Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКАНДРОВ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 49, С. 403-411 опубликовано: 8 августа 2022г. 


НИКАНДРОВ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Благовещенский Никандров мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Благовещенский Никандров мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Благовещенский Никандров мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в.
(Пустынь) (Псковской и Порховской епархии), находится в дер. Любовец Порховского р-на Псковской обл., в 70 км от Пскова и в 30 км от Порхова. Основан на р. Демянке (Демьянке), на месте, где в XVI в. подвизался прп. Никандр Псковский. Время, когда прп. Никандр поселился в пустыни, точно не определяется, но, как сообщается в Псковской редакции Жития святого, это произошло после обучения Никандра грамоте в Пскове, т. е., если принимать житийную дату его рождения (1507), в 30-40-х гг. XVI в. После кончины в 1581 г. прп. Никандр был похоронен близ своей кельи «у дуба».

Вскоре после преставления прп. Никандра, в 1584 г., в пустыни поселился старец Исаия, со временем собралась братия. По благословению Новгородского и Великолуцкого митр. Александра над местом погребения преподобного диак. Петром из Порхова была построена церковь, в к-рую по завещанию прп. Никандра с погоста Тишинка перенесли икону Благовещения Пресв. Богородицы. Новгородским митр. Александром старец Исаия был поставлен в игумены обители. Н. И. Серебрянский относил время основания мон-ря к 1589 г. (Серебрянский. 1908. С. 328), однако эту дату следует считать приблизительной.

В 1597 г. царь Феодор Иоаннович выдал игум. Исаие с братией обельную грамоту, освобождавшую мон-рь на вечные времена от земельных податей, закреплявшую за ним пустоши, пашни и рыбные ловли «в Порховском уезде в Михайловском погосте» (Шляпкин И. А. Опись рукописей и книг Музея Археол. комиссии при Псковском губ. стат. комитете. Псков, 1879. Прил. С. 10-11). Игум. Исаия «пас церковь Божию лета довольна», после чего ушел в другой мон-рь, где и преставился.

XVII в.

В 1620-1624 гг. Н. Б. м. управлял строитель Герман, ок. 1645 г.- игум. Сергий, ок. 1649 г.- строитель Серапион. В сер. XVII в. по благословению Новгородского митр. Никона (Минова) (впосл. патриарх Московский и всея Руси), сын бывш. порховского воеводы Яков Матвеевич Шаврук-Муравьёв построил в обители 3 деревянные церкви: во имя прп. Никандра, во имя прп. Александра Свирского, а также в честь Св. Троицы. К сер. XVII в. зафиксировано почитание в обители прп. Никандра Псковского, на деревянной гробнице к-рого в Благовещенском храме находились «образ же преподобнаго Никандра, иже нашит на покрове и на втором покрове написанный».

В 1665 г., во время русско-польск. войны (1654-1667), польск. войска разорили и разграбили Н. Б. м., монахи были убиты, игумен взят в плен, где находился ок. года. Для обустройства Н. Б. м. по просьбе игумена царем Алексеем Михайловичем в 1667 и 1677 гг. мон-рю были пожалованы земли. Щедро «жаловал обитель» и царь Феодор Алексеевич. Во время пожара 2 февр. 1673 г. «погорели церкви Святыя Троицы и Пречистыя Богородицы и преподобных чюдотворцев Александра [Свирского] и Никандра» вместе с монастырской казной, иконами, книгами и ризами (Охотникова. 2007. С. 596-597). После пожара над гробом преподобного поставили часовню, в к-рой насельники служили молебны святому.

В 1676 г. настоятель (1676-1680) Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря архим. Макарий (постриженик и бывш. игумен Н. Б. м.) обратился к митр. Новгородскому и Великолуцкому Корнилию с челобитной о перенесении мощей прп. Никандра в новую строящуюся каменную церковь. В мае 1677 г. митрополит ответил, что одним из условий переложения мощей является завершение строительства в Н. Б. м. храма (РНБ. Солов. №20/1479. Копии с грамот Соловецкого мон-ря, № 127; Охотникова. 2007. С. 605). 29 июня 1687 г. по указу патриарха Московского и всея Руси Иоакима (Савёлова) состоялось освидетельствование обретенных мощей прп. Никандра, в котором приняли участие еп. Тамбовский и Козловский Леонтий, архим. Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря Евфимий, игум. Лисицкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Герман и ключник новгородского Софийского собора свящ. Никита. Нетленные мощи переложили в новый гроб, помещенный у южной стены собора, покрыв его простой доской; иерархи велели построить над мощами каменную гробницу (см.: Серебрянский. 1908. С. 568; Охотникова. 2007. С. 705-706). Вероятно, к этому времени завершилось строительство каменного Благовещенского собора. В 80-х гг. XVII в. вся пустынь была заново отстроена. В Соборной редакции Жития прп. Никандра дано описание обновленного Н. Б. м.: «…поставлены бысть вместо древяных каменные церкви и притворы над гробом преподобнаго Никандра, иконами, и книгами, и служебными ризами, и сосуды исполнися паче прежняго. И колоколня устроися каменная же, и службы, и кельи построишася». (Охотникова. 2007. С. 635, 706-707).

XVIII - нач. XX в.

В 1735 г. Новгородский и Великолуцкий архиеп. Феофан (Прокопович) представил в Синод камень в виде колоды или бруса, к-рый, по преданию, служил возглавием прп. Никандра и почитался в обители. Несмотря на то что 9 апр. 1736 г. было определено бросить камень в Неву, он был помещен в Синодальный архив.

В 1744 г. Н. Б. м. владел 319 крестьянами (ЧОИДР. 1860. Кн. 3. Отд. 1. С. 146). По духовным штатам 26 февр. 1764 г. при игум. Феодосии (1762-1765) пустынь оставлена в ведении Псковской епархии на своем содержании, «за штатом», в ней положено проживать строителю и 6 монахам. 24 авг. 1776 г. образована Псковская губ., в состав которой включен Порховский у., ранее входивший в Новгородскую губ. Пустошь Ольховец была закреплена за мон-рем 18 окт. 1764 г., что свидетельствует о том, что секуляризация монастырских владений, вероятно, не сильно затронула обитель. При размежевании Псковской губ., начавшемся в 1781 г., Н. Б. м. удалось вернуть почти все земли и угодья, пожалованные царем Алексеем Михайловичем вокруг мон-ря на 5 верст. В 1782 г. имп. Екатерина II Алексеевна дала мон-рю жалованную грамоту.

25 дек. 1791 г., при строителе Сосипатре (1785-1794), в Н. Б. м. произошел большой пожар, после чего в 1792 г. была выстроена каменная колокольня и восстановлен Благовещенский собор. По штатам 1792 г. пустыни было положено ежегодное содержание в размере 300 р. в год (столько по штатам 1764 г. в Псковской епархии полагалось на содержание муж. мон-ря 2-го класса).

При строителе (1794-1805) Геннадии, постриженике Н. Б. м., в 1795 г. по указу имп. Екатерины II на возобновление пустыни было отпущено 5255 р., затем еще 320 р. На полное восстановление Н. Б. м. денег не хватило, в следующем году архимандрит рассчитывал получить недостающие средства у московских благотворителей. В 1795 г. завершено строительство каменной ограды (кроме 6 башен), половина ее покрыта тесом; для приезжавших богомольцев построен «дом гостиный» с 3 деревянными флигелями.

Благоустройству Н. Б. м. во многом способствовали внимание к обители имп. Павла I Петровича и усердие строителя Геннадия. Он был представлен императору, к-рый подолгу беседовал с ним. В 1799 г. указом Синода по представлению архиеп. Псковского и Рижского Иринея (Клементьевского) Геннадий был возведен в сан архимандрита. Императорским указом от 20 окт. 1800 г. численность монашествующей братии увеличилась до 30 чел. В Н. Б. м. было введено общежитие, в 1817 г. утвержден устав обители. Пустынь оставалась единственной общежительной обителью Псковской епархии до 1906 г., когда общежительный устав ввели и в Елеазаровом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастыре. 10 (11?) нояб. 1800 г. пустынь причислена к Великому приорству Российского державного ордена св. Иоанна Иерусалимского с ежегодным пенсионом 2 тыс. р. (выплачивался и после 1801). 24 нояб. 1800 г. Н. Б. м. стал ставропигиальным, поступив в непосредственное подчинение Синода, который предписал архиеп. Псковскому Иринею исключить обитель из ведомства его епархии. Из придворной ризницы монастырю были переданы облачения для священнослужителей, в т. ч. и архиерейские, с нашитыми из серебряного глазета 8-угольными крестами ордена св. Иоанна Иерусалимского. 20 мая 1802 г. Священный совет ордена дал архим. Геннадию разрешение украсить печать пустыни крестом ордена.

В 1801 г. в Н. Б. м. завершилось строительство каменного Свято-Троицкого храма вместо сгоревшего деревянного. По прошению архим. Геннадия указом Синода от 26 февр. 1802 г. было разрешено построить каменную церковь на монастырском кладбище, которая в 1804 г. освящена во имя свт. Геннадия, патриарха К-польского. Однако, согласно документам 1915 г., на кладбище стояла деревянная ц. во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия (1890-1891), а церковь св. Геннадия находилась на территории пустыни.

28 мая 1802 г. Синод после рассмотрения духовной цензурой разрешил напечатать в Московской синодальной типографии в количестве 1200 экз. «предисловие и акафист к житию Никандра Псковского Чудотворца, сочиненный Псковской епархии города Острова Троицкого собора протоиереем Андреем Львовым». Указом Синода от 20 февр. 1805 г. по прошению архим. Геннадия день памяти прп. Никандра (24 сент.) был внесен во все церковные книги, печатавшиеся в синодальных типографиях и типографии Киево-Печерской лавры.

В 40 верстах от Н. Б. м., в лесу, на границе Порховского и Лужского уездов, между деревнями Гористы и Кочериц, подвизался пустынножитель иером. Мардарий (Ɨ ок. 1750), постриженик Череменецкого во имя апостола Иоанна Богослова монастыря. В 1804 г. его останки были тайно перенесены в ц. свт. Геннадия. 12 марта 1805 г. по повелению имп. Александра I Павловича началось следствие по факту самовольного переноса гроба иером. Мардария в Н. Б. м. и финансовых «упущений» в обители. Следствие пришло к выводу, что участие архим. Геннадия в выкапывании гроба не доказано, но сделано это не без его разрешения. По указу Синода от 18 мая 1805 г., утвержденному царем, архим. Геннадий был отстранен от управления мон-рем, 4 дек. отправлен в Онежский Крестный мон-рь и скончался 8 февр. 1826 г. в Свенском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре.

25 мая 1805 г. указом Синода настоятелем Н. Б. м. назначен архим. Самуил, ранее служивший в качестве капеллана в составе Российской К-польской миссии. 7 авг. 1808 г. имп. Александр I утвердил «мнение» Синода о передаче Н. Б. м. вновь в ведение епархиального архиерея. В 1810 г. настоятелем Н. Б. м. стал игум. Аркадий, ранее являвшийся строителем Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря. 21 февр. 1810 г. по имп. указу он возведен в сан архимандрита. Во время Отечественной войны, 17 нояб. 1812 г., архимандрит сообщал обер-прокурору Синода кн. А. Н. Голицыну о желании братии помочь беженцам из мест, занятых неприятелем,- принять 100 чел., потерявших жилье и имущество, а также пожертвовать в помощь неимущим до 50 голов рогатого скота. Архим. Аркадий писал, что братия была бы рада пожертвовать и больше, но в мон-ре нет предметов из золота и серебра, кроме 2 серебряных подсвечников у раки прп. Никандра, но если обер-прокурор разрешит, насельники готовы пожертвовать подсвечники на нужды отечества. В ответном письме обер-прокурор счел «приличным оставить их в церкви, так как они составляют украшение оной». Мон-рь принял беженцев, скот был доставлен в Порхов. 23 дек. 1812 г. того же года имп. Александр I в знак признательности пожаловал архим. Аркадию наперсный крест, украшенный драгоценными камнями, причем лично выбрал его для вручения настоятелю.

Полного расцвета Н. Б. м. достиг во время настоятельства Игнатия (Васильева; 1853-1870, с 1857 игумен, с 1865 архимандрит). Он родился в 1806 г. в с.-петербургской купеческой семье, после послушничества на Валааме в 1837 г. принял постриг в с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст. У него имелся опыт наместничества в крупных монастырях - Троице-Сергиевой пуст. (1844-1851) и новгородском Юрьевом (1851-1853). Архим. Игнатий дружил со св. Игнатием (Брянчаниновым), проживавшим в Сергиевой пуст., что отражено в их активной переписке. Другом архим. Игнатия был и схим. Михаил (Чихачёв), многократно посещавший пустынь. Отец Игнатий заботился о благолепии Н. Б. м., создал на его территории искусственную насыпь, где были посажены фруктовые деревья, кустарники и цветы. Особое внимание настоятель уделял стройности и благочинию монастырского богослужения. Кроме того, игум. Игнатий обновил мн. монастырские здания, пришедшие ко времени его настоятельства в ветхость, на пожертвования купца В. Г. Жукова построил дорогу на Порхов. При нем, в 1855 г., был установлен ежегодный крестный ход из пустыни в Порхов с иконой преподобного. Вел. кнг. Александра Иосифовна передала в Н. Б. м. настоятельское облачение из серебряного глазета (1856), имп. Мария Александровна - ковер к раке преподобного (1859). К 1863 г. число братии возросло до 80 чел. При архим. Игнатии в Н. Б. м. «на исправление» стали прибывать провинившиеся лица духовного и светского звания, что было для мон-ря довольно обременительно.

Ок. 1870 г. вокруг ризничего обители иером. Серафима сгруппировалась апокалиптическая секта «Серафимовичи и Серафимовны», или «Избранные братья и сестры». В 1871 г., после кончины 18 дек. 1870 г. архим. Игнатия, иером. Серафим, столкнувшись с недоброжелательным отношением нового настоятеля, вместе с келейником Андреем Никифоровым тайно покинул мон-рь и поселился в лесу на севере Порховского у., где был арестован и препровожден в С.-Петербург.

Среди почитаемых подвижников, способствовавших процветанию обители во 2-й пол. XIX - нач. XX в., были архим. Мефодий (Холмский), бывш. приходский священник в Торопце Псковской губ., а затем настоятель Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, а также архим. Владимир (Гиганов), канд. богословия (1891), флотский священник, в 1901-1905 гг. в чине старшего иеромонаха член Иерусалимской духовной миссии, до назначения в Н. Б. м. являвшийся настоятелем псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря. Помимо управления Н. Б. м. он исполнял обязанности благочинного мужских и женских мон-рей Псковской епархии.

В кон. XIX в. Н. Б. м. представлял в плане шестиугольник, протяженность стен - 233 саж. (496 м). Внутреннее пространство обители помимо строений украшали плодовые сады, дорожки, выложенные каменными плитами; одна из них - от колокольни к Благовещенскому храму - была мраморной. За оградой находились 2 деревянные и одна каменная гостиницы для богомольцев и дома для рабочих, бани для монахов и рабочих. Мон-рь имел хлебопекарню, мастерские (сапожную, столярную и портняжную), аптеку, больницу, богадельню для братии, конюшни, каретный сарай, кузницу, квасоварню, ледник, прачечную, сараи для сена. Постройки были в основном каменные, с крышами, крытыми железом. В 1916 г. архим. Евстафий завел пасеку. В 7 верстах к западу, в монастырском с. Любовец, находились мельница и большой скотный двор, устроено мясо-молочное хозяйство. Недалеко от Н. Б. м. располагалось братское кладбище. На территории подворья мон-ря в Порхове были построены каменный 2-этажный дом, баня, конюшня, каретный сарай, ледник и житница. При монастыре существовали церковноприходские школы в с. Любовец и в Порхове (последняя носила имя наследника цесаревича).

На лугу у стен Н. Б. м. в праздники устраивались торговые ярмарки. Приезжали купцы порховские, псковские и из др. городов. К мощам любимого народом святого и его чудотворной иконе приходили не только в дни торжественных праздников и богатых ярмарок. Способствовали этому и издавна известные расположенные вблизи мон-ря св. источники с целебной водой, помогавшей при заболеваниях кожи, суставов и проч. Все источники (более 5) были освящены и благоустроены.

В годы первой мировой войны братия Н. Б. м. проводила сборы средств в пользу населения, пострадавшего от военных действий, для голодавших славян Галиции и Буковины, для семей лиц, призванных на войну, для больных и раненых воинов Сербии и Черногории, на строительство церквей и школ для переселенцев, на увековечение памяти павших воинов, также оказывалась помощь семьям убитых и увечных воинов. Проводились сборы на сооружение памятника блгв. кн. Александру Ярославичу Невскому в Москве, на нужды Православия и русских богомольцев в Иерусалиме и на Св. земле, на сооружение памятника К. М. Минину и кн. Д. М. Пожарскому в Н. Новгороде и проч.

К 1 янв. 1916 г. в пустыни проживало 115 монашествующих, послушников, бельцов и служителей. С 1916 г. обитель возглавлял архим. Евстафий. Годовой доход пустыни составлял 19 тыс. р. Земельные владения включали 4614 дес. 812 саж., в т. ч.: 2020 саж., занятых постройками, 2837 дес. леса, 1664 дес. болот, 90 дес. озер, 4 дес. 300 саж. под реками и ручьями, 10 дес. 900 саж. под проселочными дорогами. Кроме того, Н. Б. м. принадлежало 444 дес. 654 саж. земли в с. Любовец. Но непосредственно мон-рь пользовался лишь ближайшими землями в с. Любовец и хуторе Бор, отдаленные земли с разрешения епархиального начальства и с согласия братии сдавались в аренду. Кроме земли и леса Н. Б. м. владел рыбными ловлями на Псковском оз. около Семского о-ва и на озерах Лунево, Великое, Стречно, Плотично и Лезенец. Однако дохода они не приносили, т. к. арендаторов рыбных ловель не было.

Архитектура и реликвии

В нач. XX в. в Н. Б. м. были каменные Благовещенский собор, Троицкая и Геннадиевская церкви. На братском кладбище находилась ц. в честь святых Кирилла и Мефодия, в монастырском с. Любовец, в 6 верстах от обители,- ц. во имя святых Зосимы и Савватия Соловецких.

Каменный 5-главый собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (кон. XVII в.) был поврежден при пожаре 1791 г., через год восстановлен. В 1807 г. пристроены новый алтарь, паперть и приделы: правый - во имя прп. Никандра, левый - во имя апостолов Петра и Павла и в память обретения мощей прп. Никандра (29 июня). Над соборной папертью была устроена палата, служившая ризницей. В 1894 г. в соборе установлены «аммосовские печи» (аналогичные печам в Зимнем дворце С.-Петербурга). В 1896 г. цоколь храма облицован тесаным камнем. В 1900 г. придел прп. Никандра отремонтирован, стены и потолок расписаны, в 1902 г. такой же ремонт произведен в приделе апостолов Петра и Павла. В 1908 г. в соборе сделаны новые дубовые рамы, весь храм покрашен, в Никандровом приделе настлан паркетный пол. В 1911 г. оба придела вновь ремонтировались, поновлялась роспись. Весь храм заново покрыли листовым железом, окрашенным масляной краской, на главах установили золоченые кресты и звезды. В 1913 г. стены собора расписали заново. Собор разобран в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в.

Никандров мон-рь. Фотография. 1901 г.
Никандров мон-рь. Фотография. 1901 г.

Никандров мон-рь. Фотография. 1901 г.
В соборе находился древний чудотворный ростовой образ прп. Никандра в серебряной позолоченной чеканной ризе, венец был украшен цветными камнями. В 1797 (1792?) г. на средства гр. Н. П. Шереметева изготовлена рака прп. Никандра, серебряная, чеканная, с эмалевыми черненными по сторонам клеймами, верхняя доска - кипарисная, с ликом святого и венцом с драгоценными камнями вокруг главы (часть мощей хранилась в особом серебряном позолоченном ковчеге, переносимом на престол той церкви, где совершалось богослужение). Шереметев также пожертвовал обители 2 больших серебряных подсвечника весом более 7 пудов каждый и серебряные вызолоченные ризы на иконы Спасителя, «Знамения» Божией Матери и большую храмовую икону Благовещения. Одной из драгоценных реликвий Благовещенского собора было напрестольное Евангелие (1698) весом 1 пуд 15 фунтов. В 2 киотах в соборе помещались иконы и кресты с частицами Ризы Господней, Креста Господня, Ризы и Пояса Пресв. Богородицы и со 130 частицами мощей святых.

Деревянная церковь в честь Святой Троицы в 1791 г. сгорела, и в 1801 г. построены одноименный кирпичный храм, а по его сторонам 2 братских корпуса. Каменная церковь святителя Геннадия, патриарха К-польского, возведена при архим. Геннадии, в 1802 г., освящена в 1804 г. Эта церковь находилась на особом дворе, отделенном от внутренней монастырской территории настоятельскими кельями. Вокруг храма был разбит плодовый сад. Деревянная церковь во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия (1890-1891) на братском кладбище была освящена еп. Псковским и Порховским Ермогеном (Добронравиным). Над папертью находилась колокольня с 5 колоколами. Рядом с храмом располагался дом, в котором в 4 помещениях жила братия и читалась неусыпаемая Псалтирь. Кладбище с церковью и домом было обнесено деревянной на каменном фундаменте оградой.

Внутри мон-ря в кон. XVII в. построена деревянная церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 1798 г. ее перенесли к св. источнику, находившемуся в 300 саж. от обители, а в 1844 г.- в монастырское с. Любовец, где до 1854 г. хоронили монахов. В 1903 г. церковь сгорела, но в том же году возведена на прежнем фундаменте и 28 июня освящена еп. Псковским и Порховским Сергием (Ланиным). В этой церкви в воскресные и праздничные дни, а также на первой и Страстной неделе Великого поста совершались богослужения очередным иеромонахом из числа братии пустыни.

В каменной колокольне (1792) находилась ц. во имя Всех святых, к-рая упразднена в 1807 г., помещение отдано под монастырскую б-ку и архив (в 1914 нек-рые рукописи и предметы древности были переданы в археологический музей Пскова). На колокольне имелось 11 колоколов, самый большой украшен сценой «Благовещение Пресв. Богородицы», изображениями апостолов Петра и Павла, святых Кирилла и Мефодия и прп. Никандра. Согласно надписи на колоколе, он был отлит «тщанием» настоятеля архим. Мефодия «с братиею» 18 февр. 1891 г. в Москве на заводе А. Д. Самгина мастером Иоакимом Воробьёвым и имел вес 351 пуд 37 фунтов (колокол был сброшен при разрушении колокольни, в кон. 20-х гг. XX в.). Надпись на 2-м колоколе, имевшем изображения Благовещения и прп. Никандра, сообщала, что он был отлит в 1831 г. по благословению архиеп. Псковского и Порховского Мефодия (Пишнячевского) «тщанием» настоятеля архим. Афанасия «на монастырскую сумму», весил колокол 142 пуда 3 фунта. Третий колокол весил 40 пудов, отлит в 1686 г., 4-й, самый старый,- в 1674 г. и имел вес 25 пудов 5 фунтов, 5-й отлит в 1788 г. Остальные колокола не имели обозначений веса и даты отливки. Под колокольней находились св. ворота, ведшие в соборный храм.

Семь часовен Н. Б. м. располагались в следующих местах: на западе от св. ворот, где в день апостолов Петра и Павла совершалось водосвятие; на месте Зосимо-Савватиевской ц., перенесенной в с. Любовец (по преданию, на этом месте подвизался прп. Никандр), в этой часовне (1845) под стеклом находился гроб, в к-ром до устройства серебряной раки покоились мощи святого; в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и апостолов Петра и Павла в 200 саж. от монастыря; к северу от обители, над источником, где хранился крест с живописным Распятием и иконой Спасителя, на которой Он несет заблудшую овцу и исцеляет слепого; каменная, крытая железом (1872) при монастырском подворье в Порхове, где стоял иконостас с живописным распятием с предстоящими, с иконами Благовещения Пресв. Богородицы, апостолов Петра и Павла, свт. Николая Чудотворца, прп. Никандра и др. святыми; каменная часовня (1876) в с. Вячок, на пути крестного хода в Порхов, в ней совершались торжественные молебны при возвращении крестного хода в пустынь; деревянная в честь Явления прп. Александру Свирскому Св. Троицы на т. н. дальнем источнике к западу от монастыря, за кладбищем.

В собрании Псковского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (Ф. 502) частично сохранились монастырские библиотека и архив с жалованными грамотами царей Феодора Иоанновича (1597), Алексея Михайловича (1649 и др.), Феодора Алексеевича и др. Среди рукописных книг собрания: Постная и Цветная Триодь (1-я пол. XVI в.), Псалтирь с толкованием свт. Афанасия Александрийского (1-я треть XVI в. и XVII в.), Псалтирь с восследованием (сер. XVI в.), сборники богослужебные (1-я пол. XVI в. и сер. XVI в.), Сборник литературно-агиографический (конволют из неск. рукописей; XVI в. и сер. XVII в.), Сборник певческий на крюковых нотах (1678-1680), Ирмологий на крюковых нотах (сер. XVII в.), Сборник аскетический (конволют; сер. и 2-я пол. XVII в.), Сборник Житий и повестей об иконах (конволют; 2-я пол. XVII в.), Сборник Житий и служб русским святым (2-я пол. XVII в.), Палея историческая и Палея с дополнениями (обе кон. XVII - нач. XVIII в.), «Летопись архиепископов Новгородских и Псковских» (1776), синодик Никандровой пустыни (1-я пол. XIX в.). Там же хранится икона прп. Антония Римлянина (1680, иконописец Семен Никитин), переданная в 1908 г. из обители в Псковский церковно-археологический кабинет.

Крестные ходы

Прп. Никандр Псковский в молении с видом Никандровой пуст. Икона. Рубеж XIX и ХХ вв. (Благовещенский мон-рь Никандров)
Прп. Никандр Псковский в молении с видом Никандровой пуст. Икона. Рубеж XIX и ХХ вв. (Благовещенский мон-рь Никандров)

Прп. Никандр Псковский в молении с видом Никандровой пуст. Икона. Рубеж XIX и ХХ вв. (Благовещенский мон-рь Никандров)
Крестные ходы из Н. Б. м. проводились неск. раз в году. В пятницу на Светлой неделе для водоосвящения совершался крестный ход к часовне, стоявшей на месте Зосимо-Савватиевской ц., 29 июня - к часовне «Живоносный Источник», 1 авг.- к часовне около Ярмарочной заставы. В мае 1855 г. императором было утверждено решение Синода об устройстве ежегодного крестного хода 15 мая из Н. Б. м. в Порхов в память о спасении в 1831 и 1848 гг. города и окрестностей от эпидемии холеры после того, как икону прп. Никандра из Благовещенского собора переносили крестным ходом в Порхов. Ежегодный крестный ход совершался до 1917 г. К началу крестного хода в Н. Б. м. приходило множество народа со всего Порховского у. Икону несли 2 дня попеременно на протяжении 19 верст. 16 мая совершался многолюдный крестный ход вокруг Порхова с пением кратких молебнов. Во время 8-дневного пребывания в Порхове иконы прп. Никандра в соборе служили Божественные литургии и всенощные бдения с елеопомазанием, икону ежедневно носили по домам верующих. 23 мая крестный ход направлялся для провода святыни в дер. Селищи, где служили молебен. В 1882 г. по случаю 300-летия со дня кончины прп. Никандра Синод разрешил ежегодно 24 сент. совершать торжественный крестный ход с мощами святого вокруг мон-ря.

1918-2018 гг.

Видимо, в 1918 г., в еще действовавшей обители, была организована монастырская коммуна, т. к. в перечне коллективных хозяйств Порховского у. на 2 нояб. того же года значится: «Никандрова пустынь, Александровской волости, 109 человек. Означенная коммуна как монастырская, кроме земледелия имеет и другие отрасли сельского хозяйства и ремесел, необходимых для своего обихода». В 1918-1919 гг. Порховский у. был охвачен крестьянскими антибольшевистскими восстаниями. В лесах, окружавших Н. Б. м., происходили бои крестьянских отрядов и частей Белой армии с частями РККА.

9 июля 1919 г. на заседании Псковского уездного комитета председатель уездного исполкома В. Бурман «возбудил вопрос о том, что до сих пор еще мощи в Никандровой пустыни не вскрыты и никем еще не освидетельствованы». По его предложению партийный орган уезда поручил президиуму исполкома «в ближайшем будущем составить смешанную комиссию и в дальнейшем озаботиться движением дела, не предавая его преждевременной огласке». 10 июля президиум принял решение о вскрытии мощей. В состав комиссии предполагалось включить лиц, «занимающих ответственные посты в советских организациях, верующих - свидетелей, представителей от Врачсанпоста» - не более 3 чел. от каждой организации. Однако из-за боевых действий, проходивших рядом с мон-рем, это мероприятие решили отсрочить.

В авг. того же года ок. недели Н. Б. м. занимал отряд Сев.-Зап. Белой армии под командованием подполковника С. Н. Булак-Балаховича, но уже 21 авг. пустынь заняли отряды Красной армии. Согласно показаниям иноков Н. Б. м. следственной комиссии, прибывшей по поручению Порховского уисполкома 31 авг. 1919 г., монахи отпевали и хоронили вместе и белых и красных, погибших в боях. Во время занятия Н. Б. м. белыми монахи были вынуждены увеличить забой скота и отдать теплые вещи, однако свидетельства насельников не подтверждают версию советской печати того времени о разграблении мон-ря отрядом Булак-Балаковича.

До прихода красных войск мощи прп. Никандра, раку и часть др. ценностей обители было решено эвакуировать во Псков. Монастырский капитал (не более 100 тыс. р.) настоятель также отвез во Псков. Туда же в особом ящике были вывезены ризы с икон. Согласно показаниям иноков, в т. ч. ризничего Николая, мощи преподобного в сопровождении иеромонахов были вывезены во Псков, их местонахождение остается неизвестным. По др. сведениям, мощи прп. Никандра предали земле после того, как рака святого была вскрыта и обследована комиссией в 1920 г. По одной из версий, мощи тайно похоронили в бывш. монастырском с. Любовец. Неизвестна и судьба монастырских ценностей, б-ки.

В 1919 г. насельники организовали трудовую коммуну «Благовещенская», что позволило сохранить монашескую общину на 10 лет. Члены коммуны занимались землепашеством на отведенной им земле (20 га), выращивали рожь, овес, овощи, разводили скот. Был создан Уездный союз пастырей и мирян, устав к-рого был зарегистрирован. Трудовая коммуна имела 10 дойных коров, 8 голов молодняка, 5 лошадей, а также свиней, овец и птицу. Работали кузнечная, слесарная, токарная, бондарная, сапожная и портняжная мастерские; члены коммуны не только обслуживали обитель, но и помогали местному населению, которое в свою очередь помогало мон-рю в страдную пору сенокоса и уборки урожая. Несмотря на скудные земли, братия получала большие урожаи картофеля, капусты, моркови.

В 1919 г. решением Ревкома были арестованы 3 монаха пустыни. Поскольку в ходе следствия никакой вины не было установлено, их отпустили под негласный надзор. Весной 1922 г. комиссия по «изъятию церковных ценностей» вывезла из мон-ря все ценные предметы, в т. ч. и серебряные подсвечники, каждый весом более 2 пудов.

На территории Н. Б. м. был открыт дом инвалидов. Согласно данным ГПУ, в нем, а также в бывш. монастырских селах проживало 34 насельника, большинство из которых (20 чел.) были старше 50 лет. Местные старожилы помнили юродивого звонаря - о. Власия. В бывш. пустыни на покое проживал 73-летний архим. Владимир (Гиганов), в 1906-1909 гг. являвшийся настоятелем Н. Б. м. Будучи активным сторонником патриарха Московского и всея России св. Тихона, он проповедовал и выпускал брошюры, в к-рых осуждал расстрелы, изъятие церковных ценностей, закрытие церквей и монастырей, а также обличал обновленцев. Брошюры распространялись далеко за пределами Псковской губ. В 1922 г. архим. Владимир (Гиганов) был осужден за «контрреволюционную агитацию», приговорен к году лишения свободы, от наказания он был освобожден по амнистии. 22 сент. 1923 г. архим. Владимир вновь был арестован и привлечен к уголовной ответственности вместе со своим единомышленником, Порховским благочинным прот. Михаилом Евгеньевичем Лебедевым.

17 окт. 1923 г. уполномоченный Секретного отдела Псковского губотдела ГПУ Никитин, рассмотрев «материал о монастыре», подал в Псковский губисполком ходатайство о немедленном закрытии Н. Б. м., соответствующее решение было принято на заседании Псковского губисполкома 22 окт. 1923 г.

3-5 февр. 1924 г. в Пскове на судебном процессе архим. Владимир (Гиганов) и прот. М. Е. Лебедев были приговорены к тюремному заключению соответственно на 6 месяцев и на год условно, а также на 3 года ссылки. В том же году Псковский губисполком отклонил ходатайство верующих Александровской вол. Порховского у. об открытии в храме Н. Б. м. приходской церкви. Согласно сведениям 1924 г., все леса пустыни передали лесничеству. В том же году коммуна «Благовещенская» была ликвидирована, все монастырское имущество передано школе крестьянской молодежи. Постановлением президиума Псковского губисполкома от 1 дек. 1925 г. Порховскому уисполкому разрешено использовать закрытую домовую церковь мон-ря «для нужд школы крестьянской молодежи». 14 февр. 1927 г. губисполком принял решение о продаже кладбищенской церкви. 23 марта 1929 г. Псковский окрисполком приказал перевезти башенные часы бывшего мон-ря во Псков (часы были установлены в областном Доме Советов).

Насельники бывш. обители совершали церковные службы в окрестных селах. В с. Любовец они открыли небольшую церковь. В 1928 г. в газ. «Псковский набат» появилась заметка о крестном ходе, совершенном монахами. Окрисполком послал своих представителей на место и, заслушав их отчет, 9 нояб. 1928 г. принял решение произвести «окончательную ликвидацию монастыря»; адм. отделу было поручено изъять из него все имущество, относящееся к религ. культу (иконы, подсвечники и проч.), Порховскому райисполкому - приступить к переговорам о возможной «реализации церковного здания», а также принять меры к «выселению оставшихся бывших монахов».

Постройки Н. Б. м. были проданы на слом 13-й легкой танковой бригаде (по др. данным, 56-й стрелковой дивизии), базировавшейся на окраине Порхова. Кирпичи от разрушенных монастырских церквей и корпусов использовали при строительстве военного городка, к-рый был уничтожен при бомбардировке нем. авиации в первые дни Великой Отечественной войны. В 1942 г. Псковской миссией была предпринята попытка восстановить монашескую жизнь в пустыни. Митр. Литовский и Виленский, экзарх Латвии и Эстонии Сергий (Воскресенский) назначил настоятелем обители иером. Андрея (Тишко). 12 июля 1942 г., в день обретения мощей прп. Никандра, по призыву начальника миссии протопресв. Кирилла Зайца в пустынь пришел многолюдный крестный ход из окрестных селений и Порхова. Однако после того, как осенью того же года скончался от тифа игум. Андрей, монашеская жизнь в пустыни прекратилась, несмотря на то что туда приезжали служить протопресв. Кирилл и другие священники. Немецкие власти устроили в Н. Б. м. контору по заготовке древесины, проложив вдоль лесного шоссе узкоколейку, по к-рой лес отправлялся в дер. Хилово. На работу в пустынь пригоняли жителей окрестных деревень. Ок. 1946-1948 г. попытку возродить Н. Б. м. предпринимал архим. Агафон (Бубиц; 1886-1952), наместник Псково-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, с 1947 г.- настоятель приходского храма в с. Хохловы Горки Порховского р-на Псковской обл.

До нач. 50-х гг. XX в. на сохранившемся 1-м этаже настоятельского дома проживал егерь, позже дом был полностью разобран на кирпичи. В 70-х гг. XX в. камни от зданий обители были использованы для строительства комплекса в память о советских военнопленных, лагерь к-рых находился неподалеку. На монастырских землях был организован колхоз. На кладбище Н. Б. м. после войны были порушены кресты, сдвинуты надгробия. Святотатцы, по рассказам местных жителей, искали драгоценности. В монастырские св. источники сливали привозимый на подводах мазут.

Старое монастырское кладбище. Фотография. 2016 г.
Старое монастырское кладбище. Фотография. 2016 г.

Старое монастырское кладбище. Фотография. 2016 г.
К кон. 90-х гг. XX в. на территории пустыни сохранялись остатки кирпичной ограды и колокольни, руины Благовещенского собора, заросшие пруды, 4 колодца-источника и почти полностью уничтоженное кладбище с фундаментом церкви. Но к могиле преподобного и источникам приходили паломники. Над тем местом, где в соборе стояла рака прп. Никандра, в кон. XX в. верующие поставили металлический крест с иконой святого и железную ограду (ранее там стоял деревянный крест без ограды, могила была обложена известняком). Рабочие Порховского лесхоза в июле 1992 г. изготовили новый сруб и навес над одним из колодцев, в кон. 90-х гг. восстановили часовню прп. Никандра и срубы остальных источников. Псковские активисты расчистили кладбище и туевую аллею. Со стороны дер. Любовец к мон-рю была подведена насыпная дорога. С лета 1992 г. сотрудники Порховского краеведческого музея проводят пешеходные экскурсии с посещением территории Н. Б. м. Начали приезжать группы паломников из Порхова, Пскова, С.-Петербурга и др. городов.

В 2000 г. архиеп. Псковский и Великолуцкий Евсевий (Саввин) благословил послушника Крыпецкого во имя апостола Иоанна Богослова мужского монастыря В. Фёдорова на создание и регистрацию православной общины возрождавшейся обители. 15 февр. 2000 г. в Порховском р-не был зарегистрирован приход храма прп. Никандра Псковского.

Крестный ход на Благовещение Пресв. Богородицы в Никандровом мон-ре. Фотография. 2016 г.
Крестный ход на Благовещение Пресв. Богородицы в Никандровом мон-ре. Фотография. 2016 г.

Крестный ход на Благовещение Пресв. Богородицы в Никандровом мон-ре. Фотография. 2016 г.
29 мая 2001 г. на Псковском областном собрании депутатов после проведения круглого стола, посвященного воссозданию Н. Б. м., был создан попечительский совет обители. По благословению архиеп. Евсевия 30 июня того же года в пустыни поселился строитель инок Гавриил. В 2002 г. на месте бывш. монастырской часовни в честь Воздвижения Креста Господня построена и освящена 1-я в возрождаемой обители деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». На месте бывш. Геннадиевской ц. был построен деревянный храм во имя Царственных страстотерпцев (2005). В храмах имеются ковчежцы с частицами мощей мн. святых.

В сент. 2003 г. наместником Н. Б. м. назначен игум. Спиридон (Иващенко), переведенный из Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. В обитель была проведена линия электропередачи, произведено межевание лесного участка для нужд мон-ря. На источниках - сероводородном прп. Никандра, железисто-радоновом прп. Александра Свирского, апостолов Петра и Павла и на Казанском «глазном» источнике (считается, что его воды помогают при глазных болезнях) - устроены деревянные часовни с купальнями, на старом месте возле пруда построена братская баня. В дер. Любовец, на месте Зосимо-Савватиевской ц., утраченной в 40-х гг. XX в., устроен деревянный храм во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских (2005), в дер. Дубровно - деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» (2007; в память о разрушенных каменном Рождество-Богородицком и деревянном Знаменском храмах), в дер. Хилово при санатории сооружена каменная с деревянной колокольней ц. во имя вмч. Пантелеимона (2005). Все три храма - трехчастные, одноглавые, с колокольнями над притвором, церковь в дер. Любовец завершена шатром, остальные 2 храма имеют луковичные главы.

28 мая 2005 г. совершен крестный ход в память 150-летия установления крестного хода из пустыни в Порхов. В день обретения мощей прп. Никандра в обитель прибыла икона преподобного с его мощами. С этим образом был совершен крестный ход на источник апостолов Петра и Павла и отслужен водосвятный молебен. 7 окт. 2006 г., в день памяти прп. Никандра, архиеп. Евсевий освятил закладной камень воссоздаваемого в прежних формах Благовещенского собора. В 2010 г. в Благовещенском соборе завершены основные работы по внутренней и внешней отделке, установлен временный иконостас. 9 февр. митр. Евсевий в сослужении наместника обители игум. Спиридона и духовенства епархии освятил купола строящегося собора. 7 окт. того же года Благовещенский храм был освящен митр. Псковским Евсевием. Собор представляет собой четверик, окруженный пристройками со щипцовыми завершениями и увенчанный луковичным пятиглавием. Его отделка выполнена в формах, напоминающих неорус. стиль. В 2008 г. в Н. Б. м. были начаты работы по воссозданию настоятельского корпуса и подготовительные по строительству братского корпуса с трапезной, с 2012 г. продолжаются работы по внутренней и внешней отделке собора, братского и настоятельского корпусов.

Н. Б. м. включен в Единый гос. реестр объектов культурного наследия регионального значения. В обители проживают 5 насельников. При обители действует странноприимный дом. В большие церковные праздники, особенно в день памяти прп. Никандра (24 сент.), пустынь посещает множество паломников.

Ист.: Никандру Псковскому чудотворцу: Служба с Житием. М., 1799, 18012; ААЭ. Т. 3. № 145. С. 210; Жизнь, подвиги и чудеса прп. Никандра пустынножителя, псковского чудотворца // Псковские ЕВ. Ч. неофиц. 1898. № 3. С. 58-64; № 4. С. 77-82; № 5. С. 92-101; № 6. С. 105-110; № 7. С. 121-129; № 8. С. 137-144; № 9. С. 155-161; № 10. С. 169-178; № 11. С. 185-193; № 12. С. 201-209; № 13. С. 217-225; № 14/15. С. 233-248; № 16. С. 257-263; № 17. С. 273-282; Серебрянский Н. И. К истории борьбы с народными суевериями в 1-й пол. XVII в.: (Из местной старины) // Там же. 1905. № 24. С. 505-508; он же. Порядные записи Никандрова мон-ря // Тр. Псковского археол. об-ва за 1906 г. Псков, 1907. Вып. 4. С. 134-140; Окулич-Казарин Н. Ф., публ. [Док-ты 1598, 1620, 1742 гг.] // Там же, за 1907-1908 гг. Псков, 1909. Вып. 5. С. 118-119, 106-107, 114-115; он же [Док-т 1696 г.] // Там же, за 1910-1911 г. Псков, 1911. Вып. 7. С. 87-88; Лихтерман А., публ. [Док-т 1668 г.] // Там же, за 1911-1912 гг. Псков, 1912. Вып. 8. С. 305-308; Житие Никандра Псковского / Текст, пер., коммент.: В. И. Охотникова // БЛДР. 2005. Т. 13. С. 618-633, 826-828; Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв.: Исслед. и тексты. СПб., 2007. Т. 2. С. 505-755.
Лит.: ИРИ. Т. 5. С. 181-186; Евгений (Болховитинов), митр. Описание Благовещенской Никандровой пуст. Дерпт, 1821; Иосиф (Баженов), иером. Описание Св.-Благовещенской Никандровой пуст. СПб., 1858; Жизнь и подвиги прп. отца нашего Никандра, псковского чудотворца. СПб., 1861; Миротворцев М. Л. Никандрова пуст.: (Ист.-стат. описание) // Пам. кн. Псковской губ. на 1861 г. Псков, 1861. Ч. 2. С. 1-34 (То же // Порхов и его уезд: Сб. дорев. публ. Псков, 2005. С. 253-286); Строев. Списки иерархов. С. 396. № 9; Зверинский. Т. 2. № 943. С. 211; Словарь селений Порховского у. Псков, 1896; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастыр. жизни в Псковской земле. М., 1908; Лебедев Е. Е. Порхов и его окрестности. Новг., 1915. С. 58-62; Каган М. Д., Охотина Н. А. Житие Никандра Псковского // СККДР. 1992. Вып. 3. Ч. 1. С. 370-374; Крылов А. Е. Судьба Никандровой пуст. // С.-Петербургские ЕВ. 1995. Вып. 14. С. 32-36; он же. Край между Псковом и Новгородом. Псков, 2013; Коломыцева Н. В. Из истории Никандровой пуст. // Краеведческие чт. «Порхов-Холомки»: Тез. докладов науч. конф., посвященной 80-летию Порховского музея: (г. Порхов, июнь 1999 г.). Псков, 2001. С. 36-41; она же. Никандрова пуст. в нач. XX века // Краеведческие чт. «Порхов»: Мат-лы науч. конф. 28-30 сент. 2007 г. Псков, 2008. С. 42-48; она же. Никандрова пуст. в кон. XVIII - нач. XIX в. // То же: Мат-лы 10 науч. конф. 19-21 сент. 2008 г. Псков, 2009. С. 43-55; Никандрова пуст.: История и современность / Св.-Благовещенская Никандрова пуст. Псков, 20153.
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Никандров в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (пустынь) (Псковской и Порховской епархии)
См.также:
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле