Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКОЛАЙ
50, С. 349-350 опубликовано: 24 ноября 2022г.


НИКОЛАЙ

Свящ. Николай (Покровский). Фотография. Кон. XIX в.
Свящ. Николай (Покровский). Фотография. Кон. XIX в.

Свящ. Николай (Покровский). Фотография. Кон. XIX в.

(Покровский Николай Владимирович; 2.04.1851, г. Суздаль Владимирской губ.- 18.07.1933, Ижевск), архиеп. Ижевский и Воткинский. Из семьи священника (впосл. протоиерея). По окончании в 1868 г. Шуйского ДУ поступил во Владимирскую ДС. Окончил семинарию в 1872 г. по 1-му разряду, в сент. того же года назначен учителем рус. языка и преподавателем приготовительного класса Шуйского ДУ. В 1874 г. поступил в КазДА. В 1878 г. окончил академию в со степенью кандидата богословия. Был назначен преподавателем Самарской ДС на кафедру гомилетики, одновременно исполнял должность инспектора классов, был избран членом распорядительного собрания правления семинарии; также преподавал рус. язык в Самарском епархиальном жен. уч-ще. В 1882 г. назначен смотрителем Венёвского ДУ Тульской епархии. В окт. 1883 г. переведен во Владимирскую ДС преподавателем гомилетики. 18 марта 1884 г. рукоположен во иерея с причислением к клиру владимирского Княгинина в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ря и с оставлением в должности преподавателя семинарии. Сотрудничал с владимирским братством св. Александра Невского: являлся распорядителем проводимых братством народных чтений и собеседований (с авг. 1884), был преподавателем литургики в братской школе церковного пения (с окт. 1885). В дек. 1890 г. назначен законоучителем Владимирской ДС и настоятелем семинарского домового Александро-Невского храма. 13 апр. 1901 г. возведен в сан протоиерея.

В нач. 1902 г. переведен в С.-Петербург, что связывают с покровительством Н. его бывшего наставника в КазДА С.-Петербургского и Ладожского митр. Антония (Вадковского). 28 марта 1902 г. назначен законоучителем петербургской 4-й (Ларинской) муж. гимназии и настоятелем гимназического Татианинского храма в С.-Петербурге на Васильевском о-ве. Служил в храме Вознесения на Вознесенском проспекте. 30 янв. 1906 г. назначен настоятелем Екатерининского храма на Васильевском о-ве. Был членом С.-Петербургской духовной консистории. В 1916 г. овдовел. 14 июня 1918 г. назначен наместником Ипатиевского во имя Святой Троицы мужского монастыря в Костроме. Петроградский и Гдовский митр. сщмч. Вениамин (Казанский) писал 15 июня того же года временно управляющему Костромской епархией архиеп. Евдокиму (Мещерскому) о том, что искренне сожалеет о расставании с Н., «с таким высокообразованным, выдающимся и глубоко преданным Церкви Божией пастырем, поистине «полагающим душу свою за овцы», и с таким опытным, полезнейшим, незаменимым сотрудником в епархиальных делах, каковым он был по должности члена Петроградской Духовной Консистории и различных, вызванных обстоятельствами времени, учреждений епархиального ведомства, исполнявшим и многие особые поручения моих предместников, и мои с примерною ревностью и замечательною аккуратностью».

28 июня 1918 г. в Москве Н. принял монашеский постриг с сохранением прежнего имени, возведен в сан архимандрита. К тому времени, когда Н. стал наместником Ипатиевского во имя Св. Троицы мон-ря в Костроме, тот уже был официально закрыт советскими властями. В нач. 1919 г. монашескую общину выселили из монастырских помещений. 1 марта того же года Н. был назначен настоятелем Макариева калязинского во имя Святой Троицы монастыря Тверской епархии.

16 июня 1919 г. хиротонисан во епископа Слободского, викария Вятской епархии. Видимо, был временно управляющим епархией в период тюремного заключения Вятского и Глазовского архиеп. Никандра (Феноменова; впосл. митрополит), находившегося под арестом в Москве во время пребывания Н. в Вятке (ныне Киров). 19 марта 1920 г. назначен епископом Тобольским и Сибирским. 11 апр. возведен в сан архиепископа. В нач. 1921 г. в Зап. Сибири вспыхнуло крестьянское восстание против большевистских властей. 21 февр. Тобольск был занят восставшими, но 8 апр. вновь взят Красной Армией. Н. был арестован по обвинению в поддержке восставших. По нек-рым сведениям, его приговорили к расстрелу, но затем помиловали. В марте 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей, Н. выступил с обращением, в к-ром призвал верующих «всеми мерами оказывать со своей стороны самую активную помощь уездной подкомиссии в деле изъятия ценностей, не имеющих прямого отношения к богослужению». 30 авг. 1922 г. обновленческим ВЦУ уволен на покой. В дальнейшем признал обновленческое руководство и в мае 1923 г. был назначен на обновленческую Новгородскую кафедру, возведен обновленцами в сан «архиепископа».

