позволило его атрибутировать брашовскому мастеру Й. Бенкнеру (1743-1801) - известному ювелиру, работавшему в стиле трансильванского барокко (Mitran Gh. 2006. P. 94-100). 2-й пол. XVI в. датируется др. образ итало-критской школы, Страстная икона Божией Матери, приписываемая А. Ритзосу из Кандии или иконописцу из его окружения; возможно, это вклад валашского господаря Петру III Церцела (Porumb. 1998. P. 51).

На средства российской имп. Елизаветы Петровны в 1751 г. для Н. с. ц. был написан иконостас, в 1952 г. он был передан Благовещенской ц. Брашова, где хранится и в наст. время. Иконостас 1752 г., написанный для Воскресенского придела Н. с. ц. и выполненный в брынковянском стиле, после реставрации 1975 г. был возвращен на прежнее место. Иконы местного ряда подписаны иконописцами Иоанном и Янку, участвовавшими в росписи придела. Царские врата расписаны в 1796 г. иконописцем Константином Богинэ из Брашова. Во 2-й пол. XVIII в. количество иконописцев, работавших в Шкеях, существенно возросло. По документам известны Раду Иконариу (1770), Дмитрий Радович (1770-1805), Нягое Иконариу (1761-1772), Иоанн Иоаннович (1762-1789), Раду Иоаннович (1776), Маниу Иконариу (1779), Георгий из Шкей (1798), Ионицэ Зуграв (1780). В музее Н. с. ц. хранятся иконы 1767 г., написанные Станом Зугравулом из Рэшинари. Иконы Богинэ под влиянием барочной живописи отходят от традиц. иконописного стиля (Porumb. 1998. P. 53). Новый иконостас Н. с. ц. был создан протосинкеллом Иеронимом Бэлинтоем из мон-ря Ходош-Бодрог в 40-х гг. XX в.

Ист.: Stinghe S. Istoria beserecei Şcheilor Braşovului: Manuscript de la Radu Tempea. Braşov, 1899; idem. Documente privitoare la trecutul românilor din Şchei. Braşov, 1901-1906. 5 vol.; Iorga N. Scrisori şi inscripţii ardelene şi maramureşene. Bucur., 1906. Vol. 2. P. 61-67; idem. Însemnări de cronică ale clericilor din Şcheii Braşovului. Bucur., 1933; Statie N. N. Înştiinţări. Câteva capitole din trecutul românilor din Şhceii Braşovului. Braşov, 1906; Muşlea I. «Însemnările» popii Nicolae Grid despre Şcheii de altădată şi biserica lor // Ţara Bârsei. 1931. An. 3. N 4. Julie-august. P. 341-352; Tempea R. Istoria sfintei besereci a Şcheilor Braşovului. Cluj, 1969.
Лит.: Iorga N. Braşovul şi românii. Bucur., 1905; idem. Picturi şi obiecte de artă din biserica Şcheilor Braşovului // Buletinul comisiunii monumentelor istorice. Craiova, 1924. An. 17. N 39. P. 8-10; idem. Istoria Bisericii Româneşti şi a vieţii religioase a românilor. Bucur., 19282. Vol. 1. P. 174, 357; Bucur., 19302. Vol. 2. P. 114; Lupaş I. Der Einfluß der Reformation auf die siebenbürgisch-rumänische Kirche im XVI. Jh. Hermannstadt, 1917; Dragomir S. Istoria dezrobirei religioase a românilor din Ardeal în secolul XVIII. Sibiu, 1920. Oradea, 20072. Vol. 1; Meteş Ş. Zugravii Bisericilor Române // Anuarul comisiunii monumentelor istorice. Secţia pentru Transilvania. 1926-1928. Cluj, 1929. P. 123-125; Prişcu I. Vechimea bisericei sf. Nicolae din Şchei-Braşov: Cine a zidit-o? // Ţara Bârsei. 1931. An. 3. N 4. Iulie-august. P. 335-340; Ştefănescu I. D. La peinture religieuse en Valachie et en Transylvanie depuis les origines jusqu'au XIXe siècle. P., 1932. Vol. 1. P. 287-288; Muşlea C. O dinastie de preoţi şi protopopi Radu Tempea. Braşov, 1939; idem. Biserica Sf. Nicolae din Şcheii Braşovului. Braşov, 1943-1946. 2 vol.; Bratulescu V. Inscripţii din Biserici: Inscripţiile pietrelor de mormânt de la biserica sf. Nicolae din Şcheii Braşovului // Revista de studii teologice. 1952. N 9/10. P. 610-618; Pervain I. Dimitrie Eustatievici // Studia / Universitatum Victor Babeş et Bolyai. Ser. 4. Fasc. 1. Philologia. Cluj, 1958. Vol. 3. N 6. P. 27-47; Vătăşianu V. Istoria artei feudale în Ţările Române. Bucur., 1959. Vol. 1; Nicolescu C. Biserica sf. Nicolae din Şcheii Braşovului. Bucur., 1967; idem. Icoane vechi româneşti. Bucur., 1971. P. 36; Istoria artelor plastic în România. Bucur., 1968. Vol. 1. P. 286, 407, 422; Porumb M. Zugravii icoanelor Paraclisului nou din Şcheii Braşovului // Acta Musei napocensis. Cluj, 1972. Vol. 9. P. 571-585; idem. Vechile icoane din Şcheii Braşovului // Revista muzeelor şi monumentelor, Monumente istorice şi de artă. 1975. An. 44. N 2. P. 73-74; idem. Zugravi şi centre româneşti de pictură din Transilvania sec. XVIII // Anuarul Institutului de istorie şi arheologie. Cluj-Napoca, 1976. Vol. 19. P. 103-126; idem. Pictură românească din Transilvania. Cluj-Napoca, 1981. Vol. 1. P. 73-75; idem. Dicţionar de pictură veche românească din Transilvania, sec. XIII-XVIII. Bucur., 1998. P. 50-58; Işa I. Biserica sf. Nicolae din Şcheii Braşovului. Sibie, 1977; Negulici D. Familia Radu Tempea în cultura naţională // Cumidava. Braşov, 1979/1980. An. 12. N 1. P. 363-376; Drăguţ V. Arta românească. Bucur., 1982. P. 241, 247, 298; Oltean V. Şcoala românească din Şcheii Braşovului. Bucur., 1989; Păcurariu M. Dicţionarul teologilor români. Bucur., 1996; idem. IBOR. 2004. Vol. 1. P. 13, 37, 41, 47, 293, 297, 367, 372, 397, 402, 454, 456, 457, 467, 478, 479-483, 489, 502, 522, 527, 533, 540; 2006. Vol. 2. P. 59, 83, 118, 210, 211, 241, 254-256, 292, 311, 340, 344, 382, 395, 429, 502, 597, 599, 610, 616, 636, 655; 2008. Vol. 3. P. 298, 333, 417; Ursu N. A. Un cronicar braşoveannecunoscut: Simeon Hîrs // Idem. Contribuţii la istoria literaturii române: Studii. Iaşi, 1997. P. 237-268; idem. Dascălul braşovean Ioan Duma, autorul cronicii înversuri «Plângerea mănăstirii Silvaşului» // Idem. Ibid. P. 269-284; Moisescu C. Arhitectura românescă veche. Bucur., 2001. Vol. 1; Kovács A. Késö reneszánsz építészet Erdélyben 1541-1720. Bdpst., 2003; Mitran Gh. Eleusa - icoana Maicii Domnului cupruncul din patrimoniul bisericii sf. Nicolae din Şchei-Braşov // Cumidava. 2005-2006. Braşov, 2006. An. 28; Surdu A. Prima şcoală românească // Euromentor. Bucur., 2011. An. 2. N 3. Sept.; Urs O. Istoriografia coresiană. Part. 1: Bibliografia tipăriturilor coresiene // Transilvania. 2012. N 4. P. 57-61; idem. Idem. Part. 2: Bibliografia vieţii şi a activităţii diaconului Coresi // Ibid. N 8. P. 50-55; idem. Idem. Part. 3: Bibliografia aspectelor lingvistice ale tipăriturilor coresiene // Ibid. N 9. P. 28-32; [Электр. ресурс]: www.protopopiatul-brasov.ro (офиц. сайт Брашовского благочиния); Oltean V. Istoricul рrotopopiatului Braşov // www.protopopiatul-brasov.ro/cat_istoricul_protopopiatului_ortodox_brasov.html; www.crestinortodox.ro/biserici-manastiri/biserica-sfantul-nicolae-scheii-brasovului-67902.html (страница, посвященная Н. С. ц., на сайте «Православие.Ро»).
Э. Драгнев
Ключевые слова:
Церковная архитектура. Храмы (Румыния) Николая Святителя церковь в Шкей-Брашове (кон. XIII в.), расположена в квартале Шкеи в Брашове (Трансильвания, ныне центр одноименного жудеца, Румыния) Сибиуской архиепископии Румынской Православной Церкви
См.также:
АРБОРЕ ц. в честь Усекновения Главы св. Иоанна Крестителя в Румынии, XVI в.
АРОНЯНУ церковь средневековой молдавской архитектуры 1594 г., изначально входившая в монастырский комплекс
БАКЭУ г. в Вост. Румынии
БАРНОВСКИ (1-ая треть XVII в.), ц. Успения Божией Матери в г. Яссы (Румыния)