Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКОДИМ
49, С. 740-744 опубликовано: 30 сентября 2022г.


НИКОДИМ

Никодим (Казанцев), еп. Енисейский и Красноярский. Фотография. 1862 г.
Никодим (Казанцев), еп. Енисейский и Красноярский. Фотография. 1862 г.

Никодим (Казанцев), еп. Енисейский и Красноярский. Фотография. 1862 г.

(Казанцев Никита Иванович; 5 сент. 1803, с. Комлево-Знаменское Рузского у. Московской губ.- 11 июня 1874, г. Дмитров Московской губ.), еп. Енисейский и Красноярский. Род. в бедной семье дьячка Ивана Ивановича и Прасковьи Борисовны Казанцевых. Кроме Никиты и 4 детей, умерших во младенчестве, у Казанцевых были сын Михаил, а также 3 дочери. О происхождении из небогатой семьи Н. никогда не забывал и впосл., будучи архиереем и называя себя «мужиковатым», проявлял сочувствие к нуждающимся (Александров. 1889. № 5. С. 93). К 2018 г. храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в дер. Комлево, в к-ром служил отец архиерея, восстановлен.

В 1810 (1811?) г. Казанцев был отдан родителями в Звенигородское духовное училище при Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре, в 1818 г. поступил в Вифанскую ДС, к-рую окончил в 1826 г. по 1-му разряду и принят в число студентов 7-го курса МДА. В академии его однокурсниками были буд. архиеп. Черниговский и Нежинский Филарет (Гумилевский), протоиерей московского Казанского собора А. И. Невоструев (1806-1872), брат К. И. Невоструева.

31 марта 1829 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры Казанцев был пострижен в монашество. По воспоминаниям Н., митр. Московский и Коломенский свт. Филарет (Дроздов), находившийся в С.-Петербурге для присутствия в Синоде, прислал ему «свой подрясник, немного поношенный, черный, шелковый» (Летопись жизни и служения свт. Филарета (Дроздова). 2010. Т. 2. 189-190). 5 июля 1829 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры Н. был рукоположен во диакона, а 1 июля 1830 г. митр. Филаретом - во иерея.

6 авг. 1830 г. Н. окончил курс академии 5-м магистром и 13 авг. того же года был назначен инспектором Тульской ДС и профессором богословия и евр. языка. 14 апр. 1832 г. переведен в Новгородскую ДС инспектором и преподавателем философии. 24 окт. 1833 г. из-за конфликтов с новгородским духовенством Н. был возвращен инспектором в Тульскую семинарию, ректором которой служил его однокурсник по МДА архим. Никон (Щеглов). С 11 февр. 1835 г. ректор Вятской ДС и с 19 марта настоятель Трифонова вятского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря; 17 апр. того же года возведен в сан архимандрита. В период ректорства Н. в Вятке происходил процесс преобразования учебной программы в духовных учебных заведениях. В 1837 г. ректорам семинарий было предложено представить в Синод свои проекты преобразования - «Богословские конспекты». Проект Н. привлек внимание обер-прокурора Синода гр. Н. А. Протасова, который в 1838 г. вызвал молодого ректора в С.-Петербург и поручил ему составление нового устава семинарий и духовных уч-щ. Беседу с обер-прокурором Н. записал впосл. по памяти. Существовавшая система обучения, по мнению Протасова, не соответствовала ни целям гос-ва в отношении народного просвещения, ни обязанностям Церкви по отношению к гос-ву. О подготовке своего устава Н. информировал митр. Московского Филарета (Дроздова), к-рый сдержанно относился к планам Протасова. К сент. того же года Н. написал об учебных порядках, о части административной, нравственной, экономической, оставив в стороне вопросы учебного курса. Вероятно, взгляды Н., не желавшего стать «орудием расстройства духовной части», и обер-прокурора на реформу были различны и черновой вариант устава вятского ректора не получил одобрения Синода. О периоде пребывания в столице и взаимоотношениях со свт. Филаретом, оказавшим большое влияние на последующую его деятельность, Н. писал в своих воспоминаниях (О Филарете. 1877. С. 34-43; Антипов. 2005). Во время встречи с митр. Филаретом в Москве 7 июня 1838 г. святитель подарил Н. «четки, новыя, белой кости, с голубою бисерною кисточкою» (Летопись жизни и служения свт. Филарета (Дроздова). 2012. Т. 3. С. 349).

В 1840 г. по поручению Протасова Н. составил проект издания «Творений святых отцов». Н. считал, что «только после того времени, как русские богословы будут читать святых отцов на русском языке, можно ожидать, что они будут самостоятельные и зрелые богословы и не будут зависеть от латинских, немецких, французских и английских богословов и богословий» (Листовский И. С. Филарет, архиеп. Черниговский. М., 1887. С. 23). В том же году присутствовавшему в Синоде и тяжело заболевшему архиеп. Подольскому и Брацлавскому Кириллу (Богословскому-Платонову) было поручено написание замечания на сочинения студентов МДА - кандидатов на получение степени магистра. Из-за болезненного состояния он не мог справиться с этим трудом и обратился за помощью именно к Н., который помог Подольскому архиерею составить критический отзыв о преподавании в МДА. В марте 1841 г. Н. участвовал в погребении архиеп. Кирилла в Александро-Невской лавре.

С 20 июня 1841 г. Н.- ректор Херсонской ДС, располагавшейся в Одессе, и настоятель одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, с 25 июля 1845 г. ректор Курской ДС и настоятель рыльского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря. В эти годы Н. под влиянием трудов Г. П. Павского занимался библейскими переводами. ВЗ он переводил с еврейского, НЗ - с греческого (Антипов, Гумеров. 1999). 3 апр. 1850 г. Н. был назначен ректором Ярославской ДС и настоятелем Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря. Прибыл в Ярославль в июне того же года. Конфликтовал с архиеп. Ярославским и Ростовским Евгением (Казанцевым), к-рый, по словам Н., называл его «отребием... дураком, болваном» (Преосв. Никодим. 1915. С. 107).

В кон. 1853 г. Н. был вызван в С.-Петербург на череду священнослужения. По настоянию свт. Филарета он был назначен и 14 февр. 1854 г. митр. Новгородским и С.-Петербургским Никанором (Клементьевским) хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. В обязанности Н. входило заведование делами Чебоксарского духовного училища и его ревизия, а также управление казанским Кизическим в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырем. В Казани Н. служил при правящих архиепископах Григории (Постникове) и Афанасии (Соколове), с к-рыми у него не сложились отношения. По словам Н., архиеп. Григорий его «презирал». В 1856 г. митр. Новгородский и С.-Петербургский Никанор намеревался поставить Н. своим викарием, но скорая кончина митрополита помешала осуществить это намерение (Там же. С. 108).

В дек. 1855 г. в свияжском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре Н. совершил отпевание архиеп. Казанского и Свияжского Владимира (Ужинского). Во время служения в Казани Н. составил и представил в С.-Петербургский духовный цензурный комитет 3 варианта акафиста св. царевичу Димитрию Иоанновичу. Но в июне 1857 г. цензоры после коллегиального рассмотрения рукописей вернули акафисты преосвященному составителю «без одобрения к печатанию, так как они написаны стихотворным русским, а не употребительным для сочинений этого рода церковно-славянским языком и не возвышаются до духа церковных песнопений» (РГИА. Ф. 807. Оп. 2. Д. 1357. Л. 94). По распоряжению Синода от 18 мая 1859 г. в течение 10 месяцев Н. управлял Вятской епархией по случаю отбытия в Синод еп. Елпидифора (Бенедиктова).

Никодим (Казанцев), еп. Енисейский. Фотография. 60-е гг. XIX в.
Никодим (Казанцев), еп. Енисейский. Фотография. 60-е гг. XIX в.

Никодим (Казанцев), еп. Енисейский. Фотография. 60-е гг. XIX в.

25 мая 1861 г. имп. Александр II Николаевич утвердил доклад Синода об учреждении Енисейской и Красноярской епархии, 1-м правящим архиереем к-рой был назначен Н., хиротонисанный 18 сент. того же года. 7 дек. 1861 г. он отслужил последнюю Божественную литургию и молебен в Никольском храме казанского Богородицкого монастыря и в сопровождении послушника Василия отправился к месту назначения. Поездка в Сибирь по зимнему пути отличалась невероятными трудностями, о к-рых епископ упоминал в своих записках. В дороге Н. «схватил жестокий ревматизм», мучивший его всю жизнь. 11 дек. Н. прибыл в Пермь, но, не желая беспокоить архиеп. Неофита (Соснина; Ɨ 1868), к-рый, как отмечал новопоставленный епископ, «презирал» его, остановился в гостинице. В тот же день встреча архиереев все же состоялась, Н. присутствовал на экзамене в Пермской ДС, во время к-рого отметил крайнюю неорганизованность учебного процесса и «деспотизм» еп. Неофита. 13 дек. Н. прибыл в Екатеринбург, общался с еп. Варлаамом (Денисовым). Чтобы встретить праздник Рождества Христова, 24 дек. остановился в одном из сельских приходов, у свящ. М. Алексеевича. «В 5 часов вечера, когда мы пили чай, приехал крестьянин из деревни за 15 верст, требуя исповедать и причастить больную старуху - его мать: мне было жаль священника. Поехал, бедный в черную ночь, в лютый мороз, по проселочной дороге, по голой необозримой степи. Проездил всю ночь, воротился - лишь к утрени»,- вспоминал епископ. 30 дек. Н. прибыл в Томск, служил всенощное бдение, а 31 дек. 1861 г. и 1 янв. 1862 г.- Божественную литургию с еп. Порфирием (Соколовским). 2 янв. 1862 г. на станции Подъельничной Н. встречал благочинный красноярских церквей, авторитетный прот. В. Д. Касьянов, вскоре ставший его духовным отцом. 4 янв. в дер. Зерцалы, близ Ачинска, Н. поклонился месту подвигов св. прав. Даниила Ачинского и встретился с паствой на границе вверенной ему епархии, 5 янв. прибыл в Красноярск, совершил краткую литию и молебен в кафедральном Богородице-Рождественском соборе. 7 янв. того же года после богослужения в «старом» Воскресенском соборе произнес первую проповедь на Красноярской кафедре, вскоре напечатанную (300 экз.).

В указе от 25 мая 1861 г. об учреждении Енисейской кафедры отмечалось, что до приобретения или постройки за счет казны нового архиерейского дома епископ с его штатом должен «помещаться в одном из приличных домов по найму», а также, что архиерейскому дому следует «отвести на основании закона положенное количество пахотной и сенокосной земли». Первоначально Н. проживал на временной квартире - в 2-этажном особняке купчихи М. Г. Беловой (сохранился; ныне пр. Мира, 54; на доме установлена памятная доска) близ красноярского Покровского храма, затем в доме помещика И. И. Коновалова. В марте 1862 г. Н. инициировал строительство архиерейского дома. В апр. 1865 г. на площади рядом с кафедральным собором был заложен, а 31 мая 1866 г. освящен деревянный на каменном фундаменте архиерейский корпус с домовой ц. во имя св. Иоанна Предтечи.

В первые дни пребывания в Красноярске ежедневно совершал богослужения и проповедовал, познакомился с губ. П. Н. Замятиным, городским главой П. И. Кузнецовым, председателем губернского суда и др. высшими чинами, а также с духовенством епархии. По инициативе Н. в состав членов Енисейской духовной консистории вошли 7 чел., в т. ч. прот. В. Касьянов, настоятель енисейского в честь Преображения Господня монастыря архим. Афанасий, ключарь кафедрального собора, благочинный сельских церквей А. К. Угрюмов и священники красноярских церквей.

26 апр. 1862 г., перед 1-й поездкой по епархии, Н. составил и передал прот. Касьянову свое духовное завещание. В том же году, совершив длительную инспекционную поездку вниз по Енисею, на север губернии, Н. обратился в Синод с рапортом по ее итогам, в к-ром обосновал необходимость миссионерско-приходской деятельности с привлечением братии туруханского Мангазейского во имя Святой Троицы монастыря и увеличении жалованья священникам. К 1863 г. в разделенной на 14 благочиннических округов Енисейской епархии было 170 правосл. храмов (100 каменных, 70 деревянных), 182 часовни (5 каменных, 177 деревянных), почти все из них посетил Н. Весной и летом 1863 г. он побывал в Ачинском, Минусинском округах и сев. части Канского округа. Это способствовало созданию в 1876 г. Минусинской миссии. За время служения на Енисейской кафедре преосвященный дважды полностью объехал епархию, по собственному утверждению знал ее «лучше всякого другого места, даже лучше Московской епархии», на территории к-рой родился. Архиерей совершал и др. поездки. Так, в кон. мая 1867 г. он объехал все городские и крупные сельские приходы. Поездка была и долгой (45 дней), и дальней (всего проехали 2126 верст). Особое впечатление на Н. произвело крещение 80 чел.- инородцев в хакасском с. Аскыз, которое он описал в своих записках: «Крещение длилось три часа. Долго допрашивали по списку крещаемых и повторяли их личности, дабы дать новые христианские имена крещаемых. Мы хотели было мужчинам дать апостольские имена, а женщинам имена Мироносиц, но давали другие имена: Василий, Георгий, Гавриил, Никита… У меня катились слезы. Плакали и другие».

Большое внимание Н. уделял народному образованию, заботился об изыскании средств для оплаты преподавания Закона Божия в уч-щах Мин-ва народного просвещения. 17 сент. 1863 и 6 мая 1866 гг. в Красноярске открылись приходские училища, а 1 июля 1868 г. благодаря настойчивым хлопотам Н.,- муж. гимназия. В 1865 г. по инициативе Н. при енисейском в честь Иверской иконы Божией Матери монастыре было учреждено жен. уч-ще, состоявшее первоначально из 2 классов с годичным сроком обучения в каждом, в 1868 г. был организован 3-й класс с 2-годичным курсом.

На время управления Н. Енисейской епархией пришлось введение института церковноприходских попечительств в Вост. Сибири, в задачи к-рых входило обеспечение каждой церкви всем необходимым - проведение ремонтных работ, содержание храмов в «благолепном» виде, снабжение предметами и облачениями для богослужений, помощь приходским школам и причту. В 1865 г. по благословению Н. было создано Енисейское епархиальное попечительство о бедных духовного звания. Когда 27 авг. 1868 г. в Енисейске во время пожара пострадали все храмы, кроме Успенского собора (1793-1818) и 2 кладбищенских церквей, Н. сразу прибыл в город, создал Комитет помощи погорельцам и сбора пожертвований со всей России, принимал деятельное участие в работе этого комитета. От пожара сильно пострадал и енисейский Иверский мон-рь, погибли 6 монахинь. Выжившие насельницы, лишенные имущества, размещались сначала в сторожке при Верхнеподгорненской ц. близ г. Енисейска, затем в с. Казачинском (ок. 150 км от Енисейска), впосл. переехали в Красноярск.

Современники отмечали необыкновенную «доброту души» преосвященного. Он много благотворительствовал, лично подавал милостыню нищим и беднякам, а при получении жалованья обычно просил, чтобы ему «присылали как можно больше мелочи» для раздачи нуждающимся (Александров. 1888. № 20. С. 295). Обладая довольно независимым характером, Н. поддерживал общение с известным революционным деятелем М. В. Буташевичем-Петрашевским, с 1849 г. пребывавшим в Сибири на каторге. В 1857 г. каторгу заменили поселением, и в 1860-1864 гг. он, проживая в Красноярске, познакомился с епископом. Когда в марте 1864 г. губернатор решил выслать Буташевича-Петрашевского в Минусинск, Н. безуспешно ходатайствовал об оставлении ссыльного в Красноярске.