25 авг. того же года принес покаяние патриарху Московскому и всея России свт. Тихону. Был назначен архиепископом Тобольским и Сибирским. Очевидно, не смог выехать в Тобольск из-за запрета властей. 24 янв. 1924 г. в связи со ссылкой во Псков назначен архиепископом Псковским и Порховским. В 1925 г. решительно выступил против обновленцев, пытавшихся добиться от Н. согласия на участие в «Третьем Поместном Соборе». Видимо, за борьбу с обновленчеством был выслан в Иваново-Вознесенск (ныне Иваново), где проживал до нояб. 1928 г. Вопреки имеющимся в лит-ре утверждениям, официально не являлся управляющим Иваново-Вознесенской епархией (официально учреждена в 1929), числился пребывающим на покое.

1 апр. 1929 г. назначен управляющим Полоцко-Витебской епархией. Власти разрешили Н. служить только в Покровской ц. г. Витебска, ставшей кафедральным собором. Первоначально у Н. были довольно сложные отношения с местным духовенством, оппозиционно настроенным по отношению к заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому; впосл. патриарх Московский и всея Руси). Часть духовенства не поминала Н. за богослужением. Однако Н., несмотря на преклонный возраст и болезнь, удалось сохранить в своей епархии единство Церкви, реорганизовать епархиальное управление и привлечь к работе лучших местных церковных деятелей. Ближайшими помощниками Н. в управлении епархией стали благочинный витебских церквей прот. сщмч. Николай Околович и член епархиального совета исп. Владимир Еленевский (прославлены как местночтимые святые Белорусской Церкви). Благодаря их трудам в епархии произошло массовое возвращение приходов из обновленчества в каноническую Церковь. Весной 1929 г. воссоединилось 14 бывш. обновленческих приходов, к нач. 1930 г. их было уже ок. 40. Всего же в епархии под управлением Н. находилось 115 приходов. Однако в ходе очередной антицерковной кампании местные власти закрыли большинство храмов и изгнали священнослужителей.

18 янв. 1931 г. Н. сообщал в одном из писем из Витебска: «У меня остается всего 6 приходов на всей территории. В городе я остался при одном больном священнике. Все приходы свободны и назначены к закрытию. Милостью Божией здоров. Левый глаз после операции ослеп, правый работает плохо. С большим трудом читаю и пишу. Никуда не собираюсь, хочу умирать здесь. Место для могилы облюбовал напротив окна своей комнаты, через дорогу. По праздникам служу с помощью случайного диакона. Трудно, устал до изнеможения. Благодарю Бога за все». В апр. 1931 г. Н. был вызван для участия в летней сессии Временного Синода РПЦ (до 30 сент. 1931). В мае того же года он посетил Ст. Руссу с целью приведения в порядок дел местного епархиального управления.

Весной 1932 г. власти Белорусской ССР перешли к массовым арестам духовенства. 23 марта Н. был арестован, но почти сразу 81-летнего старца освободили под подписку о невыезде. Архиерея обвинили в руководстве «контрреволюционной группой церковников», а также в антисоветской агитации: «...вел беседы о том, что духовенство в СССР находится в угнетении». Н. отказался признать себя виновным в контрреволюционной деятельности, отметив, что как архипастырь участвовал в открытии церквей. Не скрывал, что говорил в частных беседах о бедственном положении Церкви, сказал на допросе следователю: «Непосредственно слышишь вопли, плач христиан о гонении на религию; видишь слезы плачущих земляков, родных, близких и своих духовных детей. Слаб и беден мой язык изобразить настоящее бедственное положение христианской религии. Просвета не видно, ни облегчения, ни утешения, ни улучшения и в недалеком будущем». Н. взял под защиту тех священнослужителей, к-рые не поминали его имя во время богослужения, заявив, что это деяние не является свидетельством их антисоветских настроений.

Постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ СССР от 14 июля 1932 г. Н. было запрещено на 3 года проживание в 12 крупных городах и прилегающих местностях (отменено 21 окт. того же года). 16 февр. 1933 г. назначен архиепископом Ижевским и Воткинским. В Ижевске в то время у православных оставалась единственная Ильинская единоверческая ц. Архиерей проживал в ветхом домике, где пекли просфоры. Здесь же он принимал посетителей из сельских приходов. Скончался от тифа в городской больнице Ижевска. Похоронен на кладбище близ Успенского храма (принадлежавшего тогда обновленцам).

Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 210; ЖМП, 1931-1935. С. 49, 93, 194; Сб. жизнеописаний: Мат-лы для канонизации новомучеников и исповедников Витебских. Витебск, 2005. С. 14-20; Малых А., свящ. История Ижевской и Удмуртской епархии в ХХ в. Ижевск, 2010. С. 103-104; Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 414-415.
Ключевые слова:
Архиепископы Русской Православной Церкви Николай (Покровский Николай Владимирович; 1851 - 1933), архиепископ Ижевский и Воткинский
См.также:
АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский