Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКАНДР
Т. 49, С. 393-395 опубликовано: 2 августа 2022г. 


НИКАНДР

Прот. Леонид Викторов (впосл. архиеп. Никандр). Фотография. 1940 г.
Прот. Леонид Викторов (впосл. архиеп. Никандр). Фотография. 1940 г.

Прот. Леонид Викторов (впосл. архиеп. Никандр). Фотография. 1940 г.
(Викторов Леонид Николаевич; 6.04.1891, с. Иловна Мологского у. Ярославской губ.- 16.08.1961, Ростов-на-Дону), архиеп. Ростовский и Новочеркасский. Из семьи священника. Учился в Пошехонском ДУ (1901-1905) и Ярославской ДС (1905-1911). По окончании семинарии за хорошие результаты в учебе получил право на стипендию для продолжения образования в духовной академии. В 1911 г. поступил в КДА, которую окончил в 1915 г. со степенью кандидата богословия. Вступил в брак и 15 авг. того же года был рукоположен во диакона, а 25 авг.- во иерея. Назначен священником кафедрального Спасо-Преображенского собора в Перми; также служил законоучителем в пермских учебных заведениях: Алексеевском реальном уч-ще, гимназии Л. В. Барбатенко и торговой школе.

Летом 1919 г. в связи с угрозой наступления Красной Армии из Перми в Сибирь была эвакуирована значительная часть духовенства, а также временно управляющий Пермской епархией еп. Борис (Шипулин). В кон. июня - нач. июля выехал с семьей в Омск и свящ. Л. Викторов. В сент. того же года он переехал в Томск, где оставил жену на попечение знакомых и поступил военным священником в армию адмирала А. В. Колчака. В янв.-февр. 1920 г. участвовал в т. н. Ледяном походе отряда ген. В. О. Каппеля на Иркутск и в Забайкалье. Получил в походе обморожение рук и ног. В 1921 г. прибыл во Владивосток, где узнал по сообщению из Томска о смерти жены от тифа. Перешел в подчинение Владивостокского еп. Михаила (Богданова), был возведен в сан протоиерея. Летом 1922 г. стал главным военным священником сформированного в Приморье соединения белых войск («Земская Приамурская рать») под командованием ген. М. К. Дитерихса. В окт. того же года отступил с разгромленными белыми войсками и русскими беженцами на китайскую территорию. Самостоятельно, без благословения правящего архиерея («руководствовался иерейской совестью») организовал ок. 10 приходов в местах расселения русских беженцев в Китае и Корее. Служил в г. Хуньчунь (пров. Гирин, Китай). Весной 1923 г. переехал в Харбин, был принят в клир Харбинской епархии РПЦЗ. Стал проповедником в кафедральном Николаевском соборе Харбина. 24 сент. 1924 г. чрезвычайным Епархиальным собранием избран членом Епархиального совета, с окт. того же года занимал должность его секретаря. В 1925 г. перешел в клир Пекинской епархии РПЦЗ, был назначен и. о. настоятеля Александро-Невской ц. в г. Ханькоу (ныне в составе г. Ухань, пров. Хубэй). В 1927 г. вернулся в Харбин, служил в Алексеевской ц. на Зелёном базаре. В том же году переведен священником в кафедральный Николаевский собор. Согласно некоторым сведениям, в нач. 30-х гг. получал предложения от архиепископов Пекинского Симона (Виноградова) и Североамериканского Аполлинария (Кошевого) занять викарную кафедру в их епархиях, однако отказался, посчитав себя недостойным архиерейства. С 1927 г. читал лекции на богословско-пастырских курсах в Харбине. В 1934 г. стал преподавателем Свящ. истории ВЗ на богословском фак-те Харбинского ин-та св. Владимира. Также преподавал Закон Божий в различных учебных заведениях Харбина, в т. ч. в гимназии Христианского союза молодых людей. Участвовал в великопостных религиозно-нравственных чтениях при Благовещенской ц. Харбинского подворья Пекинской духовной миссии, был цензором церковных изданий. В 1937 г. назначен ключарем (и. о. настоятеля) кафедрального Николаевского собора. Избран членом Епархиального совета и членом Епархиальной комиссии законоучителей.

27 дек. 1945 г. вместе с клиром Харбинской епархии перешел под юрисдикцию Московского Патриархата. Стал ближайшим помощником временно управляющего епархией архиеп. Нестора (Анисимова). 11 июня 1946 г. был издан указ патриарха Московского и всея Руси Алексия I, в котором говорилось: «Представленного Архиепископом Нестором кандидата в викарии протоиерея Леонида Викторова, по пострижении в монашество, назначить викарием Экзарха с титулом Епископа Цицикарского […] с тем, чтобы наречение и хиротония его во епископа были проведены в Харбине». Тем же указом архиеп. Нестор был возведен в сан митрополита и назначен патриаршим экзархом Вост. Азии. 14 сент. 1946 г. прот. Л. Викторов принял монашеский постриг с именем Никандр. 15 сент. возведен в сан архимандрита, 21 сент. было совершено наречение Н. во епископа Цицикарского, викария Харбинской епархии, а 22 сент. митр. Нестор возглавил его епископскую хиротонию в Харбине. После ареста 14 июня 1948 г. митр. Нестора Н. вступил во временное управление Харбинской епархией. В авг. того же года патриарх Алексий I также назначил его временно исполняющим обязанности экзарха Вост. Азии (т. о. в подчинении Н. стал находиться глава духовной миссии в Китае Пекинский архиеп. Виктор (Святин)).

Никандр (Викторов), еп. Архангельский и Холмогорский. Фотография. Нач. 1956 г.
Никандр (Викторов), еп. Архангельский и Холмогорский. Фотография. Нач. 1956 г.

Никандр (Викторов), еп. Архангельский и Холмогорский. Фотография. Нач. 1956 г.

В июне 1949 г. Харбин посетил с инспекцией от Московской Патриархии Курский еп. Нестор (Сидорук), к-рый отметил в своем отчете, что указания патриарха по активизации миссионерской работы среди китайцев в епархии не были выполнены. 22 авг. 1950 г. экзархом Вост. Азии был назначен Пекинский архиеп. Виктор, а Н. стал заместителем начальника духовной миссии в Китае и руководителем ее филиала в Харбине. 2 окт. 1950 г. он получил титул епископа Харбинского и Маньчжурского. В период управления Н. Харбинской епархией происходило постепенное угасание там церковной жизни из-за оттока правосл. рус. населения в связи с изменением политической ситуации в Китае. После образования КНР Московская Патриархия приступила к созданию Китайской автономной Церкви с духовенством и паствой из китайцев. В Харбине был организован Миссионерский попечительский совет, к-рый подразделялся на отделы: образования и кадров (по подготовке кит. духовенства), по организации правосл. кит. приходов (должен был заняться формированием смешанных русско-кит. приходов), по изучению законодательства КНР и переводческий. Однако попытки создания кит. правосл. общин оказывались малоуспешны. Положение осложнялось из-за конфликта, возникшего между Н. и архиеп. Виктором. В июне 1954 г. архиеп. Виктор в письме патриарху обвинял Н. в том, что тот «продолжал смотреть на нового Экзарха как на лицо чисто титулярное, держась изолированно, как чисто русский архиерей, и не принимая никаких мер к китаизации церковной жизни в своей епархии».

Правовое положение Православной Церкви в КНР оставалось неопределенным. Получение Церковью юридического статуса связывалось кит. властями с переходом церковного управления к лицам, имеющим гражданство КНР. В связи с этим возник вопрос о дальнейшем пребывании русского духовенства в Китае. По рекомендации Совета по делам РПЦ в Московской Патриархии было принято решение о перемещении Пекинского архиеп. Виктора и Н. на архиерейские кафедры на территории СССР. При этом была неясна дальнейшая судьба их епархий. В мае 1955 г. Н. обратился с письмом к главе ОВЦС Крутицкому митр. Николаю (Ярушевичу): «Если моя епархия закрывается, прошу подтверждения сего указом, и указаний, кому я имею передать управление и имущество. Если она остается действующей, и только под влиянием постепенно свертывается, то и в этом отношении мне необходимо знать, как и что делать и как поступать со святынями, утварью и всем церковным имуществом». Однако вопросы о церковном имуществе и статусе Православной Церкви в Китае решались советским и кит. руководством без учета мнения Патриархии. С сент. того же года, когда стало ясно о согласии правительства СССР на требования КНР, Н. организовывал выезд священников своей епархии в Советский Союз с гарантированным предоставлением им иерейских и диаконских мест. Клирикам, не желавшим ехать в СССР, предоставлялось право эмигрировать в другие страны. 27 февр. 1956 г. Н. по распоряжению Московской Патриархии покинул Харбин и отбыл в Москву.

8 марта того же года назначен епископом Архангельским и Холмогорским. 25 февр.1957 г. возведен в сан архиепископа. 25 февр. 1960 г. награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке. В период управления Н. Архангельской епархией советским руководством во главе с Н. С. Хрущёвым было начато очередное наступление на Церковь. Если за первые два года пребывания Н. на Архангельской кафедре число приходов в епархии выросло с 31 до 33, то в дальнейшем власти стали проводить массовое закрытие церквей. В результате в нач. 60-х гг. в епархии осталось лишь 18 зарегистрированных приходов, в т. ч. на территории входивших тогда в состав Архангельской епархии Мурманской обл. действовали 2 храма, Коми АССР - 1. Н. 16 марта 1961 г. переведен на Ростовскую и Новочеркасскую кафедру, через 5 месяцев скончался. 18 авг. его отпевание возглавил Воронежский еп. Сергий (Петров; впосл. митрополит). Н. был похоронен в ограде ростовского кафедрального собора в честь Рождества Пресв. Богородицы.

Лит.: Хиротония Никандра, еп. Цицикарского // Хлеб Небесный. Харбин, 1946. № 9/10. С. 55; Архиеп. Ростовский и Новочеркасский Никандр: (Некр.) // ЖМП. 1961. № 11. С. 51-52; Поздняев Д., свящ. Китайская Православная Церковь на пути к автономии / Проблемы Дальнего Востока. 1998. № 4. С. 125-134; Коростелев В. В., Караулов А. К. Последний архипастырь Маньчжурии (к 110-летию со дня рождения архиеп. Никандра) // Русская Атлантида. Челябинск, 2001. № 6. С. 3-11; № 7. С. 3-9.
Д. Н. Н.
Ключевые слова:
Архиепископы Русской Православной Церкви Никандр (Викторов Леонид Николаевич; 1891-1961), архиепископ Ростовский и Новочеркасский
См.также:
АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский