Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКИТА, ИОАНН И ИОСИФ
49, С. 557-558 опубликовано: 19 августа 2022г.


НИКИТА, ИОАНН И ИОСИФ

[Греч. Νικήτας, ᾿Ιωάννης κα ᾿Ιωσήφ] (XI в.), преподобные Хиосские (пам. греч. 20 мая), основатели мон-ря Неа-Мони.

Житие Н. И. и Иосифа составлено не ранее XV-XVI вв. и содержит детали, присутствующие в др. агиографических памятниках, в связи с чем возникает вопрос о достоверности приведенной в нем информации. Иосиф фигурирует только в Житии, в источниках XI в. (в грамотах монастыря Неа-Мони, речах и письмах Михаила Пселла) он не упоминается. Остается неизвестным, когда имя Иосифа присоединили к Н. и И.; сведения о его личности отсутствуют.

В 1804 г. в Венеции иеродиак. Никифор, 1-й историограф Неа-Мони, опубликовал сборник, посвященный этой обители, куда вошли 2 варианта Жития основателей, описание кафоликона и очерк истории мон-ря.

Согласно источникам, братья Н. и И. родились на о-ве Хиос (Греция). С юных лет они мечтали посвятить свою жизнь Богу и удалились в горную пещеру, чтобы избежать мирской суеты. Образ жизни Н. и И. был примером суровой аскезы: они вкушали пищу раз в неделю, ограничивали время сна, большую часть суток посвящали молитвам.

Во время ночных бдений на горе братья стали замечать странное свечение на лесистом склоне, но, когда они пытались приблизиться к этому месту, свечение прекращалось. Тогда они подожгли склон, покрытый непроходимыми зарослями, и пламя остановилось перед кустом мирта, не тронув его, как Неопалимую Купину. На ветвях куста Н. и И. обнаружили образ Пресв. Богородицы. Обретение иконы произошло во время правления визант. имп. Михаила IV Пафлагона (1034-1041).

Иноки неоднократно пытались перенести образ в свою пещеру, но всякий раз икона оказывалась на ветвях мирта. Тогда они поняли, что такова воля Пресв. Богородицы и построили на месте обретения иконы небольшую церковь, посвященную Ей. Через нек-рое время иноки получили откровение о том, что некий придворный Константин Мономах, находившийся в ссылке на о-ве Лесбос, скоро будет освобожден и возведен на императорский престол. Н. отправился на Лесбос в сопровождении Иосифа (согласно монастырскому преданию) и сообщил Константину о своем видении. Мономах обещал, что, если предсказание исполнится, он построит на Хиосе монастырь во имя Пресв. Богородицы. Став императором в 1042 г., Константин IX Мономах начал возведение большой ц. во имя Пресв. Богородицы, отправив на Хиос к-польских строителей и художников.

Сюжет с предсказанием Константину Мономаху освобождения из ссылки и коронации, а также сведения о его обещании оказать помощь в строительстве мон-ря тому, кто принесет эту весть, известны и по Житию прп. Лазаря Галисийского, столпника (966-(967)/980-(981) - 7 нояб. 1053; пам. 7, 10 нояб., 17 июля).

После кончины Константина IX Мономаха (1055) строительство Неа-Мони продолжила имп. Феодора, однако ее отношение к мон-рю не совсем ясно, т. к., согласно некоторым грамотам обители, императрица попыталась подчинить его имп. казне, отменив хрисовул Константина Мономаха о даровании мон-рю статуса ставропигиального (Яковенко. 1917. С. 166). Особое внимание новому мон-рю оказывал также К-польский патриарх Михаил I Кируларий, находившийся с его основателями в дружеских отношениях. Столь высокое покровительство имело следствием вовлечение Н. и И. в борьбу придворных партий. Противники Михаила Кирулария обвинили братьев в неканоничном использовании ставропигиального статуса. В К-поле был организован судебный процесс, одним из обвинителей на котором выступил ученый придворный Михаил Пселл, также активный противник патриарха. Пселл обвинил Н. и И. в увлечении магией и гаданиями, в организации мистерий, а также в ереси несторианства; К-польский патриарх, по словам Пселла, будто бы попал под их дурное влияние (Обвинительная речь Пселла - Bréhier L. Un discours inédit de Psellos // REG. 1903. Vol. 16. N 71. P. 375-416); несмотря на откровенные натяжки и преувеличения, на явно клеветнический характер обвинений, Н. и И. были отправлены в ссылку, а мон-рь лишили всех привилегий.

Положение обители изменилось с приходом к власти Исаака I Комнина, который в кон. 1057 г. вернул братьев в мон-рь и узаконил все прежние привилегии. Сохранилось также письмо Пселла, адресованное Н. и И., в к-ром он сознается в своих прегрешениях и дурных поступках, а хиосских монахов именует честными отцами, что фактически служит признанием того, что Пселл оклеветал иноков во время процесса (письмо остается неизданным, выдержки опубликованы П. В. Безобразовым: Мат-лы для истории Византийской империи // ЖМНП. 1889. Ч. 265. № 9. Отд. 2. С. 78-79. Примеч. 2). Братья еще нек-рое время трудились на благо обители, в которой мирно скончались - сначала Н., а потом И.

Исследователь грамот Неа-Мони П. А. Яковенко сделал следующее предположение о появлении в Житии Иосифа в качестве сподвижника братьев: ученый обратил внимание на то, что в обвинительной речи Пселла фигурирует некая Досифея, спутница Н., к-рая занималась магией и гаданиями; согласно Пселлу, именно она сопровождала монаха на Лесбос, причем носила муж. одежду. Т. о., вероятно, при записи монастырского предания имя Досифея было заменено именем Иосиф с целью убрать компрометирующие детали; видимо, сыграла роль и фонетическое сходство этих имен (Яковенко. 1917. С. 173).

Монастырское предание сохранило рассказ о чуде от мощей преподобных. Когда напавшие на мон-рь пираты стали громить усыпальницы основателей, оттуда вырвалось пламя и попалило грабителей.

В календарь РПЦ память Н., И. и Иосифа не включена.

Ист.: Νικηφόρου Χίου, ἱεροδιακ. ῾Η θεία κα ἱερὰ ἀκολουθία τῶν ὁσίων κα θεοφόρων πατέρων ἡμῶν, Νικήτα, ᾿Ιωάννου κα ᾿Ιωσήφ... Βενέτια, 1804; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 5. Σ. 112-113.
Лит.: Яковенко П. А. Исследования в области визант. грамот: Грамоты Нового мон-ря на о-ве Хиос. Юрьев, 1917; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 352; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 5. С. 279-281.
О. Н. А.
Ключевые слова:
Преподобные Греческих Православных Церквей Святые Греческих Православных Церквей Основатели монастырей Греческих Православных Церквей Никита, Иоанн и Иосиф (XI в.), преподобные Хиосские (пам. греч. 20 мая), основатели монастыря Неа-Мони
См.также:
НЕКТАРИЙ И ФЕОФАН (XV-XVI вв.), преподобные Метеорские (пам. греч. 17 мая), основатели Варлаама мужского монастыря во имя Всех святых в комплексе Метеорских монастырей
НЕОФИТ ЗАТВОРНИК (ок. 1134 - † вскоре после 1214 (?)), прп. (пам. греч. 12 апр., 27 и 28 сент., пам. кипрская 24 янв.), церковный писатель, богослов, агиограф, хронист, основатель мон-ря
АВКСИВИЙ прп. (пам. греч. 28 или 29 апр.)
АВРААМ (VI в.), еп. Эфесский, прп. (пам. греч. 28 окт.)
АВРААМ ЛАТРИЙСКИЙ прп. (пам. греч. 26 или 24 марта)
АГАПИЙ прп. Ватопедский (пам. греч. 1 или 15 марта)
АГАПИЙ прп. Вифарский (пам. греч. 19 или 20 мая)
АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)