Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКАНДР
Т. 49, С. 397-400 опубликовано: 3 августа 2022г. 


НИКАНДР

Никандр (Феноменов), митр. Ташкентский. Фотография. 2-я пол. 20-х — нач. 30-х гг. XX в.
Никандр (Феноменов), митр. Ташкентский. Фотография. 2-я пол. 20-х — нач. 30-х гг. XX в.

Никандр (Феноменов), митр. Ташкентский. Фотография. 2-я пол. 20-х — нач. 30-х гг. XX в.
(Феноменов Николай Григорьевич; 2.05.1872, Орловская губ.- 3.03.1933, Ташкент), митр. Ташкентский и Туркестанский. Из семьи священника. По окончании Орловской ДС поступил в 1893 г. в КДА. Во время учебы 3 апр. 1897 г. принял монашеский постриг с именем Никандр, 10 апр. был рукоположен во диакона, а 15 авг. того же года, по окончании академии со степенью кандидата богословия, рукоположен во иерея. С 3 окт. 1897 г. преподаватель гомилетики Тульской ДС. 18 янв. 1900 г. назначен инспектором Кутаисской ДС, 11 янв. 1901 г. переведен на ту же должность в Тифлисскую ДС. 21 янв. 1902 г. назначен ректором Тифлисской ДС; был возведен в сан архимандрита. Являлся членом Грузинского епархиального училищного совета (с 20 янв. 1901), совета Тифлисского миссионерского духовно-просветительского братства (с 4 апр. 1901), был цензором епархиального ж. «Пастырь» (с 20 апр. 1901) и читавшихся в Тифлисе проповедей (с 26 янв. 1903). В 1905 г., во время обсуждения вопроса о воссоздании самостоятельной Грузинской Православной Церкви, Н. выступил со статьей, в которой оправдывал каноничность действий имп. власти по упразднению грузинской автокефалии в 1811 г.: «Император Александр Павлович нашел нужным подчинить Грузинскую Церковь, когда Грузия вошла в состав Российской империи, Святейшему Синоду, а это - его право, которое не оспаривается даже правилами Святых Вселенских Соборов,- право, которым пользовались всегда и византийские императоры» (Никандр (Феноменов), архим. Об автокефальности Груз. Церкви и церк. жизни в Грузии при Католикосах // ДВГЭ. 1905. № 14. С. 21).

19 мая 1905 г. назначен на новоучрежденную Бакинскую викарную кафедру Карталинской и Кахетинской епархии. Однако 2 июня того же года определен епископом Кинешемским, викарием Костромской епархии. 10 июля 1905 г. состоялась архиерейская хиротония Н. Он проживал в Костроме, был настоятелем Богородицко-Игрицкого в честь Смоленской иконы Божией Матери муж. мон-ря. Как викарный епископ отвечал прежде всего за противораскольническую деятельность в епархии. 15 февр. 1908 г. назначен епископом Нарвским, 2-м викарием С.-Петербургской епархии. С 30 дек. 1909 г.- 1-й викарий С.-Петербургской епархии. Временно управлял епархией в периоды отсутствия правящего архиерея митр. Антония (Вадковского). Был награжден орденами св. Владимира 3-й степени (1909) и св. Анны 1-й степени (1912).

20 марта 1914 г. назначен епископом Вятским и Слободским. С началом первой мировой войны по инициативе Н. в Епархиальном доме был открыт лазарет духовного ведомства, на нужды к-рого архиерей пожертвовал 2,5 тыс. р. из личных средств. Под военные нужды были отданы помещения Вятского ДУ. Несмотря на военное время, в епархии при Н. продолжала развиваться миссионерская работа. На 3-м Епархиальном миссионерском съезде в сент. 1914 г. Н. предложил преобразовать противораскольническое Вятское братство свт. Николая Чудотворца в общемиссионерское и просветительское. В 1915 г. реорганизованное по проекту Н. Вятское епархиальное просветительско-миссионерское братство во имя свт. Николая стало заниматься широким кругом проблем, в т. ч. проповедью Православия среди нерусского населения, народным образованием, трезвенническим движением, а также вести благотворительную деятельность. Не прекращалось в епархии и храмостроительство. Вскоре по приезде в Вятку Н. обратил внимание местных властей на отсутствие приходских храмов в юж. части города. По ходатайству архиерея городская дума предоставила участок, и Н. первым внес 1 тыс. р. на строительство церкви. В 1914 г. был заложен храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Это была последняя вятская церковь, построенная в дореволюционный период. Нижний храм был освящен в нояб. 1915 г., строительство верхнего храма во имя свт. Николая закончилось уже после революции, в 1918 г. (храм был закрыт в 1929, вновь открыт в 1946 и разрушен в 1962).

После Февральской революции 1917 г. Н. сразу поддержал Временное правительство, 4 марта направив поздравительную телеграмму его председателю кн. Г. Е. Львову (по этому поводу Вятская городская дума выразила архиерею благодарность за «правильное понимание текущего момента»). В проповеди, произнесенной в кафедральном соборе 5 марта по случаю манифеста об отречении имп. мч. Николая II Александровича, Н. призвал паству относиться к этому событию как к «обыкновенному семейному делу», добавив, что «наконец, взрослые члены нашей семьи решили взять на себя все заботы государственные, а глава семьи, Царь, решил совершенно уступить им свое место». Н. принял участие в увольнении своего викария Сарапульского еп. сщмч. Амвросия (Гудко), обвинявшегося в правомонархических взглядах. 9 марта Н. направил в Синод телеграмму с просьбой о переводе еп. Амвросия в др. город, 18 мая тот был уволен на покой. Налаживая отношения с новыми властями, Н. отслужил молебен перед манифестацией в поддержку Временного правительства на «Празднике революции» 12 марта в Вятке. 12 апр. он обсуждал в Вятском губ. исполнительном комитете политические вопросы, к-рые епархиальное духовенство должно было разъяснять народу в проповедях.

Н. принял активное участие в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. в Москве и был избран председателем соборного издательского отдела. В нач. 1918 г., узнав о закрытии советскими властями в Вятской губ. духовных учебных заведений, национализации епархиальной типографии и реквизициях в храмах и мон-рях, Н. обратился с посланием к духовенству и мирянам, призывая встать на защиту церковного достояния «от кощунственного и насильственного захвата, в силу декрета, мыслимого лишь со стороны неверующих в Бога, явных слуг антихристовых». Н. запретил выдавать представителям советской власти церковное имущество и метрические книги и советовал «при набеге большевиков для грабежа церквей» созывать верующих набатным звоном. Вернувшись в Вятку после 2-й сессии Собора, Н. столкнулся с массовыми репрессиями, проводимыми властями против духовенства и активных прихожан. Было арестовано 15 священников и мирян, членов Вятского пастырско-мирянского собрания. В покои Н. ворвались вооруженные красногвардейцы, требуя передать им протоколы собрания. В ответ Н. предложил заключить в тюрьму его, но освободить др. арестованных. Летом 1918 г. он выехал в Москву для участия в 3-й сессии Поместного Собора. Выступал на соборных заседаниях с сообщениями о расстрелянных вятских священнослужителях. 20 июля он был избран членом Синода. 5 сент. 1918 г. постановлением Синода титул Н. был изменен на епископ «Вятский и Глазовский». 1 нояб. того же года он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве без предъявления обвинения. В связи с этим Н. был освобожден от управления Вятской епархией, временным управляющим которой 11 нояб. был назначен викарный Слободской еп. Алексий (Кузнецов). Через некоторое время Н. был освобожден из тюрьмы и вернулся к работе в Высшем церковном управлении. 30 дек. 1918 г. он оставил записку о находящихся в заключении в Москве священнослужителях (см. ст.: «Забота о братском посещении арестованных» // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2011. Вып. 3(40). С. 75-76). 7 апр. 1919 г. Н. возведен в сан архиепископа. Вскоре был вновь арестован и 23 апр. 1919 г. приговорен к 3 годам заключения в концлагере. Досрочно освобожден 9 сент. 1920 г., но уже 20 окт. того же года вновь арестован. Содержался вначале в подвале здания Московской ЧК, потом был переведен в Бутырскую тюрьму. В июле 1921 г. был освобожден под подписку о невыезде из Москвы. В сент. того же года вновь был назначен членом Синода, входил в круг ближайших помощников патриарха Московского и всея России свт. Тихона. По нек-рым сведениям, в том же году рассматривался вопрос о переводе Н. на Астраханскую кафедру, но назначение не состоялось из-за запрета властей на выезд архиерея из Москвы. Еп. Вениамин (Милов), в юности бывший в Вятке иподиаконом Н., вспоминал беседы с ним в нач. 20-х гг. в московском Даниловом монастыре: «Я чутко вслушивался в его речи о Моисеевом бытописании и о различных богословских вопросах. Весьма ценным качеством его служений была великая осторожность в рассмотрении истин. Уж если что услышишь из его уст, так это можно принимать спокойно» (Вениамин (Милов), еп. Дневник инока. Письма из ссылки. Серг. П., 1999. С. 110-111).

После кончины Крутицкого митр. Евсевия (Никольского; † 31 янв. 1922) патриарх Тихон назначил Н. митрополитом Крутицким, управляющим Московской епархией. Это назначение вызвало возражение со стороны председателя Московского епархиального совета прот. В. Кедрова. В условиях оппозиции части членов епархиального совета Н. проводил совещания с московскими благочинными, где обсуждались проблемы отдельных приходов, которые ранее епархиальный совет решал без консультаций с благочинническими советами. По решению Н. в Москве было учреждено новое внетерриториальное благочиние единоверческих церквей. Была начата подготовка к реформе епархиального управления. По проекту, разработанному благочинным прот. сщмч. Александром Заозерским, предполагалось разделение Москвы на 5-6 викариатств. Их епископы должны были составлять под председательством Н. орган, руководящий церковной жизнью столицы.

7 марта 1922 г. Н. провел совещание благочинных, на к-ром было зачитано послание патриарха Тихона в связи с начатой властями кампанией по изъятию церковных ценностей. На совещании обсуждались вопросы по организации ненасильственного сопротивления действиям властей. В ночь на 23 марта Н. был арестован сотрудниками ГПУ. Вместе с ним были арестованы Варшавский митр. сщмч. Серафим (Чичагов), Верейский еп. сщмч. Иларион (Троицкий), а также неск. московских священнослужителей, причастных к епархиальному управлению. Н. содержали в заключении во Внутренней тюрьме ГПУ на Лубянке. Он выступил в качестве свидетеля на 1-м Московском процессе в апр.-мае 1922 г. (см. Московские процессы). 5 мая 1922 г. Московский губернский революционный трибунал принял постановление о привлечении патриарха Тихона и Н. к судебной ответственности по обвинению в организации противодействия правительственному декрету об изъятии церковных ценностей. Летом того же года Н. был переведен в тюрьму в г. Владимир, затем вновь возвращен в Москву и помещен в тюрьму ГПУ на Лубянке. Проходил по одному следственному делу вместе с патриархом Тихоном, Новгородским митр. Арсением (Стадницким) и управляющим канцелярией Синода П. В. Гурьевым. 6 марта 1923 г. дело было передано для дальнейшего производства в Верховный суд РСФСР. 10 апр. на завершающем допросе Н. отказался признать себя виновным в антисоветской деятельности. Подготовленный властями суд над свт. Тихоном не состоялся, в июне 1923 г. патриарх был освобожден, однако др. обвиняемые по его делу оставались в заключении. 10 янв. 1924 г. Н., митр. Арсений и Гурьев были освобождены по решению Верховного суда, но уже 12 янв. Антирелигиозная комиссия (см. Комиссия по проведению отделения церкви от государства) при ЦК РКП(б) постановила: «Ввиду того что освобождение означенных лиц политически вредно - поручить ГПУ немедленно их арестовать» (Политбюро и Церковь. Кн. 1. С. 533). 15 янв. Н. был вновь арестован и помещен в Бутырскую тюрьму. Во время короткого пребывания на свободе Н. успел подать патриарху прошение об увольнении его с должности управляющего Московской епархией. 24 янв. 1924 г. патриарх Тихон подписал распоряжение: «Согласно словесной просьбе Высокопреосвященного Никандра, архиепископа Крутицкого, он увольняется временно по болезни на покой». 21 марта постановлением Президиума ЦИК СССР дело патриарха Тихона и всех проходящих по нему лиц, в т. ч. Н., было официально прекращено. Тем не менее 28 марта Комиссия НКВД по адм. высылкам приговорила Н., митр. Арсения и Гурьева к ссылке на 3 года в Ср. Азию.

Н. отбывал ссылку в пос. Чимбай (ныне город, Каракалпакия), затем был переведен в г. Хиву. После досрочного освобождения из ссылки в нояб. 1925 г. был возведен в сан митрополита и назначен на Одесскую кафедру, однако вскоре был вновь арестован и отправлен в ссылку в Ташкент. Весной 1927 г. освобожден из ссылки, прибыл в Москву. Поддержал заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси) в связи с изданием им «Декларации» 1927 г. о лояльности к советской власти (Акты свт. Тихона. С. 581, 592). 15 сент. 1927 г. митр. Сергий издал указ о переводе Н. с Одесской на Ташкентскую кафедру. По прибытии в Ташкент Н. столкнулся с церковными нестроениями из-за конфликта между ушедшим на покой Ташкентским еп. свт. Лукой (Войно-Ясенецким; впосл. архиепископ) и прот. М. Андреевым, настоятелем Успенского Куйлюкского храма в пригороде Ташкента. Часть верующих, недовольных увольнением еп. Луки, настороженно встретили нового правящего архиерея, были попытки сорвать его проповеди. Н. при поддержке пребывавшего в Ташкенте на покое митр. Арсения (Стадницкого) сумел примирить еп. Луку и прот. Андреева. Для успокоения паствы в июне 1929 г. состоялось совместное богослужение Н. и еп. Луки в Куйлюкском храме. В окт. 1929 г. Н. прибыл в Москву для доклада о положении в епархии. По его предложению 6 нояб. того же года митр. Сергий и Временный Синод освободили еп. Мелхиседека (Аверченко) от управления Пишпекским вик-ством и определили его в распоряжение правящего архиерея (Заславский В. Б. Пострадавшие за веру православную в Ташкентской епархии // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2006. Вып. 3(20). С. 123). В 1930 г. власти закрыли ташкентский кафедральный Сергиевский собор - последний правосл. храм в городе. Н. стал совершать богослужения в Скорбященской кладбищенской часовне вместе с пребывавшим в Ташкенте на покое митр. Арсением (Стадницким). Всего в обширной Ташкентской и Туркестанской епархии насчитывалось в это время 27 православных приходов. Н. состоял в числе постоянных членов Временного Синода. В конце жизни тяжело болел. Отпевание Н. совершил митр. Арсений, сообщивший о кончине Ташкентского митрополита в Москву (ЖМП, 1931-1935. С. 174). Н. был похоронен в Ташкенте на Боткинском кладбище за алтарем Скорбященской часовни.

Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 64-65; Политбюро и Церковь. Кн. 1. С. 48, 86, 88, 149, 356, 474, 533, 536, 556; Кн. 2. С. 42, 57, 58, 414, 425, 426; Следственное дело патр. Тихона: Сб. док-тов. М., 2000. С. 28, 33, 44, 46, 15-118, 120, 146-148, 151-154, 868; Сухих А., прот. «Вспомним поименно». Киров (Вятка), 2004. Кн. 3. С. 48-49; Владимир (Иким), митр. По стопам ап. Фомы: Христианство в Центр. Азии. М., 2011. С. 613-625.
Д. Н. Н.
Ключевые слова:
Митрополиты Русской Православной Церкви Никандр (Феноменов Николай Григорьевич; 1872 - 1933), митрополит Ташкентский и Туркестанский
См.также:
АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский
АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский