Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКАСИЙ
Т. 49, С. 460-463 опубликовано: 9 августа 2022г. 


НИКАСИЙ

[Никазий; лат. Nicasius, Nichasius; франц. Nicaise] (V в.), сщмч. (пам. зап. 14 дек.), еп. г. Ремы (ныне Реймс, Франция).

Житие

В средневек. перечнях епископов и архиепископов Реймса Н. указан как 10-й предстоятель кафедры (Duchesne. Fastes. T. 3. P. 81), хотя в нек-рых источниках он назван 11-м епископом (Jadart. 1911. P. 227). Краткие сведения о Н. содержатся в послании архиеп. Гинкмара епископам Реймсской церковной пров. (875). В нем сообщается, что во время нападения вандалов святой отказался покинуть город и был убит варварами в церкви. Гинкмар сравнил Н. со святыми Анианом, еп. Аврелианским (Орлеанским; 374 - после 451), Лупом, еп. г. Трикассы (ныне Труа, Франция; ок. 395-478/9), и Ремигием, еп. Рем (ок. 436-533), к-рые, подобно ему, не испугались варваров и встали на защиту своих городов; кроме того, в послании говорится, что Ремигий обратил франков-язычников в христианство (Hincmarus. Ep. 9. 17 // Hincmari archiepiscopi Remensis Opera / Ed. J. Sirmond. P., 1645. T. 2. P. 165-166).

Мч. Никасий Реймсский. Скульптура на фасаде Реймсского собора. 1211–1275 гг.
Мч. Никасий Реймсский. Скульптура на фасаде Реймсского собора. 1211–1275 гг.

Мч. Никасий Реймсский. Скульптура на фасаде Реймсского собора. 1211–1275 гг.
Мученичество Никасия Реймсского. Витраж капеллы кафедрального собора в Суассоне, Франция. XIII в.
Мученичество Никасия Реймсского. Витраж капеллы кафедрального собора в Суассоне, Франция. XIII в.

Мученичество Никасия Реймсского. Витраж капеллы кафедрального собора в Суассоне, Франция. XIII в.
Более подробно о Н. повествует Флодоард Реймсский в «Истории Реймсской Церкви» (сер. X в.- BHL, N 6075). По свидетельству историка, Н. был известен как основатель кафедрального собора Пресв. Богородицы, к-рый он построил по Божественному повелению. Святой заботился о вверенных его попечению людях, усердно молился о прощении грехов паствы и об отвращении Божия гнева от народа. В то время жители Галлии вели неблагочестивую жизнь, пренебрегали заповедями Божиими, впадали в различные ереси и заботились лишь о земных удовольствиях. За это Господь покарал их: в Галлию вторглось жестокое племя вандалов, к-рые разрушали города и убивали христиан всех возрастов. Вслед за Гинкмаром реймсский историк сравнил Н. с др. епископами, жившими в эпоху варварских вторжений и старавшимися отвратить гнев Божий от народа, а также вернуть его к истинному исповеданию веры. Н. призывал паству к покаянию, убеждал не бояться принять мученическую кончину от вандалов, которые, как считалось, были язычниками и ненавидели христиан. Когда варвары напали на Ремы, епископ решил не покидать город. Жители Рем, изнуренные длительной осадой и голодом, обратились к Н. с просьбой помолиться о них и дать совет: следует ли им сдаться в плен или сражаться до конца за свободу родины. Епископу было открыто в Божественном откровении, что Ремы не устоят под натиском вандалов, однако он призвал сограждан не страшиться смерти и мужественно пострадать за Христа ради очищения от грехов и спасения души. В день падения города Н. вместе со своей сестрой, девой Евтропией, которая всегда следовала за братом, встал на пороге ц. Пресв. Богородицы и прославлял Бога песнопениями. Когда епископ произносил стих псалма «Прильнула душа моя к полу...» (Пс 118. 25), вандалы отсекли ему голову, но из уст отрубленной головы раздалось окончание этого стиха: «Оживи меня, Господи, по слову Твоему» (Флодоард привел стихи псалма в лат. пер. блж. Иеронима из Галликанской Псалтири). Евтропия, видя, что жестокие вандалы готовы сжалиться над ней из-за ее красоты, подбежала к палачу брата и ударила его по лицу, так что по воле Божией у него выпали глаза. Тогда деве перерезали горло, и т. о. она сподобилась мученического венца. В то же время варвары убили диак. Флорентия и некоего Иокунда. После гибели Евтропии вандалов охватил внезапный страх: они словно бы увидели небесное воинство, готовое отомстить им за содеянное преступление, и услышали ужасающий вой, раздававшийся из церкви. Тотчас захватчики бежали из города, бросив награбленное. Христиане похоронили Н. и Евтропию в базилике на кладбище св. Агриколы; впосл. на могиле святых совершалось множество чудес.

Степень достоверности сведений о гибели Н. трудно определить, т. к. неизвестно, на какие источники опирались Гинкмар и Флодоард. Высказывалось мнение, что повествование о Н. было составлено на основе краткого Мученичества святого (BHL, N 6079), которое было написано в VIII в. анонимным автором (Jadart. 1911. Р. 226). Согласно М. Со, Мученичество создано на рубеже IX и X вв. (Sot. 1993. P. 372-373). Однако др. исследователи считают, что этот текст является сокращенной редакцией сказания, приведенного Флодоардом. О разорении г. Ремы вандалами сообщал Гинкмар в Житии св. Ремигия (Hincmarus. Vita Remigii Remorum archiepiscopi // MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 259); Флодоард привел цитату из письма блж. Иеронима, в которой Ремы названы среди галльских городов, разграбленных варварами (Hieron. Ep. 123. 16 // PL. 22. Col. 1057-1058). Большинство исследователей связывают гибель Н. с вторжением варваров в Галлию, к-рое началось 31 дек. 405 г. (напр.: Schenk zu Schweinsberg. 1971; S. 64-65; Sot. 1993. P. 372-373). По др. версии, Н. был убит во время нашествия гуннов, в 451 г. (см.: Platelle H. Nicasio // BiblSS. Vol. 9. Col. 853). В «Хронике» Сигеберта из Жамблу (Ɨ 1112) гибель епископа и его сестры отнесена к 453 г. (Sigebertus Gemblacensis. Chronica // MGH. SS. T. 6. P. 309). По данным археологических раскопок, самая ранняя базилика на месте реймсского кафедрального собора, строительство к-рой приписывали Н., была возведена в V в. на основе рим. терм (Lambert É. La cathédrale de Reims et les cathédrales qui l'ont précédée sur le même emplacement // CRAI. 1959. Vol. 103. N 2. P. 241-250). «Церковь, именуемая У Апостолов» (впосл.- ц. св. Симфориана), в которой, как утверждал Флодоард, находилась епископская кафедра предшественников Н., упоминается в документах VII в., сохранившихся в «Истории Реймсской Церкви» (Flod. Rem. Hist. Rem. eccl. II 5-6. 1998. P. 141-148).

Впосл. на основе «Истории Реймсской Церкви» было создано неск. редакций Мученичества Н. и Евтропии (BHL, N 6076-6078), содержание которых почти полностью повторяет описание Флодоарда. Среди самых ранних редакций - BHL, N 6078, в которой утверждается, что о подвиге мучеников стало известно благодаря откровению, полученному св. Анианом. Текст этой редакции сохранился в рукописи X в. (Arras. Bibl. municip. 199 (189). Fol. 45r - 47r - Сборник житий из аббатства св. Ведаста (Сен-Ва) в Аррасе). Краткие сказания о Н. и Евтропии включены в энциклопедический свод «Историческое зерцало» Винцентия из Бове († ок. 1264; Vincent. Bellovac. Spec. hist. XX 37-38) и в «Перечень святых» Петра Наталиса (XIV в.; Petr. Natal. CatSS. I 69).

Почитание

Самое раннее упоминание о Н. содержится в Иеронимовом мартирологе: под 14 дек. там указана память Н., еп. Ремского (вероятно, запись относится к галльской редакции, составленной, по мнению Л. Дюшена, ок. 600) (MartHieron. P. 648). Гробницы Н. и Евтропии находились в базилике, располагавшейся на юж. окраине города, на кладбище св. Агриколы. По свидетельству Флодоарда, в церкви имелась посвятительная надпись ее строителя рим. военачальника Флавия Иовина, консула 367 г., к-рый в 60-х гг. IV в. занимал должность магистра конницы в Галлии. Сохранился резной мраморный саркофаг Иовина, происходящий из аббатства Н. (ныне в музее Сен-Реми). В документах VII в., представленных в «Истории Реймсской Церкви», этот храм упоминается как базилика во имя Н. (Flod. Rem. Hist. Rem. eccl. II 5-6. 1998. P. 146, 147). Гинкмар Реймсский в повествовании о событиях эпохи св. Ремигия и кор. Хлодвига упоминал о «базилике блаженного Никасия, понтифика нашего города и мученика» и о принадлежавших ей земельных владениях (MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 279, 306, 319). В пространной (интерполированной) версии завещания св. Ремигия, к-рая датируется IX-XI вв., эта базилика названа «церковь Иовина, титул блаженного Агриколы»; в храме находились гробницы его основателя Иовина, Н., Евтропии и пострадавших с ними мучеников, а также 5 епископов - предшественников Н. на Ремской кафедре (MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 343-344; Flod. Rem. Hist. Rem. eccl. I 18. 1998. P. 100; о завещании см.: Lusse J. À propos du testament de saint Remi // Clovis, Histoire et Mémoire. P., 1997. Vol. 1: Clovis et son temps, l'événement. P. 451-467).

По свидетельству Флодоарда, некий епископ Нуайона вывез из Реймса часть мощей Н., впосл. хранившуюся в Турне, где от святыни совершались чудеса. Оставшуюся часть мощей святого вместе с мощами его сестры Евтропии архиеп. Фульк (883-900) перенес в реймсский кафедральный собор; реликвии поместили за главным алтарем собора вместе с мощами св. Каллиста, папы Римского. Там же хранились главы мучеников Флорентия и Иокунда, пострадавших вместе с Н. (Flod. Rem. Hist. Rem. eccl. I 6; IV 8. 1998. P. 75, 399). Т. о., в IX-X вв. важнейшим местом почитания Н. был кафедральный собор в Реймсе. По указанию архиеп. Гинкмара для собора изготовили драгоценный алтарный антепендий, в иконографическую программу к-рого входили изображения Н., Евтропии и Флорентия (Devisse J. Hincmar, archevêque de Reims (845-882). Genève, 1976. Vol. 2. P. 910-914). В 959 г. на средства Арнульфа I, гр. Фландрии, были сделаны реликварии для мощей святых Каллиста, Н. и Евтропии (Flodoardus Remensis. Les Annales de Flodoard / Éd. Ph. Lauer. P., 1905. P. 147; см.: Demouy. 1980. P. 116). Фигуры Н. и Евтропии, а также сцены их мученичества помещены на портале сев. трансепта собора (XIII в.); Н. изображен с отрубленной головой в руках. Сходное скульптурное изображение святого находилось на главном портале монастырской церкви Н. (Сен-Никез; не сохр.). Предполагаемое место гибели Н. отмечено плитой с надписью на полу центрального нефа собора (памятный знак на этом месте существовал уже в XVII в.; см.: Marlot. 1843. P. 603; об изображениях Н. в соборе см.: Jadart. 1911. P. 228-241). Мощи Н. хранились в серебряной раке, изготовленной в 1213 г. по указанию архиеп. Альберика; в описях упоминаются также бюст-реликварий с главой святого и реликварий с костью его руки (Jadart. 1911. P. 249-253; Demouy. 1980. P. 116-117).

Базилика Н. была восстановлена по указанию архиеп. Гервасия (Жерве де Беллем; 1055-1067), который поселил при храме монахов-бенедиктинцев из аббатства св. Ремигия (Сен-Реми). Основание монастыря утвердили кор. Генрих I и его супруга Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого (Catalogue des actes d'Henri Ier, roi de France (1031-1060) / Éd. F. Sœhnée. P., 1907. P. 105-106). Вскоре права и привилегии обители были подтверждены кор. Филиппом I по просьбе архиепископа (Recueil des actes de Philippe Ier, roi de France (1059-1108). P., 1908. P. 30-31, 76-79; Cossé-Durlin. 1991. P. 190-193). В сказании о перенесении мощей и о чудесах Н. сообщается, что Гервасий поместил в мон-ре реликвии святого и его сестры Евтропии, привезенные неким клириком из Турне (об этом событии подробнее см.: Marlot. 1846. Vol. 3. P. 156-160; Ott J. S. Bishops, Authority and Community in Northwestern Europe, c. 1050-1150. Camb., 2015. P. 175-177). Т. о., после сер. XI в. мощи Н. почитали одновременно в кафедральном соборе и в аббатстве Н. (Сен-Никез), что приводило к спорам между соборными канониками и монахами о подлинности святынь. Согласно записи в монастырских анналах под 1309 г., соборные каноники утверждали, что владеют «всем телом» Н. (se habere totum corpus beati Nicasii), тогда как у монахов есть якобы только зуб святого (Annales S. Nicasii Remenses // MGH. SS. T. 13. P. 87). В 1307 г. архиеп. Робер де Куртене произвел освидетельствование мощей Н. в кафедральном соборе, а в 1310 г.- в аббатстве Н.; повторное освидетельствование в мон-ре было предпринято в 1359 г. архиеп. Иоанном III (Жаном де Краном) (Demouy. 1980. P. 118-119, 128-131). В 1378 г. архиеп. Ришар Пик подарил имп. Карлу IV частицу мощей святого из аббатства Сен-Никез. Готическая монастырская ц. во имя Н., заложенная в 1231 г., была одной из крупнейших в г. Реймсе и отличалась пышностью убранства (подробнее см.: Givelet. 1897. P. 11-127; Bideault, Lautier. 1977). В церкви находился мраморный саркофаг, установленный на колоннах, в котором, по преданию, некогда покоились останки Н. Мощи святого хранились в 2 серебряных раках; нижняя челюсть, кость руки и зуб - в особых реликвариях; в монастырской ризнице находилась также стола святого (Marlot. 1843. P. 602-603; Tarbé. 1843. P. 251-259). Во время Французской революции аббатство Сен-Никез было упразднено (1791), монастырские здания проданы с аукциона и к 1819 г. полностью разрушены. Нек-рые предметы убранства были переданы в собор и в базилику Сен-Реми, саркофаг Иовина и фрагменты гробницы Н.- в городской музей. Серебряные реликварии с мощами Н. и Евтропии, хранившиеся в соборе, были конфискованы в 1792 г. (Tarbé. 1843. P. 139-142). Тогда же были утрачены реликвии, находившиеся в аббатстве Сен-Никез. После революции уцелевшие частицы мощей Н. были переданы в кафедральный собор и в базилику Сен-Реми; среди них были фрагмент нижней челюсти и позвонок святого, ранее хранившиеся в монастыре Сен-Никез, а также документы об освидетельствовании мощей в XIV в. (Demouy. 1980. P. 124). В 1923-1924 гг. в Реймсе по проекту Ж. М. Обюртена была построена приходская ц. во имя Н.

В Реймсской церковной пров. (сев. часть совр. Франции и юж. часть совр. Бельгии) святому посвящено примерно 12 церквей. В картулярии аббатства Сен-Ва в Аррасе (XII в.) среди святынь, хранившихся в монастыре, упомянута глава Н. (Cartulaire de l'abbaye de Saint-Vaast d'Arras, rédigé au XIIe siècle par Guimann / Éd. E. Van Drival. Arras, 1875. P. 106). Происхождение этой святыни (затылочная часть черепа) неизвестно, в настоящее время она находится в кафедральном соборе Арраса в реликварии ап. Иакова. По некоторым сведениям, фрагмент черепа Н. был перенесен из Реймса в Аррас в 1421 г. (Tarbé. 1843. P. 258; Van Drival E. Le trésor sacré de la cathédrale d'Arras. Arras, 1860. P. 96-98).

В IX-X вв. Н. особо почитался в аббатстве Сент-Аман (ныне Сент-Аман-лез-О). Его имя содержится в сакраментариях аббатства под 14 дек. и в литаниях сер. IX в. В календаре Сент-Аман под 30 июля указан день освящения церкви Н.- возможно, речь идет о ц. во имя Н. в Реймсе или в Турне (Mériaux. 2006. P. 212). В стихотворном Житии св. Аманда (BHL, N 333), написанном Милоном в сер. IX в., упоминается о мощах Н., хранившихся в Турне во времена св. Аманда (сер. VII в.) (Milo. Vita Amandi metrica // MGH. Poet. T. 3. P. 589). О почитании Н. в Турне свидетельствует диптих из слоновой кости (IX-X вв.), хранящийся в ризнице кафедрального собора. В утерянной в наст. время грамоте франц. кор. Людовика IV Заморского (936-954) Н. упомянут как 2-й патрон кафедрального собора Турне после Пресв. Богородицы (Mériaux Ch. Gallia irradiata: Saints et sanctuaires dans le nord de la Gaule du haut Moyen Âge. Stuttg., 2006. P. 211-212).

Частицы мощей Н. находились в Нуайоне, в Сент-Шапель в Париже, куда они были привезены Карлом V в 1257 г., и в Фульде (Германия) (Tarbé. 1843. P. 258; Demouy. 1980. P. 118). Н. также считается покровителем Новильяса (пров. Сарагоса, Испания).

Начиная с IX в. имя Н. появляется в богослужебных книгах Реймса и соседних областей. Так, в Мартирологе из аббатства Сен-Реми, предположительно написанном в IX в., Н. упомянут под 14 дек. (Sacramentaire. 1900. P. 21); в Реймсском календаре ок. 840 г. (кроме дня пам. 14 дек.) под 29 июля обозначено освящение ц. во имя Н. (см.: Der karolingische Reichskalender / Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 1. S. 145-146). О богослужебном поминовении епископа в посвященной ему базилике упоминает Флодоард (Flod. Rem. Hist. Rem. eccl. I 7. 1998. P. 77-78). В ординале кафедрального собора, составленном в XII в. и использовавшемся до XVI в., а также в приложениях к нему описан порядок богослужения в дни памяти Н. (14 дек.) и перенесения его мощей в кафедральный собор (23 июля) (Sacramentaire. 1900. P. 163, 193-194, 262-263, 298; о праздновании памяти Н. в соборе см.: Jadart. 1911. P. 241-247, 258-268). В календаре реймсского собора XIII в., отражающем более древнюю литургическую традицию, также помимо дня памяти 14 дек., когда епископ поминается с пострадавшими с ним, под 23 июля отмечен день перенесения мощей святого в кафедральный собор. В Мартирологе из кафедрального собора Реймса 2-й пол. XIII в. под 14 дек. кроме Н. и пострадавших вместе с ним упоминается его сестра Евтропия (Sacramentaire. 1900. P. 69, 82, 90, 146). Также имя Н. встречается и в др. западных каролингских мартирологах, напр. в стихотворном Мартирологе Вандальберта Прюмского, составленном в 40-х гг. IX в. (MGH. Poet. T. 2. P. 601), и Рабана Мавра (MartRaban. P. 128). Во 2-й пол. IX в. имя Н. было внесено в Мартиролог Адона, архиеп. Вьеннского, который в кратком сказании сообщил, что святой был убит вандалами внутри церкви, а не у ее входа, как указал Флодоард. В Мартирологе Узуарда к имени Н. добавлено имя его сестры Евтропии (MartUsuard. P. 359). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский мартиролог под 14 дек. память Н., Евтропии и пострадавших с ними от варваров (MartRom. P. 582); в совр. редакции Римского мартиролога под 14 дек. указана память Н., Евтропии, диак. Флорентия и Иокунда (MartRom (Vat.). P. 635). В наст. время поминовение Н. совершается 14 дек. в Реймсском архиеп-стве.

Ист.: BHL, N 6075-6080; Flodoardus Remensis. Die Geschichte der Reimser Kirche / Hrsg. M. Stratmann. Hannover, 1998. (MGH. SS; 36); ActaSS. Febr. T. 3. P. 57-59; Sacramentaire et martyrologe de l'abbaye de Saint-Remy: Martyrologe, calendrier, ordinaires et prosaires de la Métropole de Reims (VIIIe - XIIIe siècles) / Éd. U. Chevalier. P., 1900; Der karolingische Reichskalender / Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 3. S. 1586-1587. (MGH. Mem.; 2); Ado Viennensis. Le Martyrologe d'Adon: Ses deux familles, ses trois recentions: Texte et comment. / Éd. J. Dubois, G. Renaud. P., 1984. P. 417; Cossé-Durlin J. Cartulaire de Saint-Nicaise de Reims. P., 1991.
Лит.: Marlot G. Histoire de la ville, cité et université de Reims. Reims, 1843. Vol. 1. P. 575-605; Tarbé L. H. P. Trésors des églises de Reims. Reims, 1843. P. 253-260; Givelet Ch. L'église et l'abbaye de Saint-Nicaise de Reims. Reims, 1897; Jadart H. S. Nicaise évêque et martyr rémois, son culte à la cathédrale de Reims, son iconographie, sa liturgie. Reims, 1911; Deneux H. L'ancienne Église de S. Nicaise de Reims // Bull. monumental. P., 1926. Vol. 85. P. 117-142; Amand M. Les reliques de S. Nicaise et l'emplacement du premier cimetière chrétien à Tournai // RBPH. 1957. Vol. 35. Fasc. 1. P. 66-74; Coens M. Nouvelles recherches sur un thème hagiographique: La céphalophorie // BullAcBelge. Ser. 5. 1962. Vol. 48. P. 231-253; Reinhardt H. La cathédrale de Reims. P., 1963; Dupont C. Eutropia // BiblSS. 1964. Vol. 5. Col. 343-344; Platelle H., Cardinali A. Nicasio // Ibid. 1967. Vol. 9. Col. 853-857; Schenk zu Schweinsberg G. Reims in merowingischer Zeit: Stadt, Civitas, Bistum: Diss. Bonn, 1971; Bideault M., Lautier C. Saint-Nicaise de Reims: Chronologie et nouvelles remarques sur l'architecture // Bull. monumental. 1977. Vol. 135. P. 295-330; Demouy P. L'empereur Charles IV et les reliques de Saint Nicaise // Annales de l'Est. Sér. 5. Nancy, 1980. Vol. 32. P. 115-132; Gabet Ph. Saint Nicaise de Reims // Mythologie française: Bull. P., 1988. Vol. 151. P. 29-35; Sot M. Un historien et son Église au Xe siècle: Flodoard de Reims. P., 1993; Mériaux Ch. Gallia irradiata: Saints et sanctuaires dans le nord de la Gaule du haut Moyen Âge. Stuttg., 2006.
А. А. Королёв, А. Н. Крюкова
Ключевые слова:
Епископы Римско-католической Церкви Святые Римско-католической Церкви Почитание святых в Римско-католической Церкви Священномученики Римско-католической Церкви Никасий [Никазий] (V в.), епископ г. Ремы (ныне Реймс, Франция), священномученик (пам. зап. 14 дек.)
См.также:
АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)
АВГУСТИН [Август], еп. Никомидийский, сщмч. (пам. зап. 7 мая)
АВЗОНИЙ (III в.), еп. Ангулемский, сщмч. (пам. зап. 22 мая)
АВКСИЛИЙ († 483), еп. Фрежюса, сщмч. (пам. зап. 26 янв.)
АВРЕЙ († ок. 450 или 460), еп. Майнцский, сщмч. (пам. зап. 16 июня)
АДАЛЬБЕРТ (ок. 956–997), еп. Пражский (с 983), сщмч. (пам. зап. 23 апр.), покровитель Польши и Чехии, миссионер
АДЪЮТОР (V в.), сщмч. Африканский (пам. зап. 1 сент.)
ВАЛЕНТИН († ок. 273), еп. Интерамнский, сщмч. (пам. 30 июля, пам. зап. 14 февр.)
ВЕНАНЦИЙ (III в.), еп., сщмч. (пам. зап. 1 апр.)
ВИГИЛИЙ († 405), сщмч. (пам. зап. 26 июня)