Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКАНОР
Т. 49, С. 421-423 опубликовано: 5 августа 2022г. 


НИКАНОР

(Груич Милутин; 1.12.1810, с. Липово (ныне Липпо, обл. Баранья, Венгрия) - 8.04.1887, г. Пакрац (ныне в Хорватии)), еп. Пакрацкий. Род. в семье серб. свящ. Прокопия, к-рый не имел образования, но считался ученым и пользовался большим уважением. Милутин окончил школу в родном селе. Позже учился в гимназиях в городах Мохач и Печуй (ныне Печ, Венгрия). В Печуе также прослушал курс философии и правоведения, но из-за своей национальности не смог найти работу. В это время написал свои первые произведения - стихи на лат. и серб. языках, к-рые публиковал в разных журналах под псевдонимом Милутин или Серб Милутин. По совету отца поступил в Карловацкую семинарию (богословию), к-рую окончил в 1840 г. В 1841 г. на Петров день в мон-ре Кувеждин принял монашество с именем Никанор. В том же году 19 дек. рукоположен во диакона и назначен преподавателем Карловацкой семинарии, где работал до 1844 г. В 1843 г. стал сотрудником консистории и помощником митр. Карловацкого Иосифа (Раячича). 26 мая 1846 г. рукоположен во иерея, 6 дек. получил должность протосинкелла. 1 янв. 1848 г. назначен настоятелем мон-ря Кувеждин, затем - протосинкеллом и вскоре получил сан архимандрита. В 1848 г. выступление Н. на Майской скупщине (церковно-народный собор сербов, проживавших в Австро-Венгрии, на к-ром сербы поставили вопрос о предоставлении им автономии и создании области Сербская Воеводина) способствовало избранию митр. Иосифа патриархом Сербским. Именно Н. на Майской скупщине зачитывал список прав серб. народа на ряд привилегий в Австро-Венгерской империи (см. в ст. Карловацкая митрополия). С молодых лет Н. отличался пламенной любовью к сербам, в своих выступлениях всегда поддерживал представителей своей национальности и способствовал решению их проблем в Австро-Венгерской монархии. Под псевдонимом Православный родолюб (всего исследователям известны 18 псевдонимов Н.) он опубликовал небольшие книжки «Народная сербская скупщина» (Народна српска скупштина. Београд, 1848) и «Развитие сербской народной скупщины» (Наставак народне српске скупштине. Београд, 1849) с описанием истории сербов в Придунавье, начиная с т. н. великого переселения сербов (1690) до 1848 г.

Патриарх Иосиф готовил Н. в свои преемники, но путь того к епископству оказался сложным. В 1853 г. он стал настоятелем мон-ря Крушедол. После внезапной смерти еп. Горно-Карловацкого Сергия (Качанского), Н. 1 янв. 1859 г. получил мандат на управление овдовевшей епархией, но епископом стал Петр (Йованович), а Н. вернулся в Крушедол. 11 июня 1861 г. в г. Сремски-Карловци патриарх Иосиф хиротонисал его в викарного епископа.

После смерти еп. Пакрацкого Стефана (Крагуевича; 25 янв. 1864) Н. назначили администратором, а в авг. того же года избрали епископом Пакрацким (см. в ст. Славонская епархия). По мнению Г. Васина, Н. будучи одним из самых образованных представителей Церкви и прекрасным оратором, часто задавал тон дискуссиям на серб. церковно-народных соборах, начиная с Благовещенского собора 1861 г. и кончая собором 1871 г. (Васин. 2015). Он считался ярким последователем консерватизма, всегда подчеркивал роль Церкви в сохранении серб. национальной идентичности в Австро-Венгрии, полагал недопустимым вмешательство светских властей в дела Церкви и критиковал предложения либералов о необходимости реформирования сербских школ в духе времени.

После смерти патриарха Самуила (Маширевича; 20 янв. 1870) администратором был поставлен еп. Будимский Арсений (Стойкович). Но в 1872 г. по указанию императора еп. Арсений вернулся в свою епархию, а Н. стал новым администратором. Члены Народной партии расценили его назначение как намерение властей сделать Н. патриархом и отказались поддержать его кандидатуру на выборах патриарха. В результате патриархом стал Прокопий (Ивачкович), к-рый не смог управлять митрополией и через неск. лет был почислен на пенсию. Н. вернулся в Пакрац и до конца жизни не посещал Сремски-Карловци.

Н. посвятил себя делам епархии и творчеству. Он построил резиденцию в Пакраце (разрушена во время гражданской войны в 1991), заботился о епархиальных мон-рях и поддерживал деятельность 36 вероисповедных школ, в 1871 г. открыл семинарию (богословию) в Пакраце, но власти вскоре ее закрыли. Основал несколько фондов для оказания помощи сербским вдовам и сиротам.

Н. выступал против реформы языка В. Караджича, подверг критике его перевод НЗ на серб. разговорный язык (Добрашиновић Г. Примете Никанора Груjића за Вуков превод Новог Завjета // Зб. историjских музеjа Србиjе. Београд, 1994. Год. 28. С. 63-82). Написал «Введение в толкования Священного Писания» (Увод у тумачење Св. Писма. Нови Сад, 1885). Н. считается самым ярким серб. проповедником XIX в.: его проповеди на церковные темы содержали призыв к сербам хранить верность святосаввскому и косовскому духу, а политические выступления, как правило, носили полемический характер. Сохранилось большое число его посланий и проникновенных надгробных слов.

В историю серб. лит-ры Н. вошел как «митроносный поэт». В молодости он писал на латинском языке, но впосл. сознательно перешел на разговорный сербский язык. Обычно он публиковался в журналах «Сербский народный лист» (Српски Народни Лист), «Летопись Матицы Сербской» (Летопис Матице српске) и др. Его поэтические произведения отличаются разнообразием жанров и содержания: это и патриотические поэмы, и эпиталамы (свадебные песни), основанные на народном серб. творчестве, а также неск. аллегорических поэм с осуждением режима австрийского абсолютизма, известная серб. любовная песня «Дом Милки на окраине» (Милкина кућа на краjу) и проч. Оставшуюся незавершенной эпическую поэму (сказ) «Святой Савва (Неманич)» (Свети Сава Немањић. Сремски Карловци, 1861. Књ. 1), повествующую об уходе на Св. Гору молодого Растко Неманича (см. ст. Савва I, свт., архиеп. Сербский), исследователи оценивают как исключительное явление в серб. лит-ре. Известный серб. литературовед М. Павич назвал лучшим произведением Н. сентиментальную поэму «Нашей старой смоковнице» (Нашоj староj смоковници). Литературоведы отмечают силу и чистоту языка Н., выразительность, образность и рафинированность. Его творчество считается вершиной классицистической и предромантической сербской поэзии т. н. карловацкой школы.

Н. перевел с рус. и франц. языков на сербский ряд произведений познавательного и поучительного характера, которые рекомендовал для воспитания молодежи: «Из житий святых угодников Божиих» (Из живота светих угодника божjих. Нови Сад, 1885. 2 књ.), «Рассказы для моей дочери» (Буљ Ж.-Н. Приповетке моjоj кћери. Нови Сад, 1882) и «Советы моей дочери» (Буљ Ж.-Н. Савети моjоj кћери. Нови Сад, 1883. 2 књ.), «Два приятеля» (Лесаж А.-Р. Два приjатеља. Нови Сад, 1886) и др.

Незадолго до смерти, зимой 1885/86 г., Н. написал «Автобиографию» (Аутобиографиjа // Богословски гласник. Сремски Карловци, 1904. Год. 3. Књ. 6. Св. 1-6; То же. Сремски Карловци, 1907), в которой рассказал о борьбе сербов за церковно-школьную автономию в Карловацкой митрополии, о ряде исторических событий и проч. Был почетным членом Матицы сербской и Матицы словацкой, членом Об-ва сербской словесности (1848) и Сербского ученого об-ва в Белграде (1864). Согласно желанию, похоронен на городском кладбище Пакраца.

Соч.: Црквене беседе. Земун, 1892. Сремски Карловци, 2010.
Лит.: Радонић J. Автобиографиjа Никанора Груjића некад. епископа пакрачког // ЛетМС. 1907. Књ. 245. Св. 5; Скерлић J. Историjа нове српске књижевности. Београд, 1914; Георгиjе, диjак. Митроносни песник Никанор Груjић, (1810-1887) // Теолошки погледи: Версконаучни часопис. Београд, 1981. Год. 14. Бр. 1/3. С. 126-151; Пеjчић J. Беседништво Никанора Груjића // ЗбМСКJ. 1995. Књ. 43. Св. 2/3. С. 361-380; Српски jерарси. С. 355-357; Деретић J. Историjа српске књижевности. Београд, 19962; Поповић С. Никанор Груjић: Од Липове до Пакраца. Печуj, 2007; Гргурић И., Чамбер С. Никанор Груjић (1810-1887): Кат. изложбе. Нови Сад, 2010; Петровић Д. Н. Владика пакрачки Никанор Груjић. Сремски Карловци, 2011; Васин Г. Никанор Груjић: Беседник, научник, просветитељ // Антика и савремени свет: Научници, истраживачи и тумачи: Зб. радова. Београд, 2013. С. 138-146; он же. Сабори раскола. Београд, 2015; Микавица Д., Васин Г. Владика Никанор Груjић у црквеноj и националноj политици пречанских Срба, 1848-1887 // Три века Карловачке митрополиjе, 1713-2013: Зб. радова са научног скупа. Сремски Карловци, 2014. С. 235-258.
С. Юрич
Ключевые слова:
Епископы Сербской Православной Церкви Никанор (Груич Милутин; 1810 - 1887), епископ Пакрацкий
См.также:
АНДРЕЙ (Фрушич Янко; 1916-1986), еп. Сремский Сербской Православной Церкви
АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик
ВАРНАВА (Настич Воислав;1914 - 1964), викарный еп. Хвостанский Сербской Православной Церкви
ВАСИЛИЙ (Димитриевич; ? - 1748), еп. Будимский