В 1863 г., когда Синод предполагал учредить в каждой епархии свечной завод с жестким контролем свечного дохода приходских церквей и монастырей, Н. в пространном отзыве не только раскритиковал «свечной проект», но и дал соответствующую оценку синодальному управлению в целом. Отзыв архиерея был столь жёсток и нелицеприятен, что обер-прокурор А. П. Ахматов не счел возможным представить его в Синод, а предварительно направил митр. Филарету (Дроздову) (Марков. 1915. С. 113-114). В письме от 14 марта 1863 г. Московский святитель предложил Н. не выходить за пределы своей компетенции: «Вам видится светское «вмешательство сдвигающее духовную власть с ее апостольской кафедры и поставляющее себя на место ее». Правда ли это? Не оскорбляете ли вы сим Святейший Синод, так же как и государственную власть?» Митрополит вернул Н. его записку, посоветовав переписать отзыв, «не выходя из пределов предложенного вопроса». Вняв его словам, Н. переслал в Москву новый отзыв, более соответствующий предложенному Синодом вопросу. «Благодарствую митрополиту. Славлю Бога, милующего меня. Постараюсь тщательнее наблюдать за собою в бумагах моих»,- писал Н. в своем дневнике по поводу этого случая (подробнее см.: Бежанидзе. 2012).

В янв. 1868 г. здоровье Н. ухудшилось, архиерей редко служил. В янв. 1870 г. он направил в Синод прошение об увольнении на покой. В мае 1870 г. Н. был уволен от управления епархией без назначения ежегодной пенсии, поэтому, отбывая из Красноярска, он занял на дорогу 1000 р., а 600 р. ему преподнесли благотворители (только 12 окт. 1870 г. император назначил пенсию епископу в 750 р. ежегодно). 7 мая 1870 г. Н. совершил последнюю Божественную литургию в Богородице-Рождественском соборе Красноярска, а 11 июня покинул город. 26 июля Н. поселился в Патриарших палатах Перервинского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря. Больной архиерей тяготился ежедневным общением с посетителями, с трудом ходил в храм на богослужения. 20 авг. того же года он писал: «Боюсь чугунного пола, курений, духоты, не проветривания, не имения где сесть... наблюдающих глаз, претензий на высокопочитание от предержащих,- длинноты служения, вместо важности употребляющей важничанья и последним заменяющим первое... Не сужу, а изъясняю препоны, задерживающие меня от хождения в церковь». 17 дек. 1870 г. по благословению митр. Московского и Коломенского свт. Иннокентия (Вениаминова) на 2-м этаже палат Н. освятил небольшую домовую ц. во имя прав. Никодима, в которой служил иерейским чином с одним келейником-послушником. Кельи, в которых проживал Н., оказались слишком холодными, поэтому по предложению митр. Московского Иннокентия в мае-авг. 1871 г. велась их перестройка, а больной епископ в это время проживал в архиерейском доме. Скончался, переехав из обители в г. Дмитров к сестре Марии Ивановне, «в кругу родных полечиться... от водянки и болезни ног». Погребение Н. на 1-м ярусе Успенского собора Дмитрова совершил викарий Московской епархии еп. Леонид (Краснопевков).

Некоторые современники отмечали сложность характера Н., его конфликтность и «неуживчивость». Так, по мнению архим. Григория (Воинова-Борзецовского), издавшего в 1877 г. записки Н., «причины неблестящего положения его заключались, надо полагать, в нем самом, в том именно, что, при кажущейся простоте и ангельской доброте своей, он как-то не сходился, не уживался с людьми, вследствие, должно быть, неосторожности, неподатливости и неустойчивости характера» (Никодим (Казанцев). О Филарете. 1877. Кн. 2. С. V). Но архим. прп. Пимен (Благово) писал, что епископ «был характера весьма кроткого и смиренного и вел жизнь самую уединенную, почти никого не принимая и никуда не выезжая» (Архим. Пимен, настоятель Николо-Угрешского мон-ря: Биогр. очерк (1810-1880). М., 1881. С. 334).

Н. одним из первых начал заниматься сибирской агиографией. Считается, что во время одной из поездок по епархии он обнаружил рукопись XVIII в., к-рая содержала 2 редакции Жития св. прав. Василия Мангазейского. Епископ написал к ним предисловие и комментарии и опубликовал (Повесть о блж. Василии Мангазейском и о начале Туруханского Троицкого мон-ря // Иркутские ЕВ. 1864. Приб. № 7, 8, 10-12, 14, 17-19, 21, 23; отд. изд.: Иркутск, 1864).

Н.- автор ряда сочинений мемуарного, публицистического, богословского характера. С 1829 по 1874 г. вел дневники (в ГА Красноярского края (Ф. 561) сохранилась 21 тетрадь за 1829-1873), часть к-рых использовал для написания автобиографии, часть обработал для различных публикаций (путевые записки напечатаны в 47 номерах «Енисейских ЕВ» за 1908-1913). По объему, широте географического и хронологического охвата, откровенности и нелицеприятности оценок мемуарное наследие Н. уникально. Книжное (ок. 80 томов) и рукописное собрание Н. по его завещанию от 27 янв. 1874 г. поступило в б-ку красноярского кафедрального собора, затем в Государственный музей Приенисейского края (ныне в ГА Красноярского края. Ф. 561), иконы - в домовую церковь архиерейского дома.

Соч.: О публичных концертах с благотворительной целью. СПб., 1864; Русский нищий. СПб., 1864; О Филарете, митр. Московском, моя память // ЧОИДР. 1877. Кн. 2. Отд. 2. С. 1-116; Мысли о событии в Вифанской семинарии // ЧОЛДП. 1882. № 5. Отд. 3. С. 147-158; Письма к родственнику, священнику московскому // Там же. № 6/7. Отд. 3. С. 159-182; Туруханский Троицкий мон-рь // Енисейские ЕВ. 1889. № 19/20. Отд. неофиц. С. 329-342; Мое путешествие из Красноярска в Москву, в Перервинский мон-рь, с 11 числа июня по 26-е число июля 1870 г., в течение 45 дней // РА. 1903. Кн. 1. № 2. С. 230-252; № 3. С. 387-424; № 4. С. 595-607; Кн. 2. № 5. С. 118-139; № 6. С. 281-286; № 7. С. 458-472; О Свят. Синоде. Серг. П., 1905; Мое путешествие из Красноярска в Туруханск и обратно // Енисейские ЕВ. 1908-1913. Отд. неофиц.; Жизнь архим. Никодима Казанцева / Сообщ.: В. С. Богданов // БВ. 1910. № 1. С. 59-77; № 2. С. 291-304; № 3. С. 404-427; № 11. С. 515-552; № 12. С. 623-657; Записки преосв. Никодима / Публ., предисл.: А. Титов // ДЧ. 1911. № 7/8. С. 340-373; № 9. С. 60-87; № 10. С. 127-152; Мое первое житие и инспекторство в Тульской семинарии // Тульские ЕВ. Ч. неофиц. 1911. № 7/8. С. 163-168; № 9. С. 186-193; № 10. С. 203-210; № 11. С. 229-235; № 12. С. 254-259; Путешествие... из Казани в Красноярск после назначения // Енисейские ЕВ. 1911. Отд. неофиц. № 22. С. 18-22; № 23. C. 20-25; № 24. С. 19-24; 1912. № 1. С. 9-16; № 2. С. 31-40; Первые дни служения в г. Красноярске // Там же. 1912. Отд. неофиц. № 7. С. 27-34; № 8. С. 36-40; № 9. С. 20-30; Марков И. К. Неизданная статья... о митр. Московском Филарете // РС. 1915. № 1. С. 89-116; Преосв. Никодим Казанцев: [Отр. из дневника] // Тр. Вятской УАК. 1915. Вып. 1. Отд. 3. С. 103-109; Аржаных О. П., публ. Преосв. Никодим, еп. Енисейский и Красноярский: Дневники: 1861 г. Красноярск, 1997; Дневник / Публ.: О. П. Аржаных // Сибирские владыки. Красноярск, 2005. Кн. 1. С. 89-139.
Ист.: Бежанидзе Г. В. Письма свт. Филарета, митр. Московского, из архива еп. Никодима (Казанцева) // Филаретовский альм. 2012. Вып. 8. С. 7-17.
Лит.: Добронравов М., свящ. Преосв. еп. Никодим: (Некр.) // Моск. ЕВ. 1874. № 32. С. 341-342; Смирнов С. К., прот. История МДА до ее преобразования: (1814-1870). М., 1879. С. 425, 445; Александров М. Преосв. Никодим, 1-й еп. Енисейский и Красноярский // Енисейские ЕВ. Ч. неофиц. 1888. № 20. С. 295-301; 1889. № 5. С. 92-100; № 6. С. 107-112; № 7/8. С. 128-133; № 11. С. 192-195; № 12. С. 211-217; № 16. С. 277-283; № 17. С. 291-305 [Зап. преосв. Никодима о посещении им «разоренного от пожаров» г. Енисейска]; 1890. № 1. С. 1-7; № 4. С. 56-64; № 7/8. С. 106-113; № 11. С. 160-166; № 13/14. С. 206-210; № 16/17. С. 250-257; 1891. № 3. С. 45-49; № 4. С. 58-65; № 8/9. С. 121-128; № 13/14. С. 212-217; № 18/19. С. 276-286; Богословский Г. К., свящ. Краткий ист. очерк Казанской епархии: С прил. биогр. сведений о Казанских архиереях. Каз., 1892. С. 138-139; Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни. Серг. П., 1901. Т. 3. С. 34; 1902. Т. 4. С. 306, 570, 819, 821, 823; 1904. Т. 5. С. 607, 610, 751, 756; Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX ст. Вильна, 1909. Т. 2; Антипов М. А. Новые источники по истории рос. иерархии XIX в.: (По мат-лам архивов) // Димитриевские чт., 2-е: Мат-лы науч. конф., 1996 г. СПб., 1997. С. 93-105; он же. Зап. первого Енисейского еп. Никодима (Казанцева) как новый источник по истории рос. иерархии XIX в. // Возрожденная епархия: Ист.-публ. и лит.-худож. альм. Красноярск, 2005. Вып. 1. С. 28-31; Антипов М. А., Гумеров А., свящ. Никодим (Казанцев) // Рус. писатели, 1800-1917: Биогр. словарь. М., 1999. Т. 4. С. 311-312; Первый епископ / Сост.: Л. П. Бердников, С. Л. Лонина. Красноярск, 2006; Матханова Н. П. Записки Никодима (Казанцева), еп. Енисейского и Красноярского // Традиции и современность. М., 2007. № 7. С. 84-96; Летопись жизни и служения свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского. М., 2010. Т. 2. 189-190, 262; 2012. Т. 3. С. 349, 389-390; Малашин Г. В. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ 1861-2011 гг. Красноярск, 2011. С. 75-111; Панин А. Н. Преосв. Никодим (Казанцев), первый еп. Красноярский и Енисейский // Нижегородская старина. 2012. № 31/32. С. 20-24; Шушканова Е. А. Храм Иоанна Предтечи и первый архиеп. Красноярский Никодим // 12-е Красноярские краевые образоват. Рождественские чт. Красноярск, 2012. С. 218-223; она же. Архиерейский дом Красноярска: Вехи истории: XIX - нач. XXI в. Красноярск, 2017. С. 14-45; Леонид (Толмачёв), архим. Еп. Никодим (Казанцев) на покое в Перервинском мон-ре (1870-1874 гг.) // Платоновские чт., 1 дек. 2014 г.: Сб. мат-лов. М., 2015. [Вып.] 11. С. 74-88.
Д. Б. К.
Ключевые слова:
Епископы Русской Православной Церкви Никодим (Казанцев Никита Иванович; 1803 - 1874), епископ Енисейский и Красноярский
См.также:
ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский